Исключительное значение и историческую ценность имеют не только те фотографические изо
бражения В. И. Ленина, которые мы перечислили и которые следует рассматривать как произведе
ния советского фотоискусства, но и абсолютно все фотографические снимки, на которых В. И. Ленин изображен в разные периоды своей жизни, полностью отданной борьбе за дело ра
бочего класса, за победу трудящихся, и снимки, на которых с большей или меньшей художественной и технической удачей зафиксирован любимый облик гениального вождя трудящихся.
Н. К. Крупская в своей статье «О пьесах, посвященных Октябрю», писала:
«Мне кажется, что артистам надо учиться исключительно по фото, причем надо знать, к какому моменту фото относить. Фото в связи
В. И. Ленин и А. М. Горький на Втором Конгрессе Коминтерна (1920 г. ) Фото П, Оцупа
с изучением жизни и борьбы Ильича очень много может дать актеру». («Правда» от 13/XII 1937 г. ).
К этому следует прибавить: фото в изучении образа Ленина многое может дать и дает не только актеру, но и художнику, и писателю, и драматургу, и киноработнику — мастеру любой отрасли искусства, работающему над воссозда
нием в художественном произведении образа Ленина.
Из широко опубликованных статей и бесед мы узнаем, какую огромную помощь в этом направлении фотография оказала авторам пьес и сце
нариев, режиссерам и постановщикам, актерам и
художникам-гримерам, создававшим и ставившим пьесы и кинокартины, в которых показан Ленин. По произведениям живописи, скульптуры, графики мы видим, как широко и бережно используют фотографические документы о Ленине наши выдающиеся художники.
Перед работниками Центрального музея В. И. Ленина и работниками фотографии стоит задача—составить и опубликовать самый подробный перечень всех фотографических изображе
ний В. И. Ленина с описанием фотоснимков и точно установленными датами. Перед фотоработниками, перед лучшими специалистами фотогра
фической техники и художественного фотомастерства остается задача — доработать многочисленные варианты технически неудавшихся сним
ков Ленина. Путем соответствующей тщательной доработки ряд снимков может быть восстановлен и улучшен, может и должен пополнить ленинскую фототеку, каждый документ которой, повторяем, имеет безграничную ценность и для современников и для будущих поколений.
*
Крупнейший французский писатель и непримиримый борец против империалистической войны и фашизма Анри Барбюс свою последнюю книгу написал о Сталине. Барбюс писал в этой книге:
«Ленин живет всюду, где есть революционеры. Но можно сказать: ни в ком так не воплощены мысль и слово Ленина, как в Сталине. Сталин — это Ленин сегодня».
Барбюс писал о Сталине:
«Грандиозная задача — воссоздать облик человека, так неразрывно слитого с работой мирового значения, облик политического бойца, сквозь который видны миры и эпохи».
И к своей книге «Сталин» Барбюс дал подзаголовок: «Человек, через которого открывается новый мир».
Поистине грандиозна задача, велика честь и ответственность — запечатлеть черты этого человека. Вот чем объясняется то огромное, ни с чем