‚Советские машины .
на прелприятиях в КНДР
		_В ГОРОДЕ
ПЕСЕН
	ГОТВАЛЬЛОВЕ
				СЕК И нони оо от,

a
	В Москве начинает работу УП пле-
`нум правления Союза`советских ком-
`позиторов. On будет посвящен  про-
`блемам создания советской песни. На
заседаниях пленума будут прослуша-
`ны, в основном, песни, созданные за
‘последние годы, а также лучшие пес-
ни, давно завоевавшие признание на-
шего народа. После концертов  со-
стоится обсуждение проблем, связан-
ных с.развитием этого популярней-
шего жанра советского композитор-
ского творчества,

В программы концертов; opraHH-
зуемых для участников пленума, вой-
дет до 300 песен, созданных компо-
зиторами Российской Федерации. и
союзных республик. Пленуму пред-
шествовали_смотры песенного творче-
ства, прошедшие в многочисленных
городах страны. В числе песен, ото-
бранных для исполнения на плену-
ме, — произведения самых различ-
ных форм — песни массовые, строе-
вые, хоровые, сольные, эстрадные,
песни для детей и т. д. В исполнении
песен примут участие лучшие хоро-
вые коллективы, а также ведущие
солисты Москвы и других городов.

Пленум откроется 19 декабря в
Большом зале Московской консерва-
тории концертом Краснознаменного
имени А. В. Александрова ансамбля
песни и пляски Ссветской Армии. В
его программе около 30 песен —
И. Дунаевского, —Т. .Хренникова,
В. Мурадели, А. Новикова, В. Со-
ловьева-Седого, С. Туликова и дру-
гих крупнейших композиторов-песен-
НИКОВ.

В следующих программах выступят
Государственный русский народный
хор имени Пятницкого, ансамбль пес-
ни Всесоюзного радио, хор русской
песни Всесоюзного радио и другие
московские хоры. В столицу приедут
хоры и ансамбли из других городов
и республик. В исполнении хора и
эстрадного оркестра эстонского радио
прозвучат песни, созданные компози-
торами трех. прибалтийских респуб-
лик. Украинская песня будет пред-
ставлена в программе Украинской хо-
ровой капеллы «Трембита», белорус-
ский хор под управлением Цитовича
исполнит белорусские песни. В кон-
цертах выступит квартет сестер Фе-
доровых, вокальный квартет Арме-
нии. Широко будут представлены со-
листы и среди них артисты Большого
театра, крупнейшие вокалисты союз-
ных республик.

В концертах детской песни примет
участие детский хор клуба имени Ка-
линина города Калининграда Москов-
ской области, ансамбль песни и пляс-
ки ЦДКЖ, ансамбль песни и пляски
Московского городского дома пионе-
ров и другие.

Основной доклад о проблемах соз-
дания советской песни сделает В. За-
харов. Содоклал, посвященный песен-
ным текстам, прочтет поэт Лев Оша-
нин. Для широкой популяризации
произведений, показываемых на пле-
нуме, Союз композиторов начал се-
рию творческих вечеров композито-
ров-песенников, которые проходят в
	концертных залах Москвы.
ee OE = — — —чакыь
	э3 года обслуживает читателей
библиотека имени А. С. Пушкина,
созданная в связи со столетием
со дня рождения великого руссно-
го поэта. В фондах библиотеки —
оноло 180 тысяч нниг по различ-
ным отраслям знаний. Для ‘чита
	телей организуются лекции, мон-
ференции; встречи с писателями,
книжные выставки. НА СНИМКЕ:
уголок читальни библиотеки име-
ни А. С. Пушкина (Бауманский
район).

Фото 3. ТУРИЯНСКОГО.
	мии стали жертвой желтой лихорад-
ки. Остатки экспедиции, преследуе-
мые Кристофом, спасались бегством.

напряженным интересом  смот-
рятся события, разыгрывающиеся в
уцелевшем особняке бывшего план-
татора-рабовладельца, где малень-
кий штаб Туссена сменяется шта-
бом Леклерка. Штаб этот дает весь-
ма живое и верное представление о
природе наполеоновской армии. Един-
ство места действия, разворачиваю-
щегося в одном доме, концентрирует
события, создает ощущение непре-
рывности и связности их. Точно по-
строенная интрига пьесы держит
внимание зрителя в непрерывном на-
пряжении.

Но главное достоинство ‘произве-
дения — ряд тщательно разработан-
ных характеров людей, волею исто-
рических обстоятельств собранных во
дворце рабовладельца Моро. Его
внучка Одетта, насильно выданная за
полковника Буше, прибывает на
остров с мужем, сопровождая Поли-
ну Леклерк-Бонапарт. Столкнувшись
в первый же момент пребывания на
острове с Кристофом, Одетта тянет-
ся к молодому, мужественному гене-
	ралу армии гаитян. Свободная от
расовых предрассудков и нацио-
нального высокомерия, от корыст-
	ных побуждений своего мужа, кото-
рого не любит и не уважает, Одетта
проникается сочувствием к борюще-
муся черному народу. Особенно сер-
дечно относится она к бывшему дво-
рецкому своего деда — Жаку, пол-
ковнику армии Гаити, не подозревая
ни его истинной роли разведчика
гаитян во французском штабе, ни то-
го, что человек этот и ее мать неког-
да были связаны взаимной любовью.
	Одетта в исполнении Л. Бухарце»
вой — обаятельная молодая женщи-
на, умная, сердечная. Это — фран-
цуженка, в душе которой неистреби-
мый след оставили трудно сложив-
шаяся судьба рано умершей мате-
ри и неудачное, вынужденное заму-
жество. Актриса воспроизводит и не-
которую долю напускной экстрава-
гантности, прикрывающей известную
растерянность перед обилием HO-
вых впечатлений и чувств, охватив-
	ших молодую парижанку. Искренне
	ПХЕНЬЯН, 12. декабря. (ТАСС).
Газета «Нодон Синмун» поместила
статью, озаглавленную «На произ-
водственных предприятиях работают
новейшие машины, присланные из
Советского Союза». Газета пишет,
что на одном из крупнейших метал-
лургических предприятий страны,
восстанавливаемых в настоящее вре-
мя, — заводе им. Ким Чака работа-
ют советские автоматические токар-
ные, фрезерные и другие станки. На
электростанцию, где руководителем
тов. Ко Чжон Сик, прибыли из СССР
	турбины и мощные трансформаторы;
		— Не знаю, не знаю... Лично я не
заметил. Я был четыре раза у вас на
заводе лично, шесть раз разговаривал
по телефону с отделом кадров и дру-
	‘ими отделами, но никаких пережит-
ков не заметил. Вот так.
	— Голубчик мой, о чем вы спори-
те? Ведь недаром жев конце концов
сказано, что нам нужны свои Гоголи,
свои ре
	— А?..
— Разве вы не слышали об этом?
	— А?.. Да, да, конечно, слышал!..
Свои, говорите, Гоголи?.. Что ж, это
идея!.. Угу. Да. Говорите, у меня —
патока?.. Угу. Ну, пока... Надеюсь,
еще встретимся...
		на предириятии, которым руководит
Ким Чже Гю, используются кисло-
родные установки, построенные в
СССР:

Использование новейших советских
машин во всех ‘отраслях народного
хозяйства нашей страны, отмечает
газета, повышает темпы восстанов-
ления. Под лозунгом «Учиться у Co-
ветского Союза!» все рабочие и тех-
	нические работники на заводах, пред-
приятиях и рудниках республики ос-
ваивают передовую советскую  тех-
нику.
	нь товарищ парторг! Вы
— 11 прочли мою пьесу?
	— А, здравствуйте... Садитесь. Как
же, как же, прочитал.
	— Пу, как? Понравилась?
	мм... откровенно говоря, —
!
нет.
	— Вот тебе раз!.. Это — почему?
Я же писал о вашем заволе.
	— А получилось совсем непохоже.
— Ну, как это — непохоже, когда
у меня все так точно сделано: назва-
ния деталей, оборудование, технологи-
ческий ‘процесс..: ^ Вот: мне даже
справку дали в вашем техническом
	отделе о том, что никаких погрешно-
стей против технологии...
	— Простите, я вас перебью. Мне
эта справка не нужна. Я и так верю,
что технология у вас похожа. Вот лю-
ди у вас непохожи...
	— На кого непохожи?
	«Грибюн де Насьон» о наличии секретных статей.
к договору о «европейской армии»
	быть изменено лишь с общего согла-
сия шести соответствующих прави-
тельств. Причем было договорено,
что оно не будет доведено до свеле-
ния парламентов и не будет подле-
жать ратификации с их стороны,
	«!рибюн де Насьон» указывает,
что по признанию Тетжена, одно спе-
циальное соглашение устанавливает
численность войск, поставляемых в
	распоряжение «сообщества» государ-
ствами, подписавшими парижский
договор.
	ПАРИЖ, 12 декабря (ТАСС). Га-
зета «Трибюн де Насьон» сообщает,
что заместитель председателя сове-
та министров Франции Тетжен, вы-
ступая на днях на одном из част-
ных вечеров, признал существование
неопубликованных так называемых
«специальных» статей, дополняющих
договор о создании «европейского
оборонительного сообщества». Одно
такое «специальное соглашение» бы-
ло подписано министрами иностран-
ных дел шести западноевропейских
стран 27 мая 1952 года, и оно может
	— Товаришу парторгу — почет и
уважение!.. Узнаете?
	— Еще бы, товарищ драматург.
Рад вас видеть...
	— Вот пришел вас поблагодарить
за тот совет...
	—- Какой совет?
	ЧЕХОСЛОВБАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА. Город Готвал
из крупнейших промышленных центров Моравии.
	2H обувной ком
рабочие комбината.
	пользующийся мировой известностью
	По-новому работают и живут
не было культурных учреждений,
имеется несколько кино В Пом
	ваются концерты и художественные выставки.
	построены десятки яслей, детских
Созданы несколько спортивных пл
	Здесь находится
комбинат «Свит».
та. Раньше здесь
	не было культурных учреждений, сейчас работает постоянный театр,
	В Доме искусств систематически устран-
ственные выставки. В городе Готвальдове
детских садов, медицинских учреждений.
	— На живых людей. Разве где-ни-
будь — не только на нашем заводе—
можно найти людей, которые так се-
бя ведут?..

— Как это —. «так»?
	— НУ, вот хотя бы, как в этой сце-
не... Позвольте, сейчас найду... Ага!
Вот. Слушайте, что вы тут написали;
«Курдюков (грустно): За что ты на
меня сердишься, Лиза? Лиза: Я в
тебе ошиблась, Курдюков. Я думала,
ты настоящий человек, а ты... ты...
ты по семь дней маринуешь ценные
рационализаторские предложения пе-
редовых рабочих нашего цеба! Кур-
дюков: Я? Мариную? Лиза (гневно):
Ты даже не имеешь мужества приз-
нать свои ошибки! . Прощай!! (Идет
к выходу). Курдюков (бросается за
нею): Лиза, постой! Не, уходи! Ос-
танься! Сейчас я попробую осознать
свои ошибки!.. (Лиза останавливается
и выжидательно смотрит на Курдю-
кова, который мучительно борется с
самим собою; долгая пауза). Курдю-
ков (шатаясь): Ты права, Лиза!.. Я
понял! Я осознал... Да, я мариную...
Лиза (радостно): Как я рада, Кур-
дюков! (приближается к нему).
Курдюков: Я принял решение: теперь
я буду рассматривать ценные рацио-
нализаторские предложения только
один день!.. (Лиза (взволнованно):
Хороший ты мой! Курдюков (дрожа-
щим голосом): Один час буду рас-
сматривать! Лиза (сдерживая слезы):
Ты настоящий человек, Курдюков!
Курдюков (скупая мужская слеза по-
казалась на его глазах): Пять минут
буду рассматривать! Лиза (рыдая,
обняла его): Родной мой! Курдюков
(рыдая, обнял ее): Дорогая! (Оба
рыдают), Занавес». Ха-ха-ха, ну, что
это?!
	— Не вижу ничего смешного, ува-
жаемый товарищ. Наоборот: очень
	трогательная сцена, Я, если хотите
знать, когда писал, — сам проливал
		_ Hy, помните, вы мнееще предло-
жили стать нашим Гоголем, нашим
	Салтыковым и даже нашим Щедри-
НЫМ?_
	— Разве?
	созданы несколько спортивных площадон, большой стадион и зимний
бассейн для плавания. В вилле бывшего владельца npeAnpHATHA Toma-
ша Батя открыт областной Дом пионеров.

Сейчас многие рабочие Готвальдова переселились в новые благоз
	более
	годы трудящиеся получили
	устроенные цома. За последние
двух тысяч новых квартир.
	дове.
	Газета „Паэзе сера“ о притязаниях
	Гибралтар
	Франно на
	— А как же!.. И знаете? — я внял
вашему совету.
	— [Го есть — как?.
	НА СНИМНЕ; новые жилые дома в районе имени Фучика в Готваль»
	Фото ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА:
			— Bran, внял! Целиком и пол-
ностью, можно сказать: уже написал
остро сатирическую комедию.
		РИМ, 12 декабря. (ТАСС). Газета
«Паэзе сера» опубликовала коррес-
понденцию из Вашингтона, в которой
говорится о том,’ что «притязания
франкистской Испании на британ-
скую базу Гибралтар получают ши-
рокую поддержку в военных и поли-
тических кругах США. В частности,
после недавнего подписания военно-
го соглашения об уступке испанских
баз для вооруженных сил США авто-
ритетные американские представите-
ли стали высказываться со всей уме-
стной для данного случая осмотри-
тельностью в пользу возвращения
Гибралтара под власть мадридского
правительства. Как известно, в пос-
леднее ‘время франкистские власти
подтвердили более или менее офи-
циозно свои притязания на Гибрал-
тар, и ни от кого не ускользнул факт
появления, помимо больших передо-
виц в газетах, различных выступле-
ний даже на недавнем съезде фа-
лангистской партии, содержащих тре-
бования о том, чтобы крепость, воз-
вышающаяся над западным входом
в Средиземное море; была отдана
Лондоном. Ясно, что мадридское пра-
вительство не поставило бы вопроса
о Гибралтаре, если бы оно не полу-
чило от Вашингтона, помимо долла-
ров для оживления его шаткой эко-
номической системы и смягчения хоть
в какой-либо степени ужасной нище-
ты испанского народа, твердой под-
держки в этом вопросе.

Яснее других обнаружил aMepu-
канские планы ‘насчет Гибралтара се-
натор Джеймс Дафф — член под-
комиссии по военным базам при се-
натской комиссии. по делам  воору-
женных сил. В сентябре Дафф посе-
тил Испанию и вместе с послом Дан-
ном, который вел’ пёреговоры о‘ воен-
	Преследования служащих
	муниципальных
‘учреждений в Нью-Йорке
	НЬЮ-ЙОРК, 12 декабря. (ТАСС).
10 декабря начались массовые поли-
тические преследования служащих
муниципалитета города Нью-Йорк по
образцу проверки лойяльности, про-
водимой правительством.

В качестве первого шага в осуще-
ствлении запланированной проверки
комиссия муниципалитета по делам
государственных служащих направи-
ла анкеты 18 управлениям муници-
палитета, на которые комиссия по де-
лам государственных служащих шта-
та Нью-Йорк возложила функции по
проверке лойяльности.

Эти анкеты предназначены для то-
го, чтобы получить от работников
городских учреждений сведения об
их связях с коммунистической пар-
тией или с любой организацией, вхо-
дящей в список более 200 организа-
ций, объявленных министром юсти-
ции США «подрывными» организа-

ЦИЯМИ.
	ном соглашении с Франко, встре-
тился с наиболее видными предста-
вителями франкистских политических
и военных ‘властей.

На состоявшемся недавно совеща-
нии с высшими офицерами американ-
ской армии и флота Дафф открыто
заявил, что Франко твердо решил до-
биться передачи ему Гибралтара и
что у него имеются свои особые пла-
ны для этого.  По словам Даффа,
мадридское правительство имеет воз-
можность теперь заявить Лондону,
что после передачи Соединенным
Штатам испанских военных баз близ
Гибралтара Великобритания не нуж-
дается более в укрепленных военных
базах на этой территории. Теперь
она может и должна довериться Сое-
диненным Штатам и Испании и пе-
редать Гибралтар под их совместный
контроль.

На этом совещании обнаружилось,
как велика заинтересованность Пен-
тагона в британских базах. По мне-
нию его участников, нет никакого
сомнения, что в случае возврата Гиб-
ралтара Испании эта крепость * авто-
матически будет превращена в аме-
риканскую военную базу. Группа
экспертов уже разрабатывает план
«возможности передать Гибралтар
для использования американскими
морскими силами» после возвращения
этой территории Испании. Поскольку,
сказал Дафф, военные идут вперед
со своими планами, они, естественно,
поддерживают требование Франко о
Гибралтаре. Государственный депар-
тамент должен урегулировать эту де-
ликатную проблему с англичанами.

Конечно, мнение и позиция Лон-
дона не’ особенно принимаются’ при
этом во внимание американскими
стратегами».
	Кризисные явления
в датской экономике
	КОПЕНГАГЕН, 12 декабря
(ТАСС). Газета «Берлингске афте-
навис» сообщает, что известная тек-
стильная фирма «Кристиан Бирк» с
акционерным капиталом в полмил-
лиона крон прекратила платежи.
Представители фирмы заявили со-
труднику газеты, что причина пре-
кращения платежей заключается в
усилении конкуренции в области тор-
	говли текстилем и в росте затрудне-.
	ний сбыта.

Прекратил платежи также крупный
магазин «Хорнум» с ежегодным обо-
ротом в 2—3 млн. крон.

Вчера газета «Ланд ог фольк»,
комментируя эти сообщения, писала,
что банкротства являются следствием
снижения покупательной способности
населения и что, кроме этих двух
фирм, имеется ряд других, которые
не в состоянии продолжать свою
деятельность.
	„с СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ-
НА ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА!”
	К десятой годовщине Советско-Нехословацкого договора
	нию с 1946 годом общий выпусв
продукции легкой промышленности
увеличился в нынешнем году на 43
процента.
	Коммунистическая партия Чехослоч
вакии и народное правительство про-
водят политику, направленную на по-
вышение жизненного уровня трудя-
щихся. 1 октября 1953 года в Чехо-
словакии было проведено снижение
розничных цен, в результате которо-
го трудящиеся в Течение года полу-
чат выгоду в 4,5 миллиарда крон.
Правительство повысило заготови-
тельные цены на многие  сельскохо-
зяйственные продукты, что увеличило
доходы крестьян почти на 1 миллиард
крон.
	Ежегодно чехословацким бюдже-
том предусматриваются большие ас-
сигнования на социально-культурные
мероприятия. В 1953 году, например,
государством отпущены на эти цели
22.300 миллионов крон, что состав-
ляет 25,3 процента всех государст-
венных расхолов. Значительная часть
этих средств идет на развитие на-
родного образования и здравоохране=
ния.
	Правительство Чехословакии удез
ляет ’болыное внимание . жилища
ному строительству. В этом году
	только в Словакии трудящиеся полу-
чили 3.800 новых квартир. В наетоя-
щее время в крупных городах  стра-
ны — Праге, Остраве, Готвальдовь,
Братиславе и других в болыних мас-
штабах ведется жилищное строитель-
ство. За последние годы десятки ты-
сяч семей горняков, металлургов, ма-
шиностроителей справили новоселье
в благоустроенных квартирах.
	В своем продвижении вперед по
пути строительства социализма тру-
дящиеся Чехословакии используют
богатейший опыт своего великого
друга и соседа. Так, на железнодо-
рожном транспорте Чехословакии все
более массовое применение получают
методы советских новаторов В. Бла-
женова, Н. Лунина, Ф. Катаева. На
заводе точного машиностроения име-
ни Вильяма Широкого используются
метод силового резания металла
В. Колесова, метод скоростного реза-
ния металла П. Быкова, а также ме-
тод А. Чутких. Применение советских
	я методов труда дало возможность од“
	ному лишь машиностроительному за-
воду «ЧКД-Соколово» в Праге сэко-
номить за год 300 тысяч крон,
	С 3 по 5 декабря в Праге проходил
Пленум Центрального Комитета Ксм-
мунистической партии Чехословакии,
обсудивииий в числе других вопрос о
подготовке к Х съезду КПЧ, который
состоится в июне будущего года. Од-
ной из задач этого съезда будет об-
суждение директив для составления
плана развития народного хозяйства
Чехословакии на 1956—1960 rr.
	Выступивший на Пленуме Предсе-
датель Совета Министров Чехосло-
вацкой Республики Вильям Широкий
сказал: «Опираясь на результаты со-
циалистической индустриализации, на
сотрудничество с Советским Союзом и
странами народной демократии, пар-
тия еще быстрее пойдет вперед, осу-
ществляя основную цель социалисти-
ческого строительства — быстрейшее
повышение материального и культур-
ного уровня трудящихся города и де-
ревни. Задача Х съезда КПЧ будет
заключаться в том, чтобы обобщить
тот опыт, который был получен в со
циалистическом строительстве, в
борьбе за мир, и определить даль-
нейший путь партии к социализму
	Занятые мирным  созидательным
трудом, чехословацкие ‘трудящиеся
активно участвуют в борьбе за мир и
безопасность между народами, укреп-
ляют дружеские связи с другими миз
ролюбивыми странами, 17 ноября в
Дели было подписано торговое со4
глашение между Индией и Чехослоч
вакией. Недавно в Варшаву прибыла
чехословацкая правительственная деч
легация для разработки плана осуз
ществления соглашения о культур“
ном сотрудничестве между двумя
странами.
	Чехословацкий народ уверенна
смотрит в будущее. Тесно сплочен-
ный вокруг своей родной Коммуниз
стической партии и народного правиз
тельства, он бдительно стоит на
страже своих завоеваний, хранит и
укрепляет, как зеницу ока, дружбу в
	великим Советским Союзом и страч
нами народной демократии. В день’
10-й годовщины подписания Совета
ско-Чехословацкого договора о дружн
бе, взаимной помощи и послевоенном
сотрудничестве еще громче ` прозвуч
чит самый популярный и близкий
сердцу чехословацкого народа лозунг
«С Советским Союзом — на вечные
времена!»,
	ЕГОДНЯШНИЙ день является

знаменательной датой в истории
советско-чехословацких ‹ отношений;
ровно десять лет назад — 12 декабря
1943 года в Москве между Совет-
ским Союзом и Чехословакией был
подписан Договор о дружбе, взаим-
ной помощи и послевоенном. сотруд-
ничестве. Заключенный еще в разгар
войны против гитлеровской Герма-
нии, этот договор сыграл важную
роль в борьбе за полное освобожде-
ние Чехословакии от фашистского
рабства. Однако этим историческое
значение Советско-Чехословацкого до-
	говора не исчерпывается, После
войны он стал надежной опорой
Чехословацкой Республики в ee
	успешном продвижении вперед по пу-
ти социалистического строительства.
	«Истекшие десять лет, — указы-
вается в публикуемой сегодня при-
ветственной телеграмме Председате-
ля Совета Министров СССР товари-
ща Г. Маленкова Председателю Со-
вета Министров Чехословацкой Рес-
публики’ товарищу Вильяму ШИиро-
кому, — подтвердили, что этот До-
говор отвечает жизненным интересам
наших стран, способствуя укрепле-
нию мира’ и ‘безопасности в Европе.
Значение Договора возрастает осо-
бенно` теперь, когда попытки возро-
дить германский милитаризм вызы-
вают законное беспокойство всех
миролюбивых народов Европы»,
	В соответствии c ‘Советско-Чехо-
словацким договором, который  ` за-
ключен на основе полного равнопра-
вия и уважения обеих сторон, совет-
ский народ оказывает братскому че-
хословацкому народу повседневную
бескорыстную помощь. Эта разносто-
ронняя помошь имеет громадное зна-
чение для. социалистического пере-
устройства народного хозяйства Че-
хословакии и неуклонного подъема
материального и культурного уровня
жизни ее народа.
	В десятой годовщине Советско-Че-
хословацкого договора. трудящиеся
Чехословакии приходят с большими
трудовыми успехами. Нынешний год
знаменует собой завершение первого
пятилетнего плана, который укрепил
политическую и экономическую силу
республики и заложил прочный фун-
дамент социализма в стране.

8 декабря более 1.300 предприя-
тий страны досрочно выполнило пя-
тилетний план.
	Одновременно с интенсивным раз-
витием тяжелой промышленности в
Чехословакии быстрыми темпами
увеличивается выпуск продукции
	легкой промышленности. По сравне-
	— А долго ли, если установка ясна
до предела?.. Да что там говорить —
я вам сейчас прочитаю один только
список действующих лиц, и вы будете
рыдать, как ребенок! Слушайте! Зна-
чит так: «Тютькин, Иван Евдокимо-
вич, директор завода, 49 лет — пе-
рестраховщик. Рожнова, Клавдия Се-
меновна, 45 лет — ротозейка, Неме-
шаев, рабочий, 32 года — грубиян.
Кукишев, Поликарп Сидорович, без
определенных занятий, 69 лет — али-
ментщик. Кульчицкий, начальник от-
дела снабжения, 40 лет — блатмей-
стер. Вера Семеновна, его жена, 30
лет — кляузница. Вова, их сын, 4 го-
	да — конъюнктурщик...». Что с ва-
MH?!
	— Ох-хо-хо-хо!.. Я... я это... Я ры-
даю, как ребенок..: :
	— Нет, вы смеетесь! А — рано.
	Это еше — не сама комедия, это
только — действующие лица!..

— Я знаю... Как вы написали?
	«Вова, их сын, 4 года»., Так он —
кто? Перестраховщик?
	— Конъюнктурщик, а не перестра-
ховщик. А что такого? Вы же сами
сказали: нам нужны Гоголи...
	— Да ведь Гоголи-то и Салтыковы
— они не занимались бессмысленным
искажением действительности.
	—- Вы так считаете?..
	— А вы — как?.. Эхе-хе-хе, това-
рищ драматург!
	a

чзя
	В. Ардов,
	Я. ДЛымской.
		Вот именно: Эхе-хе-хё!..
	— А по-моему это — сироп попо-
лам с патокой. У. вас в пьесе — ан-
гелы, а не люди. Вы, как драматург,
обязаны изучать жизнь, изучать лю-
дей. Вот, например. возьмите наш
	завод. Па нашем заводе тоже’не все
люди хорошие. Есть‘и фальшивые...
	Советские артисты в Чехословакии
	ца Е. Смоленская с успехом выступи-
ла в спектакле Пражского нацио-
нального театра «Князь Игорь».

Дирижер Н. Аносов в своих кон-
ueptax.B Праге, Брно и Братиславе
впервые в Чехословакии дирижиро-
вал исполнением 7-й симфонии Про-
кофьева. Квартет имени Комитаса,
Ю. Ситковецкий и В. Петровская вы-
ступали в концертах, посвященных
юбилею П. И. Чайковского. Все кон-
церты заканчивались митингами, на
которых публика горячо и сердечно
выражала свою любовь и симпатию
к народам Советского Союза.

Выступления советских артистов
получили высокую оценку прессы.
Министр культуры Чехословакии
В. Копецкий от имени правительства
республики поблагодарил. делегацию
советских артистов за большую и
плодотворную работу, проведенную
ими в дни месячника, отметив, что
выступления делегации еще больше
укрепят культурные связи между
двумя ‘братскими народами.
	незамаскированиая политива. = alpec-
сии, завоеваний, захватов.

Сжато и точно вскрывает пьеса
подлинные мотивы вторжения армии
Первого консула На остров Гаити.
Подавить национальное движение на
	Гаити, или, как называли остров
французы, Сан Доминго, BOC-
становить paGCTBO — BOT истинное
	намерение Бонапарта. Это был. пер-
вый шаг на пути к восстановлению
колониального могущества Франции.
Воспользовавниись передышкой в ЕвВ-
ропе, Наполеон направляет на Гаити
тридцатипятитысячную армию, воз-
главленную генералом Леклерком,
женатым на ‹естре Первого консула
— «блистательной» Полине.
	Туссен Лувертюр разгадал истин-
ные цели экспедиции. Но опыт и
природный ум подсказали ему, что
прямая и немедленная атака фран-
цузского десанта не приведет к же-
ланным результатам. Силы были
неравны, а, главное, ‘народ Гаити
еще не изжил иллюзий, навеянных
освободительными лозунгами прош-
лого. Армия Гаити уходит в горы.
	Леклерк не преминул разоблачить
свои подлинные намерения. Глубоким
презрением к «черным»?=к «рабам»,
расистским высокомерием насыщено
каждое слово Леклерка, его сорат-
ников, его супруги.
	Но лишь одно поручение своего
властного шурина успел выполнить
генерал. Изменнически, под предло-
гом переговоров, заманил он Туссе-
на, схватил и отправил во Францию.
Доблестный руководитель бывших
рабов, как известно, кончил свои дни
в заточении, в форте Жу.

Народ выдвинул других вожаков.
Одного из них, мужественного Кри-
стофа, автор сделал центральным
героем произведения. Стойкость ма-
ленького народа привела затею за-
воевателей к полному краху. Сам
Леклерк, значительная часть его ар-
	Из Чехословакии возвратилась де-
легация советских артистов, возглав-
ляемая секретарем правления Союза
советских композиторов В. Власовым.
Делегация, в которую входили дири-
жер Н. Аносов, солистка Большого
театра Е. Смоленская, квартет имени
Комитаса в составе А. Габриэляна,
Р. Давидяна, Г. Талаляна, С. Асла-
мазяна, скрипач Ю. Ситковецкий,
пианистка В. Петровская и концерт-
мейстер В. Владимирова, была пра-
глашена чехословацким правитель-
ством для участия“в концертах ме-
сячника советско-чехословацкой
дружбы.

За этот месяц советские артисты
дали в 15 городах Чехии, ‚Моравии и
Словакии 26 концертов, выступая
перед населением Праги, Брно и Бра-
тиславы, перед шахтерами Хандлова
и Моста, перед рабочими Остравы и
Пльзена. Советские артисты встре-
чались с композиторами Чехии и
Словакии, со студентами и педагога-
	ми Пражской академии и т. д. Певи-
	ИЗВЕСТНЫЙ американскии уче-
ный Уильям Дюбуа, лауреат
Международной премии мира, член
	‚Всемирного Совета Мира, является и
	автором художественных произведе-
ний. Защита угнетенного негритян-
ского населения Америки — главное
направление его деятельности. Теперь
мы познакомились с его пьесой «Га-
ити» (перевод Е. Голышевой и
Б. Изакова), показанной Московским
театром драмы и комедии в поста-
новке режиссера И. Анненского.
	Полтора столетия отделяют нас 01
событий, изображенных в иьесе, мно-
го тысяч километров — от места
действия. Произведение овеяно дыха-
нием борьбы, которую уж очень дав-
но ведут угнетенные против угнета-
телей.

Освободительные идеи французской
революции 1789 года донеслись через
океан до негритянского‘ населения
острова Гаити, стонавшего под игом
белых плантаторов. Народ выдви-
нул революционных вождей, органи-
заторов. Борьбу за свободу возгла-
вил бывший раб, простой конюх Тус-
сен Лувертюр. Он очистил остров не
только от рабовладельцев, но и от
британских завоевателей, пытавших-
ся поработить маленький народ, по-
ка революционные войска Франции
на континенте победоносно отража-
ли натиск монархических коалиций.
Якобинская диктатура провозгласила
свободу. негритянского населения, из
рук Республики Туссен Лувертюр по-
лучил звание генерала.

Но лозунги свободы, равенства и
братства быстро выхолащивались.
Буржуазия, окрепнув, пожелала гос-
подствовать безраздельно. Собствен-
ники жаждали власти устойчивой,
способной обеспечить их’ завоевания
и наживу. Тогда «революционный ге-
нерал» Бонапарт стал Первым KOH-

я
	сулом, а вскоре и «Императором
французов». Наполеон — это уже
	НА ДАЛЕВОИ
ОСТРОВЕ
		ко передает особенности
характера Леклерка: ка-
жущееся простодушие,
мягкую сдержанность ба-
ловня судьбы и холод-
ную волю умного воена-
чальника,

Лагерь  освободитель-
ной борьбы представлен
	Туссеном, Кристофом и
Жаком. Двое из’ них па-
дают в этой борьбе.

Туссен — умудренный
	ЖИЗНЬЮ И ОПЫТОМ ВОЖДЬ.
Таким его играет Л. Кня-
зев — без позы, без ри-
совки, но, пожалуй, не-
множко вяло, чрезмерно
подчеркивая преклонный
возраст героя.
	Вейцлер (Как)
создает образ человека
скромного и верного,
способного на любую
	жертву во имя нацио-
нальной свободы и ради
благополучия своей до-
чери, которая и не по-
дозревает, кем ей прихо-
дится этот умный, mpe-
	‘данный и мягкий старый
	слуга,
В противоположность
осторожному Туссену
	Выразительную и эмоциональную
музыку написал В. Мурадели.

Публика с живым волнением сле-
дит за всеми обстоятельствами дра-
	мы, разыгравшейся на далеком
острове полтора столетия назад, пре-
красно понимая всю актуальность
этой пьесы, в которой слышатся от-
звуки напряженной и страстной борь-
бы за свободу народов, против угне-
тения и всякого рабства.
	Млечин.
	и умно проводит актриса трудную
сцену допроса.

«Духом консульства»  прониклась
и дышит Полина, особа претенциоз-
ная и столь же честолюбивая, как ее
брат. Ей мерещится королевская ко-
рона и Гаити — ступень к вообража-
емому трону. Н. Яковлева верно по-
няла природу этой красивой авантю-
ристки, живущей могуществом брата.
С юмором воспроизводит актриса ка-
призы провинциальной повелительни-
цы, столь неуместные в атмосфере,
насыщенной войной, бедствиями. Весь
этот образ как бы обнажает авантю-
ризм наполеоновского захвата Гаити.
	Штаб Леклерка, естественно, пред-
ставлен в сугубо сокращенном виде.
В экспедиции было немало генералов.
сложивших свои головы в этом похо-
де. В пьесе рядом с Леклерком

несколько офицеров — полковники,
капитаны. Муж Одетты — полковник
Буше — холодный, корыстолюбивый.

Расправиться с  народно-освободи-
тельной революцией, восстановить
рабство и сделаться богатым планта-
тором — ‘вот побудительные мотивы
поведения этого конквистадора, ти-
пичного представителя вырождаю-
щейся армии Наполеона. Такого
именно Холодного и безнравствен-
ного собственника играет С. Бардин.
	В штабе французов симпатии зри-
теля завоевывает — прямодушный,
храбрый капитан, затем полковник,
Дюваль влюбленный в Одетту.
П. Голышев играет его искренне, по-
рой взволнованно. Это—воин. револю-
ционной армии, еще не разложив-
шийся под тлетворным воздействием
буржуазных идей и грабительской
практики завоевательских войн. Он
молод и любит горячо, сильно, че-
CTHO.

Весьма живописен Леклерк в ис-
полнении В. Кабатченко. Автор не
сразу раскрывает природу лихого гу-
сара. Поначалу кажется, что это —
существо простодушное, весьма робе-
ющее в обществе своей капризной
супруги. Но в последнем акте перел
нами предстает человек проница-
тельный и волевой, каким, вероятно,
и был этот высокомерный кавале-
рист: Наполеон умел подбирать ис-
	полнителей своих планов. Актер тон-
	Кристоф — весь в поры-
ве, в стремительной го-
товности сражаться. Сме-
лый до дерзости, нано- # a
ристый, энергичный —

таков молодой вождь гаитян. Г. По-
клонский играет Кристофа суровым,
собранным и целеустремленным вои-
HOM.

Среди многих работников театра
распространено убеждение, будто од-
на декорация приедается зрителю и
лишает режиссуру многих возмож-
нюстей для изобретательной плани-
ровки спектакля. Это, конечно, оши-
бочно. Павильон, созданный М. Ви-
ноградовым, дал режиссуре все воз-
можности для самой изобретательной
мизансцены. Точно следуя духу и
тексту пьесы. (с самыми  второсте-
пенными отступлениями), И. Аннен-
ский создал спектакль в общем це-
	лостный и интересный.
	НА СНИМКЕ: сцена из спектак-
ля «Гаити». Анри Кристоф — ар-
тист Г. ПОКЛОНСКИЙ, Одетта Бу-
ше — артистка Л. БУХАРЦЕВА.
	Фото С. ШИНГАРЕВА.