портрет, была директором Нижегородского женского института, с которой он во время своей вынужденной остановки в Н. Новгороде писал портрет.
Фотографический портрет Т. Г. Шевченко «в шапке и тулупе» весьма известен и был много раз использован рядом художников для живо
писных портретов. Лучший из них принадлежит кисти И. Н. Крамского.
Второй портрет Т. Г. Шевченко в сюртуке принадлежит фотографу Здобнову в Петербурге. Судя по внешнему виду писателя и по некоторым деталям одежды, этот снимок сделан почти в одно время с предыдущим, т. е. в 1858 г. Отпечаток имеет, видимо, более позднее происхожде

ние, о чем свидетельствует бланк, на котором видна медаль Всероссийской нижегородской вы

ставки 1896 г. Очевидно фирма Здобнова делала с негатива отпечатки и продавала их еще много лет после фотосъемки.
Этот портрет также широко известен, как и предыдущий. Его использовал для портрета писателя И. Е. Репин.
Третий портрет Т. Г. Шевченко, где он изображен сидящим в кресле, снят в Киеве осенью 1859 г. Это было во время последнего путе

шествия Тараса Григорьевича на Украину, после

освобождения его из-под ареста. Делал портрет

фотограф-художник Иван Гудовский. Это был товарищ Тараса Григорьевича по Академии художеств, оставивший ее и открывший фотографию в Киеве. Тарас Григорьевич останавливался и жил некоторое время у Гудовского.
Фотография Гудовского просуществовала недолго. Предполагают, что в 1873 г. предприятие перешло к В. Высоцкому, который, как это можно судить по бланку фотографии, продолжал эксплоатировать негатив в последующие годы
Портрет Т. Г. Шевченко, где он изображен во весь рост, является фотографией неизвестного происхождения. Отпечаток сделан на соленой бумаге. Размер 12X16 см. Изображение пожелтело, и в светлых местах полутоны исчезли. Отпе
чаток вмонтирован в золоченую гладкую раму с закругленными углами. Фото относится к 1858 - 1859 гг.
На последней, пятой, фотографии Т. Г. Шевченко изображен вместе со своим другом Г. М. Честаховским, который после смерти Тараса Григорьевича отвез его тело на Украину и
похоронил в Каневе над Днепром. Фотография сделана по всей вероятности незадолго перед смертью, последовавшей в 1861 г. Фамилию фотографа выяснить не удалось.
Этими фотографиями, насколько нам известно, исчерпывается фотографический материал о «великом украинском писателе», как называл Т. Г. Шевченко Владимир Ильич Ленин.
Портрет Т. Г. Шевченко. Работа неизвестного
автора (1858 - 1859 гг.)

Т. Г. Шевченко и его друг Г. М. Че

стаховский (1860 - 1861 гг.)