строится как комплексный организм, в котором вопросы архитектуры как искусства получают должное внимание. Тов. Каганович, неоднократно отмечая значение архитектурного оформления социалистических городов как одного из необходимых мероприятий, в последнем своем выступле
нии (доклад об итогах январского пленума) сообщил, что «на одном из ближайших пленумов МК, Моссовета вместе с активом нам придется поставить вопрос об архитектурном оформлении
Москвы, о планировании Москвы. Мы начали это дело и мы должны его закончить». В этом примере ярче всего сказывается творческая сила социали
стического строительства, в котором «развитие производства подчинено принципу планового руководства и систематического подъема материального и культурного уровня трудящихся» (Ста
лин), в котором все человеческие достижения мобилизуются в интересах создания нового всесторонне развитого человека. Буржуазия не в состоянии была поднять искусство на новые высоты и только подражала в своих высших дости
жениях античным образцам. В лучшие времена Возрождения «в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеском классической древности и которое в даль
нейшем никогда уже не подымалось до такой высоты» (Энгельс).
Одного такого факта, как обсуждение пленумом МК, Моссоветом и их активом вопроса об архи
тектурном оформлении города, достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что для искусства
наступили новые времена и что перед ним стоит перспектива подъема, которого не знала история
человечества. Искусство стало достоянием масс и массовым творчеством.
Гигантские сдвиги первой пятилетки в области сельского хозяйства не менее велики, чем в области промышленности, и обусловлены ее успеха
ми. «Задача пятилетки по сельскому хозяйству,— говорил т. Сталин, — состояла в том, чтобы объединить разрозненные и мелкие индивидуальные крестьянские хозяйства, лишенные возможности использовать тракторы и современные сельскохозяйственные машины, в крупные коллективные хозяйства, вооруженные всеми современными орудиями высоко развитого сельского хозяйства, а свободные земли покрыть образцо
выми государственными хозяйствами, совхозами. Задача пятилетки по сельскому хозяйству состояла в том, чтобы превратить СССР из страны мелкокрестьянской и отсталой в страну крупного сельского хозяйства, организованного на базе коллективного труда и дающего наибольшую товарность».
Эти задачи были поставлены всем ходом социалистического строительства и классовой борьбы. Они полностью соответствовали ленинской стратегии построения социализма в стране, находящейся во враждебном капиталистическом окружении. В. И. Ленин писал: «Крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие есть единственная экономическая база социализма, единственная база для успешной борьбы за избавле
ние человечества от ига капитала, от избиения и калечения десятков миллионов людей». В. И. Ленин неоднократно указывал на то, что мелкое хо
зяйство в нашей стране составляет «фундамент, основу» классового врага, что «только тогда, ког
да страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной
крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно». Задачи, поставленный пар
тией для первой пятилетки в области сельского хозяйства, выполнены и перевыполнены. Под сельское хозяйство подведена индустриальная ба
за. За четыре года первой пятилетки сельское хозяйство получило 120 тыс. новых тракторов мощностью в 1900 тыс. лошадиных сил. Машин
ная вооруженность сельского хозяйства удвоена по сравнению с 1928 г., причем впервые введены в работу сложные сельскохозяйственные машины. Создано 2446 машинно-тракторных станций, организовано свыше 200 тыс. колхозов, которые охватывают 60% крестьянских хозяйств и 75% по
севных площадей, создано 5 тыс. совхозов по всем видам сельского хозяйства; совхозы и кол
хозы обобществили всю посевную площадь на 80%.
По коллективизации пятилетка перевыполнена в 3 раза. Результаты коллективизации дали возможность заготовлять ежегодно до 1400 млн. пуд. хлеба вместо 500—600 млн. пуд., заготовляв
шихся в доколхозный период. Политические итоги первой пятилетки сельского хозяйства выража
ются в полном разгроме кулачества, в превращении СССР в страну самого крупного земледелия, в обеспечении победы социализма в деревне. Карта
Советского союза резко изменилась. Происходит предусмотренный В. И. Лениным процесс «более или менее равномерного размещения производительных сил в стране», ликвидируется «патриар
хальщина, обломовщина, полудикость», забитая и отсталая деревня получает «материальную связь
с культурой, с крупной промышленностью, с большим городом», последовательно уничтожается противоположность между городом и деревней. Перед работниками в области социалистического расселения встали огромные задачи по такой организации районной планировки, строитель
ству новых и реконструкции старых соцгородов, которая соответствовала бы новым условиям жизни, строящемуся бесклассовому обществу и мобилизовала массы трудящихся на новые завоевания.
Итоги первой пятилетки обусловили перспективы второй, основные политические и хозяйственные установки которой были даны XVII парткон
ференцией ВКП(б). Январский пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) принял решение по плану первого года второй пятилетки. По этому плану прирост продукции промышленности намечен в 16,5% в отношении 1932 г., в том числе по тяжелой промышленности 21,2% и по легкой 10,5%.
Заложив прочную основу собственной независимой индустрии, страна должна в центре внимания трудящихся поставить вопросы полного освое
ния новых механизмов и улучшения качества изготовляемой продукции. Поэтому рост производительности труда спланирован в 14% при
снижении себестоимости в промышленности на 3,9%, а в строительстве на 15%. Первая пятилетка уничтожила безработицу в СССР и значительно увеличила рост жизненного уровня трудящихся.
Среднегодовой заработок рабочих и служащих в
крупной промышленности возрос на 67% по сравнению с 1928 г., чем пятилетка перевыполне
на на 18%. Фонд социального страхования возрос на 292%. Промышленность в основном переведена на 7-часовой рабочий день. В деревне в результа
те колхозного строительства подорван процесс расслоения крестьянства на имущих и неимущих,
вследствие чего уничтожено обнищание и паупе