ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ
	А ПЕРВЕНСТВО
МИРА
	СЧЕТ
МАТЧА 6:6
	_АРТИСТКА
	Везвращение в СССР из Берлина делегации
	Коммунистической партии Советского Союза
	ва, главного редактора газеты «Прав-
да» тов. Д. Т. Шепилова, тов. А. А.
Смирнова, выезжавитая в Берлин на
четвертый съезд Социалистической
единой партии Германии, возврати-
лась в Москву. (ТАСС).
	Делегация Коммунистической пар-
тии Советского Союза в составе чле-
на Президиума ЦК КПСС, замести-
теля Председателя Совета Министров
Союза ССР тов. А. И. Микояна, сек-
ретаря ЦК КПСС тов. М. А. Сусло-
	К 100-летию со дня рождения М. Г. Савиной
	AKTEP Александринского театра
Ф. Бурдин. приятель Островско-
го, писал ему 8 января 1878 F года:
	«Савина с ума сходит; представь
себе: она берет пнэсу Тургенева
«Месяц в деревне», в которой столь-
ко же сценического, сколько в‘моей
корзинке, куда я бросаю негодные
бумаги. Я не могу себе и предста-
вить, что это. будет в действии. Не
поблагодарит за это и Тургенев, по-

тому что пиэсу дают, не спросившн
его разрешения».
	Тургенев действительно  отговарн-
вал Савину от намерения сыграть
в ее бенефис Верочку, но, когда, не-
смотря на все отговоры и запуги-
вания провалом, спектакль «Месяц
в деревне» состоялся. Тургенев недо-
уменно разводил руками: «Верочка!
Я даже не обрашал на нее внима-
ния, Когда писал... Вы живая Ве-
рочка!».
	Образ, созданный актрисой, ока-
зался, по признанию самого авто-
ра, жизненнее, правдивее, поэтич-
нее, чем тот, который вышел из-под
его пера, — и в то же время это
был его образ, плоть от плоти его
мысли-мечты.
	За Верочкой последовали Маша
(«Холостяк»), Лиза («Дворянское
гнездо»), затем Дарья Ивановна
(«Провинциалка»), Еленкая («Вечер
в Сорренто»), Наталья Петровна
(«Месяц в деревне»). При каждом
появлении Савиной на сцене все
благодарно восклицали: «Это — Тур-
генев!» и забывали, что автором этой
	превосходной «тургеневианы»х Ha
сцене была Савина.

В 1881 году отмечалось сорокапя-
	тилетие «Ревизора». Савина преобра-
зилась в Марью Антоновну, провин-
циальную барышню того времени. В
оригинальной прическе, в тюлевом
платье с буфами на рукавах, с на-
нвной походкой вприпрыжку она
смешила больше всех (а этими
«всеми» были такие мастера смеха,
как Давыдов, Варламов, Петипа,
Киселевский).
	Когда появилась драма Л. Толсто-
го «Власть тьмы», половина России
прочла ее еще в рукописи, и едва
ли не та же половина прочитавших
решила: это не для театра, на сцене
невозможен этот реализм, беспо-
щадный до ужаса. А Савина, про-
чтя пьесу в рукописи, тотчас же за-
горелась мыслью непременно поста-
вить ее в свой бенефис. Толстой
«пугал» Савину: «Боюсь, что она по-
кажется петербургской публике и
Вам слишком грубоюз, — писал Тол-
стой Савиной.
	По нензурным условиям Савина
не могла поставить «Власть тьмы» в
свой бенефис, но, когда драма Тол-
стого получила доступ на сцену
(1895), она взяла себе не роль крот-
хой Марины, которую намечал ей
Толстой, а роль грубой, тупой Аку-
лины и сыграла ее без малейших
«смягчений», на которые готов был
пойти сам Толстой.
	Актеров, зрителей и критиков то-
го времени (этому исполнилось боль-
ше полвека) изумило до крайности;
что Савина «He пощадила себя»:
изящная актриса исчезла, раствори-
лась в жутко правдивом облике
тульской девки с «несровом». Опять
поднялись разговоры: «Это — Ha-
стоящий Толстой!».
	И когда в день 35-летия Савина
в свой бенефис в один вечер яви-
лась увлекательно жизнерадостной
дикаркой Варей («Дикарка» Остров-
ского и Соловьева), Акулиной
(«Власть тьмы»), изящнейшей тур-
геневской Натальей Петровной («Ме-
сяц в деревне») и гордой старухой
княжной Плавунцевой, ненавидящей
Павла [ («Холопы» Гнедича), публи-
ка увидела «савинское» искусство
жизненного дыхания, которым она
в силах напоить любой литератур-
ный образ, правду человеческого
сердца, которым она может наде-
лить любую театральную роль, обая-
тельную теплоту -речи, в которую
она властна превратить любой текст
	драматурга.

Савиной приписывали желание
выступать в плохих пьесах. Тот, кто
поймет это так, что ей было все
равно, выступать ли в пьесе Турге-
нева или в поделке Потапенки, пло-
хо поймет Савину. Она действитель-
но переиграла десятки ролей в Tibe-
сах В. Крылова и П. Невежина.
Когда всех этих «Сорванцов» и «Пу-
стоцветов» играла Савина, тут все
было от нее, тут авторы умнели
от ег искусства, тут сквозь шаблон
и мусор трафарета пробивались
ростки живой жизни. Не было слу-
чая, чтобы (Савина что-нибудь вы-
церкивала из роли, хотя бы отдель-
	бе поездку в Индию я совер-

шил с делегацией, состоявшей
из десяти видных представителей
советской науки во главе с академи-
ком Александровым. Делегация бы-
ла направлена в Индию Академией
наук СССР по приглашению индий-
ских ученых для участия в очеред-
ной сессии Всеиндийского научного
конгресса.

Сессии этого конгресса происхо-
дят ежегодно. Цель их — подвести
итоги достижениям науки в стране,
обменяться опытом между собой и
с представителями иностранной науки.
	Мы вылетели в последних числах
декабря 1953 года из Москвы в Ве-
ну. Поездом Вена—Рим пробились
через Альпы, пересекли Ломбардию
и в Риме сели в самолет регулярной
индийской пассажирской линии Рим
— Бомбей. Утром короткая посадка в
Каире. Позади остаются ясно видная
с самолета лента Нила и маленькие
треугольнички пирамид близ нее. В
7 часов вечера мы прилетели в Бом-
бей.

Место заседания Всеиндийского
научного конгресса меняется еже-
годно. Конгресс нынешнего года про-
исходил в городе Хайдерабале —
столине штата того же названия.

2 января открылось пленарное за-
седание конгресса, на которое. соб-
рались, кроме участников, — сотни
людей из самых разнообразных сло-
ев населения, как жителей Хайдер-
абада, так и приезжих. Исключитель-
но большой интерес вызвал доклад
руководителя советской делегации
академика Александрова о достиже-
ниях и путях развития советской на-
уки. По окончании доклада посыпа-
	ные слова и фразы, но слабые роли
она умела превращать в яркие «об-
разы».

Искусством мимического разговора
Савина владела в таком же совер-
шенстве, как мастерством словесной
речи. Ее характерное лицо оказы-
валось превосходным инструментом
тонкого художника мимики: молча-
нием Савина говорила не меньше,
а иногда и больше, чем словом. Бес-
словесные сцены в «Месяце в’ дерев-
не» были такими же тургеневскими
пс лирическому ритму безмолвия, по
элегическим паузам молчания, как
словесные диалоги. Искусством ска-
зать многое, самое заветное полу-
словом, безмолвием — этим искус-
ством Савина владела тогда, когда
еще не поднималось толков о внут-
ренней технике актера, когда в теа-
тральном словаре еще не существо-
вало слова «переживание».
	«Казалось, будто она всю роль
проиграла на клавесинах», — вспо-
минал Ю. М. Юрьев Савину, когда
она вздумала однажды показать мо-
лодым актерам, как она играла ког-
да-то тургеневскую Верочку.

Одним из любимейших драматур-
гов Савиной был Н. Я. Соловьев,
она играла во всех его пьесах,
написанных то под редакцией Ост-
ровского («Женитьба Белугина»), то
в сотрудничестве с Островским («Ди-
карка»), то’ вовсе без Островского
(«На пороге к делу»). И — удиви-
тельная чуткость музыкального уха
Савиной — она в этих пьесах игра:
ла именно Соловьева, играла дра-
матурга-акварелиста, — посредствую-
щего между Островским и Чеховым.
В савинской «Дикарке», Оле Василь-
ковой («Светит, да не греет») звуча-
ли уже какие-то новые ноты, пред-
вешавшие Чехова. И недаром с та-
кой радостью и с таким чутьем
«чеховского» Савина сыграла Са-
шеньку в первой же пьесе Чехова
«Иванов»... Чехов и Савина — тема
	неразработанная, но, быть может,
еще более ннтересная, как и вовсе
не поставленная тема: Савина и
Н. Я. Соловьев.

Умение распознать в начинающем
драматурге подлинного прирожден-
ного художника театра — это всег-
	да признак большого, исключитель-
но большого артиста.
	Савину называли «прокурором»
по отношению к тем, кого она вы-
водила на сцене. Это справедливо
только наполовину. Она, с ее пря-
мым бестрепетно-смелым реалистиче-
ским ощущением жизни,  действи-
тельно была насмешливым и злым
обвинителем тех женских  «пусто-
цветов», которые так легко произ-
растали на почве старой русской
действительности. Блистательно  пе-
редавая «женскую чепуху» и «дам-
скую болтовню» этой праздно0ой и
пустой жизни. Савина являлась в
конечном счете «прокурором» целого
	уклада русской действительности,
над которым так гневно смеялся
Салтыков.
	Но та же Савина была и убеж-
денным «защитником» русской де-
вушки и женшины в их стремлении
к независимой жизненной дороге, в
их жажде свободного труда и воль-
ного жизненного жребия. Этим по-
рывом была одушевлена и сама Са-
вина. Она не только умела превос-
ходно играть на сцене, но и бороться
за лучшее будущее русского акте-
ра и русской сцены.
	На одном из венков, возложен-
ных на гроб Савиной, была необык-
новенная надпись: «Собирательнице
земли актерской». Эта надпись го-
ворила правду. Основательница и
первая многслетняя председательни-
на Русского театрального общества,
М. Г. Савина действительно собра-
ла в него, впервые в истории рус-
ского театра, «землю актерскую».
	Актер в царской России был
жертвой вопиющего бесправия си без-
застенчивой эксплуатации. Русское
театральное общество впервые объ-
единило актеров для борьбы за луч-
шее будущее. Савина была деятель-
ным членом этого, первого в России,
актерского объединения, она была
душой, совестью и волей общества.
	Историку русского театра прихо-
дится с радостью сказать: много
прекрасных ролей сыграла Мария
Гавриловна, но лучшая из ролей Са-
виной была эта труднейшая роль —
собирательницы земли актерской.

Имя М. Г. Савиной, замезчатель-
ной актрисы и общественного деяте-
ля, всегда будет жить не только на
страницах истории русского театра,
но и в благодарной памяти всех ‘по-
колений русских актеров.
	С. Дурылин,
	В субботу в Концертном зале име-
ни Чайковского состоялась двенадца-
тая партия матча на первенство мира
по шахматам,

Впервые в матче была разыграна
славянская защита. Смыслов, избрав
ее, видимо рассчитывал на свой боль-
той опыт — гроссмейстер часто и
не без успеха применял на практике
это интересное и сложное начало. Од-
нако Ботвиннику ходом 9. КЬ4 уда-
лось вызвать осложнения, после чего
чемпион мира получил преимущество.
На 28-м холу Смыслов допустил
ошибку. ‘Ботвинник хорошо провел
атаку на короля, выиграл фигуру и
на 38-м ходу одержал победу.

Вот как протекала борьба в двена-
дцатой партии:
	М. БОТВИННИК—В. СМЫСЛОВ
‚ Славянская защита
	1. 44 45 2. <4 сб 3. К!3 К 4. Кез
de 5. a4 Cf5 6. e3 e6 7. C:c4 Ch4 8.
0—0 Kbd7 9. Kh4 0—0!) 10. {3 Cg6 11.
е4 65 12. К: 06 hg 13. Ce3 Фет 14.
Me2 ed 15. С: 04 (55. 6 6
Ф: 5-Е 17. КрВ1?) g5 18. 53 Лаа8
19. Са2 ЛЁ8 20. Ла4! К!8 21. Л: 48
Л: 48 22. е5 Ка5 23. К: 45 са 24. Фа?
Ke63) 25, £44) ef 26. 5# Фсб 27. {5 КсБ
	25. Pgo.

международный торжественно-траурный митинг
	в Бухенвальде
	БЕРЛИН, 12 апреля. (ТАСС). Вче-
ра в Бухенвальде, близ Веймара, был
торжественно отмечен Международный
день освобождения от фашизма. По-
чтить память миллионов патриотов,
павших в борьбе за освобождение Ев-
ропы от нацистской тирании, в Бухен-
вальд съехалось 40 тысяч борцов дви-
жения сопротивления фашизму. Среди
них многочисленные делегации Tep-
манской Демократической Республики,
Западной Германии, Франции, СССР,
Италии, Польши, Чехословакии, Бель-
гии, Голландии, Норвегии и других
стран Европы.
	В 12 часов на территории бывшего
концентрационного, лагеря Byxen-
вальд, расположенного на горе Эттер-
сберг, состоялся грандиозный торже-
ственно-траурный митинг.
	Митинг открыл бывший статс-секре-
тарь по делам бывших фронтовиков
Франции вице-председатель группы
бывших участников движения сопро-
тивления в Национальном собрании
Форсиналь:

Затем с речью выступил председа-
тель Народной палаты Германской
Демократической Республики Иоган-
нес Дикман.

Напомнив о неизмеримых страда-
ниях, причиненных фашизмом Hapo-
дам Европы, Дикман подчеркнул, что
борьба против возрождающегося в
Западной Германии фашизма является
делом не только немецких борцов
движения сопротивления фашизму и
всех немецких патриотов, но и делом
свободолюбивых народов всего мира.

Иоганнес Дикман далее указал, что
в Германской Демократической Рес-
публике создан демократический об-
щественный строй, который исключает
возможность возрождения фашизма и
милитаризма. Политика Германской
Демократической Республики, заявил
он, — это политика мира, политика
дружбы со всеми народами.

В настоящее время, сказал далее
	Дикман, «в Западной Германии реак-
ционные реваншистские силы возрож-
	дают фашизм, готовят новую мировую
войну». И. Дикман призвал всех бор-
цов против фашизма еще энергичнее
бороться за дело мира, за создание
единой, демократической и миролюбни-
вой Германии.

Свою речь Дикман закончил слова-
ми: «Никогда не быть больше лагерям
смерти! Никогда не быть эсэсовской
Европе!».

Под звуки национальных гимнов
члены делегации направляются к ус-
тановленной на возвьинении перед три-
буной большюй урне с бухенвальдской
землей. Звучит голос диктора, напо-
минающего о славных борцах против
фашизма, ставших жертвой Бухен-
	К урне поднимаются члены совет-
ской делегации, возглавляемой П. Та-
насичуком.

Советская делегация, сказал Тана-
сичук, присоединяет свой голос к го-
лосу тех, кто собрался сегодня здесь,
чтобы заявить`о своей воле к миру, о
решимости не допустить возникнове-
ния новых концентрационных лагерей
и применения других средств массово-
го уничтожения.
	Человечество никогда не забудет
ужасов минувшей войны и злодеяний
фашизма. Память о жертвах фашиз-
ма, интересы безопасности всех наро-
дов требуют от сторонников мира еще
теснее сплотиться в борьбе за сохра-
нение мира и укрепление дружбы
между народами. }

Вечная память борцам за свободу,
погибшим в борьбе с фашизмом!

За дружбу народов! За мир во всем
мире!

После митинга на горе Эттерсберг
состоялось торжественное возложение
венков на братские могилы жертв Бу-
хенвальда.

* .

Вечером в городе Эрфурте предсе-
датель Народной палаты Германской
нес Дикман устроил прием по случаю
	Международного дня освобождения.
	РУМЫНСКАЯ НАРОДНАЯ PEC-
ПУБЛИКА. Город Тыргу-Муреш яв-
ляется центром Венгерской авто-
	номной области. НА СНИМКЕ:
здание народного совета.

Швейцарская газета
о ноте Советского
правительства
от 31 марта
	БЕРН, 12 апреля. (ТАСС). Орган
социал-демократической партни
Швейцарии газета «Сантинель» опуб-
ликовала статью, посвященную ноте
Советского’ правительства от 31 мар-
та

Отмечая «предвзятость», с которой
отнесся Вашингтон к советской ноте,
автор статьи указывает, что эта нота
«содержит новые элементы», которые
должны стать объектом внимания
всех дипломатов. Эти элементы «про-
буждают надежды, вызывают реак<=
цию миллионов людей и, таким обра*
зом, меняют современную дипломатиз
ческую обстановку».
	Предложения Советского Союза;
продолжает газета, сопровождаемые `
очень верными комментариями отно-
сительно страшной опасности, кото=
рую представляет применение в военз
ных целях атомной энергии, отвечают.
чувствам миллионов европейцев. Чта
хотят эти миллионы европейцев? Они
хотят, «чтобы ответственные правиз
тельства перешли от минимума к
максимуму взаимных уступок, коточ
рые позволили бы окончательно устз
ранить страшную угрозу, вызываемую
гонкой атомных вооружений; чтобы
европейские государства, столько пез
режившие за последние пятьдесят
лет, могли бы избавиться от новых
разрушительных войн; чтобы раз и
навсегда был положен конец германч.
скому милитаризму; чтобы Органи+
зация Объединённых Наций, усилена
ная региональными организациями;
доступными для всех, смогла бы норч
мально функционировать; чтобы веск_
мир занялся вскоре решением серьз
езных экономических и социальных
проблем».
	Советская нота, по мнению газетыу
не может решить всех этих проблем
сразу. Однако эта нота «имеет одну
большую заслугу: она позволяет по-
ставить в ином плане проблему ев-
ропейской безопасности, а также не
которые другие проблемы. Этого до“
статочно, чтобы она стала объектом
серьезного изучения и была принята
во внимание всеми правительствами»
	ПИСЬМО
В РЕЛАКЦИЮ
	Тлубоко благодарю все учрежде-
ния и частных лиц, выразивших мне
соболезнование в тяжелой утрате до-
	‘Л. Маяковская.
	  рогой моей мамы.
	СПОРТИВНАЯ ВЕСНА В МОСКВЕ.
НА СНИМКЕ: кросс студентов Мос-
ковсного государственного универ-
сытета на Ленинских горах.
	Фото Л. ПОЛИКАШИНА.
SSSSsssss
	ПЕРВЕНСТВО СССР

ПО ФУТБОЛУ
	В субботу и вчера состоялись оче-
редные встречи на первенство СССР
по футболу. Московский «Спартак»
играл на бакинском стадионе с
командой  горьковского «Торпедо».
Первая половина игры закончилась
со счетом 1:0 в пользу горьковчан.
После перерыва спартаковцы быстро
сравняли счет, затем провели еще
три мяча и выиграли с результатом
4:1.

Вчера в Киеве играли футболисты
ЦДСА с местной командой «Дина-
мо». Победили киевляне — 1:0.

Ленинградский «Зенит» встретился
в Куйбышеве е местными спортсме-
нами * «Крыльев Советов». Победили
футболисты Поволжья — 3:0.
	СПОРТИВНЫЙ
	ДНЕВНИК
	tte № tn А Ю РА
			28...JI1d75) 29. Jig] {6 30. ef Ке4
31. f7-+-- J1:f7 32. @d8+4+ Kph7 33.
С: 955) К!?- 34. Кре2 Ф{б 35. Ф: {6
Л: {6 36. Кр: № Л:15- 37. СЗ Ли
38. Ле4 Черные сдались.

1. Черные разыграли один из обою-
доострых вариантов славянской за-
щиты. Повидимому, им можно не
опасаться 10. К:15 е{, так как они в
состоянии держать под контролем
центральные поля 45 и «4.

2. У белых небольшое преимуше-
ство — сильная позиция слона на ди-
агонали а2—608 ‘и давление на пункт
£7,

3. Конь занял неудачную позицию.
Лучше 24...Фе7.

4. Белые энергично ведут наступле-
ние — грозит #5.

5. Необходимо было продолжать
28...16. Теперь же у белых неотрази-
мая атака на короля.

6. С выигрышем этой пешки пар-
тия решена.

. *
	Счет первой половины матча 6: 6.
Завтра начинается вторая половина
матча. В Концертном зале Централь-
ного Дома Советской Армии <остоит-
	ся тринадцатая партия. Белыми иг-
рает Смыслов. “ .
	Международный мастер
Вл. Алаторцев.
	* СБОРНЫЕ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ
КОМАНДЬ! Корейской Народно-Демо-
кратической Республики играли вчера
в Риге с советскими спортсменами.
Сборная мужская команда Латвии вы-
играла со счетом 71:54, женская —
63 : 50.

% ТРАДИЦИОННАЯ ВСТРЕЧА по
стендовой стрельбе сборных номанд
Ленинграда и Москвы состоялась вче-
ра в Ленинграде. Стрельба велась с
места по летающим мишеням. Победи-
ла ленинградская команда. Лучший
личный результат у москвича А. Ры-
жова, поразившего 95 мишеней из ста.

*ж ВЧЕРА ВЕЛОСИПЕДИСТЬ! спор-
тивного общества «Искра открыли се-
зон состязаниями на Минском шоссе.
В командной гонке на 25 километров
победили Варгашкин, Борисов, Бахва-
лов, Ярошенко, Зайцев и Степченно,
показавшие высокий результат — 38
мин. 33 сек. Состязания с общего стат-
та на 50 ‘км выиграл ученик 10-го
класса 185-й школы Шибаев, прошед-
ший дистанцию в 1 час 30 мин. 15 сек.

* СТРЕЛКОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
студентов московских высших учеб-
ных заведений членов ДОСААФ начз-
лись в районных тирах. Молодежь ос:
паривает первенство в стрельбе из ма-
локалиберной винтовки и пистолета
	на дистанцию 50 метров.
	За запрещение атомного оружия
	Hru Bp JloHAOHeE
	Массовые мити
	ния буржуазкюй пропаганды, будто
Советский Союз «тормозит» решение
этого вопроса. «Эти утверждения —
ложь, поскольку Советский Союз с
самого начала выступает за мир и за-
прещение оружия массового уничто-
жения», — сказал Притт. Притт при-
звал собравшихся усилить борьбу за
мир, за запрещение оружия массово-
го уничтожения. Его призыв был
встречен бурными аплодисментами.
	Участники митинга приняли резо-
люцию, в которой требуют запреще-
ния всех видов атомного оружия и
возобновления переговоров четырех
держав с`тем, чтобы добиться мир-
ного разрешения германского вопро-
са.
После митинга собравшиеся выст-
роились в колонны и под аплодис-
менты и приветственные — возгласы
многих тысяч лондонцев, проводив-
ших воскресный день в Гайд-парке,
двинулись по улицам города. Во гла-
ве колонны шли ветераны второй ми-
ровой войны, грудь которых украша-
ли боевые ордена и медали. Они нес-
ли лозунги: «Запретить ужасное ору-
жие!».

Позже в одном из центральных
районов Лондона состоялся второй
массовый митинг, на котором с при-
зывами добиться запрещения оружия
массового уничтожения выступили
член Всемирного Совета Мира Уэйн-

айт и член муниципального совета
fr Ковентри Диксон.
	СЕГОДНЯ
	ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Вче-
ра в Гайд-парке состоялся митинг,
созванный Английским комитетом з3-
щиты мира, на котором присутство-
вало свыше 3.500 лондонцев.

На митинге выступил известный
ученый д-р Буроп, подчеркнувший не-
обходимость добиться соглашения
между великими державами относи-
тельно запрещения атомного оружия.

Член Всемирного Совета Мира
юрист Д. Н. Притт в своем выступле-
нии подверг критике политику США,
направленную на то, чтобы помешать
	достижению такого соглашения.
Притт разоблачил лживые утвержде-
		РАЛИО
	Передача из цикла «Крепостные теат-
ры». 23.00 — Музыка народов СССР.
60.05 — Отрывки из оперетт Ширауса
(по станциям).

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Кон:
церт хора русской песни и оркестра
народных инструментов Всесоюзного
радио. 18.30 — По страницам журнала
«Пионер». 19.50 — Концерт из произве-
дений Аренского. 20.00 — Лекция в по-
	мощь изучающим историю КПСС
«Победа социализма в CCCP, XVII
съезд КПСС». 20.25 — Албанскяе на-
	родные песни. 21.00 — Г. Шантырьы
Романсы на стихи Щипачева, 24.15 —
Трансляция концерта К. Лаптева:
22.00 — Рассказы итальянских про-
грессивных писателей. 22.30 — Песни
и танцы народов зарубежных стран:
23.00 — Музыкальная передача «Mo
лодые артисты на сценах московских
	театров».

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Неде-
ля венгерской музыки. Радиопостанов-
ка «Венгерский композитор Ференц
Эркель». 21.10 — Русские песни.
21.40 — Афанасьев. Концерт для
скрипки с оркестром. 22.30 — Камер-
ный концерт из произведений Танеева;
Рахманинова, Метнера. 23.00 — Эст»

радный концерт.
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Пере-
дача о жизни республик, областей и
городов страны. 18.30 — Оперные арии
в исполнении Ф. И. Шаляпина (пос стан-
циям). 18.45 — Фортепианные произве-
дения русских композиторов в испол-
нении Бевман-Щербины (по ropon-
ской сети). 19.45 — «На темы дня».
20.00 — Симфонический концерт из
произведений Чайковского. 20.35 —
Концерт из произведений Соловьевяа-
Седого (запись по трансляции). 21.15—
Ответы на письма радиослушателей по
вопросам науки и техники, 21.30 —
	Артисты театра «Комеди франсез» на экскурсии в Кремле,
	ление, узнавая о всеобщей лоступ-
ности высшего образования и 0
полном отсутствии безработицы в
нашей стране.

Из Калькутты мы проследовали
на север в небольшой городок Дард-
жилинг в восточной части Гималаев.
Это горный курорт, где летом спа-
саются от жары жители равнин-
ной Индии. И действительно, дни,
проведенные здесь в горной прохла-
де, среди пышной растительности,
напоминающей наши кавказские
субтропики, были отдыхом от не-
выносимой жары,  сопровождавшей
нас всю дорогу и доходившей, нес-
мотря на разгар зимы, до 30 граду-
сов в тени.

Следующий этап нашего маршру-
та — Бенарес — священный город
индуистов, с глубокой древности
являющийся центром паломничества
и индуистского богословия. В горо-
де насчитывается более 1.500 хра-
мов. Совершая прогулку на лодке
по Гангу, мы любовались причудли-
вой архитектурой этих храмов, про-
тянувшихся длинной вереницей вдоль
набережной. Мы видели также длин-
ную линию костров на берегу. Здесь
совершались сожжения трупов умер-
ших.

Впрочем, Бенарес ве только ре-
лигиозный, но и крупнейший куль-
турный центр Индии. В местном
университете учится около 10.000
студентов. Есть здесь и отделение
общества индо-советской дружбы,
организовавшее в дни нашего пре-
бывания митинги и встречи, на ко-
торые собирались сотни людей —
студентов, учителей, рабочих и слу-
жащих города.

По пути в индийскую столицу со-
ветская делегация посетила город
Агру, бывший в ХУГ-ХУП веках
столицей могущественной империи
великих моголов. Сохранилась кре-
	ставлены все средства передвиже-
ния, в том числе специальный вагон
с” аппаратурой для кондициониро-
вания воздуха. В этом вагоне Мы
пределали длинный путь по Индии—
от Калькутты до Дели.

. Перед отъездом в Калькутту мы
посетили предместье Мадраса—Ма-
хавали-Пурам, где находятся имею-
щие мировую известность памятни-
ки древнеиндийской архитектуры.
На небольшом пространстве один за
другим возвышаются пять совершен-
но необычайных сооружений, высе-
ченных из цельных скал. отделан-
ных тончайшей резьбой по камню.
Это храмы УП века, каждый из ко-
торых носит имя одного из героев
древнеиндийского эпоса Махабхара-
та. Рядом, также в скале, высечено
огромное изображение, где древний
художник замечательно передал
льющиеся потоки воды, фигуры ше-
ствующих. людей и животных. Это
рельеф на тему «Нисшествие Ган-
га», с котором рассказывается в дру-
rom эпосе Индии —_Рамаяна.
	В Калькутте находится один из
старейших университетов Индии —
Президентский колледж,  отмечав-
ший в дни нашего пребывания свое
шестидесятилетие. Советские делега-
ты рассказали преподавателям и
студентам о жизни и развитии нау-
ки в нашей стране и были удосто-
ены избрания почетными членами
университета. Нас забросали  мно-
жЖеством вопросов. Молодежь инте-
ресовалась. трудно ли получить об-
разование в СССР, долго ли прихо-
дится окончившему искать работу и,
конечно. как всюду в других горо-
	дах, выражали безграничное удив-
	доктор Филологических наук.
		Индии устроил прием в саду своего
дворца, где легко разместилось не-
сколько тысяч гостей. В своей речи
президент обратился с теплым при-
ретствием и к советским гостям.
	Последний день пребывания в Де-
ли мы посвятили осмотру города.
Как и другие старинные города
	Индии, Дели состоит из двух частеи.
Его старая часть обнесена стеной. из
красного песчаника. Она отличает-
ся узенькими уличками и необычай-
но шумным и ярким базаром, про-
должающимся далеко за пределами
отведенной ему площади. Новый Де-
ли — это город широких прямых
улиц с многоэтажными зданиями ев-
ропейского типа, где размещаются
правительственные учреждения,
учебные заведения.

Город в стройке, Вырастают но-
вые здания. Правительство Индии
создает ряд новых учреждений для
руководства такими отраслями хо-
зяйства, которые раныне либо сов-
сем не развивались, либо были мо-
нополией колонизаторов. К вновь
организованным учреждениям  при-
надлежит и Геологическая служба
Индии, во главе которой поставлен
выдающийся индийский ученый Кри-
WHaH, Задача этого учреждения —
поставить на службу Индии ее ог-
ромные, но еще мало разведанные
природные богатства.

Путешествие наше подходило к
концу. Всюду, куда бы мы ни при-
езжали, нас встречал радушный, дру-
жеский прием. Глубоко интересуясь
достижениями советской науки, ин-
дийские ученые выражали желание
обмениваться литературой, научной
информацией.

Посещение Индии делегацией со-
ветских ученых способствовало ук-
реплению научных и культурных
связей и дружественных отношений
	между двумя великими народами.
	пость из красного песчаника, постро-
енная императором Акбаром. В
двух километрах от города, среди
огромного парка, окруженное фон-
танами и кипарисами, возвышается
величественное беломраморное зда-
ние, увенчанное огромным куполом.
Советские делегаты сразу узнали
его по знаменитой картине Вереща-
гина. Это мавзолей Тадж-Махал, по-
строенный внуком императора Ак-
бара для своей любймой жены.

С интересом мы узнали, что над
созданием этого великолепного со-
оружения трудилось более 20 тысяч
рабочих в течение 18 лет, были
приглашены лучшие мастера со всех
концов могольской империи и из-за
ее пределов.

В столицу Индии Дели мы при-
были накануне знаменательной даты
— 4-й годовщины со дня утверж-
дения индийской конституции И
провозглашения Индии независимой
республикой. Эта дата была отмече-
на трехдневным празднеством. Со-
ветские делегаты были гостями на
параде вооруженных сил Индийской
республики. По широкой аллее близ
президентского дворца, мимо  три-
бун, где разместились члены прави-
тельства и гости, промаршировали
индийские стрелки в белой парад-
ной форме, красиво оттеняющей их
смуглые лица. Прошли танки и мо-
точасти, промчались кавалеристы на
верблюдах в ярких красных мун-
дирах и высоких ботфортах. Участ-
вовали в параде и воздушные силы.

После военного парада мимо три-
бун медленно проехали грузовики,
на каждом из которых красовался
герб одного из штатов Индийского
Союза. Делегаты штатов в ярких
национальных костюмах, окружен-
ные цветами, стоя в машинах, при-
ветствовали зрителей.
	На следующий день президент
	B HH Aw
		Беседа с членом-

корреспондентом Академии
наик СССР Г. Афанасьевым
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, 9.30 — Гане
Шерфиг «Скорпион» (глава из романа
датского писателя). 10.25 — Очерн
«Пионеры Китая». 10.40 — Концерт из
произведений С. Чернецкого. 11.15 -=
Б. Баллаш «Живая лазурь». 11.40 — Из.
цикла «Молодые строители коммуниз+
ма». Очерк «Вагранщик Сабир Агаевъ:
12.20 — Концерт артистов Свердловска:
13.15 — Концерт по заявкам радиослу-
шателей. 14.00 — Концерт эстрадного
оркестра Всесоюзного радио. 16.15 —
А. Меркулов. Очерк «В румынской де-
ревне». 17.00 — Песни и танцы наро-
цов зарубежных стран (по городской
сети). 17.30 — Беседа «Выдающийся
ученый-флотозодец С. 0. Макаров».

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 16.00 — Сим:
фонический концерт из произведений
советских композиторов. 16.30 — Кон-
церт. по программе, составленной ра-
лиослушателями. «М. НП. Максакова в
	OTIGUHOM репестуаре>.
	лись десятки вопросов. Как ученые
— делегаты конгресса, так и рядо-
вые слушатели интересовались opra-
низацией планирования в нашей
стране, связью науки с жизнью, раз-
работкой отдельных научных проб-
	лем, системой ПОДГОТОВКИ кадров
ученых и многим другим.

Пссле пленума делегаты,  разде-
лившись по секциям, соответствую-
	шим отдельным отраслям науки, вБЫ-
слушали специальные научные ‘док-
лалы. Каждый из советских делега-
тов выступил с докладом на заседа-
нии своей секции. Следует сказать,
что из всех иностранных делегаций
(это отмечала индийская печать}
советская делегация принимала на-
иболее актизное. участие в работе
конгресса.
	Заинтересовал индийских специа-
	листов и мой доклад на заседании
геолого-географической секции «О
магматических комплексах и значе-
нии их изучения для решения гра-
нитной проблемы». Позднее, при
посещении Калькутты, я по просьбе
руководителей Калькуттского уни-
верситета повторил его для препода-
вателей и студентов геологического
факультета.

Конгресс продлился неделю.’ По
окончании ero советская делегация
совершила поездку по стране. B
наше распоряжение были предо-
	ТЕЛЕВИЛЕНИЕ
	СЕГОДНЯ
	19.00 — Спектакль Французского

государственного театра «Комеди
франсез» «Мещанин во дворянстве»:
Комедия-балет Мольера. Передача из
театра имени Вахтангова.
		19.30 — Кальман «Сильва». Передата
из Московского театра оперетты.
п ито, ть ооо тнт
	_ Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.