Замечателен портрет работы К. Кузнецова: Ленин говорит на Красной площади с грузовика в день Всевобуча 1919 года. Ленин без пальто, правая
рука его со смятой кепкой в энергичном жесте обращена вниз, корпус чуть отклонен назад.
Другой фотопортрет: Ленин выступает на Театральной площади на демонстрации по поводу
проводов войск на польский фронт (1920 г. ). Фигура Ленина несколько выдвинута влево и вперед, между пальцами правой руки зажата
смятая кепка, вся его фигура и лицо схвачены необычайно удачно — в момент особой выразительности, одухотворены решимостью, непреклонной волей к победе. Этот портрет (Г. Гольдштейна и Л. Леонидова) заслуженно популярен и спра
ведливо считается одним из лучших произведений фотоискусства, отображающих Ленина — пламен
ного трибуна, вождя многомилионных масс, воплощающего их стремление к прекрасной счаст
ливой жизни и непреклонность в борьбе за такую жизнь.
Этот портрет, как ни один другой, может ил
люстрировать одну из блестящих, незабываемых характеристик Ленина, сделанных в речи товарища Сталина (28 января 1924 г. ). Ленин предстает на этом портрете как подлинный
«сгусток энергии, вдохновляющий своих сторонников к новым боям, к будущей победе».
Именно этот портрет вдохновил В. В. Маяков
ского на следующие строки из «Разговора с товарищем Лениным»:
Двое в комнате:
Я
и Ленин — фотографией
на белой стене. Рот открыт
в напряженной речи, усов
щетинка
вздернулась ввысь, в складках лба зажата
человечья,
в огромный лоб огромная мысль. Должно быть,
под ним
проходят тысячи... Лес флагов...
рук трава... Я встал со стула,
радостью высвечен — Хочется
итти
приветствовать, рапортовать! *
* Собр. соч. В. Маяковского в четырех томах 1936 г., т. 4, стр. 150.
В. И. Ленин (1919 г. )
Фото из Музея В. И. Ленина
Теми же фотографами в том же 1919 г. был сделан портрет В. И. Ленина, выступающего на
Красной площади в день Всевобуча (тогда же, когда фотографировал и К. Кузнецов). Ленин снят снизу вверх, почти во весь рост, правая рука протянута как бы для рукопожатия, левая —
опущена и сжата в кулак; мужественен и решителен поворот всей фигуры.
Серию фотопортретов В. И. Ленина завершают профессиональные (в небольшом количестве) и
любительские (в большинстве) снимки, сделанные в Горках в период болезни Владимира Ильича. Среди этих портретов замечательны несколько групповых портретов Ленина с детьми
и три портрета исключительного исторического значения и ценности—В. И. Ленин и И. В. Сталин (1922 г. ). Последний портрет сохранился в трех вариантах: первый—горизонтальный—В. И. Ленин
и И. В. Сталин сидят рядом, и два вертикальных
кадра: на одном они стоят рядом, на другом сидят — Ленин на переднем плане несколько ни
же, Сталин — сзади, немного выше (см. стр. 7). Фотолюбителю, которому посчастливилось сделать эти замечательные портреты, вполне удался
только первый вариант; два других, к сожале
нию, не получились достаточно резкими и нуж
даются в самой тщательной дополнительной фотохудожественной доработке.