ЗАМЕТКИ О КАЧЕСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
	говоселы въехали
	Бывает, ито строители обижаются,
когда им говорят о недоделках.

— Помилуйте, — становятся они В
позу, — мы сборужаем монументаль-
ные дома со всеми видами удобств —
газом, горячей водой, центральным
отоплением, детскими садами, яслями,
а вы сводите все к мелочам. Стоит ля
говорить б небольших перебоях в по-
даче воды, о том, что лифт вчера: на
час остановился, о том, что в, дверях
трещина появилась? {

У некоторых строителей появилась
паже своеобразная «теория обкатки».
Дом, дескать, как машина, — на вер-
вых порах еГо` «обкатывать» надо, по-
ка все части не ‘притрутся друг К`дру-
гу. Существовала же’ в старину по-
говорка: «Если ты построил новый дом,
то в первый год посели`в нем своего
недруга, во второй — друга. И лишь
на третий год — сам въезжай». Дом,
видите лу, надо обживать, — говорят
такие товарищи, забывая, что и тех-
ника сейчас новая, и дома не те, и
люди в них живут иные.

О «теории обкатки» мы вспомнили
совсем недавно, сидя в комнате 90-го
домоуправления Ленинского района—
первого домоуправления первого квар-
тала юго-западного района. Управдом
тов. Братченко — рослый мужчина в
резиновых сапогах (иначе здесь не
пройдешь!) -<коротко рассказывал о
хозяйстве района: семь восьмиэтаж-
	ных корпусов, 560 квартир, 21 лифт,
спениальная бойлерная, подающая
	горячую воду во все корпуса.

— Как видите, ‚целый городок —
свыше пяти тысяч населения. Дома
хорошие и в квартирах неплохо, —
говорит Братченко. И после короткой
паузы вздыхает: — Да вот беда —
мелочи заедают. Поверите, только от
жителей пяти корпусов мы получили
1250 жалоб. Я считаю только Te
неисправности, которые мы можем
устранить своими силами. А сколько
еще приходится на долю самих стро-
ителей...

Что же это за «мелочи», из-за кото-
рых так тяжко вздыхает управдом?

„.Один за другим входят. в домо-
управление посетители. Мужчина в
форменном кителе напоминает, что
уже месяц он живет в 12-м корпусе,
а сантехники никак не установят ду-
	шевой шланг. Не работает газовый

счетчик.
Взволиованная домохозяйка 43
	17-го корпуса испуганно сообщает,
что в 65 и 7!-Й квартирах нельзя
набрать воду: только прикоснешься к
крану, а тебя бьёт электрическим то-
KOM,

‚Молодая бойкая женщина энергич-
но выражает свое возмущение:

— Куда же это годится, товарищ
управдом, почему вода и свет даются
< перебоями?

— Когда.у нас будет телефон? —
чуть смущенно спрашивает девушка
из нового дома. — Ведь один автомат
на семь корпусов — это, пожалуй,
слишком мало...

Старые, надоевшие вопросы. И уп-
равдом отвечает ровным голосом, как
заученный урок:
  — Подача воды зависит от элек-
троэнергин. А мы на «времянке». Ко-
гда «Мосэлектромонтаж»  закснчит
работу и подведет кабель, тогда не

`будет перебоев.

— А когда он закончит?

Управдом молчит. На такой вопрос
может ответить только управляющий
трестом тов. Серебряков или началь-

‘ник 1-го общестроительного террито-
`риального управления «Главмосст-
роя» тов. Пащенко.

При застройке юго-запада Мосгор-

`исполком и его управления — Архи-
тектурно-планировочное и жилищного
строительства — допустили  серьез-
ную ошибку и грубо нарушили уста-
новленный порядок: жилые дома воз-
водились на совершенно неосвоенной
территории. По’всем правилам требо-
валось сперва проложить дороги и
	ПО НЕОПУБЛИКОВАННЫМ
ПИСЬМАМ
	Читатель И. М, Павлушкин написал
в редакцию о грубом обращении с

пассажирами кондуктора троллейбуса
маршрута № 10 А.А. Жоговой.
Директор 1-го троллейбусного пар-
ка тов. Зиновьев сообщил редакции,
что за нетактичное поведение во
	время исполнения служебных обязан-
	ностей Жогова уволена из парка.
	Fp Penne I IO ION NIT OLE on
	шет: <..Если бы вы, товарищи, могли
когда-нибудь увидеть, как одеты дети
в салазарской Португалии, вы при-
шли бы в ужас. Мы, работницы, ро-
дившиеся в нищете и всегдав ней
пребывающие;, уже не  удивляемся
этому. Сколько. раз, направляясь по
утрам на работу, я замечала детей и
подростков, которые рылись в мусор-
ных ящиках в поисках рыбьих голов,
хвостов трески, кусков Хлеба и гни-
	_лых фруктов. Бот. чем питаются эти
	дети»
	подвести живительные артерии горо-
	да — газ, телло, электроэнергию, те
лефонный кабель Вопреки опыту и
здравому смыслу, разумный порядок
был нарушен. За это пришлось раст
плачиваться весьма дорогой ценой и
строителям и новоселам.

Сейчас мощные бульдозеры сгреба-
ют отвалы земли и выравнивают пло-
щадку. › Прокладываются дороги:
И все же благоустройство квартала
ведется чрезвычайно медленными тем-
пами, Квартал пока утопает в грязи,
Очевидно, начальник Управления до-
рог, мостов и трамвайных путей тов.
Голодов не особенно, беспокоится 06
удобствах населения нового района.

Ну, а как сложилась жизнь внутри
новых корпусов? Довольны ли ново-
селы своими квартирами? “

В основном, конечно, довольны.
Они живут в светлых, просторных и
удобных квартирах. У них много бы-
товых удобств — газовая плита, эма-
лированная мойка © холодной и горя-
цей водой. К их услугам ванная, душ.
Однако претензий к строителям, и
вполне заслуженных, немало. a
	Чудеса
без чудес
	  Cez
	TOPOS переживает свою саму

Е красивую пору. Иветут a6non.
з.сквере у Болыного театра, летит
первый пушок с тополей’ на бульва-
рах и в парках, и дети играют или}
сидягс книжками в руках на скамьях
среди зелени. Дети — красота, ра-
‘дость и гордость наша.

Когда друзья из-за рубежа приез-
экают в столицу Советов, их внимание
привлекают не только древний Кремль
и башни дворца науки на Ленинских
горах, наши музейные сокровищницы
в наити новые проспекты, они лю-
буются детьми Москвы, смотрят им
в глаза, где, кажется, отражается и
<олние настоящего и солнце будуще-
го.
Старейший русский ученый акаде-

мик Обручев назвал недавно наше
подрастающее поколение «путеше-
ственниками в, третье тысячелетие».
	Он писал, обращаясь к советскому
jouomectBy: «Беритесь за‘ большие де-
ла, если вы беретесь всерьез. Cnoco6-
ности, как и мускулы, растут при
тренировке... Вы должны далеко уйти
от своих дедов и прадедов».

Воздух свободы, которым дышат
наши дети с первого дня рождения,
живителен. Наа страна воспитываег
замечательную смену. — трудолюби-
вую, сильную, яркую, талантливую.
Перед ней действительно открыты все
пути. я
i .В эти дни близ станции «Турист»,
на реке Комарихе, забиваются кольш-
хи необычного пионерского лагеря.
Все здесь будет сделано руками Ca-
мих школьников. Они натянут палат-
ки, устроят место для кухни, сами бу-
дут готовить для себя пищу. У них
большие и увлекательные планы. Они
решили построить плотину на реке,
установить в лагере собственную пи-
хнерскую ГЭС.

Всю зиму юные техники Московско-_
го городского. дома пионеров были
завяты изготовлением турбины для
этой маленькой станции, от которой
зажгутся огни в палатках их лагеря.
Весело и интересно проведут здезь
отдых дети из городских нионерских
лагерей Москвы. ‘Они будут приез-
жать сюда групнами посменно. Сюда
же приедут юные художники Город-.
ского дома пионеров, чтобы писать
этюлы. Юные музыканты из кружков
детской художественной самодеятель-
ности покажут здесь свое искусство
товарищам. В лагере побывают юные
кинооператоры. Вместе со всеми ре-
бятами они будут купаться в речке,
играть в футбол, по очереди чистить
картошку и ‘варить кашу и день за
днем снимать документальный фильм.
о себе и.о своих друзьях.

Лагерь на реке Комарихе, кадры
‘документального фильма, который
будет здесь заснят, отразят лишь

немногое из действительно многооб-
разной и интересной жизни москов-

ской детворы,

У московских ребят — 24 дома
пионеров, 16 детских парков, 85 биб-
лиотек, более двух тысяч спортивных
площадок и площадок для игр. К это-
му следует прибавить еще станции
юных техников ‘и юных натуралистов,
стадион, действующую детскую же-
лезную дорогу под Москвой.

‚ В Москве сушествует целая про-
			одня— Международный день защиты -де

тать эту книжку. Вот история маль-
	чика, попавшего в больницу, когда,
	ему был один месяц, Он, как боен,
был ранен осколком снаряда в грудь.
Его подобрали и доставили в больни-
цу красноармейцы. У него даже не
было имени. Врачи больницы имени
Русакова назвали раненого мальчика
Колей Русаковым.
	А вот Зоя Феоктистова, доставлен-
ная в тяжелом состоянии. У нее были

обморожены пальцы’ рук. Сколько
трудов отдано, чтобы вернуть ей здо-
ровье.
	Доктор Кружков рассказывает о
многих ребятах, находивиихся на из-
лечении в больнице. Каждая из этих
историй является тяжелым  обвини:
тельным документом против тех, кто
хочет затеять новую кровавую бойню,
вновь покушается на жизнь детей.
	В одном из особняков Вишияков-
ского переулка находится сейчас дет-
ский дом №. 44. Здесь живут дети
воичов, погибших в годы Великой
Отечественной войны. В этом доме
воспитывается и дочь партизана Нина
Кудинович. Она родилась 22 июня
1941 года. Кто-то вынес ее ‘из подож-
женного фашистами дома и спас де-
вочке жизнь. Брат и сестра—Нина и
Юра Маргус, Андрей Носов были по-
робраны нашими бойцами на осво-
божленной от фашистов территории.
	Нелегко было вызвать улыбку на
лицах этих детей, отстоять их, вы-
растить, воспитать жизнерадостными;
такими, какими растут в родных
семьях. их сверстники. Это. сделано.
Все они здоровы, учатся. Будущее не
тревожит их.

Пройдите мимо стоящих среди зе-
лени тихих корпусов московских дет-
ских больниц. И здесь’день и ночь ве-
дется борьба в защиту детей, упорная
битва за жизнь. И болезни отступают.
	Недавно в Москве состоялся пленум
правления Всесоюзного общества вра-
чей-педиатров. Молодой советский хи-
рург, ученик академика Бакулева,
профессор Мешалкин демонстрировал
результаты своих операций по ликви-
дации врожденного порока сердца у
ребят. Он рассказывал товарищам о
15-летнем юноше, всю свою жизнь не
встававшем с постели. Теперь этот
мальчик ездит на велосипеде и даже
колет дрова. Среди пациентов профес-
сора были многие дети, еше недавно
считавшиеся неизлечимыми ‘больными:
Сейчас они резвиликь, смеялись, не
могли усидеть на месте, пока хирург
рассказывал о результатах ста своих
операций над больными детскими
сердцами. :
	Дети Москвы! Эти слова наполнены
сегодня особым значением и смыслом.
Ведь многие из тех, кто носил. пис-
нерский галстук, уже давно выросли,
вошли в жизнь. Среди них лауреаты
Сталинских премий, токари и стале-
вары, воины и строители, авторы книг
и художники, чемпионы и мастера
спорта. А сколько замечательных ма-
	стеров труда, авторов еще не напи-
	санных романов, создателей еше не
существующих машин, новых лауреа-
тов подрастает сейчас в наших дет-
ских салах и школах!
	Один из китайских педагогов, ос-
мотревший работы юных москвичей,
	оставил в кные посетителей Цент-.
	ральной детской технической станции
имени Н. М. Шаервика такую запись:

самое ‘rny60Koe уважение. Ваше дело
	—Факел для миллионов во всем мире».
	Свет этого факела виден во всем
мире.
	Евг. Мар.
	ПОМ...
	 Лиляна СТЕФАНОВА,
	болгарская писательница.
	ЧТОБЫ
‚ УЛЫБАЛИСЬ
ЛЕТИ
	ТОРОПЛИВО шла по бульвару
Стамболийского. когда мои мыс-
	ли прервала маленькая девочка, KO-
торая`тявнула за руку мать и тонень-
	ким голосом повторяла.
— Мама, сюда; сюда!
$ посмотрела, куда она показыва-
	ла, и только тогда заметила, что OF
	ромные стекла длинного ряда витрин
в новом ломе. которые до последнего
	времени были замазаны чем-то бе-
лым. засияли многочисленными раз-
	нопветными лучами. И какие удиви-
тельные существа смотрели оттуда
на ‘прохожих! Длинноногие кенгуру,
хвостатые . обезьяны, голубоглазые
куклы, ярко одетые клоуны — все
это сливалось в светлую гамму цве-
	тов, радовало глаз и привлекало вни-
	мание. Я сама не заметила, как во-
игла в магазин.

— Мама, мама, посмотри! — ма-
ленькая девочка хлопала в ладоши и
показывала на’ куклу величиной с
нее — кукла качалась на качелях.
Веселыми ‘играми и забавами были
увлечены и другие обитатели сада.
Счастливое детство было отражено в
этом маленькем уголке, к которому
тянулись десятки маленьких рук, во-
“nvr KOTODOTO звучали звонкие ре-
	бячьи голоса.

Я решила осмотреть этот похожий
на веселый и солнечный сад магазин.
Юные продавщины в черных халатах
с белыми воротничками приветливо
улыбались, помогая покупателям вы-
бирать игрушки или одежду детям.

К прилавку с готовой одеждой по-
дошла старушка с маленькой внуч-
кой. Девочка смущенно держалась за
юбку бабушки. Продавщица поглади-
ла ребенка по головке, заговорила с
ней с особой теплотой в голосе, под-
няла ее на руки.

— Найди нам что-нибудь получше,
дочка! -—— доверчиво сказала продав-
щице бабушка, ‘

Я присела на дубовую скамью. В
моей памяти всплыла совсем другая
картина из нашего прошлого. ‘ Кре-
стьянка с преждевременно ‘поетарев-
шим лицом, привязав к спине ма-
ленького ребенка, взяв за руку дру-
гого, убтало обходит душные магази-
ны, на ‘окраине Софии. Потные, ожи-
ревшие торговцы предлагают ей
скверные товары за высокие цены. И
сна; наконец, медленно развязывает
белую полотняную тряпочку и. доста-
ет из нее кровью и потом добытые
левы...

Жизнь наша сейчас такова, что да-
же мелкие на первый взтляд факты
дают простор для широких размыш-
лений, позволяют глубоко вникнуть
в сущность невиданного ‹преобразу-
ющего значения нашей эпохи — эпо-
хи строительства социализма в стра-
не. Все для человека, для его блага,
лля прекрасной жизни людей!

Сколько рук приложило свой уси-
лия для создания этого поистине на-
родного магазина — и группа архи-
текторов, и мастера резьбы по дере-
ву, исталантливые художники, скуль-
пторы. Много светлых ‚человеческих
чувств вложено ‘в строительство этих
просторных помещений с широкими
окнами: Работницы ий крестьянки, до-
маншие хозяйки и учительницы, моло-
дые матери и старушки. с внуками
находят здесь для своих. детей все
необходимое. Яркие, красивые нг-
рушки заставляют малышей хлопать
от радости в ладоши.

Спускаясь по лестнице, я вижу мо-
лодую мать, которая. держит за руч-
ку девочку. Девочка: крепко сжимает
в руках плюшевую собаку и повто-
ряет:

— Скоро мы ‘опять’ придем сюда,
да? Скажи, что придем, мама!
	a Me.
	негритянских детей в Соединенных Штат
	рини. Их родители часто не имеют работы, нередко малышам прихо-
дится ложиться спать полуголодными. Живут детн в трущобах в изоли-
рованных кварталах городов, Играть можно тольно между собой, белый
мальчик или девушка могут оскорбить, унизить, бросить в лицо пре-
зрительную кличну «черномазые». В американском буржуазном журна-
ле «Сатэрдей ивнинг пост» опубликован снимок; изображающий играю-
	изенного забора в негритянснои
виден купол «Капитолия», где засе-
	щих негритянских детей у полуразрумзенного забора
части горола Вашингтона. Справа внден купол «Ка
	Дает конгресс. Б нем разглагольствуют о демократии и равенстве...
oOo oOo C6
		Дети латиноамериканских стран
голодают. По данным боливийской
газеты «Ла Насьон», многие латино-
американские страны обратились в
фонд ООН помощи детям с просьбой
оказать им помощь для улучшения
питания детей. По данным отдела пи-
тания национальной службы здраво-
охранения Чили, в результате систе-
матического недоедания 60 процентов
чилийских учащихся начальных школ
ниже нормального роста, 65 процен-
тов ниже нормального веса и так да-
лее. В Боливии, как указывала боли-
вийская газета «Ла Насьон», никогда
не обращали внимания на ‘ ребенка
как на человеческое существо, = ибо
родители не имеют ни хлеба, ни кро-
ва. Детская смертность в Боливии
достигла рекордных размеров. В
странах Латинской Америки насчи-
тываются сотни тысяч Gecnpusop HEX
детей.
	Португалия
	В сельском хозяйстве на поденной
работе используются дети еще более
младшего возраста. Так, пю сообще-
нию доктора Бема из высшей сель-
скохозяйственной школы в  Баден-
Вюртемберге, 90 процентов детей зем-
ли Вюртемберг в возрасте 10—14 лет
заняты непосильной физической рабо-
той в сельском хозяйстве,
	]атинская
Америка
	В 13-м корпусе добродушный пи:
сатель-новосел недоумевающе расска-
зывал о загадочных свойствах парке-
та, который без всякой видимой при-
чины корежится, На прощанье он
показал ‘нам ванную, из которой вода
непрерывно льет в нижнюю кварти-
	`В 16-й корпус переезжает сотруд-
нина одного из министерств тов. Ка-
мененкая. Сегодня, захватив двух до-
чек, она поиехала еще раз осмотреть
свою новую квартиру. В. руках у нее
сантиметр, чтобы заранее решить,
где и как расставить мебель Ho
женшина забыла сантиметре, она
расстроена. Причин для огорченяй
болыше, чем достаточно. Из газовой
плитки «кто-то» уташил горелку. Тот
же загадочный «кто-то» — ВыЫвВиНТил
краны холодной и горячей воды из
смесителя новенькой эмалированной
мойки. В ванной разбит умывальник,

— А сколько пятен! — сокрушает.
ся Камененкая. И действительно, в
ванной и коридоре на стенах грязные
	подтеки.
— Это, наверно, сантехники при
опрессовке... — деловито = поясняет

слесарь.
	Даже белая дверь, и та в стран-
	ных пятнах:
-_- Видать, шпаклевка такая, —
	снова приходит на помощь всезнаю-

ший слесарь.
Отвратительное жирное пятно рас-
ползлось и на обоях в прихожей.
	— Даже въезжать неприятно, — ©
досадой произносит женщина.

Слесарь тем временем занят делом,
Он врезает во входную дверь замок,
привезенный Каменецкой. Явление
обычное — с этого начинает здесь
освоение квартиры каждый новосел,
Оказывается, замки, которые ставят
строители, «стандартны». Это означа-
ет, что почти все они открываются
одним ключом.

Кому же нужен такой «замок»? Ни-
кому, кроме разве тех, кто, пользу.
ясь формализмом и бесхозяйственно-
стью строителей, спокойно  разгули-
вает по готовым квартирам, вывин-
чивая краны, горелки и все, что за-
благорассудится.

Наповерку получается, что деше:
вый стандартный замок обходится не
так уж дешево. Для чего же его ста-
вят строители?

В домоулравлении можно — видеть
жалобы, поступившие от жильшов за
последнее время. Сигналы о неблаго:
получии идут из всех корпусов. В
квартире у гр. Каштанова (14-й кор-
myc) протекает крыша, портятся
обои. Гр. Полпак из‹18-го корпуса
просит заделать стены, разворочен-
ные строителями при установке водо-
проводных труб. Взывает о помощи
гр. Курносенкова из 17-го корпуса —
в ее квартире намокла стенка. Изне-
скольких квартир 13-го корпуса те
же тревожные сообщения: вода про-
сачивается сквозь трубы, ` уродует
квартиры, разрушает здание.
	Замечательные дома построены 1
строятся для москвичей на юго-запа-
де. Государство не жалеет для них
средств. Эти здания строятся на века
— из лучших материалов. Они воз-
водятся по проектам опытных <толич-
ных архитекторов. Знатные  москов-
ские строители — инженеры, камен-
итики, штукатуры, электрики — вкла-
дывают в них все свои: знания, вь
свой творческий труд.

Почему же так много досадных
неудобств испытывают новоселы —
трудовые советские люди, благо ко-
торых является законом нашей жиз-
НИ?

Что же это: неизбежная «обкатка»
или результаты неряшливости и без.
ответственности отдельных — людей,
обесценивзющих большой и полез.

ный труд огромного строительного
коллектива?
	Я. Портнов.
	мьышленность, изготовляющая все не
обходимое для ребенка: есть фабри-
ки детской обуви и фабрики детского
платья, детские ателье и детские уни-
вермаги. Тысячи людей в нашем го-
роде заняты тем, чтобы делать для
ребят все им необходимое.

Десятки тысяч педагогов обучают
и воспитывают детей Москвы, не-
сколько тысяч врачей следят за их
здоровьем.

Сейчас в Москве открыты много-
численные выставки, где можно по-
знакомиться с творчеством самих ре-
бят, увидеть, какие плоды дают во-
спитание и обучение.

Многое радует здесь сердце мо-
сквича. На постоянной выставке тру-
довых резервов вам могут показать
чудесные станки, изготовленные вос-
питанниками московских ремесленных
училищ, или большую модель одного
из шлюзов Волго-Дона. Здесь все,
вплоть до отлитых из бронзы фигур
	донских казаков над воротами шлю-
	за, сделано руками молодых москви-
чей. В Московском клубе юных хими-
ков вас познакомят с работами чле-
нов— соревнователей этого клуба, ста-
вящих интересные опыты, изучивших
технологию многих наших  произ-
водств. В Московском юношеском ав-
токлубе перед вами развернут карты
летних автопробегов по городам и се-
лам Московской области.

А на днях открылась 17-я ежегод-
ная выставка работ учеников изосту-
mun  Московского городского дома
пионеров. Здесь представлены 350 ак-
варелей и рисунков. Они принадлежат
более чем ста авторам. Самому стар-
шему из них нет и 16 лет. Но мно-
гие из выставивших здесь свои про-
изведения уже не новички. Вячеслав
Галанов и Владимир Ланоногов бы-
	ли, например, удостоены первой пре-
мии на последней всесоюзной выстав-
ке детского рисунка. и скульптуры.
	Конечно, не все юные. художники
станут профессионалами, так же, как
не все участники детской музыкаль-
ной самодеятельности — артистами,
композиторами. Но`зато для ‘десятков
тысяч из них станут родными и близ-
кими и живопись и музыка, кругозор
их расширится, а значит, жизнь ста-
нет еще полнее и счастливее.

Все радуются достижениям наших
ребят: педатсти—их хорошим успехам,
токари, слесари, художники, музыкан-.
ты-—тому, что подрастаетзамечатель-
ная смена. У врачей свое: они отме-
чают, что в этом году вес новорож-
ленных превысил показатели всех до-
военных лет, что объем груди У на-
ших подростков побил все существую-.
щие рекорды.
	Но в Международный день защиты
детей следует говорить не только о
радостном. Надо сегодня вспомнить м
о тех. бурях, которые пронеслись над
колыбелью многих юных москвичей в
недавние еше военные годы,
	В 1942 году в Москве вьшшла не-
большая книжка, написанная ‘дирек-
тором городской детской больницы
имени Русакова доктором Кружко-
вым. Она называется «Мы обвиняем».
Это документальный рассказ о детях,
попавших в эту больницу в 1941 ro-
ду, — жертвах фашизма.

Нельзя и сеголня без волнения чи-
	сседних
	Оттуда, где должна подаваться
вода, подается тон...
	а с потолка в изобилии =TNO-
	дается вода...
Puc. П. ЧЕРНЕНКО.
	Вид квартиры прежде всего зави-
сит от качества отделочных работ.

— Паркетный пол — лицо комна-
ты, — говорит домохозяйка Ольга
Владимировна Лисогор. — А посмот-
pute, HTO строители сделали...

Действительно, зрелище непригляд-
ное. Отдельные бруски паркета под
тяжестью! мебели  вдавились, ушли
куда-то вниз. К тому же ‘плохо сде-
ланный пол недобросовестно подчи-
щен, поверхность его шероховата.

— И знаете, — удивляется хозяй-
ка, — как только мы ‘въехали, к нам
пришли сами паркетчики и предло-
жили, конечно за особую плату, под-
чистить пол, как надо.

Точно в музее брака нам показыва-
_ли двери, которые «уже раз подгоня-
‘ли а они все равно не закрываются»,
		выключателя, которые «просто ны!-
ка: крутишь-крутишь, а свет не
зажигается». В ванной мы увидели
темное пятно полтека, обезобразив-
	шее потолэв.

Как жаль, что в это время вместе
с нами в квартире Лисогор не было
прораба 13-го корпуса тов. Камочки-
	на, начальника 4-го строительного
управления тов. Татаринцева и уп-
равляющего трестом  «Мосжилгор-
	строй» тов. Локтюхова.

В какую квартиру мы ни заходили,
всюду видели следы той же неряш-
ливой, небрежной, торойливой рабо-
ты. На окнах и дверях вздулась мас-
	ляная краска. Наспех и без толку
прибиты нитингалеты — дверь ими
не закроешь, «
	На 1-й Мешанской улице, одной
из самых оживленных магистралей
столицы, находится старейший бота-
нический сад Советского Союза. Ос-
нованный в 1706 году в качестве «ап-
текарского огорода», где выращива-
лись лекарственные травы, этот сад
превратился к настоящему времени
в крупное научно-исследовательское
и учебное учреждение Московского
университета. ‘Здесь богатейшие кол-
лекции живых растений.

Свыше трех с половиной тысяч ви-
дов собрано в парке и в оранжере-
ях сада. Некоторые деревья имеют
возраст более ста лет. Одна. лист-
венница, по преданию, посажена
Петром 1, а склонившейся над пру-

дом старой иве — около’ 250 лет. В
бранжереях цветут и плодоносят
тропические растения — какао, ко-

фейное дерево, такие уроженцы юга,
как лимоны, апельсины, мандарины.
Осенью в бассейне зацветает гигант-
ская кувшинка «Виктория».

Научные сотрудники’ ботаническо-
‘го сада проводят большую работу по
культивированию новых ценных рас-
тений и созданию отечественных сор-
тов многолетних цветов, разрабаты-
вают ряд теоретических — вопросов.
Эти работы будут продолжаться и
впредь. Организация нового cana
возле высотного здания университе-
та не уменьшает значения старого, с
его накопленным богатством флоры.

К сожалению, москвичи, охотно по-
сещающие ботанический сад универ-
ситета на Мешанской, особенно жи-
тели Шербаковского района, очень
мало заботятся о есхранении его на-
	саждении, представляющих  значи-
тельную научную ценность. .
Многочисленные посетители засо-
	ряют газоны обрывками оберточной
бумаги от принесенной с собой еды,
остатками пищи. Школьники и сту-
денты, которые приходят сюда гото-
виться к экзаменам, забираются пря-
мо в кустарник, ложатся на траву.
	Протесты контролеров оказывают
очень малое действие.
Eme хуже ведут себя обитатели
	НА СНИМКЕ: воспитанники спе-
цмального детского дома № 44 Ни-
ровсного района Андрей НОСОВ,
Нина МАРГУС, Нина КУДИНОВИЧ

в комнате отдыха.
	тачн=ала жизнь
		Беречь ботаничесний сад
	Письмо в релакцию

прилегающих к саду домов № 7 по
Ботаническому переулку, Ne 12 no
Безбожному переулку и дома Мет-
‘ростроя по 1-й Мещанской ули
це. «Соседи» проникают в сад че-
рез щели в ограде; прыгают с крыш
сараев. По’ существующим правилам
перед окнами жилых домов нель
зя ставить сплошных заборов. А че
рез сквозные ограды жители сосед-
них домов выбрасывают на террито-
рию ботанического сада мусор,
ограды, которую поставил Merpo
строй осенью минувшего года, 30
многих местах уже разобран кирпич-
ный: цоколь (строители так и не удо-
сужились его оштукатурить) и выло-
 маны решетки.

Бывают случаи, что на территорию
сада’ проникают хулиганы. Они пор-
тят насаждения, похищают цветы,
уничтожают ценные подопытные
растения, сводя Ha нет труды pa
ботников сада.

Парк ботанического сада © приле“
гающими к нему опытными участка-
ми занимает шесть гектаров. Работ-
ники охраны не в состоянии усле:
дить за всеми пссетителями, число
которых в выходные дни достигает
нескольких тысяч. . Ночью охранять
	сад, не имеющий освешения, ele
труднее.
	Администрация ботанического сада
неоднократно обращалась к началь-
нику Управления милиции Москвы ©
просьбой учредить для сада подвиж-
ной милицейский пост, нб неизменно
получала отрицательный ответ, Отказ
в этой просьбе нельзя считать пра:
вильным: вель речь илет о большой
государственной и общественной цен
ности. Мы надеемся, что вопрос by
дет пересмотрен в пользу сала,
	Сами посетители сала ни окрестное
население должны относиться К Не
му более бережно. Москвичам надо
принять ботанический сал. Московско-
	го университета пол блительную 00
щественную охрану.
	Профессор Н. Базилевская,
	директор ботанического сада.
	3 мире капитализма _
	угами  капиталистических госу-
чрезвычайно пагубно отражается
масс вообше и на положенни де-
	Осушествляемая правящими кругами
	дарств бешеная гонна вооружений
на жизненном уровне трудящихся
	тей — особенно. Политика милитаризации поглощает львиную часть
	бюджетов этих стран, а на нужды
	детей, на их образование и воспи-
гсклетея оссе меньшие и меньше.
	тание средств с наждым годом отпускается все меньыче и мень.
Империалисты безжалостно энсплуатируют подростков, лишая их ра-
дости детства. Более того, в странах капитала происходит системати-
чесное оболванивание подрастающего поноления.’ Юношам и девуш-
кам пытаются внушить мысль о неизбежности войны, о том, что для
них нет лучшей судьбы, чем отдать свою жизнь во имя интересов
американских претендентов на мировое господство,

Ниже публикуются цифры ‘и факты, ярко рисующие безотрадную
	странах кабатала.
	картину искалеченного детства в
	Даже п ’ официальным ^ данным,
детская смертность в Португалии до-
стигла необычайно высокого уровня.
Школа — почти недоступная роскошь
для детей бедняков. Только один из
каждых ста ребят учится в <‹редней
школе. Болышая часть населения
Португалии — 52 процента-—че уме-
ет ни читать, ни писать. Нужда за-
ставляет малолетних детей браться

за любую работу.
	Южная
Корея
	учителей для начальных и
Школ.
	Плачевное положение со школьным
образованием. по признанию амери-
канской печати, приняло характер на-
циональной трагедии. «На разведение
домашних животных, — писал недав-
но журнал «Америкэн тичер», — мы
тратим вдвое больше средств, чем на
образование наших детей... Большин-
ство собак имеет лучшее жилище,
получает лучшую пищу и находится
	в лучших гигиенических условиях,
чем свыше 30 процентов  американ-
ских детей».

%
Западная

Германия
В Западной Германии мнотие дети

школьного возраста из-за тяжелого
материальчого положения в семье
	бросают школу и идут на фабрики и
заводы. Недавно министр культуры
земли Северный Рейн — Вестфалия
был вынужден признать, что. многие
школьники здесь лишены возможно-
сти посещать школу, а боннское пра-
	вительство не оказывает им никакой
материальной помощи.
	Агентство АДН сообщило, что в
Баварии дети школьного возраста
работают на фабриках от 13 до 19
	часов. Особенно распространен дет-
ский труд на химических заводах, где
здоровье детей подвергается болышой
	опасности.
	Соединенные
Штаты Америки
	роводимая правящими кругами
США полатика милитаризации и под-
тотовки новой войны, усиливающий-
ся в связи с нарастанием экономиче-
ского кризиса в США рост безработи-
пы ухудшили и без того тяжелое по-
ложение детей. Как сообщает жур-
вал «Нейшн», дети 7.000 безработных
шахтеров ‘в Пайксвилле (штат Кен-
тукки) бывают сыты лишь один раз
в месяц. Недавно корреспондент
агентства Интернейшнл Ньюс Сервис
сообщал из небольшого города: Сан-
Луис Обиспо (штат Калифорния):
«Сегодня несколько детей упало в
школе в обморок, обессилев от  голо-
да..> По словам руководителя проф-
союза сельскохозяйственных рабочих
Митчелла, «100.000 детей кочующих
сельскохозяйственных рабочих живут
на грани голодания».
	В Соединенных Штатах Америки
приняла широкие размеры эксплуата-
пия детского труда. По сфициальным
данным, помимо 500 тысяч детей, ра-
ботающих в сельском хозяйстве, в
США насчитывается по крайней мере
3 миллиона детей, занятых на других
работах. у

Школа в США — одна из жертв
«холодной войны», В настоящее вре-
	мя в СТА не хватает свыше 345 ты-
	сяч классных комнат и 10 тысяч
	Недавно в ряде школ Сеула был
проведен медицинский осмотр, в ре-
зультате которого выяснилось, что
61 процент учащихся начальных
школ и 35 процентов учащихся сред-
них школ больны туберкулезом. Юж-
нокорейское агентство «Хабтон тхон-
син» вынуждено было признать, что
по детской смертности Южная Корея
занимает одно из первых мест в ми-
ре. Из каждой тысячи умирает в ран-
нем возрасте 220 детей.
	Большая часть школ в Южной Ко-
рее разрушена или превращена в ка-
зармы. По сообщенню  южнокорей-
ской газеты «Кукто синмун», амери-
канские оккупанты и лисынмановцы
за годы войны сожгли в Южной Ко-
рее 11.018 школьных классов и 2.607
учебных кабинетов и лабораторий.
	Большинство семей трудящихся не
имеет возможности послать своих де-
тей в школу. Даже по официальным
данным, в этом учебном году в Юж-
ной Корее 610 тысяч детей школьно-
го возраста ` лишены возможности
учиться,
	НА ПРУДАХ ВСЕСОЮЗНОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ
	зимовку в специальный водоем. Сей-
час рыбу вернули в пруды, причем
был произведен тщательный отбор ee.
Всего в водоемы выставки выпущено
более 30 тысяч отборных карпов #
линей.

Питание рыбы в прудах ведется при
помощи усовершенствованных Кор:
мушек, позволяющих вести точный
учет потребления корма. Часть новых
	самовсплывающих на поверхность 80°
ды кормушек приспособлена под конт*
рольный облов и показ рыбы посете
	Па северо-западной окраине выста-
вочного городка среди развесистых
деревьев и густых зарослей кустарни-
ка сверкает зеркало прудов. В воде
красиво отражаются величественные
павильоны, фонтан «Колос». кроны ив
и тополей. :

На прудах ив рыбопитомнике, пред-
назначенных для выращивания зер-
кального карпа, линя и гибрида зер-
кального карпа с серебристым кара-
	сем, организуется показ рыборазве-
дения.
	Прошлой осенью вода в прулах бы-
	ла спущена, а рыбу пересадили на   телям
	Миллионы детей латиноамерикан-
ских стран вынуждены = заниматься
изнурительным трудом на плантаци-
ях, в промышленности, торговле, на
транспорте. В Бразилии во всех от-
раслях промышленности работают
цети. В самых вредных цехах TeK-
стильной промышленности трудятся
несовершеннолетние. `В стекольной
промышленности 60 процентов рабо-
чих — дети. За равный труд со взрос-
лыми дети-подростки получают поло-
винную заработную плату. Тысячи
бразильских детей 10—12-летнего
возраста работают по 11 часов на
сахарных плантациях.
	Трагична участь португальских де-
	тей. В письме московским работни-
цам португальская текстильщица ци-