Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза, великая
направляющая и руководящая сила советского народа в борьбе за построение
		коммунизма.
	АВТРА день нашего рождения.

Тридцать шесть лет поколению,
которое родилось и вступило в новую
жизнь, в жизнь советскую, при
вспышках залпов «Авроры».
	Мы никогда не забудем, что дорогу
к этому дню проложила нам гвардия
большевиков, — во главе с Лениным
шла она тесной кучкой по обрывисто-
му и трудному пути и привела первое
поколение советских людей к под-
ножью великой горы. А народы всего
мира никогда не забудут, что звезду
Коммунизма на вершине этой горы
зажег для них, для всего человечест-
ва советский человек. И если сегодня,
в канун праздника, взглянуть на всю
нашу новую жизнь со дня ее зарожде-
ния, оглянуться на все прошедшие
трилцать шесть лет, то перед нами от-
кроется гигантский путь восхождения
на высоты современности и на этом
пути во весь свой могучий рост вста-
нет сильный и упорный, все вынес-
yuna й ололевший советский Человек.
	Да, человек, тридцать шесть лет
пагающий в гору. Все время — доро-
га вверх. Обрывы, ухабы, штормы,
половодье, тысячи и тысячи опаснос-
тей, препятствий и бед, но все время

— вперед и вверх!
	Мы начали восхождение при пер-
вых проблесках зари, настойчиво раз-
гонявшей тьму, которую веками не в
силах был пробить дрожащий свет
лучины. Наше детство. было голодное
и холодное, но чистое и радостное,
потому что над этим детством реяли
стяги Шорса и Чапаева, над ним за-
горалась первая лампочка Ильича, а
впереди, сквозь блеск пионерских ко-
стров, все ярче пламенела наша цель
— алая звезда коммунизма. Наша
юность, бурливая и бессонная, была
полна исканий, тревог. Но она вела
нас вперед через укрощенные пороги
Днепра, через покоренные пески Ка-
ра-Кумов, через полярные зимовки и
чкаловские маршруты, сквозь дымы
Магнитки и Кузбасса, через стертые
колоннами тракторов межи череспо-
лосины, по широким и хлебородным
полям нашей преображенной Родины
— к зрелости, к силе, к уверенностн
в своей правоте, к тому мужеству, ко-
торое помогло нам выстоять в огне
ВОЙНЫ.
	Огонь войны — он закалил, но не
очерствил наши души, мы никогда не
позволяем себе забыть о тех, кто в нем
погиб, потому что наше поколение —
поколение первооткрывателей — идет
к победе под вой врагов, оно живет
и строит с оружием в руках, всегда
готовое отстоять свое правое дело.
Мы не остановились после войны,
	чтобы передохнуть, перевязать раны.
Раны мы залечивали на ходу.
	Из года в год мы празднуем дни
рождения Революции. Это дни нашего
возмужания. Каждый год, оглядыва-
ясь на пройденное уже с высшей сту-
пени, мы смотрим все более проница-
тельным взглядом, отбрасываем бы-
лую юношескую восторженность пер-
вооткрывателей и, как люди взрос-
лые, знающие, что они на верном пу-
ти, судим, что сделано хорошо, а что
можно было сделать лучше, чего не
достает и что надо сделать впредь.
	Нынешний день рождения застал
нас на крутом подъеме. Многие дали
приблизились. Силы, накопленные в
минувшие годы, позволили изменить
иные сроки, сделать не шаг вперед, а
рывок.
	Бурный и сложный год позади, год
преодоленного горя, год, когда наро-
ду действительно удалось скорбь об-
ратить в силу. Партия и народ со-
мкнули свои ряды. Сила партии — в
единстве с народом. Народ всем серд-
цем принял идею коммунизма, как
идею своей жизни. Весь мир видит
непоборимую силу самого существа
нашего строя, силу Центрального Ко-
митета, силу великого народа, зна-
ющего, что делать в дни любой гро-
зы, если путь избран твердо, раз и
навсегда.
	Шаг за шагом родная партия ведет
нас по этой дороге вверх. Шаг за ша-
гом партия делает для улучшения
жизни народа все, к чему страна гото-
вилась лолгие голы.
	3 BOA большой. „Ежедневно его

продукция отгружается в десят-
ки адресов, во все концы страны. Вот
и сегодня экспедиторы писали на от-

правных бланках — Харьков, Волог-
да, Тбилиси, Псков, Винница, Нов-
город...

Свежим черным лаком поблески-
вают, лоснятся изогнутые по шабло-
ну трубы, со всех сторон обегающие
остов электрического трансформато-
ра: Одна и та же фирменная марка
стоит на каждом из них — Москов-
ский трансформаторный завод имени
В. В. Куйбышева. А как`они разнят-
ся! Одни имеют мощность всего В
какие-то десятые доли киловольтам-
пер. Мошность других — лесятки ты-
сяч киловольтампер. Один легко уме-
щается на ладони, второму оказы-
вается мала железнодорожнля плат-
форма. Но каждый нужен стране.
Одни требуются для домашнего бы-
та, скажем, для кухонного холодиль-
ника. Другие потребны народу для
таких грандиозных сооружений, как
Куйбышевская, Сталинградская, Ка-
ховская электростанции. Электрифи-
кация советской страны продолжает-
я изо дня в день. За двадцать во-
семь лет производство электроэнер-
гии выросло у нас в 45 раз.

Неудивительно, что столичные
электромашиностроители с каждым
тодом наращивают объем своего про-
изводства. Поразительно другое —
пути к этому, темпы труда.

В самом деле. На тех же произ-
водственных площадях, почти при
том же числе рабочих завод к Ha-
чалу этого года более чем удвоил
выпуск продукции по сравнению с
довоенным, 1940 годом. А в этом го-
ду, стремясь достойно встре-
	оценивали раздельно показатели эко-
номические и эстетические и что сум-
марно наши модели заняли, первое
место.
	— А по эстетическим показателям?
Этот вопрос заставил покраснеть
директора: второе место.
	А мы хотим, чтобы и эстетические,
вкусовые качества были достойны на-
шей страны, чтобы шили не только
добротно, но и красиво; чтобы гото-
вили не только обильно, но и вкусно,
чтобы все нами сделанное становилось
образцом, ибо сам строй нашей жиз-
Ни — образец для всего мира, и мы
не хотим, чтобы за общими великими
делами бездельники скрывали свою
нерадивость.
	Средние арифметические. показате-
ли не устраивают нашего современ-
ника. Скажи мне точно, что хорошо и
что плохо и что нужно сделать, чтобы
все было лучше. В правительственных
решениях все точно обозначено: не
ткани вообще,. а столько-то шерстя:
ных и столько-то ситца. Не миллноны
радноприемников и телевизоров, а
точно: в том числе — телевизоров,
ибо нас волнует, сколько же государ-
	ство выпусгит предмегов нового тина,
отвечающих высшему уровню нашей
техники и новым потребностям лю-
дей.

В нашей стране сейчас учится мно-
жество студентов из разных стран
мира. Войдите в аудиторию любого
вуза — рядом с советскими студен-
тами сидят корейцы, китайцы, вьет-
намцы, поляки, чехи, румыны, венгры,
болгары. Они студенты вдвойне. Кро-
ме курса наук они изучают нашу
жизнь. Одна девушка из Варшавы,
отец которой занимался политэконо-
мией в камере фашистской тюрьмы,
изучает эту же науку в стенах МГУ.
	Отец предупредил ее, что научные
знания нельзя применять абстрактно,
	и она говорит:
	(Из Призывов ИК КПСС к 36-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции).
		ххх
Сергей ОСТРОВОЙ
		Новый роман Льва Нинулина
о Москве и моснвичах охваты-
вает четыре десятилетия жизни
столицы. Большсе место уделе-
но в романа эпизодам, рисую-
щим Октябрьскую революцию в
Москве, ожесточенным боям мо-
сковсних рабочих и солдат с
юнкерами и белогвардейцами.
Печатаемый ниже эпизод из ро-
мана рассказывает о последнем
дне битвы за Москву и о судь-
бах дзух героев романа‘ —= боль-
шевина-прапорщика Калиновича
и его друга Артэмьева в день

рождения севетской власти в
древней столице — Москве.

# ===
	НОЯБРЯ 1917. года, утром, воен-

но-революционный комитет по-
лучил известие о капитуляции контр-
революционных сил и обсуждал
предложенные Комитетом обществен-
вого спасения условия сдачи юнкеров
и белогвардейцев. Однако битва на
улицах Москвы продолжалась, и тя-
желые орудня обстреливали Кремль.
Восставший народ и Красная гвар-
дия из Шуи, Владимира, Кеврова
под командованием Михаила Фрун-
зе овладели гостиницей «Метро-
поль», здания городской думы и
Исторического музея были в руках
восставших, Китай-город занят рево-
люционными войсками и красногвар-
дейцами. Юнкеров оттеснили в
Кремль.

В ночь на 3 ноября прапорщик за-
пасного артиллерийского дивизиона
Калинович был у Кремля, нужно бы-
ло убедиться в том, как действуют
орудия,  стрелявшие со стороны
Крымского моста по запершимся в
Кремле юнкерам.

С Калиновичем были члены диви-
зионного комитета солдаты Степан
Балагин и Полещук.
	Паступило утро пасмурного дня
3 ноября 1917 года.
Проижимаясь к стенам о домов, по
	Ильинке пробирались красногвардей-
цы Лефортова и Благуши. Бывалые
солдаты строго покрикивали на мо-
лодежь, на смельчаков,  перебегав-
ших через улицу под пулями. Бала-
гин и Полещук впервые были в Ки-
тай-городе и с любопытством погля-
дывали на спущенные железные што-
ры контор и банков, на вывески, ле-
пившиеся ‘по фасадам домов,

— «Общество Верхних и Средних
торговых рядов».

— «Товарищество мануфактур Ни-
канор Дербенев и сыновья».

— «Торговый дом Солчанов, Пе-
чатнов и компания».

— «Виноторговля Ара-ба-жи...» —
неуверенно, вслух читал Степан Ба-
лагин. — Капиталов-то, капиталов...

Калинович молча слушал и думал
о том, что здесь, в стенах древнего
торжища Китай-города, главный
враг, здесь бастионы Рябушинских,

оноваловых, Крестовниковых, Ра-
сторгуевых, Коншиных. Да, это силь-
ный и упорный враг — господа
старшины биржевого комитета, ди-
ректора мануфактур, владельцы бан-
кирских домов, заводчики и фабри-
канты. Издавна тут было главное
торжище России, здесь торговали
хлопком, свечами, ситцами, шерстью,
парчой, кожами, церковной утварью,
свечами, железом... тяжелым чув-
ством Калинович всегда проходил по
этим улицам. разглядывал здание
биржи, напоминающее католический
храм, и монументальные — подъезды
банков.

И здесь, на Никольской, Ильинке,
Варварке, собирались те грозные си-
лы, которым суждено было обру-
игиться на твердыни старого, гибну-
щего мира и взять штурмом их по-
следнюю крепость. И в том, что ‘опо-
рой осаждающих стал Китай-город,
была некая историческая справедли-
BOCTb,

Все эти дни битвы на улицах про-
шли для Калиновича, как один день.
Он даже не заметил, как день сменял-
ся ночью и снова наступал ‘рас-
свет. В первый день он попал под
обстрел у Московского Совета, когда
на Скобелевскую площадь прорвался
броневик белогвардейцев и рядом с
Калиновичем был убит солдат. Стой
самой минуты он ежечасно рисковал
жизнью. Меньше, чем всегда, он ду-
мал о том, что может умереть, не в
	А. ШИРОЧЕНКОВ
	Алексей Гаврилович  Широченков.
Смугловатое, с живыми, ясными гла-
зами лицо его вдохновляется. —
Взять хотя бы подстанции, которые
мы делаем. Раньше их завод не вы-
пускал — не было в них еще надобно-
сти. А стали строить высотные зда-
ния, возвели дворен науки на Ле-
нинских горах — вот и родилась но-
вая техника. Сейчас, заботясь о бла-
ге народа, партия и правительство
расширяют производство товаров на-
родного потребления. Для торговли
первоклассный ГУМ открывается. И
для него сделали мы комплектные
трансформаторные подстанции.
Подумал и добавил:
	— В Варшаве наш советский народ
Дворец культуры возводит. М туда
пойдет продукция с маркой нашего
московского завода. Везде она нуж-
на. Потому и хочется работать за
двоих-троих! Я лично справляюсь
с. тремя-четырьмя нормами и дру-
гих на это же поднимаю...

И верно: поднялись и поднимаются
на болышие дела шеренги передовых
производственников, своим трудом
приближающие завтрашний день ком-
	мунизма.
	Ив. Купцов.
	ия
	OPOrA ВВЕРХ

Вл. РУДНЫЙ
	Это не есть какой-то внезапный по-
ворот, как хотели бы изобразить то,
что происходит в нашей стране, обес-
кураженные зарубежные злопыхате-
ли.
	Человек всегда стоял в центре вни-
мания партии. Ради будущего чело-
века шагали большевики тесной куч-
кой по обрывистому пути. Ради жизни
большой, подлинно счастливой, уми-
рали наши современники у стен Ста-
линграда иу стен Берлина. Мы нако-
пили много машин, создали мощные
заводы, воздвигли сильнейшие элек-
тростаннии. и теперь можно весь этот
огромный потенциал, всю эту матери-
альную силу использовать для корен-
ного улучшения жизни.
	Опять, как и в годы предвоенных
пятилеток, во всем виден единый план
и советский размах. Мы читаем реше-
ния партии от строки до строки,
взволнованные и обрадованные их де-
ловитостью: столько-то того-то и в та-
кие-то сроки, в сроки, удивительно
сжатые. Сто тысяч специалистов
в деревню, — читая это мы вспомина-
ем годы, когда в деревню, чтобы по-
мочь крестьянству осуществить рево-
люцию в сельском хозяйстве, по при-
зыву партии отправились 25 тысяч
рабочих-коммунистов. Они подготови-
ли победу колхозного строя, основу
для того, чтобы в ближайшие годы
поднять сельское хозяйство до уров-
ня требований народа. И мы знаем,
что нынешние 100 тысяч исполнят по-
ручение партии и помогут миллионам
колхозников в их всенародном деле.
Мы читаем программу расширения
легкой и пищевой промышленности,
планы создания изобилия промыш-
ленных и продовольственных товаров
и понимаем, что партия и правитель-
ство не только сообщают населению,
что будет и как будет. Эти докумен-
ты каждому говорят: сейчас главное
— советский человек, его настоящее
и будущее, его растущие потребности,
потребности человека, который строит
коммунизм. Это значит: не надо
ждать по каждому поводу ре-
шения правительства. Сами or-
лянитесь вокруг, посмотрите, что
еще вы можете сделать в духе
курса Коммунистической партии, в ду-
хе ее политики. Если в Подольске
или в Ленинграде лучше ра-
ботает то или иное предприятие, об-
служивающее население, то не грех и
любому другому городу поучиться у
ленинградцев или подольчан. Дело —
важнее самолюбия. Партия, в каждом
решении открыто говоря о недостат-
ках, призывает нас объявить войну
чванству, говорить правду и верно
служить народу.
	Народ устами партии говорит: не
надо обольшаться успехами, надо
трудиться еще упорнее. Народ тре-
бует от промышленности: за общими
	успехами не скрывайте отдельные
недостатки, всегда и всюду помните
об интересах человека.
	Народ требует от работников тор-
говли: помните, что человек меняет-
ся, меняются его вкусы и потребно-
сти, поворачивайтесь быстрее.
	На днях в одном столичном клубе
показывали модели женской одежды,
представленные нами на конкурс в
Прагу. Директор Московского дома
моделей сообщил, что на конкурсе
	CTOJIHIT BI
	На празднование 36-й годовщины
Великого Октября в Москву при-
ехало около трехсот передовых про-
изводственников, инженерно-техниче-
ских работников, учителей Белорус-
сии, Украины, Латвии, различных
айонов РСФСР. Гости пробудут в
оскве пять дней. Сегодня они со-
вершили экскурсию на автобусах по
	городу, побывали на Ленинских го-
рах. Предстоят экскурсии в Музей
В. И. Ленина, Музей революции,
Третьяковскую — галлерею, осмотр
		других достопримечательностей
ЛИПЫ.
	тить 36-ю годовщину Великого ОК-
тября, московские трансформаторо-
строители взяли на себя поистине
дерзновенное, творческое обязатель-
ство — на полтора месяца раньше
срока завершить увеличенную про-
изводственную программу 1953 года!..

В канун великого всенародного
праздника трудящихся мы побывали
на заводе. На дверной трафаретке
надпись: «Начальник производства».
Михаил Петрович Кузнецов почти
лишен возможности разговаривать с
посетителями. Из цехов непрерывно
раздаются телефонные звонки, и смысл
каждого: «Не рассчитывайте на днев-
ное задание, оно уже выполнено. Да-
ем продукцию сверх плана, помогите
в подаче заготовок, металла...».

В коротких промежутках между
лаконичными телефонными разгово-
рами Михаил Петрович сообщает:

— Наше предоктябрьское социали-
стическое обязательство можно счи-
тать выполненным. До пятнадцатого
ноября остается еще целая рабочая
неделя, а мы сегодня сдаем пролук-
цию уже в счет последней декады
декабря. Заказы для Куйбышевской
и Сталинградской ГЭС давно вы-
полнены. В последние месяцы мы
жили другим. Вот взгляните...

На стол один за другим ложатся
голубоватые листы  графиков-зада-
ний цехам на прошедшие месяцыы—
сентябрь и октябрь. Графики пестрят
цифрами, и почти у каждой четко
написано: «Срочно. Для сельского
хозяйства».

Постановление сентябрьского Пле-
нума ЦК КПСС мобилизовало, совет-
ских людей на решение всенародной
залачи дальнейшего развития сель-
	ского хозяйства страны.
	elim P© MK fF
	Л. НИКУЛИН
	первый раз ему грозила смерть.

то был вдумчивый, скромный мо-
лодой человек, серьезный для своих
лет, натура, не терпевшая лжи и не-
справедливости, Он вепыхивад мгно-
венно, когда видел жестокость, не-
справедливость, обман. В нем небы-
ло ни честолюбия, ни зависти, HH
вражды к людям, причинившим ему
личное горе. Единственная любовь в
его жизни, Люся Светлицкая, полю-
била другого, он пережил горе не-
разделенной любви, поборол чувство
ревности и ничем не показал свое-
му сопернику Николаю  Артемьеву
ний злобы, ни холодности. Они оста-
лись друзьями и товарищами, даже
стали ближе друг другу.

С первых сознательных юношеских
дней Калинович поверил в мечту со-
циализма, поверил; что будущее мн-
ра в руках трудового народа, и с
каждым прожитым годом все больше
и больше. утверждалась в нем вера в
победу добра и справедливости.
Тяжкие испытания, лищения, униже-
ния, которые пережил он в детстве,
только укрепляли в нем эту веру. Он
рано пережил отца, рабочего желе-
знодорожного депо. Миша Калино-
вич был из тех «кухаркиных детей»,
которым устав. царского министра
Делянова преграждал путь в гимна-
зню. Мать Миши Калиновича, прач-
	Перед взятием Кремля в 1917
	ка, думала только о том, чтобы вы-
вести сына в люди, и не было пре-
дела ее горю. когда он был исклю-
чен из восьмого класса гимназии за
участие в гимназическом революни-
онном кружке. Он, как мог, утешал
мать, старался убедить, что путь чи-
новника с кокардой — не его путь.
Мать плакала, сын учился на пятер-
ки, он был бы медалистом, и дирек-
тор гимназии укоризненно говорил:
«Ваш сын был украшением вверен-
ной мне гимназии»,

В самом начале войны Калинович
схоронил мать, он был одинок, ре-
шил не щадить себя ради дела рево-
люции и сейчас всей своей чиетой
душой верил в ее победу.

последние минуты перед штур-
мом он вспомнил свой разговор с
Николаем Артемьевым и сомнение
Артемьева в том, что народ, испы-
тавший тяжкие лишения в военные
годы, потерявший сотни тысяч своих
детей на фронте, найдет в себе силы
подняться на новую. кровавую борь-
бу. Было это два месяца назад.
ночь на 26 октября Калинович, Сте-
пан Балагин, Полещук и Воронов —
председатель дивизионного комитета
ожидали приказа поднять солдат на
восстание, Из окна казармы они
глядели на притихшую Москву и го-
ворили о будущем:

— Как же это будет? — допыты-
вался Степан Балагин, ну, скажем
нету хозяев. А на кого работать?

— На государство рабочих и кре-
стьян.

— А жаловаяье от кого?

—От государства... Ах, товарищи..,
Конечно, трудно будет на первых по-
рах, надо кончить войну миром, ми-
ром во всем мире, надо разгромить
врагов революции... Зато какая бу-
дет жизнь! — задыхаясь от волне-
ния, говорил Калинович. — Все бу-
дет для народа, для трудового наро-

да — хорошие дома, университеты,
музеи, театры...

— Мужик хлеба не даст, — сказал
Полещук.

— Даст, когда поймет, что госу-
дарство дало ему землю, человече-
скую жизнь, земледельческие орудия,
школы, больницы. Все будут рабо-
тать в нашей стране, все до одного,
0б этом еще Горький писал.

—Я в Сормово уеду, паровозы
строить... А ты куда, Миша? —
спросил Балагин.

— Вероятно, буду учителем, — ме-
чтательно ответил Калинович, —
учить других и самому учиться...
Потому, что, ты понимаешь, я ведь,
в общем, недоучка. Надо много
учиться, чтобы быть полезным наро-
ду... Да, братцы мои! В России будет
хорошая жизнь. Честное слово бу-
дет!

Спустя много лет начальник цеха
большого металлургического завода
Степан Кузьмич Балагин вспоминал
этот разговор ночью в холодных,
темных казармах, в притихшей перед
грозой Москве. И Мишу Калиновича
на подоконнике и звонкий и. трепет-
ный его голос... Калинович сидел на
подоконнике, ветер шевелил его мяг-
кие вьющиеся волосы, в этом сыром
октябрьском ветре он чувствовал
близкую, ощутимую победу, Сейчас
она была здесь, совсем близко, на
площади, под стенами Кремля... Он
огляделся и увидел твердую реши-
мость в глазах рабочих и солдат, они
смотрели в сторону Никольских во-
рот. С раздирающим треском стреля-
ла трехдюймовка по воротам, в в
рассветной мгле можно было видеть
пробоины и шепы, отлетавшие от во-
рот. Пулеметные очереди и рой пуль,
летящих навстречу, и ружейные зал-
пы юнкеров — это только судороги,
судороги издыхающего зверя. Надо
скорее кончить с ним, а там будет
другая, радостная жизнь, труд на
пользу освобожденного народа, борь-
ба за счастье людей на всем свете...
	Охваченный огромной, переполня-
ющей все его существо радостью,
предчувствием величайшей, какая
была на: свете. победы. Калинович
	побежал через площадь. Он слышал
	ЧЕЛОВЕК !
	Ленинской, великой правды
	дети,

Мы — за мир! За счастья
торжество!

Человек... Что может быть
у на свете
	Выше и прекраснее его?!
А когда, вдобавок, ты не
„ просто —
Человек! А человек
страны, —
Где мечты ‚огромнейшего
роста
В светлые дела воплощены,
Где еще невиданной от века
Стала жизнь, куда
ни оглянись, —
Современник,  званьем
° Человека
Ты тогда особенно гордись.
Ты гордись, что столько
стало света
От зари, зажженной в
. Октябре!
Вся страна теплом ее согрета,
Флаги золотятся на заре.
Силу пробуждая в человеке,
Ярко рдеет щедрая заря.
Партия зажгла ее навеки“
На бессмертных стягах
Октября!
	Путепровод
	FOTOB

———

У СЕВЕРНОГО ВЪЕЗДА
В СТОЛИЦУ

Ярославское шоссе — северный
	въезд в столицу. На этой автомо-
бильной магистрали всегда оживлен-
ное движение транспорта. Безостано-
вочно ‘несутся грузовики, легковые
машины, автобусы. Но вот етреми-
тельный поток останавливается. За-
держка обычно бывает у въезда в
город, там, где шоссе пересекает
стальная магистраль Северной же-
лезной дороги.
	Коллектив мостостроителей, воз-
главляемый инженером Ф. Макее-
вым, получил задание «расшить»
пробку, соорудить близ станции
Северянин путепровод, чтобы желез-
нодорожные поезда не мешали ‘авто-
	мобильному движению.
	тяжелое дыхание, чувствовал плече
бегущего рядом Балагина, и еще ©о-
тен и тысяч людей, устремившихся в
разбитые в щепы Никольские воро-
та...

В глубине арки было темно, ослеп-
ляли вепышки выстрелов, HO там,
впереди, был просвет, и туда рванул-
ся Калинович,..

Он был убит пулей в голову, в де
вятом часу утра, близ здания судеб-
ных установлений в Кремле.

*

И вдруг настала тишина.

Николай Петрович Артемьев шел
по Тверской к Охотному ряду. Под
ногами у него трещало битое стек:
ло, на тротуаре валялись обломки
кирпича, известка и щебень. Он про-
шел мимо Охотнорядекой часовни и
остановился у  Лоскутной  гостини-
цы. Сквозь арки Воскресенских  во-
рот он мог бы увидеть Красную пло-
щадь. Сердце сильно билось. Он не
решился итти прямо на площадь,
ему казалось, что он увидит в разва-
линах древние памятники, без кото-
рых он не мог себе представить сто-
лицу. И потому он повернул назад, к
Охотному ряду. Здесь на. перекрест-
ке еще педавно кипел бой. Артемьев
увидел вдавленные железные шторы
витрин, тротуары, осыпанные битым
стеклом. Пробитые пулями стекла
вторых этажей зияли черными прова-
лами. разбегающиеся  трещины-лу-
	чи придавали отверстиям форму звез-
	году,
	С картины К, ЮОНА.
	— Я кончу МГУ и буду работать в
сельском хозяйстве Польши.
	— Ho сельское хозяйство надо
знать?
	— Я жила под Варшавой, в дерев.
не. У тети.
	— На даче? — ее ответ мне пока-
зался наивным.
	— Пет, — рассмеялась девушка. —
Я чистила коров и убирала навоз.
Правда, в индивидуальном хозяйстве,
Но теперь и у нас есть’ кооперативы,
ия изучаю здесь, в СССР, жизнь Коо-
перативов.

— Вы видели наши лучшие колхо-
зы? — Я спросил об этом с ревнивой
гордостью, но тут же пожалел, что
разговаривал с ней, по существу,
как с иностранкой.

Она улыбнулась и ответила:

— О хороших колхозах я много чи-
тала и слышала. Но нас на практику
посылают в плохие колхозы. Чтобы
помогать им. И это очень хороно. Это
и для нас важно.
	Она говорила как человек, которого
не надо убежлать в преимуществе
колхозного строя: этот вопрос для ее
поколения, революционного  поколе-
ния, решенный. Ей важнее знать бо-
лезни колхозов, знать, как их лечить
и как их предупредить.
	Наша страна стала университетом
для многих стран мира. К нам приез-
жает много делегаций. Нас расспра-
шивают, нашу жизнь изучают. Там,
у подножья горы, на которую мы на-
чали восхождение 36 лет тому назад,
стоят сейчас миллионы людей, гото-
вых итти нашим путем. Миллионы лю-
дей — в дороге. Они за год проходят
то, что мы одолевали десятилетиями.
Мы были разведчиками и как развед-
чики несли жертвы. Мы счастливы,
что наши жертвы и страдания вместе
с нашими радостями и победами об-
легчили труд другим народам, мы
горды. что принесли такую пользу
всему человечеству, но это налагает
на каждого из нас еще больше от-
ветственности за все, что мы делаем.

Завтра, на крутом подъеме, мы
празднуем очередной день нашего ро-
ждения. Силы есть. Они прибывают с
каждым днем. И мы пойдем под зна-
менем Ленина—Сталина уверенно
дальше, все выше и выше, зная, пом-
ня и дорожа тем, что открываем путь
в будущее всему человечеству.
	В августе на заводе была сделана
опытная партия необходимых колхо-
зам и сельским механизаторам транс-
форматоров. Качество их оказалось
безукоризненным. Коллектив получил
задание: выпустить в этом году сто
таких трансформаторов.

В сентябре, становясь на трудовую
предоктябрьскую вахту, патриоты
сказали: «Берем социалистическое
обязательство встретить 36-ю годов-
щину Великого Октября досрочным
выполнением всего годового задания
по выпуску новых трансформаторов!»

Сводка гласит: к 1 ноября выпу-
щено не сто, а сто пять новых транс-
форматоров для нужд сельского хо-

зяйства,
		дочек. Артемьев вышел на Театраль-
ную площадь и пересек ее. Фасад
гостиницы «Метрополь» пестрел выбо-
инами, угол здания городской думы
был отбиг артиллерийским снарядом,
под крышей чернела пробоина. Ар-
темьева неудержимо тянулона Крас-
ную площадь, он шел по расстрелян-
ным гильзам ружейных патронов
прямо к зданию думы, обогнул его и
свернул под арку Воскресенских во-
рот.

Теперь он был на Красной площа-
ди. Василий Блаженный с поблек-
шими куполами стоял незыблемый,
великолепный, как стоит уже сто-
летия. На черном циферблате часов
Спасской башни, выше римской циф-
ры У Артемьев приметил круглую
дыру и пониже другую. Часы остано-
вились, и стрелки показывали два-
дцать минут четвертого, точно они
остановились в то самое мгновение,
когда умерла старая Москва.

И туг он испытал странное чувст-
во, все точно затмилось и явилось
снова в ином виде, Он увидел в мыс-
JAX TY Ke площадь четыре года назад,
в солнечный весенний день Вербного
воскресенья... Под стенами Кремля,
в теплом воздухе плавали похожие
на гроздья огромного разноцветного
винограда воздушные шары, Вере-
шали тысячи пищалок и дудок, тол-
пы людей теснились У лавчонок
вдоль Кремлевской стены и на тро-
туаре у Верхних рядов. На самой
площади люди стояли стеной, обра-
зуя широкий проезд. По мостовой
медленно двигалась цепь экипажей—
фаэтоны, ландо, щегольские пролет=
ки, английские кэбы и кабриолеты.

Это был знаменитый московский
вербный базар, последний накануне
войны парад владетельных особ ку-
печеской столицы.

И этот традиционный Вербный баз
зар вдруг припомнился Артемьеву в
те самые минуты, когда он стоял у
Спасских ворот и глядел на оста-
новленные снарядом часы и испе-
шренную следами пуль и осколков
арку ворот.

От Варварки, Ильинки, Николь:
ской улицы вливались потоки людей,
сменяя друг друга, толпы проходили
под Кремлевской стеной, собирались
У Лобного места. Раньше Артемьев
никогда не видал здесь, в центре го-
рода, этих людей. Это был народ с
окраины, рабочий люд. Многие были
вооружены винтовками, перекинуты-
ми через плечо. Они шли сюда с же-
нами, ребятами, шли по главным
улицам, не торопясь, ‘степенно. Вперз
вые народ шествовал по улицам Мо:
сквы, как победитель, свергнувший
власть своих заклятых врагов. Они
шли и по Тверской, спокойно и вни-
мательно рассматривали следы разор-
вавшихся снарядов, пробоины oT
	пуль в саженных зеркальных стек-
лах магазинных витрин, понимая,
что разрушения были необхоли-
	мостью, На лицах молодых было гор-
дое торжество, теперь уже никогда
они не отдадут завоеванную кровью
власть.

Промчался грузовик, с грузовика
кто-то кинул ввысь пачку белых ли-
стков, они закружились в воздухе и
опускались прямо в руки.
	Мужественный молодой — голос
громко выкликал:

«...Революциочные войска ‘’побе-
	дили, Юнкера и белая гвардия `еда-
ют оружие...

„Московские рабочие и солда-
ты дорогой ценой завоевали всю
власть в Москве... Все на охрану за-
воеваний новой рабочей, солдатской
и крестьянской революции »,

много лет спустя, вспоминая
этот день. Артемьев гордился тем,
что именно в тот октябрьский пень
понял значение событий. Он понял,
что произошло в городе, который
семь веков стоял. на своих холмах, и
в Октябре 1917 года начинал новую
эру в истории человечества. Граж-
данам этого города было суждено
свершить небывалое, невиданное, не-
что такое, что должно затмить все
до сих пор содеянное на земле,
	Стройка началась в начале прош-
лого года. С первых же дней был
взят боевой темп. обеспечивавший
выполнение производственных гра-
фиков. Этому способствовало также
широко развернутое  социалистиче-
ское соревнование.
	Строители применили здесь перво.
	классную отечественную — технику.
Мощные портальные краны rpy3o-
подъемностью в 95 тонн ускорили
	сборку железобетонных зстакад и
	монтаж пролетных строений.
	Высокая механизация, правильная
организапия работ позволили вести
строительство сравнительно неболь-
шим коллективом людей, добиться
сокращения сроков пуска крупкей-
шего в столице путепровода.
	— Откроем движение по путепро-
воду к 36-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции — такое обещание дали строи-
тели. Слово свое они сдержали.

Сегодня коллектив рапортует: пу-
тепровсд готов.
	Широкий, просторный проспект, пе-
рекинутый через железнодорожное
полотно и тянущийся почти на пол-
тора километра, принял днем первый
поток автотранспорта.
	ций. Он весь ушел BY To, что сейчас
делает. Пройдешь мимо, он и не
взглянет. А можно ли не заметить
его самого, представителя советско-
го поколения рабочего класса, ро-
	дившегося и выросшего в послеок-
тябрьские годы!
	Виктор Алексеевич Ипатов родил-
ся в 1921] году в рядовой MOCKOB-
ской семье, Семнадцатилетним юно-
шей прищел на завод. Прошло всего
пятнадцать трудовых лет, а в био-
графии рабочего-электромашиностро-
ителя уже значится, что он по дове-
рию народа избирался в депутаты
районного Совета’ и вторично избран
депутатом Моссовета.
	Цеховая «молния» сообщает вы-
работку передовиков производства за
прошедший день. Первой на плакате
значится фамилия Ипатова. Против
нее стоит цифра — 400 процентов.
‘Один сработал за четверых!
	— Скорее пустить волжские ГЭС,
дать теперь больше трансформаторов
	для электрификации сельского хозяй-
ства и всех других отраслей нашего
	народного хозяйства — вот наша
главная забота, — говорит Виктор
Алексеевич.
	На другом участке того же цеха
трудится Алексей Широченков. Всего
три года назад вошел он в строй ра-
бочего класса, но уже твердо стоит
в первой шеренге столичных электро-
машиностроителей. На Широченкове
— солдатская гимнастерка, Это не
случайность.

Со школьной скамьи Алексей Шн-
роченков ушел в партизанский 07-
ряд. Служил связным, разведчиком,
обеспечивал бойцов питанием и
одеждой, участвовал в боях за род-
ную землю. Когда Советская Армия
изгнала оккупантов с курских зе-
мель, Алексей занял место в рядах
советских воинов. После демобилиза-
ции пришел на завод, овладел специ-
альностью слесаря-электромонтажни-
ка по комплектным трансформатор-
ным подстанциям.

— Страна строится... — говорит
	коммунист,  партгруппорг участка
	Кто же творцы их?

Многочисленен коллектив  транс-
форматорцев. Летопись завода с каж-
дым днем полнится новыми именами
передовиков производства.

..Сборочный цех. Налево’ от входа
стоит невысокий подмосток-верстак,
На нем выстроились в ряд остовы
будущих трансформаторов, Худоща-
вый человек привычными размерен-
ными движениями готовит остовы
	  для последующих сборочных опера-