столетие фотографии

В этом году исполнилось столетие фотографии —
одного из величайших изобретений XIX века, неизмеримо обогатившего человечество, быстро двинувшего вперед развитие науки и техники, ставшего колыбелью нового искусства — фотографического искусства.
Труды многих ученых и изобретателей, долгое время работавших над закреплением изображений с помощью света, увенчались успехом. В
1839 г., сто лет назад, был наконец найден и практически осуществлен замечательный способ
закрепления чудесного светового изображения на светочувствительной поверхности, родилась фотография. День 7 января 1839 г., когда фран
цузский физик Франсуа Араго сделал сообщение
Парижской Академии наук об опытах Дагерра и Ньепса, принято считать датой рождения фотографии.
Огромное значение этого изобретения было очевидно даже для его современников. Знамени
тые физики Араго, Гей-Люссак, художник Делярош мудро предвидели судьбу нового изобретения, которое, став достоянием человечества, по
лучит широчайшее применение во всех областях науки, техники, искусства и культуры. Фотография действительно облагодетельствовала челове
чество, заняв почетное место в ряду величайших достижений мировой культуры.
Наряду с книгопечатанием фотография стала одним из могущественнейших средств общения народов, сыграла исключительную роль в развитии мировой цивилизации.
Услуги, оказанные фотографией науке, неоценимы. При помощи фотографии сделаны величайшие открытия в астрономии, физике и химии, в
биологических и медицинских науках, в геодезии и геологии, в географии и истории. Учение об
атомном ядре, исследование движения планет, анализ структуры веществ, рентгенология, рас
шифровка редчайших документов и т. д. — ни одна отрасль науки не может обойтись без фотографии.
Фотография вошла во все отрасли науки как важнейшее средство исследовательской работы, создала условия для появления кинематографии, позволившей изменять масштаб времени, исследо
вать явления, протекающие за десятитысячные доли секунды, или просмотреть за несколько минут явления роста и другие изменения, проте
кающие годами. Фотография превратилась в мощное орудие агитации и пропаганды, выросла
до уровня самостоятельного изобразительного искусства.
За сто лет своего существования фотография как наука прошла огромный плодотворный путь. Не мало ее успехов должно быть отнесено и на долю советских ученых. В числе выдающихся ра
бот следует отметить исследования акад. С. И. Вавилова, А. И. Рабиновича, X. С. Багдасарьяна, С. В. Натансона; исследование Т. П. Кравца и М. М. Савостьяновой о природе скрытого изображения, работы В. А. Бекунова в области ре
шения проблемы фотографической активности желатины; труды К. В. Чибисова и Н. В. Макарова по теории синтеза и сенсибилизации фотоэмульсии и др.
Успехи фотографической науки способствовали и огромному росту фотографической промыш
ленности. Миру известны сложнейшие фотографические аппараты, весьма точные оптические приборы, большое разнообразие фотографических принадлежностей, пластинок, пленок, фотобумаг.
За сравнительно короткий срок молодая фотопромышленность, созданная у нас лишь после Великой Октябрьской социалистической револю
ции, освободилась от иностранной зависимости. За 10 лет Своего существования наша фотоаппаратурная промышленность выпустила около мил
лиона фотоаппаратов, в том числе около 80 тыс. камер ФЭД. В этом году предстоит выпуск ряда новых советских фотографических камер, в числе которых прекрасная камера «Репортер» и несколько пленочных камер.
Сейчас в нашей стране производится все необходимое для нужд научной, прикладной, художественной и любительской фотографии.
До Великой Октябрьской социалистической революции фотография как искусство развивалась в нашей стране под большим влиянием живо
писи. С историей фотографии в России связаны имена знаменитых русских фотографов — С. Л. Левицкого, А. О. Карелина, М. П. Дмитриева. Их работы получили заслуженное признание не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.
Новые творческие пути открылись перед фотографией в нашей стране, как и перед другими
искусствами, лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в первые дни гражданской войны на ее передовых позициях мы видим самоотверженную работу советских фоторепортеров и фотолюбителей, сохранивших для истории фотодокументы незабываемых эпизодов борьбы за установление диктатуры проле
тариата. Достаточно вспомнить замечательные снимки, показанные на Первой всесоюзной вы