ЗАМЕТКИ
ON CORETCKOL PB

О СОВЕТСКОЙ РАБОТЕ
	ЗАНЯТОСТЬ
ИЛИ КАНЦЕЛЯРСКИЙ
СТИЛЬ?
	a

Недавно состоялись сессии не-
скольких райсоветов Москвы — Киев-
ского, Сокольнического, Первомай-
ского. Депутаты обсуждали планы
развития районного хозяйства на
1954 год. Немалое дело — годовой
план столичного района! Тут и мест-
ная промышленность, и общественное
питание, и ремонт жилищ, и газифи-
кация, и школы, и многое другое.
Любая отрасль важна для быта
москвичей, для их материального и
культурного обслуживания, и любая
тесно связана с деятельностью не
только районных, но и городских ор-
ганизаний.
	Немудрено, что некоторые депута-

ты интересовались:
— А кто из руководителей испол-
кома Моссовета присутствует сегодня
у нас на сессии? Кто из них слуша-
ет и учитывает наши критические за-
мечания и деловые предложения?
	Но глаза депутатов напрасно ис-
кали за столом президиума и в за-
ле заседания кого-нибуль из замести?
телей председателя  Мосгорисполко-
ма Никто из них не пожаловал сюда.
	Ни на одной из сессий, которые со-
стоялись в этих районах в январе и в
феврале, тоже не присутствовал ни
один из этих работников.
	— Лвенадцать сессий Совета про-
	_ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
ТРУДЫ УЧЕНЫХ
МОСКВЫ И КИЕВА
	Ученые Москвы совместно с укра-
инскими историками, экономистами,
филологами завершили новые коллек-
тивные труды, посвященные 300-ле-
тию воссоединения Украины с Рос-
сией. В этих исследованиях освеща-
ются разнообразные вопросы  разви-
тия народного хозяйства, науки,
литературы в Украинской ССР.

В Москве в издательстве Академии
наук СССР сейчас подготовлен к пе-
чати сборник «Очерки развития на-
родного хозяйства Украинской ССР»,
представленный Институтом экономи-
ки Академии наук Украинской ССР.
В статьях сборника освещены основ-
ные этапы экономического развития
Украины с момента воссоединения с
Россией. Отдельные работы, вошед-
шие в сборник, посвящены  вопро-
сам современного бурного расцвета
производительных сил Украины.

Сборник, посвященный 300-летию
воссоединения Украины с Россией,
подготовлен институтами истории н
славяноведения Академии наук
СССР и Институтом истории Украи-
ны. Большое место в сборнике уделе-
но историческим связям Украины и
России до освободительной войны
1648-1654 тг., крестьянско-казацким
восстаниям этого периода. В ряде
материалов дан анализ  экономичз-
ских связей Украины и России в
ХУН—_ХУИТ веках.

В Москве выходит также научно-
популярная книга украинских уче-
ных И. Бойко, К. Гуслистого нп.
В. Голобуцкого «Воссоединение Ук-
	ВТОРОМУ СЪЕЗДУ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА.
ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
	Центральный Комитет Коммунистической партии Совет-
ского Союза приветствует Второй съезд Всесоюзного общест-
	ва по распространению политических и научных знаний и в
	ClO лице один из передовых
	отрядов советской интеллиген-
	НАШИ
ИНТЕРВЬЮ

УЧЕНЫЕ ВЫЕЗЖАЮТ
	НА ЦЕЛИННЫЕ
ЗРЕИЛИ
	Завтра из Москвы в районы освое-
ния целинных и залежных земель вы-
езжает бригада научных работников
Академии наук СССР. Ее участники
помогут сельскохозяйственным и на-
учным организациям Алтая и Ново-
сибирской области выбрать земли для
посева яровой пшеницы и других зер-
новых культур. Руководитель брига-
лы доктор сельскохозяйственных на-
ук С. С. Соболев сообщил нашему
корреспонденту:

— В Алтайском крае и Новосибир-
ской области предстоит освоить под
посевы зерновых культур’ около 2,5
миллиона гектаров целинных земель
и залежей. Сейчас необходимо сроч-
но, к началу весеннего сева, обследо-
вать на месте намеченные для осво-
ения массивы, уточнить агротехниче-
ские мероприятия. В этой работе при-
муг участие, кроме нашей бригады,
местные ‘научные работники, агроно-
мы МТС и землеустроители.

Из осваиваемых массивов нужно
исключить почвы, требующие корен-
ных улучшений, например, солонцы
и солончаки, а также каменистые,
непригодные для обработки тракто-
рами.

Очень важен своевременный отбор
целинных и залежных земель для ве-
сеннего посева уже в этом году. Для
такого посева пригодны так называе-
мые «старые» залежи, которые не
обрабатывались в течение 10—12 лет.
На них нет злостных сорняков, оня
уже полностью восстановили свое
плодородие, и с них можно будет
осенью собрать хороший урожай. Бо-
лее молодые залежи, засоренные пы-
реем и острецом, требуют предвари-
тельной обработки в течение целого
лета: они будут использованы для по-
сева весной будущего года.

Освоению подлежат также целины
и залежи не только на равнинах, но и
в предгорьях Алтая, где рельеф мес-
тами расчленен и неровен. В таких
районах будут осуществлены профи-
лактические меры, предупреждающие
развитие эрозии, то есть разрушение
верхнего, наиболее  плодородного
слоя почвы потоками талой весенней
воды или ливнями. Одна из наших
задач — определить подверженные
эрозии участки и наметить меры их
защиты,

В состав бригады входят работники
различных специальностей — не толь-
ко почвоведы, но и ботаники, агроно-
мы, географы, так как отбор земель
требует тщательного комплексного их
изучения, быстрой разработки агро-
технических приемов. Вся наша на-
учная работа будет проходить в ос-
HOBHOM непосредственно на полях.
Бригада вооружена необходимым по-
ходным оборудованием и приборами
для полевых экспедиционных нссле-
дований, которые охватят большие
плошади.
	ции, несущей знания народу. Советская интеллигенция верно
служит своему народу. великому делу строительства комму-
		Всесоюзное общество по распространению политических и
научных знаний, организуя ежегодно свыше миллиона лекций
по различным отраслям знаний, вносит большой вклад в дело
коммунистического воспитания трудящихся, помогает Комму-
нистической партии и Советскому правительству быстрее ре-
шить историческую задачу — сделать всех рабочих и кре-
стьян культурными и образованными. ,

Второй съезд Всесоюзного общества собрался в обстанов-
ке, когда весь советский народ под руководством Коммуни-
стической партии успешно борется за проведение в жизнь
важнейшей задачи — в течение двух. — трех лет резко. повы-
сить обеспеченность населения продовольственными и про-
мышленными товарами. Вот почему перед всеми организация-
ми Всесоюзного общества, перед всей советской интеллиген-
цией стоит благородная задача — еще теснее связать научно-
	просветительную работу с
строительства, приложить все
	практикои коммунистического
силы и знания WIA оказания
	ОЧЕРЕДИ МЕТРО. ЭЗлентровозная от» `
метро «Ботаническая». Электровоз
	Фото А. СТОЛЯРЕНКО.
	НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЯТОЙ
катка породы в пролете станции
	ведет машинист Любовь Круглова.
	ТАМ, ГДЕ НЕ ЗАБОТЯТСЯ
0 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ УЧЕБЕ
	НА КОМБИНАТЕ ИМЕНИ ШЕРБАКОВА РАСТЕТ ЧИСЛО
	норм ВЫРАБОТКИ
	нЕВвВЫыЫПпОоЛНЯЮШиИхХ
	необходимой помощи колхозникам, работникам МТС и совхо-
зов в новом мошном подъеме сельского хозяйства,
Пентральный Комитет Коммунистической партии Совет-
ского Союза выражает уверенность в том, что Всесоюзное об-
щцество по распространению политических и научных знаний,
	объединяющее в своих рядах
	300-тысячный коллектив, будет
задачу — нести в народные
	с честью выполнять почетную задазу пм в вардеье
массы бессмертное учение Маркса—Энгельса — Ленинаы—
	Сталина, новейшие достижения современной науки и техни-
ки, широко распространять передовой опыт новаторов про-
мышленности и сельского хозяйства на. благо дальнейшего
укрепления могущества нашего социалистического государ-
		Да здравствует наша славная советская интеллигенция!
Да здравствует наш великий советский народ — творец
	коммунизма!
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
	ОБЩИЕ РАССУЖДЕПИЯ
ВМЕСТО ЖИВОГО ДЕЛА
	решения, как правило, ничем He OT
личаются от приказов по главку oO
руководстве стройками.
	Практические вопросы работы ком-.
мунистов в отделах редко находят
отражение, в постановлениях партий-
ной организации, опыт передовых ра-
ботников не получает широкого рас-
пространения. Явно недостаточно ис-
пользуются для этой цели такие фор-
мы воспитательной работы, как бесе-
лы в отделах, обсуждение передового
опыта на производственных совеща-
ниях и в стенной печати ит. д.
	Как нзвестно, недостаточно.  при-
нять даже и конкретное деловое
решение. Нужны настойчивость в
борьбе за его реализацию, умение
смело преодолевать трудности. На
общем партийном собрании главка
29 декабря 1953 года главный меха-
ник тов. Скворцов и другие говорили
о том, что ряд поступающих В
управление рационализаторских пред-
ложений о внедрении новейнгих мон-
тажных механизмов не может быть
сразу применен на стройплощадках,
так как нет’ условий для его завод-
ского испытания. С этой целью ком-
мунисты внесли предложение о соз-
дании на одном из заводов экспери-
ментального цеха. Проверяя, как вы-
полняется постановление этого пар-
тийного собрания, партбюро спустя
месян установило, что предложение
коммунистов, поддержанное руковод-
ством главка, не реализуется. И что
же? Установили и... успокоились. А
ведь сейчас, когда повышение произ-
водительности труда является важ-
нейшей хозяйственно-политической
задачей, внедрение в строительные и
электромонтажные работы новейших
механизмов И аппаратуры приобре-
тает особое значение.
		Партийное бюро Главэлектромон-
тажа ` Министерства строительства
СССР (секретарь Тов. Соколов) нель-
зя упрекнуть в невнимании к провер-
хе исполнения. Оно часто обсуждает
на своих заседаниях вопросы, связан-
ные с исполнением принятых реше-
ний.

Но беда заключается в том, что
контролировать выполнение многих
постановлений невозможно, ибо их
содержание носит декларативный ха-
рактер. От собрания к собранию в
парторганизании выносятся однотип-
ные рёзолюции, состоящие в основ-
ном из общих фраз.

В конце января коммунисты‘ об-
суждали доклад главного инженера
тов. Даниленко о задачах парторга-
низации по улучшению работы аппа-
рата главка. Докладчик и выступав-
шие в прениях вскрыли серьезные
недостатки в работе аппарата.

Отмечалось, в частиости, что ра-
ботники управления и в их числе не-
которые коммунисты не всегда знают
положение ‘дел на местах, не  реаги-
руют остро на факты срыва трафика
работ на стройках. ГоворилосЕ и о
том, что живое руководство объекта-
ми часто подменяется канцелярско-
бюрократической перепиской. На соб-
рании приводился такой факт: за де-
вять месяцев прошлого года в
главк поступило 35.700 документов и
было отправлено на места более
25.000 документов! :

Серьезная и вдумчивая подготовка
проекта решения этого собрания дол-
жна была подсказать членам партий-
ного бюро конкретные меры по вос-
питанию у сотрудников главка чув-
ства высокой ответственности за по-
рученное дело, смелой инициативы н
настойчивости в осуществлении нова-
торских. методов электромонтажных
работ, в упрощении переписки, отчет-
ности и Т. д.

Вместо этого собранию был пред-
ложен проект решения, почти целч-
ком состоящий из общих фраз, вроде:
<... усилить работу по воспитанию
коммунистов и коллектива в духе со-
блюдения строгой дисциплины»,
«обеспечить улучшение агитационно-
массовой работы среди работников
главка», «усилить работу производ-
ственных совещаний» и т. д.

А отмеченные на собрании недо-
статки в работе аппарата продолжа-
ют иметь место и поныне.

Подобной неконкретностью.  страда-
ют и другие постановления. Вот, на-
пример, как выглядит решение парт-
бюро от 8 сентября 1953 года о хо-
де выполнения решений  партсобра-
НИЙ: «.повысить активность комму-
нистов на партсобраниях... Oecne-
чить активную подготовку к началу
учебного года в сети партийного про-
	свещения...  Сосредоточить особое
внимание на развертывании  само-
критики и критики снизу... Оказать
	необходимую помошь по улучшению
проефработы в главке...».

Такой неконкретный характер ре-
нений сводит, по существу, деятель-
ность партортанизации к декларатив-
ным разговорам.

Вот почему правильное стремленче
руководнтелей парторганизации си-
стематически проверять выполнение
принимаемых решений невсегда дает
результаты: проверять-то часто нече-
го!

Парторганизания главка практи-
кует обсуждение на общих собраниях
докладов об авангардной роли ком-
мунистов отделов. К подготовке до-
кладов привлекается актив. Это хо-
pomo. Ho принимаемые собранием
	Лекции в библиотеке
		ПОНЕДЕЛЬНИН, 5 АПРЕЛЯ
	«Внутреннее положение и внешняя
политика Франции после второй ми-
ровой войны».

Лектор — кандидат юридических
наук М. Крутоголов.

Начало в 13 ч 30 х
	БТОРНИКН, 6 АПРЕЛЯ
	«Социалистический реализм-твор-
ческий метод советского искусства».
  Лектор — профессор А. Мясников.
_ Начало в Вч 30мм.
	полняет норм выработки. Гакие коз
миссии не без основания именуют на
предприятии «бездействующими»,
	Как правило, комиссию возглавляет
начальник цеха, а членами ее явля-
ются все сменные мастера и инструк-
торы по производственному обучению,
Но никакой пользы не приносит такая
комиссия, например, в цехе № 1. С на.
чала текущего года она удосужилась
собраться только два раза — 17 и 20
марта, тоесть после того, как на ком:
	бинате забили тревогу по поводу
большого числа ткачих, не выполняю.
щих норм выработки.
	Всей производственной учебой ве-
дает на комбинате отдел подготовки
кадров. Работает он нечетко, Heopra-
низованно. В первых числах марта
закончил свою бесславную деятель
ность семинар, которым должна была
руководить тов. Шейнина, и отделу
потребовалось больше двух недель;
чтобы подыскать нового преподавате-
ля.

В стороне от важного дела обуче
ния кадров стоит и комсомольская ор:
	ганизация ткацкой фабрики. Ткачиха
комсомолка 3. Пушкарева долгое вре
	мя большое количество ткани выпус-
кала третьим сортом, а комсомолы
	вала третьим сортом, а комсомоль
ская: организация цеха даже и не зна-
ла об этом. Таких фактов множество.
Давно уже не интересуется производ:
	ственной учебой ткачих и профсоюз
ная организация. Здесь никто не
помнит, когда последний pa3 ona
	помнит, когда последний раз ona
обсуждала работу тех,. кто не Bhs’
полняет норм, кто игнорирует про-
‘изводственную учебу.
	Многие ткачихи не выполняют норм
из-за частых простоев оборудования.
На ткацкой фабрике за январь и фев-
раль по этой причине потеряно 15.695
станко-часов. Каждый месяц комби-
нат недодавал из-за этого потребите-
лю около 20 тысяч метров ткани,
Станки простаивают главным обра-
‘зом и8-за плохого их ремонта и плохо

организованной работы  присучаль“-
We.
	Комбиват имени Шербакова — 015
но из крупнейших предприятий столи-
цы. Его руководители обязаны при:
нять самые решительные меры к то
му, чтобы устранить все недостатки
в организации производственной уче.
бы, обеспечить выпуск тканей высо-
ких сортов и в установленном ассор:
тименте.
	Б. Сергеев.
	Неутешительными оказались итоги
февраля для коллектива шелкоткац-
кого комбината имени Щербакова.
Предприятие не выполнило плана вы-
пуска готовых изделий по сортности.
Причина ясна — на комбинате. за
последнее время резко возросло число
ткачих, не выполняющих норм выра-
ботки. В январе на ткацком производ-
стве таких работниц было более трех-
сот, в феврале эта цифра еще более
	выросла.

Так получилось потому, что на ком-
бинате перестали по-настоящему за-
ботиться о повышении производствен-
	ной квалификации работниц основных
профессий.
	Вот несколько фактов.
	раины с Россией»: вели мы в 1953 году, — говорит

Институтом ‘мировой литературы   секретарь Киевского райисполкома
имени А. М. Горького в Москве и  тов. Коновалов, — и ни разу там не
Институтом украинской литературы   видели никого из заместителей пред-
	хо-
	седателя исполкома Моссовета,
дающих отраслями городского
зяйства.
	— Да что прошлый год, — про-
должает тов. Коновалов, — я за
несколько лет своей работы не при-
помню подобного случая. А ‘сколько
было интересных и значительных. вы-
сказываний депутатов, как многому
у них можно было бы поучиться!
	Может быть, болыше «везло» дру-
гим районам? К сожалению, нет. Не
лучше обстоит дело, например, в
Красногвардейском районе, в Совет-
ском, в Коминтерновском.
	Примеру заместителей председате-
ля исполкома Моссовета следуют и
начальники управлений. Они, за еди-
ничными исключениями, тоже очень
редкие гости на сессиях районных
Советов.

Бесспорно, много бумаги навали-
вается на тт. Бутусова, МЛоцманова
и других руководящих работников
Моссовета. Но позволительно усом-
ниться в том, чтобы эта бумажная
масса лучше ориентировала их в по-
ложении городского хозяйства и со-
циально-культурного строительства, в
запросах и нуждах москвичей, неже-
	ли живое, исвреннее слово посланцев
народа — депутатов районных Сове-
тов.
	В. Синицын.
	имени Т. Г. Шевченко в Киеве под-
готовлен коллективный труд «Очерк
историн украинской советской лите-

ратуры».
	В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ
МУЗЕЕ
	Выставка электропромышленности,
развернутая в Политехническом му-
gee, пополнилась новыми экспоната-
ми. В отделе автоматики и электро-
привода создана новая экспозиция,
раскрывающая практическое приме-
нение в технике фотоэлементов —
приборов, преобразующих световую
энергию в электрическую.

Стенд асинхронных электрических
двигателей трехфазного тока единой
	серии пополнен’ электродвигателями
	малой мощности. Здесь же демонст-
рируется новый автоматический аппа-
рат, позволяющий экономить электри-
ческую энергию ‘при эксплуатации
двигателей,

В ближайшее время новыми экспо-
натами пополнится раздел электробы-
товых приборов. Здесь будут демон-
стрироваться малообъемная стираль-
ная машина, электробритва ‘новой
конструкции, радиограммофон, элек-
тротепловентилятор; электросамовар,
утюг с терморегуляторюм и ‚другие
приборы, которые готовятся промыш-
ленностью к массовому выпуску.
	В первых числах марта в цехе № 1
должен был начать свою работу се-
минар по качеству. Преподавателем
назначили мастера цеха М. Шейнину.
В списке слушателей значилось 20
работниц — в основном молодых тка-
чих, отстававших с выпуском перво-
сортных изделий. Но вот прошли три
учебных дня, и оказалось, что семи-
нар фактически распадается, даже не
	начав занятий, — слушатели его не
посешают. Ни разу, например, не при-
шли на занятия ткачихи Н. Капра-
лова, М. Колючкина, Н. Харчикова и
многие лругие. Из 20 ткачих все три
	урока посетили только две работни-
пы.
	Обо всем этом знали начальник це-
ха тов. Тюрин и начальник стдела
подготовки кадров фабрики тов. Жа-
воронкова, но ни тот, ни другая не

приняли мер, чтобы не допустить сры-
ва занятий.
	Дорого обошлось’ предприятию Ta-
‘кое безразличное отношение указан-
ных руководителей к производствен-
ному обучению молодых работниц. За
20 дней марта ткачиха Н. Капралова
выработала 34 метра бракованной
ткани, Н. Харчикова — 32 метра.
Много недоброкачественных тканей
выпустили и другие работницы.  Кро-
ме того, болыное количество изделий
было принято третьим сортом. Это
как раз и было делом рук тех ткачих,
	с которыми должна была вести семи-
Hap Tos. Шейнина.
	На комбинате работают так назы-
ваемые школь по передаче передово-
го опыта работы. Ведут их лучшие
ткачихи предприятия, занимаясь с
отстающими или малообпытными ра-
ботницами непосредственно у станков.
Школы эти также организуются. от
случая к случаю, без всякой системы.
Когда выяснилось, что на комбинате
неблагополучно обстоит с нормами
выработки, в кабинете ‘у директора
было наспех созвано совещание луч-
ших ткачих смены «А». Собравшиеся
поговорили o6 оживлении работы
школ, внесли предложение создать
стройную плановую систему обучения
молодых производственниц, а дело
не изменилось. Открылось только 19
школ по передаче передового опыта
работы. Обучаются в этих школах...
49 человек.
	Существуют на предприятии так на-
зываемые постоянно действующие ко-
миссии по работе с теми, кто не вы-
	Форель
под Моснвой
	Богата наша страна большими я
‚малыми реками, но в очень чемно-
гих из них водится форель — рыба,
любящая холодную, чистую, быстро
‘текущую воду. Но вскоре форель
появится под Москвой, в искусствен-

ных прудах, созданных в пойме ре-
ки Сходни.
	Плотина преградит путь водам рез
ки. Образуется головной пруд с вод:
ным зеркалом более 25 гектаров. От.
сюда вода по каналам пойдет в ма-
точные, мальковые, нагульные и вы:
	ростные пруды; их будет более со-
рока.
	Взрослых форелей на самолетах
привезут из прудов Ленинград
ской области. Производителей вы:
пустят в маточные пруды. Весной
будущего года их выловят №
взяв икру и молоки для искусствен:
ного оплодотворения, выпустят 06+
ратно в водоем. Оплодотворенная ик
ра поступит в аппараты инкубацион“
ного цеха. Здесь в течение полутора
месяцев икринки разовьются до маль-
ков. Мальками зарыбят выростные
пруды, а затем подрастающую MO
лодь переведут в нагульные пруды
При питании животными и расти:
тельными кормами форель к двум
годам достигает веса 150—200 грам:

мов, и ее можно отправлять в торго-
вую сеть. .
	Живая форель будет доставляться
	э столицу в специальных живорыб:
ных маитиянах.
	Министерство промышленности
продовольственных товаров РСФСР
уже приступило к организации oe
релевого хозяйства близ селения Ве
рескино, Химкинского района, Мое
ковской области. Хозяйство раскине
ся на площади 48 гектаров. Строите
ли возвели электростаниию, пять жи
лых домов, сооружают гараж, меха:
ническую мастерскую, складские nd
мещения. Этой весной предстоит вы
полнить большой объем земляных
работ, и на площадку уже CTATHBA
ются механизмы: экскаваторы, скре
	перы, бульдозеры, автомобили-само
свалы.
	Создаваемое под Москвой форели
	вое хозяйство будет давать 100 ценм
неров товарной рыбы в год.
	Проверка исполнения принятых ре-
шений составляет важную часть всей
партийно-организационной работы
первичных организаций. Необходимо,
чтобы решения были конкретными,
деловыми. Надо суметь и реализо-
вать их, используя для этого актив-
ность и инициативу коммунистов.
	Владимиров.
	МОСКВА СЕГОДНЯ. Подрезка деревьев на аллеях у высотного здания МГУ на Ленинских горах.
Фото И. АКУЛЕНКО.
>
	тобусам, трамваям. А давно ли так
было? Мы помним, как петляла уз-
кая, мощеная булыгой мостовая, за-
	трудняя движение автомашин, KOTO-
рые задерживались на перекрестках.
	Садовник Серафима Булычева и ее
товарищи по конторе вышли на зе-
леный рубеж весны. И вместе с ними
поднялись для горячих дел в садах,
во дворах, на улицах, в скверах мно-
гие тысячи озеленителей-обществен-
НИКОВ.
	Пусть они еще не все умеют са-
жать деревья, выращивать цветы —
ведь заботе о зеленом друге отдают.
они не дни, а часы, свободные от ра-`
боты, от занятий в школе, институте.
Всех этих людей. роднит одно — го-
рячее стремление самим участвовать
в благоустройстве родного города. И
поэтому так много говорят сегодня в
домоуправлениях и школах Москво-
рецкого района о призыве жителей
болыних домов по Сущевскому валу
— превратить каждый московский
двор в цветущий сад.

Еще темны только что освободив-
шиеся от снега газоны бульваров, не
просезли дорожки и хрупки ветви де-
ревьев, только наливающиеся живи-
тельным соком. Но зеленая весна
уже` входит в город с первой трав-
кой, пробившейся сквозь прошлогол-
нюю листву Ha пригретом солнцем
пригорке, с первыми ростками тюль-
панов в садах, с клейкими листочка-
ми на ветках растений в комнатах
юных натуралистов.

Сто двадцать гектаров занимает
зелень в Москворецком районе. Здесь
двадцать семь скверов, многие из ко-
торых созданы за последнее время,
десятки озелененных улиц, фрукто-
вые сады при школах. Но лля круп-
ного района столицы этого мало.

Начальник районной конторы зеле-
вого строительства Н. М. Воробьев
	просматривает заявки на сирень, ро-
	зы, клены, цветы. Перед ним солид-
ная стопка бумаг. А ведь каждая
просьба должна быть обязательно
удовлетворена.

Весна в Москве нынче ранняя.
Снег сошел быстро, и обычные сроки
посадок придется, видимо, пересмот-
реть. В Москворецком районе к это-
му готовы. Уточнен план. Он боль-
шой и потребует немалого напряже-
ния сил. Вот список школ, где будут
сажать яблони, вишни, сливы, вот
список ломоуправлений, детских са-
дов, скверов, рабочих поселков.

Уже отобраны деревья в своем пи-
томникё, заложенном. пять лет назад
неподалеку от станции Лианозово.
Много трудились там садовники: вы-
растить хорошее дерево — немалое
искусство! В этом году питомник
	даст первую вруппую партию расте-
ний. Скоро повезут оттуда тополи и
вязы, клены и рябины, яблони и
	вязы, клены и рябины,
акацию, розы и сирень.
			ва, рассказывает об Ордынском скве-
ре, одном из живописных уголков
района. Общественники делятся опы-
том выращивания на московских дво-
pax роз, гладиолусов, луковичных
многолетников, фруктовых деревьев,
цветущего кустарника.

В благородное движение за озеле-
нение района включаются: все новые
и новые люди. Многие из них пока не
имеют нужных знаний, и районное
отделение общества устраивает для.
них лекции, беседы, консультации,
экскурсии в сады ‘и оранжереи. За
три последних года было более тыся-
чи консультаций для начинающих
садоводов, свыше ста бесед и лек-
ций.
`Цветочная секция и ее актив соби-
раются каждый четверг в одной из
комнат исполкома райсовета. Здесь
можно прослушать интересный рас-
сказ опытника о том, как он вывел
новые сорта декоративных растений,
лекцию известного ученого или сооб-

щение управляющего домом, собира-
ющегося вместе с активом нынешней

весной создать сад во’ дворе.
..Сёйчас. пока не просохли дорож-

ки, многие скверы района временно
закрыты. Но работа садовников на

них не прекращается. Завозят торф;
удобрения, сгребают старые листья
с газонов. Кое-где уже показались
Ростки нарциссов, тюльпанов.

В районе отобрано 100 тысяч де-
ревьев и 250 тысяч кустов, которые в
середине апреля будут опрыснуты
ядохимикатами, оберегающими их от
вредителей и болезней. В полной го-
товности аппаратура, и садовники
	ждут только сигнала о начале рабо-
ты.
	Близится время весенних посадок.
Скоро за лопату и грабли возьмутся
тысячи людей, и новые сады занве.
	тут там, где сейчас тянутся непри-
глядные пустыри.
	ЗЕЛЕНОЙ
ВЕСНЫ
	0. ЕМЕЛЬЯНОВ
>
	  ОСЛЕ ‘утомительной ходьбы по.

скользкой, набухшей от весенних
вод глине было приятно выйти на
умытый, сверкающий в лучах солнца
асфальт. Эти утренние часы, когда
город еще не утратил свежести, Се-
рафима Булычева любит больше всеё-
го. Земля, деревья, остывшие за
ночь, начинают жадно впитывать теп-
лоту встающего дня. Набухают поч:
ки тополей. готовые брызнуть первой
листвой.

Серафима Булычева °— садовник
Москворецкого района столицы. Каж-
дый день, словно доктор, заботливо
осматривающий крепнуших на его
глазах малышей, обходит она расте-
ния своего участка. Булычева зале-
чит, если нужно, дупло в стволе де-
рева, срежет кривой побег, зорко
оглядит, нет ли больных веток,

Немалое у нее хозяйство — три ты-
сячи красавиц-лип, стройных, креп-
ких, одна к одной, и   тысяч самых
разнообразных кустарников. А ведь
всего шесть лет назад, когда Булы-
чева только собиралась стать салдов-
ником, не росло здесь, на Варшав-
ском шоссе, ни одного из этих де-
ревьев и кустов. Да и само шоссе,
разве таким оно было? Залюбуешься
теперь этой широкой московской ули-
цей в гранитной оправе. Здесь поо-
	стор автомобилям, троллейбусам, ав-
	леные былинки превратятся в огнен-
ные цинии, в причудливые вербены,
душистый табак и гвоздику,

В разгаре весенняя страда в тепли-
цах. Цветоводы А. Лубенец и О. Бо-
женкова со своими помощницами го-
TOBAT для скверов, бульваров и дво-
ров свыше полумиллиона различных
нветов. Здесь много ковровых расте-
HHH, с помощью которых садоволы-
	декораторы создадут на клумбах
изящные узоры.
	Впрочем, о том, чтобы во дворах
было как можно болыше WBeTOR, 3a-
ботятся не ‘только в оранжерее. У
друзей зелени Москворепкого района
установилась прекрасная традиция:
каждую весну общественники вруча-
ют домоуправлениям и школам паке-
тики с семенами, собранными осе-
нью. Недавно было роздано свыше
двух тысяч таких пакетиков.
	Много хлопот у друзей зелени. По-
садить дерево не так уж сложно, а
вот выходить его, уберечь от болезней
гораздо труднее. Во многих домо-
управлениях научились отлично сох-
ранять растения. Недавно. в исполко-
ме райсовета состоялся интересный
вечер друзей зелени. Он был посвя-
щен обмену опытом по уходу за’ де-
ревъями и кустарником во дворах и
скверах.

Много делает для распространения
передового опыта районное oTnene-
ние лобровольного общества содейст-
вия озеленению Москвы. Им полго-
товлены к печати два интересных
сборника. Авторы статей и заметок—
садоводы, домашние хозяйки, педаго-
ги, рабочие, служащие и учащиеся.
Интересна статья Н. Фадеевой, рас-
сказывающей об истории озеленения
одного из дворов по 2-му Спасона-
ливковскому переулку. Силами 9б-
щественности этот двор преврашен в
цветущий сад. Садовод’ Н. Каравае-
	ва, председатель секции цветоводст-
	Но тяга к озеленению так. велика,
что одним своим питомником He
	обойтись. Садовники побывали в под-
московных, лесничествах и других

хозяйствах, закупив там много де-
ревьев. Для продажи растений до-
моуправлениям, предприятиям, уч-
реждениям и отдельным садоводам
любителям будет открыт большой
весенний плодо-ягодный базар.

— А какие вести из оранжереи? —
интересуется управляющий домами
тов. Галкин, хозяин, пожалуй, само-
го крупного сада во’ дворе. — Нас
цветами не обидьте!

— Заготовили и на вашу долю, —
говорит Воробьев, — не беспокой-
тесь,

Заглянем в оранжерею, туда, где
сейчас садовники пересаживают из
ящика в яшик тоненькие, недавно
взошедшие травинки — рассаду бу-
душих цветов. Сейчас ‘очень трудно
	представить себе, что эти бледнозе-