ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ _
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	ТВОРЧЕСКИЙ СЕМИНАР
В БРОННИЦАХ
	Коллективы художественной caMo-
деятельности при колхозных клубах
и избах-читальнях Бронницкого рай-
она испытывают большую нужду в
квалифицированных  руководителях.
Центральный дом работников ис-
	кусств, взявший культурное шефство
	над этим районом, решил помочь ру-
ководителям коллективов = сельской
самодеятельности повысить свою ква-
лификацию. С этой целью в Доме
культуры в Бронницах недавно был
проведен четырехдневный семинар
по переподготовке работников сель-
ских культучреждений. В работе се-
минара приняло участие свыше 60

руководителей театральных, хоровых
ин танцевальных кружков.

ЦДРИ командировал в Бронниц-
кий район режиссеров — заслужен-
ных артистов РСФСР С. Алексеева
и Э. Краснянского, режиссера А. Аро-
нова, хормейстера В. Асмакова, гри-
мера В. Эпштейн, балетмейстеров
Т. Ждланову и Л. Кузнецова. Уча-
стники семинара прослушали их лек-
ции о задачах самодеятельных кол-
лективов и 0б организации их ра-
боты. Оживленно прошли практиче-
ские занятия, посвященные работе
над спектаклем, разбору репертуара,
хороведению, танцам и организации
массовых игр.
	110 окончании работы семинара со-
стоялась конференция слушателей,
на которой было принято решение
создать при Центральном доме ра-
ботников искусств постоянно дейст-
вуюшую консультацию по вопросам
театра, хороведения и хореографии
для руководителей художественной

самодеятельности Бронницкого райо-
на.
	Представители ЦДРИ приняли ак-
тивное участие в районном совеща-
нии интеллигенции Бронницкого рай-
она, посвященном улучшению работы
культурно-просветительных учрежде-
ния.
	Новые
книги
	в помощь
РАБОТНИКАМ
ТЕАТРА
		Помошь Советского Союза
	ПХЕНЬЯН, 2 декабря. (ТАСС).
Вчера состоялся митинг жителей
Пхеньяна, посвященный вводу в экс-
	`плуатацию прибывших из Советского
	Союза новейших автобусов «ЗИС-155».
К концу этого месяца на улицах

Пхеньяна будут курсировать 50 та-
ких машин.
	ПХЕНЬЯН, 3 декабря. (ТАСС).
Рабочие промышленных предприятий
Корейской Народно-Демократической
Республики перенимают опыт рабо-
	ты советских передовиков производ-
ства. На заводе, где директором Ким
Чже Су, рабочие применяют силовое
резание металла по методу Колесо-
ва. Зачинателем этого движения
явился передовик производства Чжен
Дын Чжин. Метод Колесова изучает-
ся на этом заводе всеми цехами и
бригадами. Работая по новому мето-
ду, выполняют норму на 180 процен-
тов многие рабочие. Администрация
завода проводит регулярно обмен
опытом в цехах и бригадах.
	корейскому народу

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМО-
КРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБ-
ЛИКА. Центральный дом
пионеров в Берлине яв-
ляется одним из люби-
мых мест отдыха не-
мецкой молодежи. Не-
давно здесь состоялась
дружеская встреча пио-
неров с советсной моло-
пежной делегацией, при-
бывшей в столицу Гер-
манской Дэмократичес-
ной Республики по слу“
чаю месячника герма-
но-советской дружбы.

НА СНИМКЕ: участница
делегации И.  ФИЛИП-

ПОВА дарит советский
пионерский значок не-
	мецкому писнеру.
Фото ЦЕНТРАЛЬБИЛЬД.
		Индонезийская печать приветствует установление
торговых связей с КНР
	ГААГА, 3 декабря. (ТАСС). Газе-
та «Де Ваархейд» публикует сообще-
ние из Джакарты, в котором говорит-
ся, что печать Индонезии приветст-
вует решение правительства Индоне-
зии наладить торговые отношения с
Китайской Народной Республикой.

Газета «Кедьюалатан ракьат» пи-
шет: «Это решение радует нас. На-
ходясь в тяжелом положении, со3-
	давшемся вследствие того, что Аме-
рика не желает покупать индонезий-
ский каучук, мы проявили желание
найти новые возможности, путь к ко-
торым казался ранее закрытым».
Сурабайская газета «Суара Ма-
шаракат» с удовлетворением конста-
тирует, что Индонезия приобретает
рынок, «который охватывает 25 проц.
населения всего земного шара».
		НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ
	За укрепление мира и безопасности
между народами
	28 НОЯБРЯ в столице Австрии за-

кончила свою работу очередная
сессия Всемирного Совета Мира. В
Вену приехали делегаты и гости из
59 стран для того, чтобьь обменяться
мнениями и принять решения по са-
мой животрепещущей проблеме наших
дней — омягчению международного
напряжения. Миллионы людей доброй
воли во всех уголках земного шара с
пристальным вниманием следили за
работой этой сессии, справедливо ви-
дя в ней новый шаг к мирному раз-
решению всех важнейших спорных во-
просов современных международных
отноптений. .
	Почти целую неделю продолжалась
работа сессии. Как сам состав ее
участников, среди которых было нема-
ло людей, лишь недавно примкнувших
	к движению сторонников мира, так
и активное обсуждение вопросов,
стоящих на повестке дня. — все это
	явилось яркой. демонстрацией расту-
щей мощи движения народов в за-
щиту мира, растущей популярности
Всемирного Совета Мира среди мил-
лионов людей во всем мире. Решения
последней сессии Всемирного Совета
Мира, опубликованные в газетах, вы-
разили стремление простых людей са-
мых различных стран к омягчению
международного напряжения, к уста-
новлению прочного мира.
	Выступавшие на сессии делегаты
отметили как большую победу дела
мира подписание перемирия в Корее.
В то же время делегаты подчеркнули,
что американские империалисты пы-
таются сорвать переговоры. Корей-
ский делегат Хан Сер Я заявил, что
США подстрекают лисынмановцев
к новому, кровопролитию и стремятся
обострить обстановку не только Ha
Дальнем Востоке, но и во всем мире.
	Многочисленные делегаты указыва-
ли, что интересы безопасности Евро-
пы и укрепления мира во всем мире
требуют немедленного разрешения
германской проблемы. «В центре Ев-
ропы, — сказал председатель Все-
мирного Совета Мира Фредерик Жо-
лио-Кюри, — вновь возникла угроза,
хоропю известная соседям Германии,
— угроза германского милитаризма».
Участники сессии выступили против
политики ремилитаризации Западной
Германии, осуществляемой западны-
ми державами. Они с ралостью при-
ветствовали ноту Советского  прави-
тельства от 26 ноября 1953 года, ад-
ресованную правительствам США,
Англии, Франции и содержащую
предложение созвать в Берлине сове-
шание министров иностранных дел
четырех держав. «С большой ра-
достью и удовлетворением, — сказал
бывший рейхсканцлер Германии док-
тор Вирт, — мы узнали о последней
ноте Советского Союза, в которой
говорится о согласии СССР принять
Участие в совещании четырех держав.
В ноте Советского Союза содержатся
все основные вопросы, . волнующие
французский и немецкий наролы».

С яркой речью, посвященной. пре-
дотвращению угрозы новой ‘войны,
выступил советский делегат писатель
Илья Эренбург. Участники сессии ап-
лодисментами встретили заключи-
тельные слова его выступления: «На-
роды ждут нашего слова. Они видят,
что теперь с нами вынуждены счи-
таться государственные деятели всех
стран. Многих из них мы уже заставн-
ли говорить по-другому — говорить о
мире. Мы заставим их и действовать
по-другому — пойти на’ мир».

Выктупавшие на сессии делегаты
единодушно подчеркивали, что все
проблемы международной безопасно-
сти могут быть разрешены путем со-
гласованных усилий великих держав.
	ниями Советского Союза, их интере-
сует наш образ жизни.

Не могу не упомянуть о присутст-
вии нашей делегации на футбольном
состязании между ленинградской
командой «Зенит» и сборной двух
сильнейших клубов Осло. До этого
советские футболисты выиграли в
Сарпсборге у местных футболистов
со счетом 2:1. Буржуазная прес-
са на следующий день  06бъ-
явила, что «Зенит» не в зените и что
в предстоящем матче в Осло ему
придется плохо. Ленинградцы под-
держали спортивную честь своего
клуба и выиграли очередной матч,
на котором мы присутствовали, со
счетом 6:0. На следующий день пе-
чать волей-неволей должна была от-
дать лолжное советской команде.
	„..В Осло существует My3eH, где
хранится корабль, на котором знаме-
нитые норвежские путешественники
Ф. Нансен и Р. Амундсен совершали
свои смелые путешествия. Корабль
этот вытащили из моря на сушу, а
затем построили вокруг него дом-му-
зей. Осмотр корабля «Фрам», что в
переводе означает «Вперед», произво-
лит болыцое впечатление,
	В заключение хочу сказать, о что,
как мне думается, наша делегация
по мере своих сил выполнила те за-
дачи, которые перед ней стояли. На-
ще посещение должно способствовать
укреплению культурных связей меж-
ду норвежским и советским народа-
ми, укреплению дружбы, а, следова-
тельно, и укреплению дела мира во
всем мире. Прогрессивная часть нор-
вежского народа это хорошо  пони-
мает, и пусть ее девизом будет имя
корабля, на котором путешествовали
его знаменитые соотечественники, —
«Вперед».
	М. Царев,
	Хорошо известно, что ныне даже те
политические деятели, которые ста-
вят своей целью продолжение и раз-
дувание так называемой «холодной
войны», уже не могут открыто высту-
пать пратив требования народов, на-
стаивающих на переговорах великих
держав. Поэтому сейчас, указывает-
ся в Общей резолюции Всемирного
Совета Мира, «силы; противящиеся
смягчению международного напряже-
ния, используют слово «переговоры»
для маскировки действий, имеющих
целью продление холодной войны.
Ставить своего собеседника перед
свершившимися фактами не означа-
ет стремления к переговорам; пы-
таться создать условия для срыва
переговоров — ве означает желать
их». ,

С особой силой Всемирный Совет
Мира подчеркнул, что наиболее дей-
ственным средством смягчения суще-
ствующего напряжения в мире была
и остается конференция пяти великих
пержав. «Все здравомыслящие лю-
ди, — говорится в Послании Всемир-
ного Совета Мира, — констатируют,
что невозможно урегулировать про-
блемь, мирового значения и обеспе-
чить полноценность соглашений, ес-
ли Они заключены без участия прави-.
тельства Китайской Народной Рестуб-
лики».

Всемирный Совет Мира вновь и
вновь подчеркивает, что народы мира
не должны ослаблять своей бдительз
ности, должны зорко следить за ироз
исками агрессоров. Сессия Всемирно-
го Совета Мира призвала народы тре-
бовать прекращения гонки вооружез
ний, запрещения водородного, ‘атомз
ного и всех других видов оружия мас-
сового уничтожения, существенного
сокращения всех видов вооружения и
вооруженных сил, а также ликвида-
ции военных баз на чужих территори-
AX.
Присутствовавшие на сессии Все-
мирного Совета Мира ученые обрати-
лись с призывом к своим коллегам
во всех странах мира повести энергач-
ную борьбу за запрещение всех видов
оружия массового уничтожения. Все-
мирный Совет Мира призвал все орга-
низации и всех деятелей, желающих
смягчения нынешнего напряжения, со-
звать в ближайшее время междуна-
родную встречу самого широкого ха-
рактера.

С горячим одобрением встретили
народы Советского Союза — авангар-
да международного движения борьбы
за мир — итоги деятельности Всемир-
ного Совета Мира. В решениях Все
мирного Совета Мира советские лю-
ди видят важный шаг к дальнейше-
му сплочению всех миролюбивых сил
в борьбе за мир и международную
безопасность.
	ПЕРВЕНСТВО СССР
ПО ХОККЕЮ
	Вчера состоялись две встречи на
первенство СССР по хоккею с шай-
бой. На стадионе в Челябинске встре-
тились московский «Зенит» с ленин-
градским «Динамо» и динамовцы Мо-
сквы < командой — Ленинградского
дома офицеров. В обоих ‹остязаниях
победили москвичи. «Зенит» выиграл
со счетом 7:3, «Динамо» — 4:2.

Сегодня — пятый день соревноваз
ний. Играют: «Динамо» (Свердловск)
— «Даугава» (Рига) и м —_
«Авангард» (Челябинск).
	РАЛИО
	СЕГОДНЯ
	противники мирного урегулирования во Вьетнаме
	Заявление Хо Ши Мина встрево-
жило правящие круги марионеточ-
ных государств Индо-Китая и преж-
де всего баодаевцев. Марионеточный
император Бао Дай и его кабинет
поспешили опубликовать заявления,
в которых высказываются против пе-
реговоров. С заявлением, направлен-
ным против переговоров, выступил
также премьер-министр марионеточ-
ного Кхмера Чан Нак.

Интервью Хо Ши Мина серьезно
обеспокоило английских колонизато-
ров в Малайе. Как сообщил коррес-
пондент агентства Франс Пресс из
Сингапура, политические круги в
Малайе и Сингапуре с возрастающим
беспокойством следят за сообщения-
ми о возможных переговорах в Ин-
до-Китае. В ‘этих кругах считают пе-
	ремирие в Индо-Китае «более опас-
ным, чем продолжение войны». Кор-
респондент указывает, что заявление
Хо Ши Мина будет одним из глав-
ных вопросов совещания английских
официальных представителей в Юго-
Восточной Азии и на Дальнем Во-
	стоке в Синтапуре.
	ПАРИЖ, 3 декабря. (ТАСС). Ми-
ровая общественность, и в первую
очередь общественность Франции, с
большим вниманием встретила ин-
тервью президента Демократической
Республики. Вьетнам Хо Ши Мина, в
котором он заявил о готовности ве-
сти переговоры о.деремирии, В то же
время сообщения, появившиеся в ино-
странной печати, показывают, что
некоторые круги, и в первую очередь
в США, выступают против мирного
урегулирования в Индо-Китае.

Газета «Вашингтон пост» пишет,
что заявление Хо Ши Мина «вызва-
ло большое беспокойство» в Вашинг-
тоне. Как явствует из сообщения па-
рижского радио, в Вашингтоне счи-
тают, что Франция и марионеточные
государства в Индо-Китае должны
удвоить свои усилия, чтобы в случае
переговоров иметь превосходство над
противником. США, со своей сторо-
ны, готовы предоставить для этого
необходимую финансовую «помощь».
Иностранная печать сообщает, что
вопрос об Индо-Китае будет обсуж-
даться на сепаратном совещании
трех западных держав на Бермуд:-
	ских островах.
	под руководством автора члена-нор-
	эольшюй коллектив художников
	респондента Анадемии архитектуры УССР художника А. Мнзина занкан-
чивает изготовление мозаичных панно для станции метро  «Киевская-
кольцевая». НА СНИМКЕ: мозаичная картина «Обмен опытом русских и
		украинских колхозников».

*
		Мозаичные картины
	ВЕЛИКОЙ ДРУЖБЫ
	a >
« Киевской-кольцевой »
	ционном движении на Украине в
1905 и 1917 гг. и о славных героях
гражданской войны Шорсе и Божен-
ко, о создании на Украине первой ма-
щинно-тракторной станции и строи-
тельстве Днепрогэса, об освобожле-
нии Киева в годы Великой Отечест-
венной войны, о соревновании метал-
лургов в годы послевоенных пятиле-
ток и т. д. Отдельная композиция по-
священа великому единению Комму-
нистической партии и советского Ha-
рода.

Изготовление мозаичных картин
требует огромного труда.
	Вместе с известными мастерами
Константином Сороченко, Борисом
Кориным, Антониной  Карнауховой,
Любовью Хаютиной над изготовлени-
ем панно трудятся молодые художни-
ки, недавние выпускники художест-
венно-премышленного училища и Ин-
ститута декоративного и прикладного
искусства Виктор Филатов, Галина
Быкова, Лев Рябов, Борис Луковцев
и другие. Изготовление картин для
«Киевской-кольцевой» подходит к кон-
цу.

Вслед за первой вчера в залах
станции установлена вторая картина
«Демонстрация в Киеве», рассказыва-
ющая о борьбе украинского народа за
мир во всем мире. В мастерской за-
вершается набор мозаик, посвящен-
	ных революционным событиям 1905
года в Горловке, роли  ленинской
«Искры» в создании партии нового
типа. на Украине, о строительстве
Днепрогэса.и другие. Близок. день,
когда залы нового подземного дворца
откроются для пассажиров, и они,
проходя по этим залам, прочтут вол-
нующий рассказ о нерушимой дружбе
	двух великих народов.
		Неузназаемо изменились за послед-
нее время залы новой станции метро,
которая ссоружается у Киевского вок-
зала. Светлым мрамором украшены
цоколи пилонов, богатыми лепными
узорами обрамлены обе стороны цен-
трального зала и проходы ‘из него на
боковые платформьь из разноцветных
гранитных плит настлан пол. Под
сводами залов зажглись большие, от-
деланные под бронзу, люстры.
	На одном из пилонов позавчера ус-
тановлена красочная мозаичная кар-
тина, изображающая мастеров высо-
ких урожаев цветущей Украины,
которые обмениваются передовым
опытом с русскими колхозниками. Эта
картина, изготовленная по эскизу
члена-корреспондента Академии архи-
тектуры УССР художника А. В. Ми-
зина молодыми художниками Евгени-
ем Кожановым и Виктором Филато-
BLIM,— первая из восемнадцати мо-
заичных панно, которые будут укра-
шать залы станции метро «Киевская-
кольцевая».
	Сооружение STOH  ‹танции завер-
питается в дни, когда народы Coser-
ского Союза готовятся к празднова-
нию знаменательной даты, испол-
няющейся в январе 1954 года, — 300-
летия со дня воссоединения Украины
с Россией. И архитектурно-художест-
венное оформление подземного двор-
ца. посвящается нерушимой дружбе
двух великих ‘народов.

Восемнадцать художественных ком-
позиций, разработанных А. В. Мизи-
ным, охватывают огромный историче-
ский период — от Переяславской Ра-
ды 1654 года, где было принято ре-
шение о воссоединении, до наших
дней. Средствами монументальной
живописи панно расскажут об этой
Раде и Полтавской битве, о поебыва-
нии Пушкина на Украине и Шевчен-
ко — в Петербурге у Чернышевского,
Добролюбова, Некрасова, о револю-
	СОСТЯЗАНИЯ
СТРЕЛКОВ
	В ЧЕСТЬ
ДНЯ КОНСТИТУЦИИ
	В честь Дня Конституции советские
спортомены проводят ряд соревнова-
ний. .

Во всех городах страны начались
состязания стрелков ДОСААФ, в ко-
торых участвуют сборные команды
столиц Союзных республик, Москвы,
Ленинграда, Севастополя, Сталингра-
да и Одессы.

Спортсмены оспаривают победу в
стрельбе из боевой винтовки (дистан-
ния 100 м.), из малокалиберной вин-
товки (дистанция 50 м.), из револьве-
ра и малокалиберного пистолета (ди-
станции 95 и 50 м.).
	сивной части Норвежского народа в
связи с вашим приездом светит солн-
це». За все время нашего пребывания
в Норвегии мь были окружены со сто-
роны общества большим вниманием.
	Мне пришлось, кроме Осло, побы-
вать в норвежских городах Драмме-
не, Ставангере и Бергене. Города
эти, особенно Берген, очень хороши.
Они красиво расположены ‹ между
горными уступами, спускающимися к
морю. Днем в городах очень ожив-
ленно. На улицах большое количество
велосипедов и автомобилей, которые
за отсутствием гаражей целые сут-

ки — и днем и вечером — стоят на
улице. Поражает обилие пветной све-
тящейся электрической рекламы,

тлавным образом торговой.
	Как известно, Норвегия долгие го-
ды не знала войны, но. во время по-
слелней мировой войны она испытала
на себе всю горечь фашистской ок-
купации. Сейчас на смену оккупации
пришли американская пропаганда,
американские материальные подачки.
Пропаганда эта сказывается во всем.
Приведу пример: книжные  ма-
газины и киоски наводнены массой
так называемых «цветных» книжек.

Это — детективная, ничего общего
не имеющая с художественной лите-
ратурой книжная продукция. Она
	Западногерманская газета об американских
военных базах в Испании
	другой аэродром, расположенный в
Андалузии, предусматривается  ис-
пользовать для бомбардировщиков
дальнего действия, которые будут
строиться в Испании. В качестве
главного опорного пункта для разве-
дывательной авиации намечается’
аэродром в Торрехоне близ Мадри-
да. Этот пункт намереваются превра-
тить в один из самых модернизиро-
ванных и самых крупных аэродромов
для разведывательной авиации в За-
падной Европе.

Испания и Соединенные Штаты в
основном пришли к соглашению о
будущем сотрудничестве по вопросу
об использовании военно-морских
баз. В распоряжение американских
военно-морских сил будет в общей
сложности предоставлено 4 испан-
ских военных порта. ПЛестой амери-
канский флот использует в Ат-
лантике наряду < портом Эль-Фер-
роль прежде всего порт Кадис, где
запланировано построить новый мол
	для авианосцев.
	ВЕНА, 2 декабря. (ТАСС). Запад-
ногерманская газета «Зюддейче цей-
тунг» опубликовала статью, в кото-
рой приводятся подробности о воен-
ных базах на территории ‘Испании,
используемых американцами в соот-
ветствии с недавно заключенным во-
енным соглашением.

Информационный бюллетень аме-
риканского посольства в Мадриде,
пишет газета, опубликовал обзорную
карту испанских аэродромов, KOTO-
рые во время своего недавнего по-
сещения осмотрел американский “MH-
нистр авиации Тэлботт. Речь идет
об аэродромах Генерал Санхурхо
вблизи Сарагосы, в’ Террехоне около
Мадрида и Мороне близ Севильн.
Кроме того, американские эксперты
посетили испанскую летную школу’
в Эль-Копероо, рабположенную так-
же вблизи‘ Севильи. Эль-Коперро
должню стать учебным центром ‘для
испанских летчиков, которые будут
проходить обучение на американских.
самолетах. Аэродром в  Мороче и

расцвета. Мы знаем многих замеча-
тельных норвежских актеров. Расцвет
театра был связан с жизнью и твор-
чеством Г. Ибсена и Б. Бъерисона.
Драматургия этих больших ху-
дожников заставляла актеров сле-
довать в своей. (игре реалистиче-
скому методу. Передовые идеи этих
выдающихся драматургов влияли на
актерский ансамбль. Сейчас норвеж-
ский театр, несмотря на то, что в
нем есть талантливые режиссеры и
актеры, не имеет своего творческого
лица. Репертуар театров смешанный.
Например, Народный театр в Осло
репетирует пьесу Ибсена «Бранд», а
пока актеры играют американскую
пошлую оперетту. Борьба за сущест-
вование вынуждает норвежские теат-
рьк ставить подобные спектакли.
	Характерно, что в норвежском те-
атре до начала спектакля и во вре-
мя антрактов перед занавесом опус-
кается кинозкран, на котором демон-
стрируется торговая реклама. Для
театров это является добавочным

изысканием средств.
	Отсутствие современной норвежской
драматургии, как мне кажется, па-
губно отражается на развитии актер-
ского мастерства. Мне довелось уви-
деть в Осло и в других городах не-
сколько спектаклей. Так, в Новом те-
атре и в напиональном театре Берге-
на я смотрел «Гамлета», в других
театрах — пьесу Стриндберга «Сона-
та призраков», спектакль «Охота за
ведьмами» — американского’ драма-
турга Мюллера. Наибольшее впечат-
пение на меня произвел «Гамлет»,
поставленный в Новом театре.
	Прежде всего ‘нужно отметить ис-
полнение молодым актером Шёнбер-
гом роли датского принца. Актер изо-
бражает Гамлета человеком  силь-
ным, злоровым, смело борющимся с
	королем Клавдием и его дворцовым
	Издательство «Искусство»  пред-
принимает выпуск книг, посвящен-
ных художественно-постановочным
вопросам, вопросам, связанным с ху-
дожественным оформлением спектак-
ля, сценической техникой и техноло-
гией.
	За последнее время ВТО совмест-
но с издательствсм «Искусство» вы-
пустило несколько печатных работ
из этой серии книг, выходящей под
редакцией заслуженного деятеля ис-
кусств РСФСР И. Гремиславското.
	Со структурой постановочной 4a--
сти, с работой различных цехов,. с
монтировкой и проведением спектак-
ля знакомит книга Г. Заявлина «По-
становочная часть в театре». Изда-
ны книги народного артиста РСФСР
В. Попова о звуковом оформлении
спектакля, работника МХАТ В. Бар-
кова о световом оформлении спек-
такля. Большую помощь работникам
передвижных театров и руководите-
лям кружков художественной само-
деятельности окажут брошюры ©
трансформирующейся портативной
театральной мебели (автор А. Ли:
сица), о наборе типовых декораций
	(автор В. Мюллер), о мягких и ап-
	пликаниоснных декорациях (автор
	Т. Серебрякова). Сейчас готовится
издание еше двух печатных ра-
бот — «Техника постройки декора-
ции> А. Коссаковскогб и «Компози-
ция сценического пространства»

И. Гремиславского.
	Излательством. «Искусство» выпу-
	шено лве книги по вопросам бутафо-
	рии. Одна из них — «Шеатральная
бутафория» Н. Вернёра, А. Косса-
ковского и В. Крашенникова яв-
ляется учебным пособием для теат-
ральных _ художественно-технических
училищ. Другая книга (автор А. Ка-
таев) знакомит с практикой изготов-
ления театральной бутафории.  Мо-
сковские гримеры П. Лившиц 4
А. Темкин написали книгу «Сцениче-
ский грим и парики». Эта книга
предназначена главным образом для
коллективов художественной  само-
	деятельности.
	В Московском театре
оперетты состоялась. пре-
мьера музыкальной ко-
медии композитора Ю.
Милютина «Первая лю-
бовь», Авторы пьесы —
Е. Помещиков и В. Ти-
пот. Новый спектакль
посвяшен людям колхоз-
ной деревни. Постановка
— главного режиссера
театра И. Туманова.
Оформление — художни-
ка Г. Кигеля. Дирижер—
Е. Синицын. НА СНИМ-
КЕ: сцена из первого.
	действия.
	В. МАСТЮКОВА
(ТАСС).
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 13.00 — Пере:
дача на международные темы. 18.30 —
Концерт радиофестиваля русской на-
родной песни и песни советских ком-
позитороз (по станциям). 18.45 — Зиг
фрид Митлахер — Дивертисмент для
духовых инструментов (по городской
сети). 19.30 — Романсы Шапорина в
исполнении В. Борисенко (по город-
ской сети). 20.00 — Лекция в помощь
изучающим историю КПСС: «Восьмой
съезд Коммунистической партии и его
историческое значение». 20.25 — Нон-
церт по заявкам радиослушателей.
21.15 — Концерт-вальс. 23.00 — Кон-
церт итальянской и французской му

зыки.
ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — В. Ка:

уров <«B дальний путь» (радиопоста-
новка). 19.35 — Симфонический кон-
церт из произведений латышских ком:
позиторов. 20.00 — Трансляция концер-
та лауреата Национальной премии и
премии Баха органиста Амадеуса Ве-
берзинке (Германская Демократиче
ская Республика). 21.30 — Радиоочерк
«Марка Ростсельмаша». 21.50 — Песни
в исполнении Уральского русского _на-
родного хора. 22.05 — Слободской и
Дыховичный «Где эта улица, где этот
дом.... Спектакль Московского театра
сатиры.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Кон:
церт эстрадного оркестра румынского
радио. 20.05 — Концерт Государетвен-
ного мужского хора Эстонской ССР.
	20.40 — Опера Дворжака «Русалка».
23.15 — Народная инструментальная
музыка.

ЗАВТРА
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — Статья
«Современная чешская литература».
10.36.— Расул Гамзатов «Мой цедуш-
ка». 11.15 — Н. Раковская «Учитель» —
отрывок из повести «Школьная пар-
та». 12.20 — Концерт мастеров ис-
кусств. 14.00 — Передача из Румын-
ской Народной Республики. 14.30 —
Музыкальная передача «Ответы на
письма радиослушателей». 16.10 — Му-
зыкально-литературная композиция
«Союз нерушимый республик свобод-
ных». 17.00 — «Юные мичуринцыь:
17.45 — Ответы на письма радиослу-
птателей по вопросам науки и техники:
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 16.00 — Кон-
церт мастеров искусств Чехословацкой
	Республики. 17.00 — Концерт samaqHon
музыки,
	окружением. Пластическая сторона
роли У актера безупречна. Все коме-
дийные места он исполняет легко и
точно. Правда, в драматических Me-
стах хотелось бы пожелать актеру
большей углубленности и экспрессии.
	Я ничего не могу сказать о других
спектаклях, так как само содержание
пьес, несмотря на то, что, например,
«Охота за ведьмами» считается и
прогрессивной, меня не удовлетвори-
ло; Мне было жаль актеров, которым
приходится тратить свой талант и
труд на участие в столь малоинтерес-

ных пьесах.
	Впервые в этом году в Осло орга-
низована государственная  театраль-
ная школа. Принято 12 молодых лю-
дей, которых будут три года обучать
актерскому мастерству. Bo главе
школы стоит прогрессивный деятель
норвежского театра Арне Томас
Ульсен. Я имел беседу со студентами
и преподавательским составом шко-
лы. Они проявили большой интерес
к жизни наших театральных школ;
наших театров.
	В гостинице нам доводилось часто
слушать радио. В большинстве пере-
дач звучали вялые мелодии фокстро-
тов и бостонов. Музыка знаменитого
соотечественника Эдварда Грига зву-
чиг в Норвегии редко. Домик Гри-
га, находящийся в пригородной черте
города Бертгена, посещается мало.
Мы, советские люди, испытывали
чувство большого волнения, когда
осматривали этот скромный домик,
где создавались замечательные произ-
ведения, которые так часто исполня-
ются У нас, в Советском Союзе.

Норвежский народ проявляет боль-
шой интерес к жизни советских лю-

дей. В этом мы убедились, беседуя с
прогрессивными деятелями норвеж-
	ского искусства, с простыми рабочи-
ми. Они живо интересуются достиже-
	разделы: «убийство», «насилие»,
«разложение» и Т. д. и т. п. Экраны
норвежских кинотеатров наводнены
американскими фильмами, большая
часть которых «насыщена» потасов-
ками, мордобитием, скандалами, вы-
пивками, драками и, конечно, эроти-
кой. Это очень грустно, так как нор-
вежский народ сам по себе здоровый,
трудоспособный, любящий спорт, и
он мог бы рассчитывать на более
продуктивную трату времени для
пополнения своих культурных запро-
	сов.
Нам удалось посетить Националь-
	ную галлерею, а также выставку ра-
бот современных норвежских худож-
ников. Бросается в глаза, что конец
XIX uw самое начало ХХ века отмече-
ны реалистическими ‘картинами та-
лантливых норвежских художников.
Эти картины доставляют подлинное
	эстетическое наслаждение. Но непо-
нятное впечатление производит живо-
пись ХХ века, современное изобрази-
тельное искусство. Оно несет на себе
печать формализма, декадентства. Это
тем более обидно, так как среди сов-
ременных норвежских художников,
безусловно, есть талантливые мастера.
	Поражает в этом смысле скульп-
турный ансамбль Вигеланде в город-
ском парке в Осло. Государством
было истрачено на его сооружение
несколько миллионов крон. Здесь
есть несколько талантливо сделакных
	скульптур. Но в целом ансамбль но-
сит какой-то упадочнический харак-
тер, особенно завершающая его ко-
лонна, сделанная из большого куска
гранита. В ней переплетаются чело-
веческие тела, наподобие червей. Ко-
лонна произвела на меня удручающее
впечатление.
	Хочется, наконец, рассказать 90
	норвежском театре. В конце ХХ —
начале ХХ веков он пережил — пору
	Путевые впечатления
		В НОЯБРЕ в Норвегии проводился.
месячник норвежско-советской
	дружбы. По приглашению общества
«Норвегия—СССР» из Москвы выез-
деятелей советской

жала группа
культуры. В составе делегации были

писатель А. Софронов (председатель
	делегации), профессор. — спепиале-.
по ‘сельскому хозяйству М. Дунин,
	кандидат физико-математических Ha-
ук П. Куликовский и от деятелей со-
ветского театра, советского искусства
был делегирован я.

i
Kpome делегации Ha месячник вы-

р   ПУ nm RAATATDO
	ON ТИ
езжала группа артистов в COCTARs

народного артиста СССР М. Михай-
лова, скрипачки Н. Школьниковой,
пианиста Н. Вальтера и ансамбля под
руководством Тамары Ханум.

Пелью нашей поездки было позна-
комиться с жизнью норвежского Ha-
рода, а также рассказать норвежцам
о наших достижениях В области со-
ветской экономики и культуры, рас”
Сказать о жизни в нашей стране.
	Путь наи лежал через Ленинград,
Хельсинки в Стокгольм, а оттуда в
столицу Норвегии—Осло, Kyla MBH
прибыли пасмурным, ненастным утром
31 октября. Встречавший нас на BOK-
зале председатель общества `«Норве-
тия -~ CCCP» господин Финне

= man
	заявил: «Пусть ‚не смущает вас
пасмурное небо, в сердцах прогрес-
	народный артист СССР,
лауреат Сталинской премии.
	имеет свои точно зафиксированные   начале АА веков он пережил