МУЗЕЙ ЛЕНИНА В ФОТОДОКУМЕНТАХ

С

тудия массовой художественной фотопродукции «Фотохудожник» приступила к выпуску серии альбомов, отображающих в фото
документах, репродукциях и текстах жиз
ненный путь нашего великого учителя - Владимира Ильича Ленина.
Вся эта работа проводится по материалам Центрального музея В. И. Ленина. Всего, вклю
чая альбомы, уже выпущенные в 1938 г. (залы I, II, III, IV, VIII - IX), должно быть выпу
щено 16 альбомов. Кроме того выпускается один «общий» альбом, состоящий из 93 листов, который должен дать читателю общее представление о Центральном музее В. И. Ленина.
В свете постановления ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпу
ском «Краткого курса истории ВКП(б)» издание указанной серии альбомов приобретает громад
ное значение. Для изучающих историю нашей великой партии Ленина - Сталина, дли кон
сультантов, партийных кабинетов материалы музея В. И. Ленина, показанные в фотодокументах, представляют собой ценное пособие.
Альбом по первому залу (33 фото) охватывает период от школьных лет Владимира Ильича до 1893 г. С величайшим вниманием и интересом просматриваешь листы, где показаны кни
ги, которые читал В. И. Ленин в эти годы; страницы рукописи «Новые хозяйственные дви
жения в крестьянской жизни», одна из первых работ Владимира Ильича. Вот портрет Федосе
ева, организовавшего в Казани марксистский кружок, в этот кружок вступил В. И. Ленин.
Даны портреты Скляренко, Лалаянца, участников центра марксистской группы в Самаре, идейным руководителем которого являлся В. И. Ленин. Уже в эти годы царская полиция взяла под строгий надзор В. И. Ленина. Об этом говорит фото
копия предписания казанского губернатора от 27 января 1888 г. об учреждении строжайшего надзора за В. И. Лениным во время его пребывания в деревне Кокушкино. Альбом заканчивает
ся картой с обозначением всех мест, где жил в эти годы Владимир Ильич.
Альбом по второму заду охватывает период 1893 - 1900 гг. В 1894 г. появляется замечатель
ная работа В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов».
Приводится снимок с обложки гектографированного издания этого труда Ленина, снимок дома Ганшиных в Горках (бывшей Владимирской губернии), где была напечатана на гекто
графе рукопись Ленина, В конце 1893 г. В. И. Ленин переехал в Петербург; в 1895 г. Ленин объединил в Петербурге все марксистские кружки в один «Союз борьбы за освобождение ра
бочего класса». Ленин одновременно проводил среди рабочих пропагандистскую работу, разъясняя сущность марксистского учения.
В альбоме дана репродукция с картины художника Моравова «В. И. Ленин в нелегальном рабочем кружке», портреты Бабушкина и Шелгунова, участников марксистского рабочего кружка, которым руководил В. И. Ленин.
Свою неустанную работу по сплочению сил русских марксистов, по соединению социализма
с рабочим движением Ленин продолжал и в тюрьме и в ссылке (1895 - 1900 гг.). Вот фотоко
пия с прокламации, написанной Лениным в тюрьме в 1896 г., фотокопия проекта и объяснение программы социал-демократической пар
тии, написанные в тюрьме молоком между строк медицинской книги... Альбом завершается портретами руководителей социал-демократических кружков периода 1898 - 1901 гг. Даны портрет Ленина, портрет Сталина - великого продолжателя дела Ленина; портреты Кецховели, Цу
лукидзе, замечательных соратников великого Сталина.
Альбом по третьему залу охватывает период 1900 - 1904 гг., включая II съезд РСДРП и борьбу с меньшевиками после II съезда. Славный период ленинской «Искры», ставшей первой общерусской политической газетой, подготовившей идейное и организационное сплочение большевистской партии. Показана карта рас
пространения «Искры», портреты агентов газеты «Искры», группа кавказских искровцев во главе с товарищем Сталиным.
Альбом по четвертому залу посвящен периоду 1905 - 1907 гг. Нельзя без волнения смотреть на знакомые строчки ленинского почерка на страницах листа, где дана фотокопия проекта резо
люции о вооруженном восстании, написанного Лениным 1 - 2 мая 1905 г. (к III съезду РСДРП), Обложка книги и страницы рукописи «Две тактики социал-демократии в демократической ре
волюции». В этой книге В. И. Ленин «заложил основы той революционной тактики большевистской партии, при помощи которой пролетариат нашей страны одержал в 1917 году по
беду над капитализмом» (История ВКП(б), краткий курс).
Такова вкратце характеристика вышедших
альбомов.
Г. ГЕЙЛЕР