В то время как в СССР производство промышленной продукции в 1932 г. возросло до 334% дово
енного уровня и до 219% от уровня 1928 г. в
САСШ промышленное производство упало по сравнению с 1928 г. на 44%, в Германии на 45%, во Франции на 25%, в Англии на 20%, в Польше на 46%. Охваченный всеобщим кризисом капитали
стический мир уничтожает производительные силы и материальные ценности, омертвляет рабочие механизмы, ежедневно порождает в огромных размерах безработицу, обнищание, пауперизм. Про
тиворечия между производительными силами и производственными отношениями обостряются ускоренными темпами. В СССР происходит в ги
гантском масштабе развитие производительных сил, обусловливаемое и активизируемое новыми социалистическими производственными отношениями.
Первая пятилетка, создавшая материальную базу для построения социализма, тем самым создала все необходимые материальные условия для бы
строго подъема городского и коммунального хозяйства, ликвидации его отсталости и социалистической реконструкции быта. К постройке жи
лищ, а также предприятий и учреждений, об
обществляющих быт, необходимо подходить как к организации крупных хозяйственных орга
низмов. «Крупная промышленность, —говорил К. Маркс, —отводя решающую роль в общест
венно-организованном процессе производства, вне сферы домашнего очага, женщинам, подросткам и детям обоего пола, создает экономическую ос
нову для высшей формы семьи и отношения между полами». Таким образом, в недрах капиталистической общественно-экономической формации зреют силы, которые разрушают капитализм и капиталистическую семью.
Новая семья создается в социалистическом обществе на новой хозяйственной базе. При капита
лизме семья является «основной хозяйственной ячейкой общества» (Энгельс). С обобществлением средств производства индивидуальная семья теряет свое значение основной хозяйственной еди
ницы общественного способа производства и «частное домашнее хозяйство превращается в об
щественную промышленность» (Энгельс). Работа по социалистической реконструкции быта и заклю
чается в основном в том, что в отношении мелкого домашнего хозяйства происходит процесс «массовой перестройки его в крупное социалистиче
ское хозяйство» (Ленин), причем эта перестройка является, как говорил В. И. Ленин, массовой борьбой за новый быт, которая проводится под руководством пролетариата, владеющего государственной властью.
В течение первой пятилетки все вопросы городского коммунального и жилищно-бытового хозяйства были поставлены партией во всю широту и полу
чили разрешение в направлении марксо-ленинского учения о социалистическом расселении и жилищно-бытовом строительстве.
На ХV партконференции т. Сталин говорил о том, что разрешение «жилищного вопроса в большом масштабе» находится в зависимости от раз
вития промышленности, которая в то время еще не давала возможности «накопить достаточные фонды для широкого жилищного строительства». В 1930/31 г. городское хозяйство СССР закон
чило восстановительный период, и на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 г. по инициативе т. Сталина был поставлен вопрос о «Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяй
ства СССР», после чего практические работы в данной области особенно быстро двинулись вперед, именно вследствие того, что в первой пятилетке гигантскими темпами развивалась инду
стриализация страны. В докладе об итогах январского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) т. Кага
нович отметил следующие наиболее яркие показатели достижений первой пятилетки по городскому и коммунальному строительству.
«Жилищный фонд в городах и поселках страны увеличился за 4 года пятилетки на 26 700 тыс. .и2, почти в 334 раза больше, чем за предшествую
щее пятилетие (1924—1928). После июньского пленума ЦК к 1932 г. освоено 3,5 млрд. руб. ка
питальных вложений в жилищное строительство, т. е. в 3 1/2 раза больше, чем в предыдущее пяти
летие. Коммунальное хозяйство страны за 4 года пятилетки освоило 1820 млн. руб., или в 3 раза больше, чем за предшествующее пятилетие. Вло
жение в 1932 г. — в первом году после июньского пленума ЦК — составило 40% от вложений за всю пятилетку... За истекшие 4 года по одной Москве построено жилплощади на 2 116 тыс. м2, или на 68% больше, чем отстроил венский со
циал-демократический муниципалитет за 13 лет (с 1918 по 1930 г.)».
В течение первой пятилетки в СССР возникло около 100 новых городов. Огромное развитие по
лучили предприятия коммунального хозяйства. Новые водопроводы построены в 85 городах; канализация проложена в 38 городах; электро
энергией снабжаются около 700 городов против 450 в 1923 г.; в 90 городах введен автобусный транспорт; в 16 городах вновь организовано трамвайное сообщение; создано 10 теплофикацион
ных установок; количество усовершенствованных мостовых увеличилось в 6 раз; вся же замощен
ная площадь в городах достигла 150 млн. м2; удвоилось количество коммунальных бань; число коммунальных механических прачечных увеличилось с 10 до 124.
Учреждения, обобществляющие быт, также дают значительные показатели своего развития. Так, в 1932 г. в стране работало около 17 тыс. столовых, изготовлявших в день 31 700 тыс. блюд. Общест
венным питанием охвачено свыше 70% рабочих решающих отраслей промышленности, что яв
ляется перевыполнением пятилетки в 6 раз. В городах и селах в 1932 г. открыто 4 млн. 56 тыс. мест в сезонных и стационарных детских яслях. Для сравнения следует отметить, что в 1915 г.
Московская городская дума имела один детский сад. В результате этих мероприятий миллионы женщин вовлечены в производительный труд, освободившись от отупляющего гнета кухни и детской. Все эти первые шаги по организации социалистического быта уже дали огромные достиже
ния, из которых в особенности следует отметить резкое снижение смертности в городах СССР, ко
торые во времена царизма оспаривали печальное первое место в этом отношении среди других капиталистических стран. В настоящее время произошла коренная перестановка. Так, например, в
Москве смертность составляла уже в 1930 г. 12,9 чел. на 1000 населения, в Вене — 13,5; в Лондо
не — 13,8; в Париже —15,1. В той же Москве в 1911—1913 гг. смертность составляла 27,7 чел. на 1000 населения.
Городское хозяйство СССР, являясь «важнейшей базой перестройки быта миллионных масс трудящихся на новых социалистических началах» (из резолюции июньского пленума (1931 г.) ЦК ВКП(б)],