Соревнование
железнолорожников
_. Москвы и Грузин
	В дни, когда в Большом Кремлев-
ском дворце заседал ХИ сЪзд
ВЛКСМ, в комитет комсомола Мос-
	— oe да. ТЕН т

ковского узла Северной железной до-]

Ва
	А ЕЕ ТЕ ВА РЕ

роги пришло внсьмо из Грузии. Ком-
сомольны и Мололые железнодорож:
ники Хашурского узла Закавказской
магистрали рассказали ‘москвичам 0
своих трудовых успехах в честь вы
боров в Верховный Совет CCCP i
ХИ съезда ВЛКСМ. Перечислив обя-
зательства, принятые в “честь, перво-
майского праздника, они выразили
желание соревноваться с молодежью
столичного узла.
_ Письмо молодых грузинских Же”
лезнодорожников обсуждается сейчас
на’ открытых комсомольских собра-
ниях предприятий узла Северной до-
роги. Первой вступила в это соревно-
вание молодежь электровозного. депо.
Обсудив письмо грузинских товари-
шей, комсомольцы и молодые элект-
ровозники решили к международному
празднику трудящихся — 1 Мая про-
вести 100 тяжеловесных поездов И
перевезти в них дополнительно не
менее 27.000 тонн грузов, увеличить
против залания среднесуточный про-
бег электровоза на 10 километров, со-
кратить простой каждого электровоза
в подъемочном ремонте на 8 часов.
Только за 4 дня, прошедших с мо-
мента вступления в социалистичес-
кое соревнование с железнодорожни-
ками Хашурского узла, комсомоль-
ско-молодежные бригады электрово-
зов провели 19 тяжеловесных поездов
и перевезли в них дополнительно
4.579 тонн грузов. Комсомольско-мо-
лодежная бригада машиниста элект-
ровоза тов. Овчинникова провела три
тяжеловесных поезда и перевезла в
них лополнительно 920 тонн груза. По
два-три тяжеловесных поезда прове-
ли комсомольско-молодежные брига-
ды машинистов тт. Порозова, Кузне-
цова, Терентьева, Крючкова Юрия,
Крючкова Георгия, Захарова и др.

ХЛЕБ И МАКАРОНЫ
С МОЛОЧНЫМ
БЕЛКОМ
	На столе лаборатории лежат ба-
тоны белого хлеба. Это новый: сорт.
При его выпечке к муке примешали
на белок — питательный про-
дукт, который содержится в снятом
молоке, получаемом во время промз-
водства сливочного масла: Пять грам-
мов белка, которые добавляются в
батон, по питательности равноценны
полутора стаканам молока..
	Способ получения молочного. белка
в виде ‘порошка разработан в. Науч-
но-исследовательском институте мо-
лочной промышленности под руко-
водством кандидата химических на-
ук П. Ф. Дьяченко. Технология вы-
печки нового сорта-хлеба создана в
Научно-исследовательском институте
хлебопекарной промышленности. Этой
работой руководил кандидат биоло-
гических наук В. Ф. Пашовкин.
	Научный сотрудник Центральной
научно-исследовательской  лаборато-
рии’ макаронной промышленности
„Л. Л. Зинякова составила технологию
изготовления макарон с добавлением
в них молочного белка. 1-я макарон-
ная фабрика уже выпустила несколь-
ко тонн таких макарон.
	Исследования по`обогащению хлеб-
ных и макаронных изделий молочным
белком одобрены Институтом пита-
	ния Академии медицинских наук
CCCP.
	ПЕРВЫЕ ГРУЗЫ
ДЛЯ СУДОВ

В Северном порту заканчивается
подготовка к навигации. Отремонти-
рованы причальные стенки и склады;
подготовлены к эксплуатации почти
все краны.

Из года в год растет грузооборот
порта... Он оснащается новыми Me-
ханизмами, увеличиваются длина его
причалов и складские территории, В
этом тоду порт получает еще один
пловучий кран. Увеличивается и парк
автопогрузчиков. Речники оборуду-
ют новый механизированный причал
для выгрузки песка;

На склады порта для. отправки вод-
	ным путем в различные города уже
завезено много различных грузов.
	ЧИТАТЕЛИ
_ СООБЩАЮТ
	Лектории
‘при университете
	Лекторий Московского городского
отделения Всесоюзного общества по

ee СГ Нее
	ни --

распространению политических H Ha-
учных ‘знаний при Московском YHA-

фе му Аа. Th Ta.
	st
верситете хорошо известен  труг”-

шимся столицы. Тематика лекций об-
ширна и разнообразна. Цитаются они
циклами, и таких циклов много. Мо-
сквичи прослушали ` недавно Циклы
«Вопросы теории и истории КИСС» и
«Лиалектический и исторический ма-
териализм». В_ январе закончилось

Е НА ares.
	№ 44:
чтение цикла «Политэкономия = Kadlln-
тализма» и началось чтение лекций

no политэкономии социализма. Лек-
пью‘ злотеантса ежеё-
	ции этих циклов. повторяются = Sink
годно и оказывают большую помошь
изучающим ‘- марксистско-ленинскую
теорию. Их посещают рабочие и слу-
-кашие. военные и студенты.
	Большой интерес проявляется в
лекциям по медицине. Много слуша-
телей привлекают лекции по вопрэ-
	CaM эстетики, литературы, HCKYyt-

ского человеке
	<> *%

Беседа с заместителем
председателя исполкома
Моссовета
тов: „Лоцмановым
>
		новых магазинов и 107 ‘предприятий
общественного питания.

В связи с ростом покупательной
способности масс и расширением тор-
говой сети намечено продать в Мо-
скве в 1954 году больше, чем в 1953
году хлопчатобумажных тканей на
30,2 процента, шерстяных тканей на
46,3 процента, шелковых тканей на
28,1 процента, льняных тканей на
56,9 процента, швейных изделий на
46,2 процента, трикотажных изделий
на 84,6 процента, обуви кожаной на
187 процента, чулочно-носочных из-
делий на 9,5 процента.

Сейчас торговые организации Мос-
квы готовятся к весенне-летней тор-
говле в парках, садах, на улицах и
в местах массового отдыха MOCKBH-
чей. Предполагается увеличить чис-
ло посадочных мест на предприятиях
общественного питания более чем в
2,3 раза. Вдвое увеличивается число
рабочих мест и в торговой сети. Для

этой цели Министерство торговли и
Мосгорисполком выделили необходи-

мые средства и материалы.

Обязанность` работников торговли
и общественного питания — обеспе-
чить подготовку всей летней торговой
сети к 1 мая.
`За последнее время увеличилось
поступление в Москву ранней зелени.
Колхозы и совхозы подмосковных
районов, успешно справившись со
строительством теплиц и парниковых
рам, увеличили сдачу ранней зелени
против ‘прошлого года почти вдвое.
Во многие овощные магазины посту-
пает значительное количество зелено-
го лука, салата, шпината и других
овощей. Резко увеличился завоз в
Москву молочных продуктов, в част-
ности цельного молока.

Вчера в первый день торговли. по
сниженным ценам было продано зна-
чительно больше товаров, чем в
обычные дни. Дневной товарооборот
московской торговой сети значитель-
	HO перевыполнен.
Повышенным спросом пользова-
	лись шелковые ткани, готовые пла-
тья из шелка, носочно-чулочные из-
делия, трикотаж, кожаная обувь.

Много покупателей было и в мага-
зинах Мосхозторга, где москвичи
приобретали посуду, хрусталь и раз-
личные предметы хозяйственного
обихода. .
	но наша страна развивает торговые
связи с другими странами.

В магазине заметно. прибавилось
покупателей. Поляков смотрит на
часы — на «Красном богатыре»
начался обеденный перерыв. Вот вам
еше одна перемена: за какие-нибудь
10—15 минут рабочий человек Mo-
жет сделать покупку, на которую
раньше приходилось тратить не-
сколько ‘часов. И все же покупатели
немало времени проводят в магази-
не. Но это уже совсем другое дело!
Покупают, как говорится, с чувством,
толком. Зачем торопиться? ‘Хорошая
покупка — ведь это большое удо-
вольствие! Бывает, целыми семьями
приходят, особенно в дни, когда на
заводе выплачивают за выслугу лет.
Многие по 3—4 тысячи получают!
Сейчас же — к нам. Домой целый
ворох обновок несут, а то и везут.

Прокофий Иванович заглядывает в
примерочную. Там перед зеркалом‘
стоит высокий ‘белокурый паренек и
со смущенной улыбкой осматривает
свое отражение. На нем’ нарядный
светлосерый. пиджак и синие брюки
от «спецовки». Брюки от нового ко-
стюма он держит в руках. Видно,
парень забежал сюда из цеха.

— Нельзя ли этот костюм до
завтра оставить? — спрашивает он
пожилого продавца.

— Зачем же оставлять? Пожалуй-
ста, приходите завтра, таких костю-
мов сколько угодно!
	Прокофий Иванович представляет
продавца: р
— Владимир Ильич Фурман, ста-
	рейший работник нашего универмага.
26 лет работает, с`тех пор, как по-
строен этот магазин... Заводских се-
годня много, Владимир Ильич?.

— Почти все старые знакомые
пришли. — Фурман оглядывается и
называет фамилии. — Начальник ла-
коварки Падоршин, мастер ОТК Во-
ротникова, слесарь Юшин с женой...
Вот Мария Андреевна Забельни-
кова, член завкома. Я ее вот такой
девочкой помню, когда еще детские
платьипа у меня примеряла. Теперь
и ее дочка в нашем магазине оде-
вается... А это кто же там платье вы-
бирает? Ага! Нина Васильевна
Волкова, тоже работница завода. По-
знакомить?.. Нина Васильевна, вот
товарищ интересуется, что вы в на-
шем магазине покупали. :

Высокая, полная женщина в свет-
лом пальто, в шляпке улыбается:
	— Разве упомнишь? Сколько летк
вам хожу! В прошлом году мате-
риал на пальто купила, платье, тюль
на занавески... — она задумывается:
— Что же еще? Белье, материал на
платье, мужу ботинки... Много поку-
пали. Чтов этом году куплю? Да уж,
будьте уверены, целый списочек за-
готовлен, только припасайте товары!
	В. Привальский.
	товары. НА СНИМКЕ:
Фото В. КУНОВА (ТАСС).
	Важнейшей залачей Коммунистиче-
	ской партии и Советского государет-
ва является неуклонное и системати-
ческое повышение жизненного уровня
народа, удовлетворение’ его. матери:
альных и культурных потребностей.

Осуществляемые партией и прави-
тельством мероприятия по увеличе-
нию производства товаров народного
потребления, решения сентябрьского
и февральско-мартовского Пленумов
ПК КПСС, намечающие мощный
подъем. сельского хозяйства, = все
это открывает перспективы решитель-
ного повышения уровня жизни совет-
ских люлей.
	Рьовое, седьмое ‘по счету, снижение
нез на продовольственные 4 промыш-
	ленные товары — яркое свидетельсь-
во заботы партии и правительства о
	благе народа.

В результате снижения цен с 1 ап-
pein 1954. года население получит
только по линии государственной И
кооперативной торговли прямую вы-
голу в расчете на год не менее 20
миллиарлов рублей, не считая до-
полнительной выгоды от снижения
ней на колхозном рынке.
	Рост покупательнои силы _ совет:
ского рубля можно проследить на
следующих примерах.

В 31949 году каждый москвич мог
приобрестж в’ продовольственных Ma-
газинах на 100 рублей: мяса 1-го
сорта — 3,7 килограмма, в 1954 ro-
RY на эту же сумму он может ку-
пить 7,9 килограмма, соответственно:
масла сливочного — 1,/ килограмма
u 3,7 килограмма, сахара 6,6 кило-
грамма и 9,7 килограмма, ‘хлеба бе-
лого 1-го сорта 15,8 килограмма и
свыше 37 килограммов, колбасы от-
дельной 28 и 6 килограммов.
	На 1000 рублей можно было при-
обрести в 1948 тоду 60 метров бума-
зеи, а в 1954 году — 112 метров, с0-
ответственно: батиста 30 и 59 метров,
сатина 58 и 80 метров, шелка. креп-
жержет 6,3 и 10 метров, крепдешина
6,8 и М метров. Если в 1948 году на
1000 рублей можно былое. купить 20
пар мужских галош, то теперь. на: эту
же сумму можно приобрести их вдвое
больше, вместо 4 пар женских, ко-
жаных туфель — 6 пар, вместо 9 пар
резиновых бот — 19 ит. д.
	Сокольники. За рошей, там, где
высятся трубы «Красного богатыря»,
стоит злание, хорошо известное жи-
телям района. По всему фасаду ог-
ромная надпись: «Универмаг».
	Обычный торговый день в разгаре.
На обоих этажах во всех отделах
толпятся покупатели. В воздухе сто-
ит гул сотен голосов оживленных
людей. (Сквозь него прорываются
звуки музыки: это в отделе му-
зыкальных товаров. прослушивают
пластинки. Пахнет краской, свеже-
струганым деревом: недавно закон-
чился ремонт.
	Прикрытая портьерои дверь ведет
з кабинет директора. Из-за письмен-
ного стола поднимается невысокий,
коренастый человек с густой седой
шевелюрой, с живыми и немного
строгими глазами. Это и есть дирек-
тор магазина № 19 Мосторга Про-
кофий Иванович Поляков.
	— Вы просите рассказать о пере-
менах, происшедших за последние
годы? — Прокофий Иванович заду-
мывается. — Может быть, начнем с
некоторых цифр? — Он роется в
ящике, потом, махнув рукой, со сту-
ком задвигает его. — Обойдемся без
бумажек, я и так, по памяти, любую
пифру вам назову.
	— В 1945 году, — говорит он, —
оборот’ нашего магазина составлял
42 миллиона рублей, а сейчас он
вдвое болыне. В этом году мы про-
дадим товаров на 83 миллиона руб-
лей, что на 15 миллионов. больше,
чем в 1953 году. От снижения цен
в 1953 году покупатели нашего ма-
газина выиграли 2 миллиона 200 ты-
сяч рублей...
	Прокофий Иванович предлагает
пройтись по магазину и`своими гла-
зами посмотреть на те перемены, ко-
торые произошли в торговле.

Директор магазина то и дело рас-
кланивается с покупателями.
	— Видали, сколько у меня знако-
мых! — улыбается он. — Все - по-
стоянные покупатели, все с «Kpac-
ного богатыря».
	  — Перемены? Да вот они! — гово-
рит он, подходя к ‘отделу женского
платья. — Шерстяные, нелковые,
	крепдешиновые, полотняные, = ситце-
вые... На все вкусы! Более сорока об-
разцов. Вот платье из ткани. «эф-
фект». Это же чистейшая шерсть!
Вот из штапельного полотна. Шта+
пель! Да ведь еще совсем недавно
женщины за этим штапелем в оче:
редях стояли. А сейчас — бери сколь-
ко хочешь. Но платья из штапеля
идут теперь не бойко. Женские кап-
ризы, скажете?  Не-ет.. Смотрите
	глубже: меняются вкусы. A они от
чего зависят? Конечно, от возможно-
стей покупателя. Тут, как говорят мае
	пропорциональв-
	тематики, обратная
	Торгующие организации Москвы в
1-м квартале досрочно выполнили
план товарооборота, превысив’ зада-
ние на 475 миллионов рублей.
	Это прежде всего результат воз-
росшей покупательной способности
населения. Большую роль в росте то-
варооборота. сыграло и расширение
торговой сети. столицы. В конце про-
шлого года был открыт крупнейший в
стране Государственный универсаль-
ный магазин — ГУМ, с начала года
вступили в строй 20 новых магазинов,
в том числе 6 предприятий общест-
венного питания.
	Расширение торговои сети продол-
жается. Новые магазины открываются
главным образом в домах-новострой-
ках, а также в торговых помещениях,
занимавшихся ранее не по назначе-
нию. Все они оснащаются совершен-
ным оборудованием.
	В Ленинградском. районе в 1-м квар-
тале открыты два продовольствен-
ных магазина и булочная, две хорошо
оборудованные столовые в районе
Песчаных улиц. В Сталинском райо-
не начали работать новые продоволь-
ственные магазины на Первомай-
ской улице и на 5-й Соколиной горе.
	Новые торговые предприятия o60-
рудованы в Краснопресненском, Пер-
вомайском, Тимирязевском, Жданов-
ском, Москворецком и других райо-
нах  Москвы.
	Широким фронтом ведутся работы
в будущем магазине «Детский мир»
в Лубянском пассаже. В этом мага-
зине, ‘который переоборудуется по
проекту лауреата Сталинской  пре-
мии архитектора А. Н. Душкина, по-
купателей будет обслуживать свы-
ше 700. продавцов. Начаты работы и
по реконструкции ресторана «Прага»
на’ 1.500 мест.

Всего в 1954 году в Москве пред-
полагается оборудовать и открыть 160
	БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
		ность: снижаются цены, растут по-
требности... Вот только швейные фаб-
рики еще маловато считаются с но-
выми вкусами, — сердито добавляет
директор.

Он направляется к прилавку сча-
сами.--Этот отдел мы открыли лишь
	три года назад. Бот. видите, лежат
«Победа» и «Звезда»? Весь завод
«Красный богатырь» носит эти часы:
Да что завод! Пожалуй, Что и весь
район!

— А сколько велосипедов купили
у нас. рабочие! Сколько патефонов,
радиоприемников! Теперь  предъяв-
ляют претензии: почему нет телеви-
зоров? И в самом деле, почему? Не
дают их нам. А это, по-моему, не-
правильно. Ведь мы обслуживаем ог-
ромный рабочий район!
	Прокофий Иванович идет мимо
витрин с бельем, галантереей, хру-
сталем, парфюмерией, обувью и оста-
	‚навливается у отдела тканей. Полки
	сверху донизу заполнены самыми
разнообразными пестрыми материя-
MH у
	— Унас,—говорит директор, —быва-
ют^венгерские. костюмы, чешские паль-
то, болгарские шубы, румынская обувь,
китайские шелка. Одним словом, на
примере одного только нашего уни-
вермага вы можете видеть, как охот-
		_ СТУДЕНЧЕСКАЯ
СТОЛОВАЯ
	В столовой № 16 Бауманского рай-
онного треста столовых обедают сту-
денты Московского высшего техни-
ческого училища имени Баумана.
Этой столовой присуждено переходя-
щее Красное знамя Моссовета и Ми-
нистерства торговли СССР. В коллек-
тиве много настоящих мастеров сво-
его дела; Добрым словом поминают
посетители поваров Семенова и Ле-
	бедева, официанток Марцинюк и
Шилкину.

Лва месяца назад здесь  прохо-
дила потребительская конференция.
	Такие конференции проводятся регу-
лярно и дают ощутительные результа-
ты. Улучшается и расширяется ас-
сортимент блюд. Даже в конце дня
посетитель может получить любое
блюдо, записанное в меню. Заведую-
щий производством. тов. Жуков со-
стоит членом кулинарного совета, ор-
ганизованного при районном тресте
столовых. В последнее время собра-
ния кулинарного совета проводятся
на местах, что облегчает участникам
возможность. обмениваться производ-
ственным опытом. . .
					В работе лектория принимают уза-
стие ученые университета и члены
Всесоюзного общества по распро-
странению политических и научных
знаний. Так, но теории и история
партии лекции читали професбора
м. К. Ветошкин и Д. М. Кукин, по
эстетике, — лауреат Сталинской пре-
мин доктор философских наук В. Ф.
Асмус. Среди лекторов цикла «Клас-
сики зарубежной литературы», кото-
рый читается с февраля, — доктор
филологических наук Б. И. Пуришев.

Тысячи трудящихся столицы в сво-
бодное от работы время пополняют
в этом замечательном лектории свои
знания в различных областях науки

и искусства.
. В Степенко,
	студент МГУ.
	Музыкальной
	иколе 13 лет
	Недавно исполнилось 15 лет со
дня открытия музыкальной школы
№ 2 Киевского района. За это время
школа (директор Я. М. Плясков) зна-
чительно выросла. В первый гол в
ней было девяносто учащихся, сей-
час — сто девяносто один. Вместо
четырех педагогов теперь в ней пре-
подают тридцать два.
	Многие из учившихся в школе про-
длолжают музыкальное ‘образование,
	несколько бывших питомцев стали
музыкантами-профессионалами.
Свое 15-летие школа отметила
	большим отчетным концертом. В кон-
пцерте выступали почти все учащиеся,
начиная от дошкольников и кончая
выпускниками. В программе. было
много массовых номеров — хоров, ор-
кестров, ансамблей.
		Н. Кулешов.
		В кружках детского сектора До-
ма культуры имени Горького за-
нимается оноло 300 школьнинов.
НА СНИМКЕ: на занятиях кружка
художественной вышивки.
	Фото 39. 30PHHOH.
	МОСКВА СЕГОДНЯ. На снимке подрезка деревьев и кустов в парме
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	Химкинского речного вонзала,
		KOSAMCTBENHbIM ChOCOaOW:
	няют. На стройке развернулось со-
ревнование. Каждый день оно при-
носит новые успехи.
	Упорная борьба за лучшие показа-
тели разгорелась в последнее время
между каменщиками Дмитрием Кра-
меровым и Михаилом Судариковым.
Как-то Крамеров уложил на 2.410
кирпичей болыше нормы, намного
обогнав «соперника». Но прошло
только два дня, и их фамилии очути-
лись рядом. Судариков занял второе
место и смена за сменой вплотную
	следовал за лучшим  каменником
стройки.

Крамеров решил «оторваться» от
	соседа. Подсобные рабочие’ еле успе-
вали подавать ему кирпич и раствор.
Вечером на доске исказателей фами-
лии Крамерова и Сударикова стояли
рядом. Дмитрий Крамеров уложил
всего на 70 кирпичей болыше, чем
Михаил Судариков.
	— Ну и тяжеленько за тобой уг-
наться, — сказал ему, широко улы-
баясь. Судариков.
	— Да и мне было нелегко. Гы ведь
все время «наступал на пятки».
	Из месяца в месяц строители до-
ма в Тюфелевом проезде перевыпол-
няли план. Только в январе за счет
бережного расходования материалов
было сэкономлено около триднати
тысяч рублей.
	Строительству жилого дома руко-
водители ТЭЦ-9 уделяют постоянное
внимание. На площадке часто быва-
ют директор В. Поляков, секретарь
партбюро Т. Курдюбов, предселатель
завкома Н. Губенко. Они не только
контролируют ход работ, но и помо-
гают строителям составлять ежеме-
сячные графики. В начале каждого
месяка дирекция, парторганизация и
завком проводят производственные
совещания, на которых обобщают
опыт, вносят поправки. в планы и
график. .

В январе завком заключил новый
коллективный договор с администра-
цией ТЭЦ. В нем записано: «В 1954
году закончить строительство в Тю-
фелевом проезде, заложить много-
этажный корпус на Автозаводской

улице и сдать его в эксплуатацию. в
1955 году».
	Теперь уже нет сомневающихся —
все твердо верят, что в ближайшие
год-два коллектив ТЭЦ-9 построит
несколько многоэтажных домов. Те,
кто недавно получил комнату, скоро

въедут в большие благоустроенные
квартиры.
		И. Корабельников.
	UETbIPE года назад жилишный
вопрос на ТЭЦ-9 встал особенно
остро. Не один раз он обсуждался на
заседаниях партбюро и партийных
собраниях, в «Мосэнерго» и мини-
‚стерстве. Рассчитывать на посторон-
нюю помощь в строительстве жилищ
было нельзя, а положение создава-
лось серьезное — предприятию угро-
Walla опасность растерять высококва-
лифицированные кадры. К тому же
	‚на ремонт старых бараков ежегодно
	затрачивалось долее полумиллпова
рублей.

Когда дирекция ТЭЦ-9 обратилась,
в отдел капитального строительства
Министерства электростанций с пред-
ложением сооружать жилые дома хо-
зяйственным способом, там скепти-
чески отзетили’
	— Не хватит у вас силенок постро-
ить жилой лом своими силами.
	Но заместитель министра Иван
Иванович Дмитриев иначе отнесся к
предложению дирекции ТЭЦ-9. Он
разрешил строить жилые дома хозяй-
ственным способом.
	Начали с небольшого — с трех-
этажного дома и сооружали его 60-
лее полутора лет. На каждом шагу
подстерегали трудности. Не было кад-
ров строителей, опыта, не хватало ма-
териалов, механизмов.
	Время шло, и приходила зрелость.
Второй дом был уже пятиэтажным.
На площадке появились  бетономе-
шалка, башенный кран, бетононасо-
сы, электроинструменты.
	Дома для ТЭН-9 строили и строят
не только каменщики, плотники и
штукатуры. Их сооружают. машинис-
ты турбин и котлов, ‘слесари, инже-
неры, грузчики, счетоводы, домохо-
зяйки. Многие из них за эти годы ов-
ладели профессиями маляров, шту-
катуров. Многие научились монтиро-
вать санитарно-технические устрой-
ства; устанавливать электропроводку,
телефон, радио.
	За пять лет на месте ветхих бара-
ков коллектив ТЭЦ-9 построил в Ко-
жухове пять благоустроенных корпу-
сов, ввел в эксплуатацию 6.000 квад-
ратных метров жилой площади. Сот-
ни семей справили новоселье.
	На площадках ТЭЦ-9 по-хозяйски
расходуют и хранят каждый грамм
цемента, извести, красок. Раньше пе-
сок возили издалека, теперь его наш-
ли неподалеку от стройки.
	Но дело не только в этом. До ми-
нимума сокращены расходы на содер-
жание  административно-хозяйствен-
ного аппарата. Всю ‘бухгалтерскую
отчетность, снабжение; доставку Ma-
териалов взяло на себя заводоуправ-
ление. Нет на предприятии ни одного
отдела, который бы не помогал строи-
телям. ‚Дома, сооруженные  хозяй-
ственным способом, обошлись дешев-
ле сметной стоимости на полтора
миллиона рублей:

..Семиэтажный дом в Тюфелевом
проезде заложили поздней осенью
прошлого года. Сейчас. тут ‘ведется
кладка четвертого этажа. Впереди
графика идут и цехи, которые готовят
детали и конструкции для нового кор-
пуса. Механическая мастерская соб-
рала пожарные лестницы, изготовила
скобы, болты, гайки и’ другие метал-
лические детали. Котельный и тур-
бинный цехи собирают”санитарно-тех-
ническое оборудование, Большую за-

боту о доме проявляет и коллектив
электроцеха.
		А сколько часов и дней. отработали
на субботниках токари и бухгалтеры,
слесари и домохозяйки!

Теперь строители ТЭЦ-9 взяли но-
вые, повышенные социалистические
обязательства и с честью их выпол-

- ee НЕ
	Киевляне в гостях
у московских
	строителей

«Киевжилстрой» -— крупнейшая
строительная организация столицы
	Украины. Этот трест сооружает много
жилых -и административных зданий
на центральной магистрали Киева —
Крещатике.

Недавно коллектив треста решил в
честь 300-летия воссоединения Укра-
ины с Россией вызвать на социали-
стическое соревнование строителей
городов братских республик. Делега-
ции киевлян выехали в Москву, Ле-
нинград, Минск.

Киевляне побывали в юго-западной
части Москвы. Здесь они изучали ор-
ганизацию труда на строительстве
16-этажного дома для профессоров и
преподавателей МГУ. Киевляне озна-
комились и с другими стройками
«Мосжилстроя» на Можайском шос-
се, где сооружается 1200-квартирный
дом, и на Песчаной улице.

Представители «Киевжилстроя» вы:
ступили на собрании актива’ треста
«Мосжилстрой». Украинские строите-
ли рассказали о своих достижениях,
обменялись опытом работы.
	НЕПРОЛУМАННЫЕ ПЛАНЫ
	ОГАТЕЙШЕЕ литературное  на-
следство оставили нам выдаю-
	виеся русские писатели и поэты
ХХ века. Бесспорно, что каждый
преподаватель литературы обязан
	глубоко изучить их творчество. К это-
му и стремятся будущие педагоги —
сегодняшние студенты факультета
русского языка и. литературы Мос-
ковского городского педагогического
института имени Потемкина. Но их
желание наталкивается на серьезную
преграду. Эта преграда — программа.

На чтение лекций о творчестве
крупнейших русских писателей ХХ
века, начиная от произведений Лер-
монтова и кончая чеховским перио-
дом, отведено всего 94 часа. В тече-
ние одного семестра — за четыре с
половиной месяца — студенты долж-
ны изучить поэмы Лермонтова, пове-
сти Гоголя, произведения Белинско-
	то, Герцена, Чернышевского, Добро-
	любова, драматургию Островского,
романы Тургенева и Гончарова и
т. д. ит. п. Мыслимо ли за такой
срок хотя бы перечитать все крупней-
шие художественные произведения
этого периода? Конечно, нет.
	Между тем на изучение ряда вто-
‚ростепенных предметов в учебных
планах отведено гораздо больше ча-
сов, чем на основные дисциплины.
Предусматривая, что один из глав-
нейших курсов на факультете русско-
го языка и литературы — почти вся
русская литфратура ХПХ века — дол-
жен быть пройден за четыре с поло-
виной месяца, учебный план отво-
	дит на чтение курса школьной
гигиены полгода, а теорию  фи-
зического воспитания растягивает
	даже на‘год. Непомерно раздут курс
истории педагогики. Вместе с тем,
изучению творчества выдающихся
советских педагогов отводится совсем
незначительное количество часов.
Так, работам А. С. Макаренко посвя-
шено всего три лекции:
	Будущие преподаватели русского
языка должны владеть им в совер-
шенстве. А факты говорят о том, что
многие студенты, оканчивающие фа-
культет, не очень-то твердо знают
грамматику. Проведенный нелавно
	прооный диктант для выпускников
	‚дал неудовлетворительные результа-
ты. Некоторые умудрились сделать
но нескольку ошибок. Это — резуль-
тат того, что практические занятия
по грамматике проводятся только
	раз в неделю, да и то лишь на пер-
вом ‘курсе.
	С прошлого года Министерство
просвещения по согласованию с Ми-
нистерством ‘высшего образования
ввело для студентов вторых курсов
всех факультетов обязательную прак-
тику в школах, во время: которой они
работают как отрядные вожатые. Де-
ло полезное, нужное. Но на такую
практику отводится лишь два часа в
неделю. За этот короткий срок сту-
денты мало что успевают сделать.
	В институте имени Потемкина ре-
шили проводить’ практику не в тече-
ние года, а лишь на первом семестре,
но зато увеличить время пребывания
студентов в школе’ еженедельно до
четырех часов. Однако и это не спа-
сает положения — студенты не успе-
вают овладеть нужными знаниями,
	Пожалуй, в наиболее трудном поло-
жении оказались студенты физико-
математического факультета. В учеб-
ной части вуза подсчитали, что для
того, чтобы полностью выполнить
учебный план, они должны занимать-
ся... не менее восемнадцати часов в
сутки! Не случайно этот факультет
является самым отстающим в вузе.
Зимняя экзаменационная сессия no-
казала, что из 606 его студентов 136
не выполнили учебного плана, два-
дцать шесть — получили на экзаме-
нах по две неудовлетворительные от-
метки, тринадцать — по три.
	Как известно, вносить изменения в
учебные планы институт самостоя-
тельно не может. Но он может и дол-
жен как можно более. четко и целе-
сообразно организовать весь учебный
процесс. В институте имени Потемки-
на не делается и этого. Вот конкрет-
ный пример. На чтение курса диалек-
тического материализма на третьем
курсе географического факультета от-
ведено 36 часов. Кафедра философии
вуза решила увеличить учебный план
на 10 часов. Но никакого резерва
времени на этом факультете нет. и
	неизвестно, как здесь смогут уло-
житься в расписание.

По нейзвестным причинам состави-
тели учебного плана для вечернего
отделения географического факульте-
та не предусмотрели изучения фило-
софии. Конечно, эту ошибку необхо-
димо было исправить, но только не
так, как это сделали в институте. На
курс философии здесь отвели 50 ча-
сов, также не указав, как перестро-
ить расписание, за счёт чёго выде-
лить эти часы.

Перегруженность программы вто-
ростепенным материалом, недостаточ-
но продуманно составленные распи-
сания занятий приводят к снижению
успеваемости.

— Мы готовим только то, о чем наб
завтра спросят преподаватели. Не
хватает времени на более углублен-
ную работу, на чтение, — говорят
студенты.

Конечно, в институте есть отлич.
ники. Их около пятисот человек. Но
звание отличника дается нелегко.
Приходится отказываться от посеще-
ний театра и кино, занятий спортом.
Это — ненужные жертвы.

Было бы ошибкой объяснить низ.
	‘ую успеваемость ряда студентов
исключительно перегруженностью
программы. . Не следует скрывать
	правды—в педагогическом  институ-
те имени Потемкина сть группа сту-
дентов, которые несерьезно относятся
к учебе. Может быть, некоторые из
них даже попытаются найти «оправ:
дание» своей лени в том, что им не
по силам теперешняя программа.
Студенческий коллектив не позволит
лентяям делать из этого факта шир-
му для прикрытия их собственной не:
радивости, их нечестного отношения
к своему труду. м
Студенты прилагают все силы, что-
бы преодолеть трудности. Но они
справедливо считают, что излишняя
перегруженность учебного плана —
	EE ERMC OBA nS —
это такая трудность, которая созда-
	на искусственно и которая должна
быть как можно быстрее устранена.

В. Муганов,
Г. Шапиро,
	студенты педагогического
института имени Потемкина.
	Торговля по новым, сниженным ценам на продовольственные и промышленные товары. НА
	«Мосодежкда».
	магазине готового платья