В. И. Ленин и Я. М. Свердлов на закладке памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу (Москва, 1918 г. ) Фото П. Оцупа
ми руками держит страницы развернутой брошюры. Лучшим из вариантов считается первый. Он и технически значительно лучше удался; остальные требовали основательной ретуши. Неоспори
В. И. Ленин на прогулке в Кремле (1920 г. )
Фото из Музея В. И. Ленина
мо, что эти варианты были сняты в один и тoт же день (один и тот же костюм, одни и те же предметы на столе, строго в том же самом рас
положении), однако, первый из этих вариантов в одних случаях датируется 1918 г., в других — 1920 г., а второй вариант относят к 1922 г. Это свидетельствует о том, что с датами редчайших ленинских фотопортретов еще не все обстоит
благополучно — работа огромного исторического значения по уточнению дат еще не закончена.
Большая серия портретов В. И. Ленина, сделанных Оцупом и особенно полно представленных на недавней выставке в Москве в Централь
ном доме Красной Армии им. М. В. Фрунзе (в связи с 40-летием деятельности Оцупа) представляет исключительную и политическую, и историческую, и художественную ценность.
Из других портретов В. И. Ленина, снятых в его рабочем кабинете, следует отметить пор
трет 1921 года, сделанный во время приема одной из иностранных делегаций. Ленин сидит
за столом (полуоборот фигуры налево, правая рука на столе, из-за плеча видна спинка плете
ного кресла, галстук в частую полоску). В этот раз было сделано фотографом также несколько вариантов (с большим и с меньшим поворотом лица), но отмеченный является наиболее удавшим
ся; он прекрасно схватывает выражение лица, с которого только что сбежала улыбка; кроме того, этот вариант технически лучше выполнен, резче, по сравнению с остальными, требовавшими тщательной ретуши.
Удались портреты, снятые в 1920 г. во время Второго Конгресса Коммунистического Интернационала. Это прежде всего исторический пор
трет— В. И. Ленин и А. М. Горький (во весь рост), выделенный из большой группы. Фотохудожественную отделку этого портрета еще нельзя считать законченной: фигуры Ленина и Горького можно и нужно гораздо лучше выде
лить из группы. Другой замечательный портрет— это В. И. Ленин, записывающий выступления ораторов. Владимир Ильич сидит с папкой на ступеньках эстрады, сосредоточенно наклонился над бумагой, куда он заносит свои замечания.
Исключительную историческую и художественную ценность представляет серия портретов, сделанных различными фоторепортерами во время
выступлений Ленина на массовых митингах и праздниках.
В эту серию входит фотопортрет работы П. Новицкого (1918 г. ), экспонированный на 1-й Всесоюзной выставке фотоискусства (1937/1938 г. ): Ленин в зимнем пальто и каракулевой шапке го
ворит на Красной площади, голова поднята немного вверх в твердом волевом движении, лицо одухотворено энергией и непреклонностью.