Х съезд Коммунистической
партии Финляндии
	Доклад Вилле Песси
	ХЕЛЬСИНКИ, 4 октября. (ТАСС).
2 октября на Х съезде Коммунисти-
ческой партии Финляндии с отчетным
докладом о работе Центрального ко-
митета партии выступил генеральный
секретарь Коммунистической партии
Вилле Песси.
	В начале доклада В. Несси под-
черкнул огромное значение подписан-
ного между Финляндией и Советским
Союзом 19 сентября 1944 года пере-
мирия, которое в дальнейшем легло
в основу мирного договора. Как от-
метил докладчик, наступление мира
вернуло народу Финляндии ранее
отнятые у него демократические пра-
ва. Прошедшие годы, сказал далее
Песси, были годами неустанной, час-
то даже ожесточенной борьбы между
силами демократии и реакции. Наша
партия являлась в течение всего этого
времени самой активной силой демок-
ратического фронта. Коммунистичес-
кая партия Финляндии в короткое
время выросла в болыпую массовую
партию, стала стержнем демократии
нашей страны.
	Однако Коммунистическая партия
одна не могла бы добиться всего то-
го, что за этот период было достигну-
то. Важное значение имела борьба
крупных демократических организа-
ций—Демократического союза наро-
да Финляндии, Демократического со-
юза женшин Финляндии и других.
	Говоря о внешней политике, Песси
подчеркнул. что „Коммунистическая
партия Финляндии всегда придержи-
валась и придерживается в этом во-
просе того основного принципа, что
Финляндия должна быть свободной и
независимой и в своих отношениях с
другими странами руководствоваться
своими собственными интересами и
опираться на международные силы
мира. Он указал, что в междунарол-
ной политике можно увидеть две ос-
новные линии — линию, направлен-
ную на развязывание войны, которую
проводят империалисты США, и ли-
нию мира, проводимую Советским Со-
юзом,—линию, которая в соответствии
с марксистско-ленинскими принципа-
ми основана на уважении прав всех
народов, на равноправии и мирном
сотрудничестве.

Напиональные интересы всех тра-
	ждан ‚ Финляндии ‹ требуют, чтобы
	мы примкнули к мнению, высказанно-
му демократическим лагерем о том,
что различие систем отнюдь не пред-
полагает войну. Мир во всем мире
означает мир и для Финляндии, а
поэтому настоящее место Финляндии
в рядах народов, борющихся за мир
во всем мире.
	Докладчик подчеркнул, что мир в
Европе может быть построен только
на основе соглашения о коллектив-
ной безопасности, которая была
предложена министром иностранных
дел СССР товарищем В. М. Молото-
вым на совещании в Берлине. Каса-
ясь экономических вопросов, Песси
сказал, что в сотрудничестве с Со-
ветским Союзом и другими странами
демократического лагеря заключается
спасение финского народа от эконо-
мического бедствия.
	Песси подробно остановился на ве-
обходимости обеспечения единства
рабочего класса.

Песси подчеркнул, что Коммунисти-
ческая партия стремится к сотруд-
ничеству как с социал-демократами,
так и с членами аграрного союза.
	Песси заявил, что требование
сотрудничества с социал-демократа-
ми по вопросам, касающимся всех
трудящихся, не является  какой-ли-
бо временной политикой, а полити-
кой, которую партия всегда соблюлда-
ла и которую она желает теперь осо-
бенно подчеркнуть.

Докладчик указал также на чеоб-
ходимость создания прочного боево-
то союза рабочих и трудящегося
крестьянства, необходимость сотруд-
	ничества с демократическими силами
	аграрного союза.
В заключение Песси сказал:
	Наша партия лучше всего растет a
крепнет в принципиальной борьбе за
единство рабочего класса, за созда-
ние боевого союза рабочих и трудя-
щегося крестьянства в борьбе за по-
вышение жизненного уровня нашего
народа, за демократию, социализм и
мир. Наша сила заключается в том,
что наше дело правое. Наша сила —
в совместной воле всех коммунистов
работать каждый день, не жалея
сил, на пользу укрепления нашей
партии, усиления ее бдительности.
	„КУБОК СССР“
ЯО ФУТБОЛУ
	ПОРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО
«СПАРТАКА»
	  Вчера на стадионе «Динамо» со-
 стоялась встреча одной восьмой фи-
нала розыгрыша «Кубка СССР» по
футболу. Десятки тысяч зрителей при-
шли посмотреть матч московского
` «Спартака» и динамовцев Киева, два
’лня назад перед этим встречавших-
	ВЕЛИКАЯ УКРАИНСКАЯ
	АКТРИСА
	К 20-летию со лня смерти М. К. Заньковецкой
	РОШЛО двадцать лет с тех пор,

как скончалась Мария Констан-о
тиновна Заньковецкая. Ее имя близ-
xo и дорого ’ русскому Hapo-
ду, память о ней хранят лучшие пред-
ставители русской сцены. Имя
Заньковенкой с уважением произно-
сится и деятелями белорусского, rpy-
	зинского и других театров нашей ве-.

ликой страны.
Сорок лет своей деятельности
	(1882—1922 гг.) М. К. заньковей-
кая отдала украинскому театру, —
и в эТу деятельность она вложила
все свое сердие, пылавшее любовью.
к родному народу, всю свою волю,
свое огромное дарование, обогащен-
ное взыскательным мастерством.

Природные данные Заньковенкой,
	как драматической актрисы, были
жключительно богаты. Она обла-
дала красивым, звучным голосом.
	(мецно-сопрано).  позволившим ex
исполнять партии в операх H. B. Лы-
сенко. Своей тончайшей музыкаль-
ностью Заньковенкая поражала та-
ких композиторов, как П. И. Чай-
ковский. Восхишенный ее исполне-
кнем украинских пьес с обширными
музыкальными номерами, sts:
ский поднес Заньковецкой венок ©

задписью:  «Бессмертной ст смертно-
	ГО». ]
У М. К. Заньковецкой было зы-
разительное лицо — и любое BHYT-
	реннее_ движение героини, ею вопло-
шаемой, отражалось на этом лице,
хак в зеркале. Живсе слово украин-
ской речи было в устах М. К. Зань-
ховенкой таким же светлым, любя-
щим, жгучим, смелым, как в народ-
ной песне, как в стихах Шевченко.
«Слушать Заньковенкую — значило
слушать народную песню, мудрую,
яркую, простую» — таково было впе-
цатление не только от песни, но и
от простой речи в устах Заньковец-
кой.

Близки были М. К. Заньковенкой
= безудержная веселость ее родного
народа, его живой, меткий юмор, его
увлекательная пляска. Великий ху-
докник И. Е. Репин, написавший
картину «ВечернишШ», сожалел, что
He видел Заньковецкую до этой кар-
тины: «Вот так написать бы пля-

шущую дивчину, как Мария Кон-

стантиновна пляшет в «Черномор-
цах»*).

Как Шевченко в своих думах и
позмах создал прекрасный и скорб-
ный образ украинской женщины, му-
жественной в своей тяжелой жизнен-
ной судьбе, так Заньковецкая пере-
несла этот образ на сцену и заста-
внла тысячи зрителей на Украине и
в России с глубокой любовью и ува-
жением отнестись к украинской жен-
щине, прекрасной в своем счастье и
высокой в своем страдании.

М. К. Заньковецкая родилась в
1860 году в селе Заньки, близ Не-
жина. Здесь, в народной среде, ро-
дилось и ее искусство. Народные
сказки слышала она от няни. К на-
родным песням прислушивалась она
с детства и до конца жизни 6e3-
гранично их любила. Ей пришлось
слышать кобзарей, певших истори-
ческую думу про ту самую Марусю
Богуславку, образ которой она с
любящим сочувствием создала в дра-
ме М. П. Старицкого. Она из уст на-
рода слышала ту трагическую песню

<Ой, не ходи, Грицю, та на вечер-
ницю?, которая стала заглавием и

содержанием драмы того же Ста-
рицкого, в которой Занькрвецкая по-
трясала зрителей в образе Маруси.

_Наставнихом Заньковецкой в ее
искусстве правды и красоты был
Шевченко. Великий поэт передал
великой актрисе не только свою лю-
бовь к украинскому народу, свою
	веру в его светлое будущее, — он
передал ей тайну своего искусства
соединять прекрасную простоту све-
ликой силой, лирическую нежность
с могучим драматизмом.
Заньковецкая вышла на украин-
скую сцену в 1882 году, когда репер-
туар ее был скуден, а жизненная
судьба ее печальна. Царское прави-
тельство преследовало украинский
театр, литературу, школу и делало
все от Hero зависяшее, чтобы вы-
рвать живой украинский язык из
уст народа, Постоянного украинско-
го театра не существовало. Украин-

*) Комедия-оперетта М. НП. риц-
А Ста
	ским актерам приходилось кочевать
из города в город, подвергаясь бес-
численным преследованиям со сто-
роны администрации и полиции.

М. К. Заньковецнкой обязан укра-
инский театр своим успехом в Пе-
тербуоге и Москве, имевшим боль-
	ся в состязании на первенство

СССР.
Игра началась с острых взаимных

к ты

шое значение для дальнейшей судь-
бы украинского театра в России. В

1886—87 гг. украинская труппа во
	атак. Повачалу инициативу захватил
«Спартак». На 96-й минуте команде
	привле-   удалось открыть счет. Казалось бы,
ансам-   после этого спартаковцы проявят еще
мастер-   бсльше усилий, проведут всю встречу
	` меют закрепить победу. К сожалению,
` этого не случилось. Пятикратный об-
`лалатель «Кубка СССР» в дальней-

шем ходе игры был неузнаваем. Игра
футболистов «Спартака» не отлича-
лась ни энергией, ни стремительно-
стью. Отдельные игроки. особенно по-
лузашита—Нетто и Парамонов, игра-
ли намного слабее обычного. В ре-
зультате за 4 минуты до конца первой
псловины матча киевляне сквитали
счет, а во второй половине уже на
шестой минуте забили второй гол B
ворота спартаковцев и полностью
захватили инипиативу.
	Хорошо и энергично играя Весь
матч, динамовцы Киева сумели через
двадцать минут добиться нового ус-
пеха — B ворота спартаковцев был
забит третий гол. Прочно удерживая
инициативу, динамовцы уверенно вы-
играли встречу, победив команду мо-
сковского «Спартака» со счетом 3:1.
	Таким образом, только восемь
команд продолжают сейчас оспари-
вать «Кубок СССР» по футболу. Три
из них — московские команды: «Хи-
мик» (класс «Б»), ЦДСА и «Торпе-
до» (класс «А»). Последние две
команды играют сегодня в одной вось-
мой финала. Победитель этой встре-
чи встретится в четвертьфинале с ди-
намовпами Киева.
	ВСТРЕЧИ ФУТБОЛЬНЫХ
МОЛОДЕЖНЫХ
КОМАНД
	На стадионе «Динамо» вчера нача-
лись игры сборных футбольных моло-
дежных команд пяти городов на пе-
реходящий приз Комитета по физиче-
ской культуре и спорту при Совете
Министров СССР. В соревнованиях
принимают участие спортсмены Мос-
квы, Ленинграда, Киева, Минска и
Тбилиси.
	Вчера встретились команды Ленин-
града и Минска, Москвы и Тбилиси.
Сосчетом 2:0 победу над минчанами
одержали ленинградцы. Москвичи
проиграли тбилисцам с результатом
0:1.
	ЗАКРЫТИЕ
СЕЗОНА
	На Москве-реке вчера состоялись
соревнования по академической греб-
ле на приз закрытия сезона водно-
спортивной станции ВЦСПС. В состя-
заниях приняли участие гребцы один-
надцати спортивных обществ —
«Авангард», «Водник», «Крылья Со-
ветов», «Красное знамя» и др. Были
проведены заезды на 1.000 метров на
клинкерах и учебных лодках. Первы-
	ми стартовали мужчины на одиноч-
ках. Затем состоялись состязания

женских и мужских команд на четвер-

ках и восьмерках.
Победителям соревнований—<порт-
	сменам общества «Груд» вручен приз.
	СПАРТАКИАДА
СЕЛЬСКИХ
	ОИЗКУЛЬТУВРНИКОВ
	На стадионе Львовского окружного
дома офицеров открылась первая все-
союзная спартакиада сельских физ-
культурников. Соревнования прово-
дятся по легкой атлетике, плаванию,
велосипедному спорту, волейболу и
многоборью ГТО. Спартакиада mpe-
	длится до 9 октября.
	главе с М. Кропивницким впервые
гастролировала в Петербурге и Мо-
скве. Спектакли украинцев привле-.
кали публику замечательным ансам-
блем, свежим реализмом, MacTep-
ством постановки, прекрасным ис-
полнением народных яесен и т. д.
Но особым успехом ‘у русской демо-
кратической публики пользовалась
М. К. Заньковенкая. Из всех укра-
инских пьес и спектаклей пьеса
И. К. Карпенко-Карого «Наймычка».
с Заньковецкой в роли Харитины
имела наибольший успех у русских.
зрителей. Заньксвецкая захватывала-
прекрасной простотой, жизненной
правдой и психологической глубиной
з передаче несчастной доли Харити-
ны; социальная разработка образа
была сурово достоверна, а драма-
тизм судьбы девушки-наймычки пе-
редавался артисткой с великим со-
чувствием к ее страданиям и с не-
навистью к виновникам ее бед-
ствий.

В искусстве Заньковецкой — глу-
боко народном. вполне самобытном—
зрители находили живое родство с
искусством лучших русских актрис—
Федотовой, Стрепетовой и Ермоло-
вой. Как и в искусстве этих наслед-
ниц Шепкина и Мочалова, учениц
Островского. в искусстве украинской
артистки привлекали зрителей не
только высокое мастерство, но и глу-
бокая человечность, социальный гу-
манизм, ярко выраженная любовь K
трудовому народу, вера в его свет-
noe будушее.

После спектаклей Заньковецкой в
Москве великая русская артистка
м. Н. Ермолова, давая самую вы-
сокую оценку ее искусству, звала
молодых актрис учиться у нее
«правдиво жить, верно чувствовать,
	просто умирать». «И мы шли В
театр, — вспоминает артистка Ма-
лого театра Е. Н. Музиль, — пора-
	доваться, погрустить и поплакать с
	Заньковецкои, как с родным чело-
веком».

Руководители царских казенных
	театров не раз приглашали Занько-
вепкую на русскую сцену, суля ей
крупные оклады. Но, высоко ценя
русский реалистический театр, питая
чувства любви и уважения к таким
его представителям, как Ермолова и
Савина, Давыдов и Станиславский,
Заньковецкая всегда отклоняла по-
добные приглашения. Она оставалась
верна украинской сцене и творила
свое дело служения человечности и
свободе в украинском театре, на
языке родного народа. °

Великий Октябрь дал  независи-
мость Украине, дал государственное
бытие украинскому народу, открыл
перед трудовыми массами все двери
театров, и Заньковецкая могла
встретиться с тем народным зрите-
	лем, для которого она всегда твори-
ла. Но болезнь, полный упадок физи-
ческих сил сделали эти встречи ред-
кими. -
	В 1922 году, в 40-летний юбилей
оего служения театру, Заньковек-
я в последний раз появилась на
	спене в одной из лучших своих ро-
	лей — Зинки в драме Кропивниц-
кого «Две семъи». Этот юбилей пре-
вратился в народное торжество: сво-
	бодная Украина горячо и благодар-
	но чествовала свою величайшую ар-
	THCTRY. равиельсво PAC DV
Заньковецкой почетное звание на-
родной артистки республики. В этом
звании заключены высокая оценка и
высшая награда, данные Заньковец-
кой украинским народом за ее са-
моотверженную деятельность.
	Исполнилось два десятилетия co
	дня смерти М. К. Заньковецкой. Но
ее светлое имя, ее самоотвержен-
ное служение искусству и народу
останутся навеки в памяти украин-
ского народа и всех братских наро-
дов нашей Родины.
	Локтор Филологических наук
	Дурылин.
			а bts = ao 1
		ПОЛЬСКАЯ НАРОЛНАЯ РЕСПУБЛИКА. На основе советской техниче-
	сельскохозяиственного
	зерновых самоходных ком-
	ской документации польская промышленность
	машиностроения освоила NMPOHSBOAC TBO
байнов. НА СНИМКЕ: первые польские

ке урожая.
	Фото ПОЛЬСКОГО ЦПЕНТРАЛЬНОГО
	первые польские самоходные комбайны на убор-
	ФОТОГРАФИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА.
		Интервью Макса Реймана
	БЕРЛИН, 4 октября. (ТАСС).
Агентство АДН передало текст ин-
тервью председателя КПГ Макса
Реймана главному редактору газеты
«Фрейес фольк>.

Отвечая на вопрос о том, чем он
объясняет, что именно теперь уста-
новлен срок судебного процесса с
	целью запрещения КИТ, Рейман
указал, что правительство Аденауэра
боится Коммунистической партии
	Германии, смело. разоблачающей во-
енные замыслы боннской клики. Для
каждого человека ясно, что политика
Аденауэра зашла в тупик. Население
Западной Германии все больше по-
нимает, что «политика силы», поли-
тика вооружения ‘милитаристов и
реваншистов таит в себе большую
	опасность для народа... Политика
Аденауэра никогда не приведет к
воссоединению Германии на демо-
	кратической основе. Однако воссое-
динение Германии является страст-
ным желанием всех немцев. Поэто-
му население Западной Германии, и
прежде всего рабочий класс, все
более решительно отклоняет  поли-
тику правительства Аденауэра.

Отметив рост влияния КПГ, Рей-
ман заявил:

Аденауэр не хочет мирного вос-
соединения Германии. Путем судеб-
ного процесса с целью запрещения
КПГ он пытается нанести удар по
самой решительной силе, борющейся
за единство, соглашение между нем-
цами и мир. Следовательно, этот
процесс является ‘покушением на
мир и мирное воссоединение Герма-
нии на демократической основе. Мил-
лионы людей, сказал он, должны
громко заявить: «Процесс против
КПГ не должен состояться»,

Говоря о Лондонском совещании,
Рейман заявил, что это совещание
является НОВОЙ попыткой ВКЛЮЧИТЬ
Западную Германию в военный
блок, возглавляемый американскими
империалистами и именуемый Севе-
ро-атлантическим  пактом. Рейман
разоблачил стремление врагов мира
и единства Германии любым путем

certs
	вооружить Западную Германию В
интересах американских агрессивных
кругов и боннской правящей клики,
указав, что это ведет к углублению
раскола Германии и Европы и про-
тиворечит _ национальным интересам
немецкого народа.

Рейман подчеркнул, что политика
Аденауэра, несовместимая с мирным
и демократическим  воссоединением
Германии, должна быть заменена
другой политикой. Немецкий народ,
сказал ‘он, выступает за создание
системы коллективной безопасности
в Европе, что позволит разрешить и
германский вопрос. Это является
единственной и настоящей альтерна-
тивой блоку милитаристов, CTOPOH-
ников вооружения и войны, подчерк-
нул Рейман. Поскольку народы хо-
тят` жить, эта альтернатива победит,

Говоря о позиции председателя
СДПГ Олленхауэра, Рейман отме-
THA, что требование Олленхауэра ©
воссоединении Германии. требование
созыва четырехсторонней конферен-
ции для мирного решения герман-
ского вопроса и создания системы
коллективной безопасности в Евро-
пе, как и его осуждение авторитар-
ных методов правительства Аденауз-
ра, являются правильными. Вместе
с тем Рейман указал на явное про-
тиворечие в позиции Олленхауэра,
который объявляет себя сторонником
Запада, противопоставляет Запад
Востоку и выступает за создание
военного блока западных держав с
участием Западной Германии в том
случае, если Советский Союз He
уступит диктату западных держав.

Мы, коммунисты, подчеркнул Рей-
ман, готовы вступить немедленно в
переговоры с СДПГ по вопросу о
том, как можно довести до побед-
ного конца борьбу против герман-
ского милитаризма в интересах на-
шей нации. Мы готовы обсудить все
мероприятия, ведущие к мирному и
демократическому воссоединению
Германии. Мы поддержим любой
шаг, который предпримет в этом
направлении руководстве СДПГ.
		ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Вид на один HS
	Ульбрихта вблизи гор. Мерзебурга.
	участков завода имени Вальтера
	fia журнала «ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

О АН  ТВ
	НА СТРОИКЕ»)}.
	класса и всех слоев населения. Но-
вый курс был определен слециаль-
ным решением Политбюро. Централь-
ного Комитета нашей партии oT
9 июня 1953 года.
	Эта политика СЕПГ вызывала в
правящих кругах Западного Берли-
на и Западной Германии замеша-
тельство и панику. Пытаясь сорвать
новый курс, фашистские агентуры
организовали 17 июня 1953 года фа-
шистскую провокацию в демократи-
ческом секторе Берлина и в некото-
рых городах ГДР. Однако эта фа-
шистская провокация была реши-
тельно и быстро отражена рабочими
и крестьянами ГДР при помощи
Советского Союза, который, после-
довательно соблюдая Потсдамские
решения, защищает мирное, демо-
кратическое строительство трудового
народа.

В то же время эта. политика СЕПГ

была горячо поддержана трудящими-
ся ГДР и вызвала широкую активи-
	зацию патриотических сил в Запад-
ной Германии.

В развитие основных положений
	нового курса, намеченного Социали-
стической единой партией Германии,
правительство ГДР разработало и
последовательно осуществляет  це-
лую систему мероприятий. Была по-
вышена заработная плата многих
рабочих, сокращен налог на зар-
плату рабочих и служащих. Увели-
чено количество санаториев, больнин,
детских садов. Значительно расши-
рены права контроля со стороны
профсоюзов в области снабжения
трудящихся промышленными и про-
довольственными товарами, рабочего
кооперативного жилищного  строи-
тельства и участия профсоюзов в
управлении народными  предприя-
THAMH.

Улучнение условий труда и здра-
воохранения трудящихся, создание
клубов, домов культуры, библиотек,
столовых со специальным и диетиче-
ским питанием, обеспечение органи-
зованным отдыхом во время отпуска
сотен тысяч трудящихся с их семья-
ми - все это стало центром внима-
ния правительства ГДР.

Правительство проводит также си-
	стематическое снижение цен на про-
повольственные и промышленные то-
		Югославская ‘газета «Нин» о лондонском совещании
	Об участниках лондонского совеща-
ния нельзя сказать, что они извлекли
уроки из провала «европейского обо-
ронительного сообщества» и принима-
ют во внимание изменение междуна-
родной ситуации. Больше того, они
приступили к решению германского
вопроса без участия ряда непосредст-
венно заинтересованных стран.
	РАЛИО
	СЕГОДНЯ
	БЕЛГРАД, 4 октября. (ТАСС). Га-
зета «Нин» в статье «Компромиссы в
Лондоне», касаясь совещания минист-
ров иностранных дел девяти стран о
вооружении Западной Германии, пи-
шет, что крах «европейского оборони-
тельного сообщества» и брюссельской
конференции явился, несомненно, не-
которым уроком, но только лишь «по
вопросам военной интегрании». Pe-
шение политических проблем осталось
под вопросом.

Коренное решение проблемы евро-
пейской безопасности, по мнению га-
зеты, возможно лишь на основе уста-
новления отношений между европей-
скими странами на более широкой ос-
нове, чем лондонские переговоры.
Опыт с «европейским  оборонитель-
ным сообществом» показал, что рам-
ки «малой Европы» являются нере-
	альными и узкими для широкого
перспективного европейского сотруд-
ничества, которое бы вело к объеди-
ненвю Европы.
	народов Советского Союза и всех
	стран лагеря мирлд.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Кон-
церт студентов Московской государ-
ственной консерватории. 18.30 — Пе-
редача для родителей: беседа доктора
педагогических наук Н. Д. Левитова
«Особенности воспитания подростков».
19.20 — Русские песни в исполнении
Е. Шумской и Б. Гмыри (по город-
ской сети). 20.00 — Передача для ра-
ботников научно-исследовательской
дрейфующей станции «Северный по-
люс-3> (по станциям). 21.00 — «На те-
мы дня». 21.15 — Концерт для молоде-
жи из серии «Русская классическая
музыка». 23.30 — Стихотворения Лер-
монтова.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — По
страницам журнала «Знание — сила»:
18.55 — Симфоническая поэма Иппо-
литова-Иванова «Мцыри». 19.20 — Мон-
таж оперы Пуччини «Манон Леско>.
20.20 — Чувашские песни. 20.30 —
Репортаж о футбольном состязании
команд ЦДСА—<Торпедо» (Москва) (по
станциям второй программы и город-
ской сети). 21.00 — Передача из цик-
ла «Лекции новаторов на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке».
21.25 — Г. Фаст +30 серебреников»;
радиокомпозиция. 23.30 — Украинские
	народные песни.
ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 —
	Эстрадный концерт. 22.19 — Романсы

русских композиторов. 23.15 — Кон-
церт из серии «Инструментальные ан-

самбли Шуберта».
		Забота © благе народа, о наиболее
полном удовлетворении материаль-
ных и культурных потребностей тру-
дящихся является главной задачей
партии, рабочего класса и прави-
тельства Германской ’Демократиче-
ской Республики.
	Для иллюстрации роста матери-
ального и культурного уровня %KH3-
ни трудящихся ГДР приведу некото-
	рые цифры.
От повышения заработной платы,
	снижения налогов. увеличения пеЕен-
	сий, а также от систематического
снижения цен население ГДР вы-
играло свыше четырех миллиардов

марок.
	В распоряжение населения ГДР
предоставлено <сегодня 262 поликли-
ники и’ 296’амбулаторий в городах,
250 сельских амбулаторий, 67 поли-
клиник и 144 амбулатории на пред-
приятиях. Число больничных коек в
республике увеличено в 1954 году
по сравнению с 1948 годом на 20.000,
количество мест в родильных домах
удвоено.

Во исполнение законов о защите
матери и ребенка, об облегчении по-
ложения женшин значительно улуч-
шены детские ясли. Количество мест
в них резко увеличилось.
	Десятки тысяч юношей и девушек
занимаются в специальных и выс-
ших учебных заведениях, готовясь

стать в ряды новой, народной интел-
лигенции. 94 процента’ из них полу-
чают государственные стипендии.
	За последние три года отстроено
свыше шести миллионов  Квадрат-
ных метров жилой площади, Успеш-
но восстанавливаются разрушенные
города: Берлин, Дрезден, Лейпциг,
Магдебург и Росток. Новые кварта-
лы возникли в промышленных метал-
лургических пентрах — Сталинштад-
те, Кальбе и Лауххаммере. Огром-
ные средства вложены в восстанов-
ление и реставрацию исторических
зданий.

Расходы на культуру и науку в
ГДР повысились с 1,7 млрд. марок
в 1951 году до 3.2 млрд. марок в
1954 году.

Академия наук и Академия ис-
кусств нашей республики развивают
плодотворную деятельность, опираясь
на великие научные и туманистиче-
	ские традиции немецкой культуры,
	тортовых отношений, а также за
обмен товарами между демократи-
ческим и капиталистическим миро-
выми рынками на международной
Лейпцигской ярмарке в сентябре
этого года.

Последовательно демократическая
мирная политика правительства ГДР,
большие успехи, достигнутые трудя-
щимися республики во всех областях
народного хозяйства и культуры, не
только завоевывают симпатии у РЯ-
	Пять лет борьбы за мир,
единство и демократию
	октября ис-
полняется пятая
	годовщина CO дня
провозглашения
	всеми европейски-
ми государствами
нашло горячее
одобрение всех
	<>
ГЕРХАРЛ ЦИЛЛЕР,
	секретарь Центрального Комитета
	Рабочие и крестьяне, инженерно-
технические работники и ученые,
учителя и врачи, административные
служащие — все трудящиеся ГДР
знают, что все создаваемое ими идет
на пользу всему немецкому народу,
служит делу мира, великому делу
объединения Германии.
	В Германской Демократической
Республике, где установлен народ-
но-демократический строй, нет 6e3-
работицы и кризисов: эти явления
давно ушли в прошлое. В нашей
стране, где нет никаких барышни-
ков, наживающихся на войне, раз-
витие народного хозяйства идет не-
уклонно вперед.
	Теперь, на четвертом году NATE-
летки, речь идет о том, чтобы произ-
водить. больше и лучше для постоян-
ного улучшения жизни. Задача за-
ключается в том, чтобы совершен-
ствовать социалистическое планиро-
вание и организацию производства
на народных предприятиях и в 0Т-
дельных отраслях промышленности,
шаг за шагом внедрять и применять
достижения передовой науки и CO-
временной техники, неустанно 60-
роться за улучшение качества всех
изделий, за широкий ассортимент
товаров ‘для населения, за снижение
их себестоимости.
	Празднуя пятую годовщину 1ер-
манской Демократической Pecny6-
лики, трудящиеся нашей страны вы-
ражают сердечную благодарность
народам Советского Союза 3a HX
дружескую и братскую помошь и
поддержку. Они также благодарны
всем силам мира, которые эффектив-
но способствовали тому, чтобы Гер-
манская Демократическая  Респуб-
пика стала прочной составной ча-
стью великого мирового лагеря мира.
	Рабочие и все трудящиеся Гер-
манской Демократической  Респуб-
лики сознают свою великую обязан-
ность но отношению к международ-
ному рабочему классу и всем миро-
любивым силам.’Они будут и впредь
укреплять нерушимую дружбу с на-
родами‘ Советского Союза и стран
народной демократии, неустанно 60-
роться за достижение единства
	своей родины, за обеспечение мира.
	<: ба В М ых

Германской Демо-
кратической — Рес-
публики. Эту зна-
менательную дату

ON бе, > -

Социалистической единой партии
Германии

>

миролюбивых СИЛ  довых немцев Западной Германии,
Германии. но и все более усиливают тенденцию
Народная пала-  к разложению среди влиятельных
та и правительство   сил федеральной республики. O6
	трудящиеся нашей
республики встречают в обстановке
большого политического и производ-
ственного подъема.

Граждане Германской Демократи-
ческой Республики, ‹ ее решающая
сила — рабочий класс, трудящиеся
крестьяне и все слои населения тото-
вятся к народным выборам, которые
состоятся 17 октября 1954 года.
	В честь народных выборов на мно-
THX предприятиях республики под
руководством организаций СЕПГ и
профсоюзов развернулось движение
ва выпуск сверхплановой продукции.
Коллективы промышленных  пред-
приятий, а также машинно-трактор-
ных станций берут на себя конкрет-
ные обязательства, направленные на
повышение производительности TPY-
да и дальнейший подъем народного
хозяйства.

Это движение является также до-
стойным ответом рабочих масс на
осуществленное правительством ГДР
с 3 сентября новое болышое сниже-
ние пен на продовольственные и
промышленные товары, от которого
население республики выиграет до
конца этого года 600 млн. марок, а
в 1955 году — около 1,8 млрд. ма-
рок.

Народная палата и правительство
Германской Демократической Рес-
публики проводят последовательную
политику, направленную на обеспе-
чение мира. Пропаганда войны и на-
рушение мирных отношений Между
народами объявлены преступлением
и караются законом. Предложение
Советского Союза на Берлинской
конференпии министров  иностран-
	ных дел о заключении договора ©
коллективной безопасности ‘в Европе
	этом свидетельствуют факты откола
от аденауэровского режима отдель-
ных видных политических деятелей.

Социалистическая единая партия
Германии имеет твердую  ориента-
пию на завоевание большинства
рабочего класса всей Германии. На-
ша политика направлена на укреп-
ление Германской Демократической
Республики, являющейся оплотом
успешной борьбы за демократиче-
ское единство Германии, за обеспе-
чение мира.

Эта принципиальная борьба за
мирный труд всего германского на-
рода в настоящем и будущем нахо-
дит свое выражение в осуществле-
нии первого пятилетнего плана ГДР.
Наша первая пятилетка ставит за-
дачу — увеличить выпуск промыш-
ленной продукции вдвое по сравне-
нию с 1936 годом. Нет сомнений,
что эта трудная и сложная задача
будет решена, Уже в 1953 году
объем промышленной продукции с0-
ставил 176 процентов к довоенному
1936 году, а в этом году он, соглас-
но плану, составит 195,1 процента.

Опираясь на братскую помощь Со-
ветского Союза, трудящиеся ГДР
создали металлургическую промыш-
	ГДР вновь и вновь
ставят перед боннским парламентом
вопрос о достижении демократическо-
го единства всей Германии. Советский
Союз предоставил Германской Демо-
кратической Республике  суверени-
тет, установил с ней такие же от-
ношения, как и со всеми другими гГо-
сударствами. Это позволяет прави-
тельству ГДР еще глубже раскры-
вать всему германскому народу
опасность для будушего нашей на-
ции и для народов Европы, которая
кроется в боннском и парижском
военных договорах, преследующих
цель возрождения агрессивного за-
падногерманского милитаризма.
	За годы существования 1ерман-
ской Демократической Республики —
первого в истории Германии рабоче-
крестьянского государства — значи-
тельно возросла и окрепла ее поли-
тическая и экономическая МОЩЬ.
Превосходство народно-демократиче-
ского строя со всей силой сказалось
во всех областях общественной жиз-
ни — в промышленности, сельском
хозяйстве, в области культуры. Это
превосходство является огромной
притягательной силой, оно оказывает
зсе большее влияние на трудящихся,
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — Твор-
чество индийского писателя Према
Чанда. 10.00 — Для дошкольников:
«Угадай-ка>. 10.30 — Концерт-очерк
«Народный артист СССР Н. Ханаев».
11.15 — Трансляция концерта из Кие-
ва. 13.00 — Передача из цикла «Моло-
дые строители коммунизма». 14.00 —
Передача из Софин. 14.30 — Главы из
романа Бека и Лойко «Молодые лю-
	ди». 16.10 — По страницам газеты
«Пионерская правда>. 16.25 — <МУ-
этткальная шкатулка». 17.45 — Произ-
	ведения татарских композиторов.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.20 — Кон-
церт молодых исполнителей Государ-
ственного музыкального театра им.
Станиславского и Немировича-Данчен-
ко. 17.55 — Камерный концерт запад-

ной музыки.
	ТЕЛЕВИЛЕНИЕ
	СЕГОДНЯ

19.15 — Для детей: мультиплика-
нионный фильм «Слон и муравей».
19.36 — Киножурналы. 20.00 — Кон-
церт мастеров индийского искусства;
передача из Концертного зала им.
Чайковского. °

Eee

промежуточные слои общества и  ленность, развили машиностроение,
представителей интеллигенции За-  судостроение и другие отрасли TA-
падной Германии, находящейся в   желой индустрии. В сельском хо-
условиях назревающего  экономиче- зяйстве были организованы машин-
ского кризиса. но-тракторные станции,  помогаю-

Выражением все увеличивающего-   щие производственным  кооперати-

ПЕ” м о оао Vn.
	вам и единоличным крестьянским хо-
зяйствам в получении высоких Уро-
жаев. Укрепив экономическую базу
страны, Социалистическая единая
партия Германии и правительство
ГДР взяли курс на быстрое улуч-
шение жизненного уровня рабочего
	‘ся влияния истинно демократических
  сил служит и тот факт, что экономи-
` ческие круги Западной Германии,
несмотря на препятствия и клевету
со стороны боннского правительства,
’ демонстративно выступили в HOI
	лержку развития внутригерманскил
	18.40 — Для детей: передача из с®-
рии «Твои книжки» — украинская на-
родная сказка  «Колосок». 18.55 —
Международная товарищеская встреча
по футболу команд «Арсенал» (Анг-
лия) — «Динамо> (Москва); передача
со сталиона «Динамо».
		Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.