является Лишь первой попыткой в этом направлении, отнюдь не претендующей на исчер
пывающий охват исторического и художественного фотографического материала о Ленине и Сталине, которым располагает советская фотография, и который является бесценным достоянием нашей страны и всего трудящегося челове
чества. Мы попытаемся для начала выделить, дать перечень и описание только особо выдающихся и наиболее популярных произведений советского фотоискусства.
Исключительное значение имеют фотографические отдельные и групповые снимки, которые сохраняют и воссоздают образ живого Ленина, по
казывают ело таким, каков он был в жизни и
борьбе. Известны сотни таких фотоснимков. Почти все они собраны в первых отпечатках и, в значительной части, в негативах Центральным музеем В. И. Ленина. Большое количество их художественно увеличены и экспонированы в залах Музея. Среди них имеются портреты, которые занимают первые места среди лучших про
изведений советского фотоискусства, они хранят для современников и потомков облик великого Ленина, помогают воссоздать образ «горного орла, не знающего страха в борьбе и смело ве
дущего вперед партию по неизведанным путям русского революционного движения»*.
К числу выдающихся произведений фотоискусства надо отнести фотопортреты, сделанные, в январе 1918 г. М. С Наппельбаумом. Эго первые послеоктябрьские фотопортреты В. И. Ленина, выполненные с большим старанием и искусством.
Об этой фотосъемке старый мастер портретной фотографии вспоминает:
В Ленине, спокойном и уверенном, сразу чувствовалась непоколебимая внутренняя воля. Меня поражали в Ленине проницательный взгляд, почти неуловимая ирония в глазах, прекрасно раз
витый лоб большого ученого. Но я видел перед собой не только ученого и теоретика, но и вождя рабочих. Мне хотелось запечатлеть на стекле живой реальный образ гения пролетар
ской революции. («Советское фото» № 11, 1937 г., сдр. 3).
Фотографу-художнику удалось в значительной мере разрешить поставленную задачу, — сделан
ный им портрет Ленина передает облик вождя и гения социалистической революции, его му
дрость и, вместе с тем, исключительную человеческую обаятельность; на этом портрете особен
но удачно, как ни на одном другом, запечатлен выразительный «сократовский лоб» **, переданы
* И. Сталин. О Ленине (Речь на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 г. ).
** М. Горький. В. И. Ленин. Сборник «О Ленине», т. 1, стр. 10 и 36. Изд. Гослитиздата, 1939 г.
И. В. Сталин Фото П. Новицкого
чуть прищуренные, с морщинками в углах, глаза «прекрасного товарища, веселого человека с живым и неутомимым интересом ко всему в мире, с поразительно мягким отношением к людям»***.
Очень хорошо и в том же году был сделан другой портрет Ленина (работы П. Оцупа). Этот портрет получил особенно широкое распростране
ние по всему миру и едва ли не является одним из самых популярных и лучших портретов Владимира Ильича. Одновременно был сделан портрет у книжного шкафа в рост.
Оба эти портрета являются подлинно реалистическими произведениями фотоискусства. Они отличаются простотой большого мастерства, об
лик вождя передан в них незабываемо, черты непоколебимой внутренней воли, спокойствия и мужественности запечатлены с предельной ясностью и четкостью.
Большой популярностью пользуется и также должен быть отнесен к подлинным произведе
ниям фотоискусства портрет В. И. Ленина за письменным столом с номером «Правды». Этот портрет работы П. А. Оцупа имеется в несколь
ких вариантах. На одном — Владимир Ильич читает «Правду»; на другом — смотрит вперед, ле
вая рука лежит на развернутой брошюре; на третьем—Владимир Ильич смотрит вперед, обеи
*** Там же, стр. 31.