У МАКСИМА ГОРЬКОГО

М. ОШУРКОВ

В

1935 г. на Всесоюзный съезд писателей приехала группа пионеров, авторов коллектив

но написанной книги «База курносых». Алексей Максимович тепло принял их у себя дома. В дружеской беседе они рассказали писателю о своей литературной работе. Горький интересовался их учебой, предостерег от поспешного занятия литературой.
- Прежде всего нужно учиться, тогда будете многое знать, затем приобретите профессию, -накапливайте опыт, расширяйте кругозор, - вот что им советовал Горький.
Беседа происходила в комнате. Я попросил Алексея Максимовича сняться с пионерами в саду. Горький согласился. Пионеры очень обрадо
вались и гурьбой высыпали в сад. Здесь удалось снять Горького в группе, беседующим с пионерами, и сделать два фотопортрета.
На съезде писателей А. М. Горький познакомился с народным поэтом Дагестана Сулейманом Стальским. Тов. Л. З. Мехлис предложил мне их вместе сфотографировать для «Правды». К сожалению, у меня не было штатива - при
шлось воспользоваться спинкой стула и снять их сидящими вместе, с выдержкой в 2 секунды. (Этот снимок был помещен в «Правде»),
Здесь же на съезде необходимо было снять Горького, выступающим с трибуны. Но снимать при прожекторах было невозможно: Алексей Максимович очень плохо переносил яркий свет,
да он и мешал бы ему говорить. Снимать же без света было невозможно. Чтобы избежать явной недодержки при съемке, мы решили под

светить одним полуваттным прожектором и снимать светосильной оптикой.

А. М. Горький - на трибуне съезда, но начать говорить ему долго не удавалось. Весь зал, стоя, долгими аплодисментами приветствовал любимого писателя. Смущаясь, нервно поднося руки к глазам, Горький стоял на трибуне. На

конец, аплодисменты утихли, и Алексей Максимович смог начать доклад.

Что всегда отличало Горького - это его необычайная скромность. Во время съемок он всегда старался сделать себя незаметным, выдвигая вперед других, говоря при этом:

- Снимайте массу, народ, слушающих...

На физкультурном параде на Красной площади Горький не мог равнодушно наблюдать ко

лонны молодежи, демонстрировавшей свою спло

ченность, силу, жизнерадостность. Слезы навертывались у него на глазах.

- Чарт побери, какая молодежь! Смотри, смотри... - то и дело повторял Алексей Максимович.
На трибуне товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов вместе с Алексеем Максимо
вичем наблюдают за парадом, делясь впечатлениями. Мне удалось снять Горького на трибуне вместе с товарищем Сталиным.
В Советский Союз приезжал французский писатель Роман Роллан. Конечно, они должны бы

ли встретиться, эти два великих писателя со

временности. Встреча произошла на даче у Горького.
Когда мы приехали, Алексей Максимович уже прогуливался по саду. Пока готовили звуковую
аппаратуру, я решил воспользоваться временем и сфотографировать их. Я сразу же приступил к съемке.

Алексей Максимович рассмеялся: - Успеете, успеете...

Снимки производились на пленке «Геверт-Панхромоза» с выдержкой в 1/100 сек. при диафрагме 6,3 с фильтром Вратена № 2; пленка была проявлена метологляциновым проявителем.
Горький по окончании этой съемки попросил снять его в том костюме, в котором он ходил в 1895 г. в Самаре. Это широкий длинный плащ
накидка и широкополая шляпа. Конечно, мы с радостью ухватились за это предложение.
Когда аппарат был уже подготовлен к съемке, выяснилось, что этот костюм находится в Москве и, если за ним ехать, то нужно ждать 2 - 2 1/2 часа. Мы уговорили Горького послать за этим костюмом и пока есть время предложили снять его за работой в кабинете.
Большой кабинет-библиотека: широкое окно с одной стороны, около окна - письменный стол. Света оказалось явно недостаточно, так как окно выходило на балкон и к тому же было поздно.
Я сфотографировал Алексея Максимовича с выдержкой в 1 сек. при диафрагме 4,5. С теневой стороны пришлось подсветить белым мате
риалом для смягчения контраста изображения. Горький снят работающим за столом.

Было уже совсем темно, когда привезли костюм; снимать в комнате было нельзя. Горький вышел в нем на балкон, здесь удалось сделать

несколько снимков. Алексей Максимович просил обязательно дать под ними такую надпись; «В этом костюме ходил в 1895 г. в г. Самаре».