ставке фотоискусства; эти снимки, взятые из музея В. И. Ленина, из музея Революции СССР и других музеев страны, являются неоценимыми документами истории советского народа, истории Всесоюзной коммунистической партии.
Значение фотографии как одного из действенных средств художественно-политической агитации и пропаганды нашло свое отражение в ука
зании В. И. Ленина, требовавшего «интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями».
Закаленный в огне гражданской войны, активно включившийся в социалистическое строитель
ство советский фоторепортаж шел вместе с со
бытиями, которыми жила наша родина, создав ряд выдающихся произведений, отображающих всемирно-исторические победы страны социализма, закрепленные в Сталинской Конституции.
Отражая жизнь социалистической страны в ярких убедительных образах, художественный фоторепортаж по праву занял ведущее место в советском фотоискусстве.
Оторванная от социальной жизни, идейно опустошенная, находящаяся в плену формалистского трюкачества художественная фотография в капи
талистических странах не служит интересам на
рода, не служит идеям гуманизма и воспитания масс. Наоборот, она делает все для отравления сознания масс, отвлекая ее от глубоких социальных противоречий.
Фашистские агенты — троцкистско-бухаринские вредители, кое-где пробравшиеся в наши фотографические организации, делали все, чтобы вы
травить идейно-политическое содержание советской фотографии, чтобы всячески умалить, при
низить ее художественно-пропагандистскую силу. Враги пытались направить советскую фотогра
фию по пути «голой информационности», отвлечь фотографическую молодежь и старых фотомастеров от того участка фотоискусства, который яв
ляется политически наиболее действенным. Маска с фашистских агентов была сорвана. Они получили по заслугам.
Коллектив советских фотохудожников с огромным воодушевлением работает на всех участках социалистического строительства. Страна, советский народ знают имена лучших наших фотома
стеров, ряды которых пополняются молодыми талантливыми кадрами.
Работы советских фотомастеров получили признание на многих международных фотовыставках и фотосалонах.
Достигнуты первые обещающие успехи в области освоения цветной фотографии.
С большим интересом следит советский народ за работой мастеров фоторепортажа, снимки ко
торых дают наглядное представление о делах и людях нашей страны. В миллионах экземпляров распространены снимки, сделанные на съездах
и народных праздниках. В лучших из этих снимков, ставших подлинно народными картинами, запечатлен образ великих вождей народов товарища Ленина, товарища Сталина; встречи руко
водителей партии и правительства с лучшими сынами народа — стахановцами, летчиками, кол
хозниками, подвиги папанинцев, героев Хасана, героев Советского Союза.
Героический советский народ — вот самая главная, самая увлекательная тема советских фотографов.
Партия и правительство высоко ценят художественно-пропагандистскую роль фотографии, ок
ружают вниманием ее творческие кадры, помо
гают развитию фотолюбительства — - одного из видов народного самодеятельного искусства.
Советская фотография как искусство стоит на правильном пути; в напряженной творческой работе овладевают наши фотомастера методом социалистического реализма, решительно освобождаясь от натурализма и формализма.
«Социалистический реализм, — сказал тов. М. И. Калинин на собрании московских работни
ков искусств 9 января с. г., — должен отвечать условиям нашего социалистического общества. Он есть высший принцип искусства. Это требует иного подхода к обрисовке характеров и типов. Это предъявляет иные требования ко всей компо
зиции художественного произведения. Чем выше произведение по своей форме, по своим художественным достоинствам, тем богаче оно долж
но быть по своему содержанию, т. е. тем полнее оно должно отображать новый, социалистический
мир с его стремительным движением вперед, с его увлекательными перспективами. И, наоборот, чем богаче произведение своим социалистическим содержанием, тем более совершенным оно должно быть по своей форме, по своим художественным достоинствам».
Постановление Центрального Комитета «О постановке партийной пропаганды в связи с вы
пуском «Краткого курса истории ВКП(б)» превращает печать в важнейшее оружие пропаганды и агитации. Повышается и политическая роль фо
тоснимка в печати, роль фоторепортажа. Перед работниками советского фотоискусства стоит задача — овладеть теоретическим богатством боль
шевизма, учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, чтобы создавать произведения подлинно народные, достойные сталинской эпохи.
Столетие фотографии, совпадающее с двадцатилетием советской фотографии, застает советское фотоискусство в период его подъема. Кадры со
ветской фотографии всегда готовы работать как патриоты своей горячо любимой родины на любом
участке социалистического строительства, а если понадобится и в любой боевой обстановке, если враг посмеет нарушить священные советские рубежи.