НЕОЦЕНИМЫЕ ФОТОДОКУМЕНТЫ

(К сорокалетию работы И. А. Оцупа)
В. ГРИШАНИН
сли собрать все снимки П. Оцупа и поставить их в известной исторической после
довательности, то получилась бы исключительно интересная галерея людей и фактов, прошедших перед объективом старейшего фоторепортера.
Когда Оцуп говорит, что в Русско-японскую войну и в мировую войну 1914 г. он ухитрялся
проникнуть для съемок на фронт, то это почти подвиг, ибо его поездки не имели ничего общего с поездками наших репортеров, передвигающих
ся на самолетах с документами авторитетных ведомств и встречаемых как желанные гости.
Сколько было у Оцупа унизительных ожиданий в передних штабов, сколько оскорбительной недоверчивости и хамства! Сколько было технических трудностей при проявке и промывке пластинок 13 X 18 см!
Ток. П. Оцуп снимал для целого ряда изданий. В его работе было много собственной инициа
тивы, личной находчивости, настойчивости, такта. Для нас работы П. Оцупа представляют поучительнейший документальный материал: в них от
ражены и революционный Петербург 1905 г., и очень интересные факты, русско-японской и мировой войны. Но за что мы все поистине должны быть бесконечно признательны т. Оцупу— это
за его самоотверженную работу после свержения самодержавия.
Начиная с февраля 1917 г., Оцуп со своей фотокамерой не уходит с улицы. Им сделаны важнейшие снимки этого периода. В снимках пока
заны боевые дни февральской революции: демонстрация 18 июня, митинги, съезды Советов, со
бытия 3—5 июля. Документально-историческое значение этих снимков огромно.
П. Оцуп — единственный фотограф Петрограда, снимавший Октябрьские дни 1917 г. в Смольном. За съемкой парада женского батальона, пришед
шего в Зимний дворец на защиту Керенского, последовал снимок Зимнего в момент начавшейся осады, затем снимок крейсера «Аврора».
В кинофильмах и пьесах «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Выборгская сторона» мы видим, как различные моменты в той или иной
степени отправляются от фактов, запечатленных на стекле т. Оцупом.
Началась гражданская война. Фоторепортер остался фоторепортерам. П. Оцуп снимал окопы под Гатчиной и на Туркестанском фронте, бои про
тив кронштадтских мятежников и Первую Конную в Ростове и на Украине. Тов. Оцуп сделал заме
чательные групповые снимки «Товарищи Ворошилов, Фрунзе, Буденный», затем «Товарищи Буденный, Ворошилов, Тимошенко», множество сним
ков, характеризующих повседневную будничную жизнь Красной Армии.
Тов. Оцуп создал ряд снимков первых майских парадов. Скромность боевых средств Красной Ар
мии того времени очень поучительно выглядит по сравнению с нынешней нашей несокрушимой военно-технической мощью. П. Оцуп снимает всюду, где происходят исторические собы
тия, — на съездах партии, на съездах Советов, на конгрессах Коминтерна, встречи Красной Ар
мии со своими шефами. У него множество пре
восходных снимков: Клара Цеткин с сибирским партизаном Иваном Гуляевым, Тельман на три
буне и т. д.; мхатовцы впервые на демонстрации с плакатом «Искусство — трудящимся». Среди участников демонстрации—К. С. Станиславский, В. И. (Немирович-Данченко, О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и другие.
В фотографическом фонде П. Оцупа есть замечательные группы и портреты руководителей партии и правительства.
Все эти снимки — настоящий репортаж. В кадр, как правило, входят различные, документирую
щие дату и обстановку, компоненты. Строгий критик, пожалуй, даже скажет, что в иных кад
рах у т. Оцупа «много лишнего». Но за это «лишнее» мы можем выразить т. Оцупу лишь признательность. Очень хорошо, что незабвен
ный Яков Михайлович Свердлов снят во весь рост, в свободной позе, в характерной для того времени обстановке.
Ф. Э. Дзержинский у себя в кабинете, а затем в автомашине. Выступление М. И. Калинина по
сле избрания его председателем ВЦИК. М. И. Калинин снят также в деревне на сенокосе, с ребятами, в беседах с односельчанами, с учи
тельницей, у которой учился в школе. Превосходны фотопортреты В. В. Куйбышева, А. М. Горького, М. В. Фрунзе, А, Д. Цурюпы, В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича.
И, В. -Сталин в эти первые годы революции находился неотлучно на фронтах. У т. Оцупа есть замечательный портрет товарища Сталина, сделанный по возвращении (Иосифа Виссарионовича с Царицынского фронта.
К выдающимся произведениям советского фотоискусства должны быть отнесены фотопортреты В. И. Ленина, работы П. Оцупа.

Е