К 125 -летию со дня рождения

Т. Г. ШЕВЧЕНКО

В ФОТОГРАФИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

С. ШИМАНСКИЙ

Д

евятого марта текущего года исполняется 125 лет со дня рождения великого укра
инского поэта, художника и политического деятеля Тараса Григорьевича Шевченко.
В связи с этим не лишен интереса обзор подлинных фотографических портретов писателя, дошедших до нашего времени.
Нам удалось найти всего лишь 5 таких фотографий, большая часть которых принадлежит дому-музею Т. Г. Шевченко в Киеве.
Все пять фотографий сделаны в период времени с 1858 по 1861 гг. Этот короткий срок объясняется обстоятельствами жизни Т. Г. Шевченко. Годы 1858 - 1861 были для него временем, когда он мог пользоваться относительной свобо
дой. С 1847 г. по 1857 г. Т. Г. Шевченко был в ссылке в Оренбургском крае, а умер он в 1861 г.
До ссылки, т. е. до 1847 г., он сниматься не мог, так как фотографическая техника в Рос
сии стояла еще на очень низком уровне. Были
фотоателье, которые снимали по способу Дагерра, но такие фотографии Т. Г. Шевченко не известны.
Фотосъемка Т. Г. Шевченко в 1858 - 1861 гг. относится к первым годам существования мокрого коллодионного процесса с печатью со сте
клянных негативов на соленой или покрытой альбумином фотобумаге.
Первый самый ранний фотопортрет Т. Г. Шевченко был сделан 30 марта 1858 г. в Петербурге фотографом Деньером. Бумажный оригинал име
ет размеры 26X32 см. Отпечатан он контактным способом на альбуминной бумаге.
В своем дневнике Т. Г. Шевченко вспоминает об этой фотографии. Возвращаясь из ссылки в Петербург, он пишет 27 марта 1858 года: «В
8 часов вечера громоносный локомотив свистнул
и остановился в Петербурге...», и через два дня, 30 марта, отмечает: «Заказал фотографический портрет в шапке к тулупе для М. А. Дороховой».
Очевидно фотография очень интересовала Тараса Григорьевича, если он после более чем 10-летнего отсутствия третий день своего пребывания в Петербурге посвящает фотосъемке.
М. А. Дорохова, для которой заказывался
Фотопортрет Т. Г. Шевченко работы
Здобнова (1858 г.)
Т. Г. Шевченко. Снято И. Гудовским
в Киеве (1859 г.)