Фоторепортерские встречи С ПАПАНИНЦАМИ В КРЕМЛЕ.

Я. ХАЛИП

М

арт 1938 года... Советские журналисты, кинооператоры и фоторепортеры выезжали в Ленинград вместе с родными папанинцев на ледоколе «Трувор» для встречи героев, находившихся на борту ледокола «Ермак».

Рано утром 15 марта 1938 года состоялась радостная встреча с папанинцами.

Мы, фоторепортеры, в числе которых находились участники экспедиции по снятию папанинцев с дрейфующей льдины (С. Лоскутов, В. Темин) сделали многочисленные снимки.

Специальный экспресс доставил из Ленинграда в Москву героев-папанинцев и вместе с ними моряков, летчиков и других членов экспедиции на ледокольных кораблях, участвовавших в снятии папанинцев с дрейфующей станции «Северный Полюс».

Горячо приветствовала Красная Москва легендарных завоевателей Северного Полюса товарищей Папанина, Кренкеля, Ширшова и Федорова.

В Кремле состоялась замечательная встреча папанинцев и их семей с руководителями партии и правительства, с родным товарищем Сталиным.

Никто никогда из нас не забудет этой радостной встречи, крепких дружеских рукопожатий.

Впервые в своей жизни я лично слышал речь товарища Сталина. Великий вождь народа гово

рил о наших победах, о героях-папанинцах, их родных, о летчиках и моряках, о честной и са

моотверженной работе партийных и непартийных большевиков.

Внимательно слушая речь Иосифа Виссарионовича, я не оставлял мысли сфотографировать эту историческую встречу. Фотокамера находилась при мне.

Я послал записку Ивану Дмитриевичу Папанину с просьбой помочь получить разрешение на

съемку. Встреча подходила к концу, а ответа от Ивана Дмитриевича все еще не было.

Вот товарищ Сталин прощается с участниками встречи и выходит из зала. Огорченный, подбегаю к Ивану Дмитриевичу. Видимо, на мо

ем лице было написано все, что я переживал в эти минуты. Иван Дмитриевич понял меня с по

луслова, предложил подождать и вышел. Через 10 минут он вернулся и сообщил, что товарищ Сталин дал согласие на съемку и скоро вернется.

Меня охватило радостное волнение. Я подготовил фотокамеру, установил широкоугольный

объектив и начал было устанавливать группу родных и героев-папанинцев. В это время в зал вошел Иосиф Виссарионович. Товарищ Сталин сам расставил группу папанинцев и их родных, дружески беседуя с ними.

Специального освещения в зале не было, и для съемки с нормальной выдержкой нужно было 3-4 секунды. Я не решился «командовать». Меня выручил народный артист Союза СССР Иван Михайлович Москвин, находившийся в группе снимающихся. Он крикнул мне:

- Ну, давай - командуй!

Я поднял руку вверх и сказал: «Спокойно, снимаю».

Я сделал несколько снимков.

На другой день снимок, изображавший товарища Сталина в группе героев-папанинцев и их семей был помещен в «Правде», затем во всех газетах Советского Союза, а также в многочисленных зарубежных изданиях.