С. Евгенов

Дагерр, Ньепс,

Тальбот

1839 год вошел в историю мировой науки, в историю человеческой культуры как дата изобретения фотографии. В этом году была практиче
ски осуществлена идея закрепления изображений, получаемых при помощи света (отсюда и назва
ние: фотография, т. е. светопись), и широко опубликован первый способ закрепления таких изображений.
Как и все другие величайшие открытия в области науки и техники, изобретение фотографии в наибольшей мере является результатом труда не
скольких поколений ученых и изобретателей. Оно было подготовлено и обусловлено рядам предше
ствующих социально-экономических факторов, рядом изобретений и усовершенствований в области физики и химии — наук, от которых произошла. и с которыми теснейшим образом связана фотография.
Совершенно очевидно, что задолго до того периода, как возникла идея закрепления на свето
чувствительной поверхности изображения, должен был быть сконструирован прибор, при помощи которого можно было бы получать (хотя бы еще и не в закрепленном виде) достаточно четкое отображение предметов внешнего мира. Идея такого прибора возникла еще у гениального италь
янского художника и ученого эпохи Возрождения Леонардо да-Винчи (1452 — 1519). Он одним из первых обратил внимание на то, что если в ставне окна сделать небольшое отверстие, то на стене, противоположной окну, появляется изображение внешних предметов.
Несколько позже, в XVI веке, соотечественник Леонардо да-Винчи физик Джиованни Порта использовал стекло-чечевицу, вставленное в отверстие ставни, а затем сконструировал переносную камеру-обскуру (темную камеру), которая при по
мощи зеркала или призмы собирала лучи от внешнего предмета, преломляла их и отражала на столик или бумагу, служившие экраном. Тот же Порта сконструировал камеру-обскуру в виде ящика, от которого — вне всякого сомнения — и произошел наш современный фотографический аппарат. Но от изобретения камеры-обскуры до изобретения фотографии было далеко: на то, чтобы разработать способ закрепления изображений, получаемых посредством камеры-обскуры, потребовалось свыше двух столетий,
Изобретение фотографии в значительной мере приблизило успехи, достигнутые химией в XVIII веке и, особенно, в (первой половине XIX века. Необходимо при этом подчеркнуть, что в развитии самой химии, а следовательно, и в изобрете
нии фотографии, огромную роль сыграли такие социально-экономические факторы, как Французская буржуазно-демократическая революция 1789 г., со стопятидесятилетием которой совпадает столе
тие фотографии, и революции первой половины XIX века. Именно они обусловили те экономиче
ские сдвиги, которые подготовили развитие промышленности и благоприятствовали практическо
му применению и освоению достижений химии как в промышленности, так и в различных прикладных отраслях.
Изобретение фотографии — практическая разработка первого способа прочного закрепления безукоризненно точных изображений, полученных при помощи света, посредством камеры-обс
куры, принадлежит Луи-Жак-Мандэ Дагерру, окончательно разработавшему и широко опубликовавшему свое открытие в 1839 г.
Ряд лет (1829 — 1833 гг.) Дагерр работал над осуществлением этого изобретения совместно с Жозефом Нисефором Ньепсом.
С их именами — в первую очередь и теснейшим образом — связано одно из величайших изобретений, безмерно обогативших человечество.
I
Луи-Жак-Мандэ Дагерр родился во Франции 18 ноября 1787 г., в самый канун Великой фран
цузской революции. В стране в это время уже нарастало революционное брожение.
Обнаружив у сына интерес и способности к рисованию, родители определили 12-летнего Луи в орлеанскую рисовальную школу, а через четы
ре года отдали в обучение к художнику-декоратору Дегатти. Выбор профессии и патрона ока
зался как нельзя более удачным. Дагерр проявил особенный талант в понимании перспективы и
освещения, у него развился вкус, и он с большим успехом начал работать в качестве художникадекоратора.
Однако эта работа, мало удовлетворяла Дагерра, не давая достаточно широкого и специально
го применения его искусству. Он предпочел заняться изготовлением красочных видовых пано
рам, которые размещались в просторных, зача
стую специально сооруженных залах, а иногда и просто в балаганах, и были в те годы таким же
излюбленным массовым зрелищем жителей европейских столиц, как в наше время — кино.
В сотрудничестве с другими художниками молодой Дагерр писал грандиозные панорамы Рима, Неаполя, Афин, Иерусалима и других городов, пользовавшиеся популярностью среди туристов.