YRA 83
	ЕШЕ РАЗ
	_О ЧАСОВЫХ
МАСТЕРСКИХ
	В Москве работают около 150 мат
стерских по ремонту часов. Они под-
чинены различным министерствам и
ведомствам. Отсутствие единого ру-
ководства привело к тому, что ма-
стерские размещены по городу слу-
чайно, без учета интересов населе-
ния. Одно время они росли букваль-
но, как грибы, в лестничных клетках,
в подъездах, подворотнях и т. д.

По решению — Мосгорисполкома
многие мелкие мастерские были за-
крыты. Однако, приняв это правиль-
ное решение, исполком не предоста-
вил других, более подходящих по-
мещений. Артель «Московский часов-
щик», у которой было закрыто 14 ма-
стерских, неоднократно обращалась
в исполком Свердловского райсовета
с просьбой предоставить помещения
для мастерских или место для по-
стройки. павильона. Эта просьба не
была удовлетворена ни районным
Советом, ни исполкомом Моссовета.

Штаты примерно ста часовых ма-
стерских не превышают одного—
трех человек. Необходимо провести
укрупнение подобных «карликовых»
предприятий. Это позволит механизи-
ровать ремонт часов и лучше орга-
низовать труд. Для создания таких
мастерских необходимо предоставить
в различных районах столицы поме-
щения площадью каждое не менее
40—50 квадратных метров,,

Одним из серьезнейших препят-
ствий, мешающих нормальной работе
мастерских, является плохо органи-
зованное снабжение запасными дета-
лями. Выделенные мастерским фон-
ды часовой фурнитуры совершенно
недостаточны. Часовые заводы удов-
летворяют потребность в деталях не
более чем на 925 процентов. Доста-
точно сказать, что 1-й часовой завод
(директор тов. Матвеев) из заказан-
ных ему артелью «Московский часов-
щик» 1.500 осей баланса отпустил
лишь 300 штук. В таких же мизерных
количествах снабжает деталями и 2-Й
часовой завод (директор тов. Аниси-
мов). А между тем, мастерские испы-
тывают серьезные затруднения из-за
отсутствия таких деталей, как завод-
ные пружинки, стекла, стрелки, во-
лоски ит. д.

Главприбор Министерства машино-
строения (начальник тов. Брицко)
должен предусмотреть в планах про-
изволства часовых заводов выпуск
деталей не только в ценностном вы-
ражении, но и конкретно по наимено-
ваниям.

Плохо обстоит дело и с квалифика-
цией часовщиков. В системе Мосгор-
промсовета ранее находилась проф-
техшкола часовых мастеров, но по
“непонятным причинам она прекрати-
ла свое существование. В настоящее
время подготовкой кадров часовщи-
ков в Москве никто не занимается.

Необходимо также организовать
систематические занятия по повыше-
нию квалификации часовщиков, про-
вести их аттестацию.

Еще хуже с ремонтом часов в сель-
ских местностях. Чтобы отремонтирэ-

вать часы, колхозники вынуждены
ездить в районные и областные
центры.
	Организация на селе стационарных
мастерских экономически себя He
оправдывает. Но было бы целесооб-
разно организовать мастерские-пере-
движки в автофургонах. Этим вопро-
сом, как и всем делом обслуживания
населения ремонтом часов, должен
заняться Пентропромсовет.
	Б. Бельский.
	Президиума Верховного Совета СССР
	О награждении орденами и медалями работников науки высших
‚ учебных заведений города Москвы
Продолжение. Havano см. «Вечернюю Москву» за 26, 727, 28, 30 ноября,
			2, 3, 4, 9, 8 и 10 декабря 1958
	МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»
	Королева Якова Александровича
— преподавателя Московского орде-
на Ленина института инженеров же-

лезнодорожного транспорта им.
Сталина.
	‚ По другим высшим учебным
заведениям гор. Москвы
	ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
	.1. Арбузова Георгия Александро-

вича — доктора технических наук
профессора Московского технологи-
ческого института легкой промыш-
ленности им. Кагановича.

2. Базилевича Леонида Илларионо-
вича — кандидата филологических
наук доцента 1-го Московского госу-
дарственногс педагогического инсти-
тута иностранных языков.

3. Баранова Харлампия Карповича
— профессора Московского институ-
та востоковедения.

4. Белоусова Семена Никитича —
профессора Московского  государст-
венного педагогического института
им. Ленина.
	Березанскую Елизавету Савель-
евну — кандидата педагогических
наук доцента Московского государст-
им. Ленина.
	Богомолеву Ольгу Ивановну —
кандидата филологических наук про-
фессора 1-го Московского государет-
венного педагогического’ института
иностранных языков.
	7. Болдырева Александра Констан-
тиновича — кандидата технических
наук доцента Всесоюзного заочного

института промышленности строи-
тельных материалов.
	8. Борисова Иосифа Гавриловича—
профессора Московского института
советской кооперативной торговли.

9. Бриткина Алексея Сергеевича —
кандидата технических наук профес-
сора Московского станкоинструмен-
тального института им. Сталина.

10. Брунова Николая Ивановича —
доктсра искусствоведения профессо-
ра Московского архитектурного ин-
ститута.
	И. Бургучева Степана Артемьеви-
ча — профессора Московского инсти-
тута механизации и электрификации
сельского хозяйства им. Молотова.
	12. Варсонофьеву Веру Алексанл-
ровну — доктора геолого-минерало-
гических наук профессора Московско-

го государственного педагогического
инстигута им. Ленина.
	13. Вильямса Владимира Роберто-
профессора. Московского института
механизации и электрификации сель-
сксго хозяйства им. Молотова.

+4: Вырубова Дмитрия Николаеви-
ча — доктора технических наук про-
фессора Московского ордена Труло-
вого Красного Знамени высшего тех-
нического училища им. Баумана.

15. Герасимфва Сергея Григорьеви-
фессора Московского ордена Ленина
энергетического института им. Моло-
това.

16. Глебова Сергея Ананьевича —
кандидата технических наук доцента
Всесоюзного заочного — института
промышленности строительных мате-
риалов.

17. Горанского Владимира Алек-
сандровича — профессора Москов-
	ского института механизации и элек-
	трификации сельского хозяйства им.
Молотова.

18. Гутьяра Евгения Михайловичаы—
доктора технических наук профессо-
ра Московского института механиза-
ции и электрификации сельского хо-
зяйства им. Молотова.

19. Демяновского Сергея Яковле-
вича — доктора химических наук
им. Ленина.

20. Доллежаля Владимира Антоно-
вича — кандидата технических наук
профессора Московского строитель-
ного института Мосгорисполкома.

21. Дробышева Федора Васильеви-
фессора Московского института ин-
женеров геодезии; аэрофотосъемки
и картографии.

22. Дымова Александра Максимо-
вича — доктора, химических наук
профессора — Московского ордена
Трудового Красного Знамени инсти-
тута стали им. Сталина.

23. — Желиговского Владислава
Александровича — доктора техниче-
ских наук профессора Московского
института механизации и электрифи-
кации сельского хозяйства им. Моло-
това.

24. Иваницкого Михаила Федоро-
вича — доктора медицинских наук
профессора Государственного цент-
рального ордена ‘Ленина института
физической культуры им. Сталина.
	квартала подряд держит перехо-
	В соответствии с Указом Президи-
ума Верховного Совета СССР от
27 ноября 1949 года за выслугу лет
и безупречную работу наградить:
	Ho высшим учебным завздениям
Министерства путей сообщекия СССР
	ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
	11. Смарнова Александра Михай-
ловича — кандидата технических
наук доцента Московёкого ордена
Ленина института инженеров желез-
нодорожного транспорта им. Сталина.
	12. Стунишина Николая Александ-
ровича — кандидата технических на-
ук доцента Московского ордена Ле-
нина института инженеров железно-
дорожного транспорта им. Сталина.
	13. Тихомирова Ивана Георгиеви-
ча — кандидата технических наук
доцента Московского ордена Ленина
института инженеров — железнодо-
рожного транспорта им. Сталина.
	14.  Щепетильникова Владимира
Алексеевича — кандидата  техниче-
ских наук доцента Московского элек-
тромеханического института инжене-
	ров железнодорожного транспорта
им. Дзержинского.

МЕДАЛЬЮ
	«ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»
	1. Авдреева Бориса Константино-
доцента \Московского ордена Ленина
института инженеров железнодорож-
ного транспорта им. Сталина.
	Баскакова Николая Сергеевича
— ассистента Московского ордена Ле-
	Боричевского Тимофея Степано-
доцента Московского электромехани-
ческого института инженеров желез-
нодорожного транспорта им. Дзер-
жинского. .

4. Галилова Бориса Родионовича—
кандидата исторических наук препо-
давателя Московского ордена Лени-
на института инженеров железнодо-
	5. Конакова Петра Кузьмича —
ра Московского электромеханическо-
го института инженеров -железнодо-
рожного транспорта им. Дзержин-
	CKOTO.
6. Крестьянова Михаила Евгенье-
	ассистента Московского электромеха-
нического института инженеров же-
лезнодорожного — транспорта ИМ.
Дзержинского.
	. Монахова Ивана Георгиевича —
Московского ордена Ленина инсти-
тута инженеров железнодорожного
транспорта им. Сталина.
	5.. Прозоровского Петра Александ-
ровича — заведующего лаборатори-
ей „Московского ордена Ленина ин-
ститута инженеров железнодорожного
транснорта им. Сталина. `
	9. Пыжевича Леонида Михайлови-
ча — кандидата технических’ наук
жинского.
	10. Скибу Ивана Фомича — канди-
дата технических наук доцента Мо-
CKOBCKOTO транспортно-экономическо-
го института.
	11. Сохачевского Николая Алексан-
‚ дровича — кандидата технических
наук доцента Московского электро-
механического института инженеров
железнодорожного транспорта им.
Дзержинского.
	12. Суликова Михаила Романови-
ного транспорта им. Сталина.
	13. Третьякова Александра Петро-
ного транспорта им. Сталина.
	14. Алебникова Михаила Сергееви-
ча — ассистента Московского элект-
ромеханического института инжене-
ров ` железнодорожного ‘транспорта
им. Дзержинского.
	15. Аохлова Николая Федоровича
— кандидата ‘экономических наук
доцента Московского  транспортно-
экономического института.
	16. Ширинского Афанасия Василь-
евича — кандидата технических наук
лезнодорожного — транспорта uM.
Дзержинского.
	1/7. Юдина Даниила Львовича —
Московского электромеханического
ного транспорта им. Дзержинского.

Завод плавленых сыров
	25. Иванова Алексея Петровича —
ра Московского ордена Ленина энер-
гетического института им. Молотова.

26. Инихова Георгия Сергеевича—
доктора химических наук профессора
Московского технологического инсти-
тута мясной и молочной промышлен-
ности.

27. Казанцева Александра Нико-
лаевича — кандидата технических
наук старшего научного сотрудника
Московского ордена Ленина энерге-
тического института им. Молотова.

28. Калабугина Александра Яков-
левича — доктора технических наук
инженеров землеустройства.

29. Карельских Дмитрия Констан-
тиновича — профессора Московского
автомеханического института.
	39. Касаткина Александра Сергее-
профессора Московского ордена
тута стали им. Сталина.
	31. Каширина Александра Ивано-
вича — доктора технических нау
профессора Московского авиационно-
го технологического института.
	32. Кириллова Ивана Акимовича
— кандидата экономических наук
доцента Московского инженерно-эко-
номического института им. Орджо-
никидзе. \
	35. Козлова Владимира Вениами-
новича — доктора химических наук
народного хозяйства им. Плеханова.

34. Колесникова Николая Василь-
евича — доктора медицинских наук
профессора Московского медицинско-
го стоматологического института.

35. Костарева Леонида Семенови-
ча — кандидата сельсксхозяйствен-
ных наук доцента Московского ин-
ститута инженеров землеустройства.

36. Кошелькова Павла Никаноро-
вича — кандидата — сельскохозяйст-
венных наук доцента Московского
института инженеров землеустройст-
ва.

37. Кудрявцева Всеволода Алек-
сандровича — профессора Mockos-
ского технического института рыбной
промышленности и хозяйства им.
Микояна.

38. Кузнецова Николая Федорови-
ча — кандидата биологических наук
доцента Московского технического
института рыбной NPOMBILITeHHOCTH и
хозяйства им. Микояна.

39. Куликова Сергея Михайловича
— профессора Московского станко-
инструментального института им.
Сталина.

40. Кульмана Карла Густавовича
— профессора Московского техниче-
ского института рыбной промышлен-
ности и хозяйства им. Микояна.

41. Кунегина Михаила Ивановича
— кандидата технических наук 20-

цента Московского технического иИН-

ститута рыбной промышленности и

хозяйства им. Микояна. :
42. Лазовского Виктора ВиБТоро-
вича — профессора Московского ин-

ститута народного хозяйства им-
Плеханова.

43. Леонтьева Николая Амплиеви-
ча — доктора экономических наук
профессора Всесоюзного заочного
финансового института:

44. Лучинского Николая Дмитрие-
вича — доктора сельскохозяйствен-
ных наук профессора Московского
технического института рыбной про-
мышленности и хозяйства Им.
Микояна.

45. Львова Евгения Дмитриевича
— доктора технических наук профес-
сора Московского автомеханического

института.
46. Макарова-Землянского Якова
Яковлевича — кандидата  техниче-

ских наук доцента Московского
‘технологического института легкой
промышленности им. Кагановича.

47. Михеева Вадима Владимирови-
ча — доктора медицинских наук про-
фессора Московского медицинского
стоматологического института.

48. Муравьева Александра Георги-
евича — профессора Московского
института инженеров геодезии, аэро-
фотосъемки и картографии.

49. Мурашева Сергея Иустиновича
— кандидата технических наук до-
цента Московского института инже-
‘неров землеустройства.

50. Назарова Ивана Николаевича
— доцента Московского механическо-
го института.
	(Продолжение следует)
	Технологический институт легкой промышленности имени Л. М. Кагановича готовит инженеров-техноло-
гов, инженеров обувного, швейного и галантерейного производства, инженеров-механиков, а также инжене-
	ров-энономистов. Б нынешнем учебном году институт выпустит 225 специалистов. НА СНИМКЕ: студенты
четвертого нурса на практических занятиях в обувной лаборатории. Слева направо — Н. МАНОРОВА, Л. БО-
БИКОВА, ВБ. ЧЕКАЛИН, главный инженер учебно-производственных предприятий института В. КЛЮЕВ u
	Л. ПУХОВА..
	тии института В. ИЛЮЕВ и
Фото 9. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	В ИСПОЛКОМЕ
МОССОВЕТА
	ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ
	Местная промышленность Москвы
десятимесячный план производства
мебели выполнила всего на 97,5
процента, недодав продукции на 1,4
миллиона рублей. Исполком Моссо-
вета отметил, что Управление мест-
ной промышленности и Горпромсо-
вет все еще не уделяют должного
внимания расширению ассортимента
мебели. В частности мало выпу-
скается недорогой мебели для двух-
комнатных и трехкомнатных KBap-
тир. Качество изделий зачастую ос-
таепся неудовлетворительным.

Исполком Моссовета дал плановые
задания Управлению местной про-
мышленности и Горпромсовету на
1954 и 1955 годы, предложив значи-
тельно увеличить выпуск мебели и
улучшить ее качество.

В будущем году изделия высшего
и первого класса должны составить
не менее 25 процентов всего произ:
	водства мебели. Промышленность и
	промкооперация обязаны увеличить
выпуск буфетов, шкафов для платья
и белья, книжных шкафов, диванов,
детской мебели и гарнитуров для
небольших квартир.

Мощность действующих  мебель-
ных предприятий будет увеличена.
	Освобождение
торговых помещений,
занятых не по назначению
	Министерству торговли СССР пе-
редаются 64 торговых помещения в
Москве, занятых не по назначению, в
том числе 10 помещений по Большой
Калужской улице, пять по улице
Горького, три по Можайскому шос-
се, три на Дербеневской набережной,
два по улице Кирова и т. д.

Все эти помещения должны быть
освобождены, начиная с 15 декабря
1953 года и кончая декабрем 1954
года.

Помещения будут переоборудова-
ны, и в них открыты магазины и
	предприятия общественного питания.
ПЕК. ЕЕ
	ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
О ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
	Вопросам врачебного контроля и
лечебной физической культуры была
посвящена закончившаяся 10 декаб-
ря Всесоюзная научно-практическая
конференция, созванная Комитетом по
вопросам теоретической и практиче-
ской физкультуры и спорта.

На пленарных заседаниях и в сек-
циях было обсуждено более 30 док-
ладов и сообщений о новейших науч-
ных исследованиях в этой области, о
профилактическом направлению co-
ветской медицинской науки, примене-
нии физкультуры при лечении раз-
	личных заболевании. Обсуждались
вопросы врачебного контроля над
физкультурниками — дошкольниками
	и школьниками, лицами среднего и
пожилого возраста, о медицинском
обслуживании спортсменов.

(ТАСС).
	СРОК СДАЧИ.
ПОД УГРОЗОИ
	На строительстве жилого дома Министерства
лесной и бумажной промышленности
	— Главная беда наша, — говорят
рабочие, — никудышная организация
	руда.
	На Перовом поле строится много-
этажный жилой дом Министерства
СССР. 20 декабря правый корпус зда-
ния должен быть сдан в эксплуатацию.

Однако этот срок находится под угро-
зой срыва.
	Строительно-монтажное управление
№ 10 (начальник Tos. Фарафонов,
главный инженер тов. Шмаков) нару-
шило утвержденный министром гра-
фик и намерено закончить сооруже-

ние правого корпуса He раныше...
1 мая 1954 года.
	Незавидную картину представляет
собой сейчас эта стройка. Особенно
резко бросается в глаза низкое каче-
ство работ. Дело дошло до того, что
недавно упал карниз. Оказывается,
его устанавливали малоквалифициро-
ванные рабочие, которых никто He
проинструктировал. Вообще руководи-
тели стройки мало заботятся о повы-
шении квалификации рабочих. Массо-
вое производственно-техническое обу-
чение ведется неудовлетворительно.
	За два года обучено только 44 челове-
	ка. А планом предусматривалось обу-  :
	чить 200 рабочих.
	Плохо используются. механизмы. Не
развернуто соревнование за снижение
стоимости строительства. В результа-
те за девять месяцев этого года строч-
гельно-монтажное управление понесло
	убытков на сумму около миллиона
рублей. 7
	И действительно, о какой организа-
ции труда можно говорить, если наря-
цы строителям выдаются несвоевре-
менно, работа принимается мастера-
ми с болыним опозданием. В самую
благоприятную пору стройка фактиче-
ски была приостановлена. Не изжиты
простои и сейчас. Ha днях большая
группа рабочих потеряла много време-
ни из-за неисправности  раствороме-
нгалки. Механик участка тов. Куевда
	мало заботится об уходе за машинами.
	Главные виновники этих неполадок
— трест «Мослесбумстрой». (управля-
ющий тов. Горский) и «Главлесбум-
строй» (начальник тов. Павлов). Дли-
тельное время строительное управле-
ние находилось в ведении главка. Ле-
том главк передал его тресту. Сейчас
в главке говорят, что во всех бедах
повинен. трест, в тресте же, наоборот,
уверяют, что все дело в главке.
	Неправильную позицию занимает и
министерство. Оно не принимает дей-
ственных мер для укрепления строи-
тельно-монтажного ‚управления кадра-

ми и создания прочной материально-
технической базы.
	Коллегия Министерства лесной и
бумажной промышленности CCCP
должна, наконец, заняться делами сво-
ей строительной организации ий ока-
зать ей необходимую помощь.
	А. Алешин.
	ЭФиен Фопытон
	Собрание актива работников книжной торговли
	Центральном доме журналиста
состоялось ‘собрание актива работни-
ков книжной торговли столицы сов-
местно с гостившей в Москве деле-
гацией книготорговых работников
Ленинграда. Участники собрания об-
менялись опытом работы.
	Директор Гатчинского районного
магазина «Ленкниготорга» тов. Маев
рассказал о том, как. его коллектив
распространяет сельскохозяйственную
литературу.  МЛенинградокие книж-
ники оказывают большую помошь
магазинам и лавкам сельпо, органи-
зуют совместные книжные базары,
помогают ‘комплектовать литературу,
часто выезжают в глубь области —
в колхозы, МТС, к специалистам
сельского хозяйства.
	Ценным опытом работы  подели-
лась старший товаровед магазина
№ 8 «Москниготорга» тов. Звягина.
Здесь регулярно выпускаются ката-
логи новых книг, извещения о но-
винках, принимаются предваритель-
ные заказы на печатающуюся лите-
	ратуру. Во всех отделах заведены
журналы «Что надо издать», в ко-
	торые покупатели заносят свои пред-
ложения и пожелания издательствам.

Начальник городского управления
«Ленкниготорга» тов. Хабарова от-
метила хорошую работу отделов
«Книга — почтой» и высокую тех-
нику учета в столичных магазинах.
В Ленинграде книжный магазин обыч-
но производит учет в течение 7—8
дней, а в Москве — в 3—4 дня. В
то же время члены делегации ле-
нинградцев справедливо указали, что
работники «Москниготорга» уделяют
слишком много внимания , оптовым
заказам в ущерб розничной торгов-
ле,. продавцы книжных магазинов. не
бывают на производственных пред-
приятиях. В ряде магазинов торго-
вые залы” завалены Титабелями лите-
ратуры, на прилавках книги лежат
в. беспорядке, названия отделов не
соответствуют ассортименту. Москви-
чи обещали учесть критику. ‘

На собрании представителям мага-
зина № 50 «Москниготорга» было
вручено Красное знамя ВЦСПС и
Министерства культуры СССР. Кол-
лектив удостоен этой награды за OT-
	личную работу в третьем квартале.
	ГАЛСТУКИ НОВЫХ
РАСИВЕТОК
	Болыная группа художников ра-
ботает над созданием новых рисун-
ков, расцветок и переплетений гал-
стучных тканей. Только на Гребнев-
ской и Московской шелкоткацких
фабриках в нынешнем году приняты
к массовому производству более 150
образцов новых рисунков галстуков.

Недавно на художественном сове-
те  «Росглавтекстильгалантереи» в
центральной научно-исследователь-
ской лаборатории текстильно-галан-
терейной промышленности были рас-
смотрены и утверждены новые образ-
цы галстучных тканей для массового
производства.

Коллегия Министерства промыце
ленных товаров широкого потребле-
ния РСФСР приняла решение о зна-
чительном увеличении производства
галстуков-самовязов, с готовым узлом
на резинке, бантиков из различных
шелковых и шерстяных тканей.

Центральной научно-исследователь-
ской лаборатории  текстильно-галан-
терейной промышленности поручено
совместно с художниками фабрик в
первом квартале 1954 года разрабо-
тать галстучные ткани новых расцве-
ток с применением шелка и шерсти.

о. -
	По следам наших
выступлений

«А на дворе
уже ноябрь»
	16 ноября в «Вечерней Москве» под
таким заголовком была опубликована
корреспонденция, в которой критико-
вались работы по надстройке сбороч-
ного цеха на заводе АТЭ-2.

Временно исполняющий обязанности
начальника Главстроймаша Мини-
стерства машиностроения СССР
Г. Ланской сообщил редакции, что
надстройка цеха закончена и помеще-
ние сдано в эксплуатацию. Строитель-
ной организации министерства — тре-
сту «Центростанкострой» предложено
в кратчайший срок устранить остав-
ленные недоделки.

— 1—4 ===
	По неопубликованным
письмам
	Читатель А. И. Шукин написал в
редакцию о том, что в магазине № 4
пищеторга Ленинского района нару-
шают правила’ советской торговли, не
выдают книгу жалоб и предложений.

Приказом по райпищеторгу продав-
nam Гольцовой Е. Ф. и Ивановой
3. Т. объявлен выговор. р

*

О нарушении правил торговли в
булочной № 613 «Мосхлебторга» напи-
сала в редакцию тов. Артамонова.
	Приведенные в письме факты, как
сообщил редакции заместитель уп-
равляющего «Мосхлебторгом» тов.
	Оськин, при проверке подтвердились.

На заместителя заведующего булоч-
ной Косенко и продавца Жигулову на-
ложены дисциплинарные взыскания.
Проведено производственное совеща-
ние работников булочной. ._
		просмотреть тетради и установить,
насколько добросовестно он выпол-
нил заданное.
	Долг родителей поддерживать са-
мую тесную связь со школой. Учи-
теля также должны почаще бывать
дома у своих учеников, больше инте-
рессваться их бытом.
	На недазних «Педагогических чте-
ниях», организованных Академией
педагогических наук РСФСР, боль-
шой интерес вызвал доклад учитель-
нацы третьего класса 545-й мужской
школы М. Г. Булановской, которая
рассказала много поучийельного об
опыте своей совместной работы с
родителями. Она хорошо знает усло-
вия жизни каждого ученика. Вместе
с отцами и матерями сосфавляет до-
машний режим дня для каждого сво-
его ученика, постоянно дает советы
родителям, помогая им руководить
занятиями ребят дома. Эта дружба
педагога с семьями учащихся лала
	отличные результаты. В классе у
М. Булановской — высокая успевае-
MOCTh.
	В содружестве с родителями ра-
ботает учительница 92-й женской мо-
сковской школы Л.. Г. Гапошкина. В
этой школе систематически прово-
дятся родительские дни — отцы и
матери собираются в школе, чтобы
побеседовать с преподавателями, по-
ближе познакомиться с жизнью
школы. Л. Г. Гапошкина использует
эти посещения, чтобы объяснить ро-
дителям, как нужно помогать детям
в приготовлении уроков.
	Таких примеров можно привести
немало. Они еще раз доказывают не-
обходимость тесной связи родителей
со школой. Это основное условие ус-
пеха в важнейшем деле коммунисти-
ческого воспитания наигих- детей.
	Л. Скаткин,
кандилат педагогических наук,
	дить, например, за тем, чтобы он во-   просмотреть тетради
	время ложился спать. Детям семи-
восьми лет необходимо спать не
меньше одиннадцати часов в сутки,
а детям девяти-десяти лет — по
десять-—одиннадцать часов. Если ре-
бенок плохо высыпается, он теряет
трудоспособность, быстро устает. Ро-
дители должны позаботиться о том,
чтобы после школы учащийся отдох-
нул, погулял до определенного часа и
в точно установленное время сел за
приготовление уроков. ^
	Ну, а дальше, — спрашивают
иногда родители, — чем еще можем
мы помочь детям лучше заниматься,
	если у нас нет педагогического опы-
та? Конкретный ответ они всегда
найдут в школе у учителя. Препода-
ватель охотно подскажет, какую по-
мощь может- оказать семья школе.
Во время письменных упражнений,
например, каждый отец или мать мо-
гут напомнить ученику, что сначала
он должен повторить правило, к ко-
торому относится упражнение, потом
несколько раз прочесть заданный
текст, разобрать его и только потом
выполнить упражнение сначала уст-
но, а затем его написать. Точно так
же можно проверить и порядок вы-
полнения устных домашних заданий:
послушать, как ребенок читает, про-
верить, правильно ли он пересказы-
вает прочитанное. Родители могут
разъяснить ребенку непонятое им
правило или трудное место в учеб-
нике. Но никогда не следует выпол-
нять за школьника его работу, нап-
ример, подсказывать решение труд-
ной задачи. Кроме вреда, это ничего
не дает. Нужно убедить учащегося,
что он может работать самостоя-
тельно.

Контроль занятий школьника имеет
огромное значение. Родители всегда

могут найти время, чтобы проверить
	СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Домашние занятия
- ШКОЛЬНИКОВ

O20 из родительских собраний
в московской школе № 208 бы-
	ло посвящено обсуждению важного
вопроса — как помогать учащимся
готовить уроки. Выступления на
	этом оживленном собрании показа-
ли, что в большинстве семей с боль-
шим вниманием относятся к домаш-
ним занятиям детей. Оно проявляет-
ся по-разному. В одном случае мать
или отец лишь напоминают детям,
что пора садиться за уроки, в другом
— считают нужным заглянуть в
дневник детей, проверить, выполни-
ли ли они задание. Некоторые роди-
тели помогают школьникам в при-
готовлении уроков.

Такое внимание к учебе детей, за-
‚бота об их успехах имеют огром-
ное воспитательное значение. Видя,
что в семье серьезно относятся к его
занятиям, каждый школьник и сам
«подтягивается», в нем рождается
чувство  ответстзенности, сознание
долга. И наоборот, равнодушие
взрослых способствует развитию у
школьников небрежного, отношения
к своим обязанностям. Такие при-
меры, хоть и редко, но все же встре-
чаются. Когда учительница одного
из первых классов 204-й московской
школы пыталась выяснить, почему
ее ученик Женя Н. не учит уроков,
приносит из дома грязные тетради,
мать мальчика ничего не смогла от-
ветить -— за занятиями сына она не
	следит, где он проводит время, не
знает. И для учительницы стало яс-
	ни к своим обязанностям в значи-
тельной мере виновна мать.

Но нередко встречаются семьи,
где и отец и мать, горячо интере-
суясь занятиями школьников, не
умеют им помочь, не знают, какая
обстановка нужна ребятам, чтобы
они и дома занимались так же серь-
езно, как в школе.

Родителям нужно понять, что уче-
ние — это ‘серьезный, ответственный
труд, требующий большого умствен-
ного напряжения. Шум, посторонние
разговоры мешают школьнику рабо-
тать, сосредоточиваться так же, каки
любому взрослому человеку. Долг
взрослых членов семьи, как бы слож-
но это ни было, создать детям нор-
мальную обстановку дома для их за-
нятий. В часы, когда школьник гото-
вит уроки, нельзя отрывать его для
различных поручений, или, как это
иногда бывает, для развлечений.
Нужно, чтобы в эти часы соблюда-
лась тишина, было выключено ра-
дио. Нельзя допускать, чтобы дети
занимались где попало, не имели
определенного места для учебников.
В каждой комнате можно выделить
уголок для школьника, повесить
полку для учебников, расписание
уроков. Необходимо следить, чтобы
ребенок правильно сидел во время
занятий, а его рабочее место освеща-
лось с левой стороны. Следует при-
учать детей держать свое небольшое
учебное хозяйотво в порядке.

Очень важно установить правиль-

Фото В. КУНОВА (ТАСС). >   но, что_в_ небрежном отношении Же-   ный режим для школьника — сле- ваписи в его школьном дневнике,

дящее Красное Знамя Совета Министров СССР. Коллектив предприя-
	тия, широко развернув социалистическое соревнование, досрочно вь-
полнил годовой план нм 8 декабря. НА СНИМКЕ: в цехе плав-
ления и расфасовки сыра; аетоматчица П. ДУШНОВА (слева) и за-
	ведующая производством Н. УЛЬЯНОВА проверяют начество упанов-
ки сырнов. Цо инициативе тов. Душновой автомат, за работой которого
‚ раньше наблюдали два человека, обслуживается теперь. одной работ-
	` ницей.