Цностванных
		KOT
	дел? Ответ на этот вопрос зависит;
в первую очередь, от позиции США,
Англии и Франции и, следовательно,
от того, пойдут ли они на рассмотре-
ние вопроса об уменьшении напря-
женности в международных отноше-
ниях, а также германской проблемы
и связанных с этим вопросов обес-
печения безопасности Европы.
	Актуальность совещания Минист-
ров иностранных дел отнюдь He
уменьшилась. Не следует, однако,
поворачивать дело таким образом,
чтобы заранее сводить совещание к
обсуждению одной какой-либо проб-
лемы и. исключать из поля зрения
такого совещания основной вопрос
— вопрос о смягчении напряженно-
сти в международных отношениях.
Любой успех на этом пути, будет ли
он касаться Запада ‹ или Востока,
может рассматриваться как’ дости-
жение миролюбивых стран,

Сегодня за рубежом немало пишут
насчет Бермудского совещания. трех
держав, хотя его специфические цели
	и сам сепаратный характер этого
	совещания никак не могут обеспечить
	решения проблем, связанных с необ-
ходимостью разрядки в международ-
ной обстановке, Совещания такого ро-
да, имеющие характер противопостав-
ления одних государств другим госу-
дарствам, могут привести и к прямо
противоположным результатам и да-
же послужить дальнейшему усилению
напряженности в международных от-
ношениях `` м
	В одном отношении, однако, и это
совещание является показательным:
Тот факт, что и это совещание узкой
группировки держав отнюдь не соби-
раются ограничить рассмотрением од-
ной какой-то проблемы, лишний раз
свидетельствует ‘о том, что ныне
нельзя уйти от рассмотрения главного
вопроса наших дней — нельзя уйти
от вопроса об уменьшении напряжен-
ности в международных отношениях,
от вопроса об укреплении мира и
международной безопасности, к кото-
рому приковано внимание миллионов
и миллионов людей и на необходи-
мости безотлагательного рассмотре-
ния которого настаивает Советский
Союз».

После сделанного заявления В. М.
Молотов ответил на вопросы коррес-
пондентов советской и иностранной
прессы.
	С. Уиланд (английское агентство
Рейтер) и Р. Кашишке (американское
агентство Ассошиэйтед Пресс) в сво-

HX вопросах стремились выяснить,
какова позиция Советского Союза в
отношении встречи глав четырех го-
сударств — СССР, США, Англии и
Франции.

Далее был поставлен вопрос, долж:
но ли совещание Министров иностран-
ных дел предшествовать совещанию
глав правительств?
	В своем ответе В. М. Молотов ска-
зал, что дело не в том, чтобы вести
разговоры, о совещании. Важно уста-
новить цели совешания.

С этой точки зрения следует по-
смотреть и на вопрос о двух назван=
ных совещаниях, поскольку это не ор-
	ганизационныяй, а политический BO-
прос.

В. Кудрявцев («Известия») задал
	вопрос: Как Вы оцениваете перспек-
тивы созыва политической Koutbepens
ции по корейскому вопросу?
	Б. М. Молотов ответил: У нас впе-
чатление такое, что с корейско-киз
тайской стороны делается все. что
возможно, для своевременного созыва
политической конференции по  корей-
скому вопросу. Но, разумеется, созыв
	конференции зависит не от одной
только стороны.

К..Бродней (американское агент-
	ство Юнайтед Пресс) спросил, какие
другие проблемы, помимо Германии и
Кореи, могли бы быть поставлены: на
совещании, если признается возмож-

ность обсуждения любых междуна“
родных вопросов?
	Б. М. Молотов ответил: Из сказанз
ного мною вытекает, что не следовала
бы заранее ограничивать это совещаз
ние теми или иными вопросами. Kame
дый из участников совещания может
поставить на этом совещании любой
из спорных международных вопросов.
Если совещание признает, что урегу-
лирование того или иного вопроса поз
может смягчению международной наз
пряженности, оно вольно это сделать:
Советское Правительство придает осо-
бое значение рассмотрению. вопросов
о прекращении гонки вооружений, в
решительном сокращении вооруже-
ний, о запрещении атомного, водород
ного и другогс оружия массового
уничтожения. Но могут быть поставз
лены и другие вопросы, рассмотрение
которых будет содействовать разряд-
ке в международных отношениях.
	Ю. Жуков («Правда») задал во-
прос: В западных странах иногда го-
ворят, что предложение Советского
Правительства рассмотреть мероприя-
тия по уменьшению международной
напряженности можно понять как тре-
бование одновременного рассмотре-
ния всех спорных международных во-
просов. Правильно ли это? Желатель-

но, чтобы Вы подробнее останови-
лись на этом.
	Б. М. Молотов ответил: Это, конеч-
но, неправильно. Из предложения Со-
ветского Правительства рассмотреть
мероприятия об уменьшении между-
народной напряженности на совеша-
нии Министров иностранных дел от-
нюдь не вытекает, что следует оял-
новременно рассматривать все спор-
ные вопросы.
	Это предложение означает, во-пер-
вых, что в совещании должны при-
нять участие все великие державы
без какого-либо исключения. во-вто-
рых, что участники совещания не свя-
заны заранее обязательством ограни-
читься рассмотрением одного какого-
либо спорного международного во-
проса, а могут договориться о рас-
смотрении любого из назревших во-
просов, если будет признано, что уре-
гулирование этого вопроса ‘будет со-
действовать разрядке в международ=
ных отношениях. Такой ‹полход К со-
вешанию мог бы в наибольшей мере
содействовать уменьшению междуна-
родной напряженности, причем никто
из участников не был бы заранее ог-
раничен в постановке: на обсуждение
тех или иных международных BO
просов.
	13 ноября-с. г.-у тов. В. М. Моло:
това состоялась пресс-конференция,
на которой присутствовали представи-
тели советской печати. а также нахо-
	дящиеся в Москве иностранные кор»
респонденты,
	В начале. пресс-конференции .тов.
В. М. Молотов сделал следующее за-
явление:
	«5 ноября Советское Правитель-
ство направило Правительствам
Англии, США и Франции ноту о со:
зыве совещания Министров иностран:-
ных дел.
	В этой ноте Советское Правитель-
ство предложило созвать совещание
	Министров иностранных. дел с тем,
	чтобы, во-первых, с участием Мини-
стров иностранных дел СЛША, Англии,
Франции, Советского Союза и Ки-
тайской Народной Республики рас-
смотреть мероприятия по уменьше-
нию  напряженности в международных
отношениях и чтобы, во-вторых, с
участием Министров иностранных дел
США, Англии, Франции и Советско-
го Союза обсудить германскую про-
блему и связанные с этим вопросы
обеспечения безопасности Европы.
	Эта нота Советского  Правитель-
ства вызвала зарубежом многочис-
ленные отклики как со стороны офи-
циальных кругов, так и в органах
печати разных направлений, посколь-
ку в ней поставлены вопросы, разре-
шение которых имело бы большое
значение для укрепления мира и меж-
дународной безопасности.
	В широких общественных кругах
многих стран предложения Советско-
го Правительства ‘были встречены
положительно. й

Иное отношение эти предложения
встретили со стороны правительст-
венных кругов и некоторых органов
печати США и Англии, а также
Франции. Президент США Эйзен-
хауэр назвал даже советскую ноту
«негативной», заявив, будто «в со-
ветской ноте не проявляется никако-
го намерения собраться вместе», хо-
тя такое заявление явно противоре-
чит действительности.
	Вопрос о созыве совещания Мини-
стров иностранных дел стоит теперь
в центре внимания международного
общественного мнения. Разговоры о
том, будто Советский Союз не про-
являет желания «собраться вместе»,
не могут ввести в заблуждение Tex,
кто знаком с фактами. Не трудно убе-
диться, что дело обстоит как раз на-
оборот. Достаточно напомнить о том,
что Советское Правительство только
за последнее время уже трижды ста-
вило перед Правительствами США,
Англии и Франции вопрос о созыве
совещания Министров иностранных
дел: 4 августа, 28 сентября, 3 ноября:
	Дело, однако, не в том, что Совет-
ское Правительство хочет созыва со-
вещания Министров иностранных дел,
а Правительства США; Англии и
Франции не хотят созыва такого со-
вешания.. Нельзя не ‘признать, что ‘все
эти правительства высказались за со-
зыв совещания Министров иностран-
ных .дел. Тем не ‘мёнее, они не  буме-
ли до сих пор договориться о Челях
созыва такого совепгания.
	 Что ° касается г позиции Советского
Союза в этом вопросе, то она под-
робно изложена в его ноте от 3 но-
ября. Наша позиция заключается в
том, что совещание Министров иност-
ранных дел необходимо и полезно,
если созыв такого совещания будет
служить целям смягчения напряжен-
ности в международных отношениях.
Если судить по некоторым заявлени-
ям Правительств США, Англии и
Франции, то они также высказыва-
ются за смягчение международной
напряженности. Но, очевидно, одно
Дело — высказаться за уменьшение
ношениях, и другое дело — сделать
реальные шаги в этом направлении.
	Мы считаем, что ‘совещание должно
состояться для того, чтобы сделать
шаг вперед в деле укрепления мира и
международной безопасности. Этим
целям и должно служить рассмотре-
ние мероприятий по уменьшению на-
пряженности в международных отно-
шениях, равно как и обсуждение во-
проса о Германии, включая восста-
новление ее национального. единства
и заключение мирного договора, по-
скольку решение германского вопроса
теснейшим образом. связано с обеспе-
чением европейской безопасности и,
следовательно, со смягчением между-
народной напряженности.
	На иную позицию встали Прави-
тельства США, Англии и Франции,
Они отказываются рассматривать во-
прос о смягчении „ напряженности в
международных, отношениях, а обсуж-
дение германского вопроса стремятся
подчинить не задачам восстановления
единства Германии на миролюбивой и
демократической основе, а задачам
ускорения ее ремилитаризации.
	‚ Судите сами, можно ли, идя по
этому пути, содействовать тому, чтобы
сделать шаг вперед в деле укрепления
мира и международной безопасности?
Мы, советские люди, даем на это свой
ответ: это нельзя будет рассматривать,
как шаг вперед в деле укрепления ми-
ра, это не будет содействовать раз-
рядке в междунаролных отношениях,
	В таком случае, лля чего же было
выдвинуто предложение о созыве со-
вещания Министров иностранных дел
четырех держав в Лугано? Очевидно,
не ради того, чтобы сделать серьезные
усилия к урегулированию назревших
международных проблем и к умень-
шению международной напряженнос-
ти. Не случайно, конечно, представи-
тель госдепартамента США сразу же
после опубликования ноты с предло-
жением о конференции в Лугано вы-
разил «болышое сомнение в том, что
будут достигнуты какие-либо оконча-
тельные соглашения в случае, если
луганская конференция состоится».
	На днях опубликована статья депу-
тата голландского парламента проф.
Герретсона, который истолковывает
позицию США, Англии и Франции,
как прямое стремление все разговоры.
о конференции четырех держав при-
вести к отрицательным результатам,
«Есть даже все основания полагать, —
говорит он, — что эта неудача и яв-
лялась их настоящей пелью».
	Можно, конечно, вести разговоры о
	созыве совещания четырех держав,
поскольку невозможно игнорировать,
	манией. Тем не менее, Правительства
трех держав до настоящего времени
не высказали ‘своего отношения К
этим предложениям и не представи-
ли своего проекта мирного договора.
Их стремление, путем заключения
парижского и  боннского соглашений,
поскорее вовлечь Западную Герма-
нию в агрессивную  северо-атланти-
ческую группировку держав, направ-
ленную против Советского Союза и
стран народной демократии, свиде-
тельствует о таком курсе их пожити-
ки, который не имеет ничего общего
с интересами восстановления нацио-
нального единства Германии, не го-
воря уже относительно обеспечения
европейской безопасности.
	В случае, если и дальше будет осу-
ществляться этот агрессивный курс,
то Западную Германию никто не смо-
жет рассматривать как миролюбивое
государство, так как она превратится
в орудие определенной империалнсти-
ческой группировки держав. При та-
ком положении может быть и удастся
на какой-то срок агрессивным кругам
Северю-Атлантического блока достичь
некой договоренности с агрессивными
кругами Западной Германии, но ре-
зультат будет один: ремилитаризиро-
ванная Западная Германия, окочча-
тельно оказавшись в руках вчерашних
гитлеровцев и других реваншистов,
заговорит своим  милитаристским
языком, превратится в опасный очаг
новой агрессии, с чем нельзя не счи-
таться, если мь действительно забо-
тимся о безопасности в Европе. Со-
вершенно очевидно, что политика
возрождения германского милитариз-
ма и стремление включить Западную
Германию в агрессивную группировку
Северо-Атлантического блока пред-
ставляет собою прямую угрозу без-
опасности народов Франции, Польши,
Бельгии, Чехословакии, Дании, Гол-
ландии и других европейских стран,
лишает эти народы уверенности в
своем завтрашнем дне, так как при
таком положении нельзя рассчитывать
на безопасность в Европе.
	В ноте от 18 октября Правительст-
ва США, Англии и Франции законно
связали германский вопрос с проб-
лемой европейской безопасности. Од-
нако, проводимую ныне ремилитари-
зацию Западной Германии нельзя ‘со-
вместить не только с безопасностью
ее соседей, но и с обеспечением без-
опасности других стран Европы.
Нельзя совместить с обеспечением
езропейской безопасности и все боль-
нее расширение сети американских
военных баз в Европе ‘и в других,

прилегающих к границам СССР рай-
OH aX,
	Печать на Западе, как правило, об-
ходит щекотливый вопрос об амери-
канских военных базах в Европе,
Азии и Африке. Еше, кажется, не на-
шлось таких разбитных журналистов,
которые взялись бы серьезно доказы-
вать, что американские  военно-воз-
душные и военно-морские базьь кото-
рыми стремятся окружить Советский
Союз и страны народной демократии,
а также Китайскую Народную Респу-
блику, предназначены для нужд обо-
роны Соединенных Штатов Амернки.

Этого нельзя доказать и этому никто
не поверит.
	Но в таком случае, как можно от-
рицать обоснованность требования
СССР обсудить этот вопрос — воп-
рос об американских военных базах
на чужих территориях, если мы дей-
ствительно стремимся обеспечить
безопасность для всех стран Европы
и если мы стремимся к разрядке в
международных отношениях.
	Государственный секретарь США
Даллес может, конечно, заявлять, что
американские военные базы в Евро-
пе, Азии и Африке «придают силу
коллективной безопасности». Здесь
под «коллективной безопасностью».
как видно, отнюдь не разумеется без-
опасность для всех стран Европы, по-
скольку создание американских воен-
ных баз в одних странах Европы со
всей очевидностью направлено, как
угроза «силой», против других стран
Европы, где эти базы не создаются.
Но это значит, что Даллес не соби-
рается придавать значение заявлению
американской ноты о европейской
безопасности, занявшись лишний раз
прославлением «политики силы», как
облюбованного метода в международ-
ных . отношениях. Во всяком случае,
не следует забывать о том, что в, от-
ношении Советского Союза этот ме-
тод уже полностью себя дискредити-
ровал и отнюдь не сулит ничего хоро-
шего тем, кто стал бы строить на
этот счет какие-либо расчеты.
	Поскольку выяснилась явная не-
увязка в позиции трех держав по гер-
манскому вопросу, так как этот воп-
рос’нельзя не связать с проблемой
обеспечения безопасности в Европе,
Советское Правительство вынуждено
было обратиться за соответствующим
разъяснением. В ноте Советского
Правительства сказано в связи с этим
следующее:

«Советское Правительство хотело
бы получить разъяснение от Правн-
тельства Англии, как и от Правитель-
ств США и Франции, означает ли их
заявление о готовности обсудить гер-
манский вопрос на совешании Ми-
нистров четырех держав и их приз-
нание’ важности обеспечения  евро-
пейской безопасности, что они He
будут ставить себя в такое положе-
ние, когда, с одной стороны, предла-
гается на совешании рассмотреть
германский вопрос, а, с другой сто-
‘роны, одновременно принимаются
‘меры к ратификации парижского и
боннского соглашений теми государ-
ствами, которые их еше не ратифи-
пировали. Получение такого разъяс-
нения необходимо ввиду того, что
ратификация указанных соглашений
и их вступление в силу делает не-
возможным восстановление Tepma-
нии как единого государства, а тем
самым делает беспредметным и 06б-
суждение германского вопроса на
совешании Министров иностранных
дел четырех держав, так как та-
кое совешание было бы связано за-
ранее согласованными сепаратными
обязательствами трех держав и бонн-
ского правительства денауэра по
„вовлечению Западной Германии В
Северо-Атлантический блок и созда-
нию западногерманской реваншист-

ской армии».

В Советском Союзе ждут разъяс-
нения по этому вопросу..
	После всего. сказанного естествен-
но возникает вопрос; состоится ли
совещание Министров иностранных
	что в широких международных кру-
гах есть сочувствие этому делу, а фак-
тически дело вести к тому, чтобы эти
разговоры кончились неудачей. Совет-
ский Союз относится к этому совер-
шенно иначе. Для него вопрос о со-
вещании не является предметом спе-
куляции. Наш интерес к совешанию,
связанному с урегулированием назрев,
ших международных проблем, дик-
туется стремлением к уменьшению на-
шениях, к укреплению мира и между-
народной безопасности,
	Вот почему Советский Союз пред-
лагал и предлагает рассмотреть с
участием США, Англии, Франции,
СССР и Китайской Народной Pec-
публики вопрос о смягчении напря-
жения в международных отношениях.
Никто не может отрицать, что уча-
стие Китайской Народной Республи-
ки имеет важнейшее значение. для
урегулирования назревших междуна-
родных проблем, равно как нельзя
серьезно говорить об урегулировании
назревших международных вопросов,
не касаясь взаимоотношений между
Соединенными Штатами Америки и
Китайской Народной Республикой.
Для полного урегулирования корей-
ского вопроса, включая вывод иност-
раннык войск из Кореи и решение
проблемы объединения Корейского
государства, также важно, чтобы
другие страны считались с законны-
ми интересами такого государства
Азии, как великая Китайская Народ-
ная Республика. Сам факт договорен-
ности о совещании пяти великих дер-
жав, с участием Китая, свидетельст-
вовал бы о том, что сделан реальный
шаг к разрядке в международных
отношениях, к укреплению мира.
	Недавно, выступая в, палате об-
щин, Иден говорил, будто смягчение
напряженных отношений между Во-
стоком и Западом зависит только от
Советского Правительства. Это, ко-
нечно, неубедительно. Разве. «Запад»
не несет главной ответственности за
теперешние расхождения со страна-
ми Востока. С другой стороны, совер-
шенно ‘очевидно, что участие Китая
в совещании пяти держав было бы
важным шагом к уменьшению pac-
хождений между Западом и Восто-
ком.

Все говорит о том, что если дейст-
вительно имеется стремление к уре-
гулированию существующих между-
народных проблем, то ключом к это-
му является рассмотрение вопроса
об уменьшении напряженности в
международных отношениях. Однако
было бы неправильно изображать де-
ло таким образом, будзо предложе-
ние подвергнуть рассмотрению воп-
рос об уменьшении международной
напряженности означает попытку не-
медленно добиться общего урегули-
рования всех жгучих проблем, суще-
ствующих как на Западе, так и на
Востоке. Никто не согласится с та-
ким упрощенным толкованием, из-
вращающим смысл этого предложе-
ния. Но было бы неправильно зара-
нее связывать руки совещания, по-
скольку оне должно само сустано-
вить, какие решения могли бы уже
теперь содействовать разрядке в ме-
ждународных отношениях.
	И в этом отношении позиция Со-
ветского Союза вполне ясна.
	Предложение рассмотреть меро-
приятия по смягчению напряженно-
сти в международных отношениях
мы поддерживаем, руководствуясь
стремлением к укреплению мира и
международной безопасности. По-
этому мы придаем первостепенное
значение тому, чтобы совещание пя-
ти держав исходило из необходимо-
сти остановить гонку вооружений, до-
биться существенного сокращения
вооружений, прежде всего, самих ве-
ликих держав, на которых, согласно
Уставу Организации Объединенных
Наций, лежит главная ответствен-
ность за обеспечение мира и меж-
дународной безопасности. С задачей
сокращения вооружений неразрывно
связано также запрещение атомного,
водородного и других видов оружия
массового уничтожения. Нет более
важной и более неотложной проблемы
для народов всего мира, чем пробле-
ма сокращения вооружений, чем пре-
кращение гонки вооружений. Но мы
выражаем готовность рассмотреть и
другие проблемы, от решения кото-
рых зависит уменышение междуна-
родной напряженности.
	В связи с этим нельзя пройти мимо
одного обстоятельства. Как в вы-
ступлениях государственных  деяте-
лей на Западе, так и в статьях боль-

шинства органов печати за рубежом
замалнивается предложение СССР
рассмотреть на совещании вопрос об
уменьшении напряженности в между-
народной обстановке, Очевидно, в
этом сказывается давление тех кру-
гов, Которые заинтересованы в под-
держании, ‘а, может. быть, и в усиле-
нии международной напряженности,
и которые стремятся помешать раз-
	рядке этой напряженности. lem He
менее мы выражаем уверенность,
что такое противодействие. со сторо-
	ны агрессивных кругов не только He
ослабит ‘усилий людей, стремящихся
к укреплению мира, но и вызовет
еще большую решимость добиться
разрядки в международных отноше-
НИЯХ. ‘
	В советской ноте от 3 ноября пред-
лагается обсудить с участием Ми-
нистров иностранных дел. США, Ан-
глии, Франции и СССР также гер-
манский вопрос. Никто. не будет от-
рицать, что решение этого вопроса
имеет важнейшее значение для обес-
печения европейской безопасности,
для укрепления мира. Именно по-
этому Советский Союз высказывает-
ся за то, чтобы обсуждение герман-
ского вопроса включало проблему
национального объединения  Герма-
нии и заключение мирного договора
с демократическим и миролюбивым
обшегерманским правительством. Это
соответствовало бы интересам всех
миролюбивых государств Европы и,
разумеется, отвечало бы интересам
самого германского народа.
	Иной позиции придерживаются
Правительства США, Англии и
Франции. Они отказываются от про-
ведения каких-либо практических ula-
гов по восстановлению единства Гер-
мании И от рассмотрения мирного
договора. Скоро булет два года, как
Советское Правительство предложи-
	ло Основы мирного договора с Гер-

большим воодучевлением встретил коллентив Первого государственного часового завода постановление
	пременленньгх това-
	Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «О расширении производства
	ров широкого потребления и улучшении их качества». Коллектив настойчиво добивается ‘увеличения выпуска
	октябре
	часов и дальнейшего улучшения их начества. Лучших производственных показателей достигла в
бригада сборщиц мастера С. Будановой. По сравнению с прошлым месяцем ежедневная выработк
	выросла на десять процентов при высоком качестве ‘сборни. НА СНИМКЕ: на переднем плане.— мастер С. БУ-
‚-«ДАНОВА (слева) дает указание сборщице А. ДЕМИДОВОЙ. о BROPDUVYUUA prarnm
	Tlucuya u
	mmamesnevrk
	ДЕПУТАТЫ ИЗУЧАЮТ
ВОПРОСЫ ТОРГОВЛИ
	В системе пищеторга Кировского
района около ста магазинов и пала-
ток. Знакомясь с состоянием торгов-
ли, депутаты Кировского районного
Совета высказали много ценных за-
мечаний. Речь идет в них об улуч-
шении обслуживания населения, о
расширении ассортимента товаров,
об открытии новых торговых пред-
приятий ит. д.
	Еще мало магазинов на Дербенев-
ской набережной, Лужниковской ули-
це, набережной Горького и некоторых
других улицах. Между тем в районе
есть торговые помешения, которые
заняты не по назначению,
	Выполняя предложения депутатов,
исполком Кировского райсовета наме-
чает в первую очередь открыть новый
магазин в заканчивающемея  строи-
тельством доме по набережной Горь-
кого Другое помещение под магазин
выделено на Валовой улице. Торго-
Бая сеть в районе будет расширять-
ся и в дальнейшем.
	Вчера в Кировском районе со-
стоялась сессия местного Совета. На
обсуждение депутатов был вынесен
вопрос о работе райпищеторга.
	ОБМЕН
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
ОПЫТОМ
	В Ждановском районе широко
проводится обмен’ педагогическим
опытом между школами. С. этой це“.
лью организуются специальные семи-
нары для директоров, заведующих
учебной частью, преподавателей.

В школе № 470 хорошо поставле-
на воспитательная работа. Директор
‚школы В. Ильин рассказал недавно
на семинаре директоров о совмест-
ной работе педагогов и комсомоль-
ской организании, о педагогической
пропаганде среди родителей, о ра-
боте школьных .кружков и т. д.

Состоялись два семинара, посвя-
	ценные разбору и анализу уроков,
	один из них — для заведующих
учебной частью, другой — для ди-
ректоров.
	Вчера заведующие учебной частью
тридцати восьми школ Ждановского
района собрались в 467-й школе, что-
бы обсудить, как. обеспечить высокую
дисциплину учащихся.
	Б ближайшее время для директо-
ров будет проведен семинар, посвя-
щенный организации физкультурной
работы.
	Электрификация
линии
Крюково—Клин ‘
	Притородный участок Октябрьской
дороги Крюково—Клин, протяженно-
стью 5! километр, электрифицирует-
ся. На днях на перегоне в основном
закончена установка железобетон-
	ных фундаментов и металлических
мачт контактчой сети.
	По всей электрифицируемой трас-
се’ за исключением станций Клин,
Покровка и перегона Подсолнечная
— Покровка,  раскатан  контакт-
ный провод. 7
	На новом электрифицируемом уча-
стке сооружаются восемнадцать же-
лезобетонных пассажирских плат-
форм. Одиннадцать из них готовы.
На станции Фроловская # остановоч-
ном пункте 582-го километра плат-
формы уже’ собраны и в ближайшие
	дни будут заасфальтированы.
——_——=——————
	[Го. следам. наииих
	выступлений
	«По вине
строителей».
	РАССКАЗЫ О
		НАШИХ ДНЯХ
	  Девятая путевка

В ЦЕХАХ витаминно-кондитерской
фабрики имени Марата много
оригинальных машин и аппаратов.
Часть из них изготовлена по моим чер-
тежам.

Четверть века я работаю слесарем
по ремонту оборудования, изучил сот-
ни станков и машин различных си-
стем. Это помогает мне создавать и
свои собственные конструкции.

Раньше десятки работниц были за-
няты на ручной расфасовке драже. У
меня возникла мысль — создать та-
кую машину, которая бы сама насы-
пала драже в коробки. С болыним
увлечением я конструировал, изготов-
лял и опробовал каждый ®зел счетно-
расфасовочной машины. Ею управ-
ляет одна работница, которая насы-
пает драже в бункер. Все остальные
операции выполняются самой маши-
ной. В минуту она насыпает драже в
40 коробок, причем в каждую короб-
ку попадает строго установленное ко-
личество продукции.
	Применение счетно-расфасовочных
машин позволило высвободить для
других операций более 30 работниц.

не удалось механизировать и про-
изводство халвы. В состав этого про-
AYKTa входит семя кунжута. Наиболее
трудоемкой ручной операцией было
отделение верхней кожуры кунжута
‚от семени. Я создал для этого специ-
альную машину непрерывного дей-
ствия. В дальнейшем такая машина
войдет в состав поточной линии по
переработке кунжутного семени. .
	Новую машину сконструировал я и
для формовки халвы. Опытный обра-
зец ее прохолит испытания в произ-
водственных условиях.
	В пятой пятилетке я подал в фаб-
ричное бюро рационализации и изо-
бретательства 35 предложений. При-
менение только трех описанных мною
машин дает возможность в нынешнем
году сэкономить 250 тысяч рублей.

В разработке новых конструкций
кондитерского оборудования мне ока-
зали практическую помошь главный
инженер А. Баринов, . теплотехник
Б. Прохоров, начальник цеха халвы
М. Успенская и слесарь И. Шанихин.

Мое заветное желание — увидеть
родное предприятие оснащенным но-
вейшим оборудованием. В это дело я
стремлюсь внести и свой личный
		Г. Орлов,

слесарь-рационализатор
витаминно-кочдитер ской

фабрики имени Марата.
s
		ва курорт

В СЕЛЬСКОЙ школе, куда я ходил
четыре года, я часто смотрел на
географическую карту и думал—ка-
кой он мир, какие бывают города?
Как-то учитель подарил мне картин-
ку. На ней были изображены горы,
море и диковинные деревья на берегу.
Эта картинка поразила мое вообра-
жение. Вот бы увидеть те края!

— Что ты, сыночек, — говорила мне
мать. — К морю только богатые e3-
дят. Мы с отцом всю жизнь даже в
городе не побывали. Где же простому
человеку взять денег на разъезды...
	Но мечта моя сбылась.
Свершилась революция, и трудо-
вому человеку стало всё «доступно.
	На заводе имени Сталина, гдея ра-
ботаю с 1932 года, много раз получал
путевки на курорт. В 1937 году, пер-
вый раз попав в Сочи, я часами сидел
у моря, бродил по городу. Он был по-
хож на картинку, которой я любовал-
ся в летстве.
	‘Ha нашем заводе путевки в здрав-
ницы получают ежегодно сотни чело-
век. Я отдыхал под Москвой, в Ново-
российске, в Сочи, в `Кисловодске. В
этом году в девятый раз получил пу-
тевку в санаторий. Завком выдал мне
ее бесплатно. Свой отпуск я провел в
Кисловодске, где проходил специаль-
ный курс лечения, принимал нарзан-
ные ванны, занимался лечебной физ-
культурой. По вечерам в клубе сана-
тория устраивались концерты или про-
смотры кинофильмов. Вернулся я из

Кисловодска отдохнувшим и окреп-
шим.
	Несмотря на свои 62 года, я не хочу
уходить на пенсию и продолжаю ра-
ботать, выполняя нормы-на 200 и
больше процентов. Хочется своим тру-
дом отблагодарить партию и прави-
тельство за заботу.
	В купе
вагона
	А. Авдеев,
модельщик автозавода
имени Сталина.
	ПА? суток мы ехали в поезде
” Фрунзе— Москва. Путь как будто
и неблизкий, но проводники П. Нико-
лаев и Е. Рыданов создали пассажи-
рам такой уют, что все мы чувство-
вали себя в вагоне, как дома...». Это
одна из многочисленных благодарно-
стей, вынесенных пассажирами на-
ней бригаде проводников.

Вот наш поезд, „ состоящий из

цельнометаллических вагонов, пода-
ют к перрону Казанского вокзала-
Еще несколько минут, и голубой экс-
пресс тронется в путь. Пассажиры
входят в. вагоны. В каждом купе
большие зеркала, удобные ящики
для вешей, настольные лампы, рез
продукторы. В коридоре разостланы
ковровые дорожки. Прозодники
В. Шалыгин и Ф. Гурин начинают
раскладывать на полках матраны,
стлать белоснежное белье.
_ Федор Григорьевич Гурин — опыт-
ный проводник. 45 лет сопровожда-
ет он пассажирские вагоны. Хороню
помнит Гурин дореволюнционное вре--
мя. Тогда в каждом составе были
грязноватого пвета деревянные душ-
ные вагоны четвертого класса. В них
обычно ехал трудовой люд. К ваго-
нам первого и второго классов про-
стых людей и близко не подпускали
— там ездила знать. А теперь в ва-
тоне Гурина в одном купе с ученым
едет слесарь, а- рядом с архитекто-
ром занимает место плотник.
	Поезд мчится по бескраиним сте-
пям. Но в залитых светом вагонах
пассажирам некогда скучать: одни
играют в шашки, другие задумались
над шахматной доской, третьим про-
водник принес журналы.
	Наша бригада обслуживает скорые
поезда Москва—Фрунзе, Mocksa—
Караганда и Москва -=- Кемерово.
Своими глазами видим мы, как пре-
образуются города и села, как все
краше и зажиточнее становится
жизнь советских людей. Мы горды
сознанием того, что нам доверено
обслуживать тружеников страны со-
циализма.

И. Давыдов,
	начальник скорого
поезда.

———=—=—о————-

в науку
	ЛЮБЛЮ бывать в своем родном
селе Завьялове. В каждый приезд
нахожу в его знакомом облике приме-
ты нового, яркие черты роста, расиве-
та. За небольшой сравнительно CpoK
появились здесь нелые улицы, застро-
енные нарядными домами. Построе-
ны два здания школы, большой Дом
культуры, библиотека. В этом малень-
ком уголке Родины отразились ог-
ромные перемены, которые произошли
в жизни моего родного удмуртского
народа. Помню рассказы матери о
прошлом. Восьмилетней девочкой моя
мать должна была пойти в «люди»
>—_рыПОЛНЯТЬ ТЯжелую физическую ра-
боту, чтобы прокормиться. Ни она
ни ее сверстники не знали, что такое
школа, не имели понятия о книге.
Позже, изучая историю Удмуртии,
я узнал, что такой же безрадостной,
_ тяжелой была жизнь тысяч трудящих-
ся.
Новую жизнь, небывалый расцвет
культуры принесла Удмуртии родная.
Советская власть. Я, сын когда-то
неграмотной бедной крестьянки, стал
учителем. Сбывается и моя  завет-
ная мечта — о научной работе. Я за-
нимаюсь сейчас в аспирантуре Инсти-
тута национальных школ Академии
педагогических наук РСФСР. Рабо-
таю над диссертацией, посвященной
методике преподавания русского язы-
ка в удмуртских школах. Вместе со
мной в аспирантуре нашего института
готовятся к научной деятельности
представители и других»нациовально-
стей Советского Союза.
	В. захаров,
	Строители из треста «Гражданжил-
стройсвязь», возводя жилой дом, раз-
рушили автомашинами асфальтовую
дорожку, ведушую к зданию школы
№ 215 в 3-м Михалковском переулке.
Об этом говорилось в письме дирек-
тора школы тов. М. Васильева «По ви-
не строителей», напечатанном в «Ве-
черней Москве» 16 октября. Управля-
ющий трестом «Гражданжилстрой-
связь» тов. Вандалковский сообщил
релакции, что тротуар восстановлен.
	аспирант Академии педагогиче-
ских наук РСФСР.
	доступе трудящихся в Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина
	посещения Мавзолея. Для лиц, при-
бывающих в гор. Москву из других
городов и областей по служебным
командировкам, а также в отпуска и
на экскурсии, посещение Мавзолея
организуется через соответствующие
	министерства, ведомства и общест-
венные организации.
	Порядок посещения трудящимися
Мавзолея временно устанавливается
следующий: доступ трудящихся го-
рода Москвы в Мавзолей будет про-
изводиться в организованном поряд-
ке через исполкомы районных Сове-
тов депутатов трудящихся по биле-
там. в которых будег указан день
	17 ноября 1953 года открывается
доступ трудящихся в  Мавволей
В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Мавзолей будет открыт по вторни-
кам с 12 до 15 часов, по средам, чет-
вергам и субботам — с 17 до 20 ча-
сов и по воскресеньям — с 12 до 17
часов.