ПО - ХОЗЯЙСКИ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ЗЕМЛЮ ГОРОДА
	В нашей стране строится много
детских учреждений. В каждом но-
вом. доме пять процентов всей жилой
плошали отводится под детские сады
	и ясли. В текущем десятилетии в Мо-
	скве должно быть построено 109 мил:
лионов квадратных. ‚метров жилой
площади. Полмиллиона из них зай-
мут детские учреждения, которые об-
служат 200 тысяч ребят.
	Наряду с этим в Москве возводит-
ся большое количество зданий спе-
циально для детских садов и яслей.
В настоящее время только в Мос-
кве находится в стадии проектиро-
вания и строительства около ста та-
ких  специализированных зданий,
рассчитанных на 10 тысяч детей.
	Целесообразно ли сооружать такие
небольшие здания в центре города?
Практика говорит, что нет. В усло-
виях большого современного города
строительство малоэтажных зданий
экономически ничем не оправдано.
	Когда двухэтажные детские сады и.
ясли возводятся в центральных рай-
онах Москвы, то стоимость занимае-
мой ими территории, как правило,
превышает в несколько раз стои-
	мость самого здания. И все же, не-
	смотря на явную нерентабельность
такого строительства, оно до сих пор
планируется и осуществляется.
	Городская территория, особенно в.
	центральных районах Москвы, пред-
	ставляет большую ценность. 110-
следняя складывается из стоимо-
сти городских. сооружений и ce
тей водопровода, канализации, Te-
	лефона, газовои сети, транспорта и
многого другого. Если все это учесть,
то окажется, что ‘земельный участок
в центре города, на котором распо-
ложено здание детского сада на 109
мест, стоит городу в пять раз доро-
же, чем сам детский сад. При разум-
ной же застройке на этом участке
городской территории можно возве-
сти жилой дом на сто двухкомнат-
ных квартир, а на его первом этаже
свободно разместить тот же детский
сад на сто ребят.
	законно возникает вопрос: почему
же в течение многих лет работники
Горплана и Архитектурно-планиро-
вочного управления Мосгорисполко-
ма при планировании и размещении
строительства совершенно не учи-
тывают стоимости городской терри-
тории и допускают это нерентабель-
ное малоэтажное строительство в
центральных районах Москвы?
	И. Рощин,

заместитель руководителя
мастерской № 13
института «Моспроект».
	БЕЗ ОТРЫВА
ОТ ПРОИЗВОЛСТВА
	Наладчик П. Журавлев — один из
лучших производственников шпуль-
но-катушечной фабрики имени Ф. 5.
Дзержинского. После окончания
дневной смены Журавлева можно
встретить на занятиях филиала за-
очного текстильного техникума, от-
крытого в этом году при фабрике.
Здесь же занимаются токарь С. Фе-
дотов, сменный мастер А. Яковлев,
наладчик А. Сидякин ‘и многие‘ дру-
тие; закончившие B прошлом rosy
сельмой класс школы. рабочей моло-
WKH.
	Штамповщики, наладчики, маши-
нистки, токари, мастера и служащие
фабрики учатся в заочных институ-
тах, техникумах, школах рабочей мо-
лодежи. Многие работники вечерами
посещают фабричный учебный ком-
бинат, где организована производ-
ственная учеба.
	ЗАБОТА О РОДНОМ
ПРЕЛПРИЯТИИ
	Fa. производственных совананиях в литеином цехе
	завода «Красный факел»
	— Обучение показом, непосред-
ственно на рабочем месте, — сказал
он. — дает наилучшие результаты.
	Так и сделали. Долонов начал го-
товить молодых рабочих Медведева
и Андросова, стерженщик Бурмист-
ров помогал овладевать новой про-
фессией Оверину, Мотину, Овечкину,
а наждачница Бессонова — Варваре
Кротовой.

Сейчас все молодые рабочие рабо-
тают самостоятельно. Квалифика-
ционная комиссия многим из них
присвоила высокие разряды.
	На своих совещаниях ° литеищики
разбирают не только производствен-
но-технические вопросы. Здесь 0б-
суждаются также и вопросы укреп-
ления трудовой дисциплины, . про-
ступки товарищей. Трудно переоце-
нить воспитательное значение таких
совещаний, — оно огромно. Об этом
говорит такой пример.
	Есть в литейном цехе бригада раз-
ливщиков. Состоит она зсего из трех
рабочих — Митюхина, Доброва и
Клюева. Все считали ‘разливщиков
очень дружным коллективом. Каж-
дый из них выполнял и перевыпол-
нял задания. Однако, приглядевшись
поближе к членам этой бригады, мно-
гие стали замечать, что в дни полу-
чек Митюхин куда-то исчезал, а за
него работу выполняли Добров и
Клюев. Однажды начальник цеха
спросил их, где Митюхин. Они отве-
тили, что тот в столовой и должен
вот-вот вернуться. Но прошел час,
другой, а Митюхина не было. Только
к концу смены его нашли. спящим в
раздевальной ‘комнате. Получив в
этот день зарплату, он напился и в
пьяном виде вернулся на завод. Доб-
ров и Клюев, чтобы выручить това-
рища, уложили его спать, а сами
продолжали трудиться, выполняя ра-
боту за троих. И так они поступали
почти каждый раз, Жогда выплачи-
валась заработная плата.

С Митюхиным после этого случая
беседовал начальник цеха, он обе-
шал исправиться, но слова своего не
слержал — в очередную  получку
опять напился. Тогда администрация
и общественность цеха решили пого-
ворить о его поведении на производ-
ственном совешании.
	Строго осудив нелисциплинирован-
ность Митюхина, мастер Долонов
остановился и на беспринципности
его товарищей по бригаде. Зная, что
Митюхин пьянствовал во время ра-
боты, Добров и Клюев покрывали
его, боясь, как они выразились, «по-
колебать авторитет бригады». Пове-
дение разливщиков осудили и дру-
гие участники совещания.
	Суровая критика товарищей, с ко-
торыми Митюхин, Добров и Клюев
проработали на «Красном факеле» не
один год, возымела свое действие.
Сейчас бригада, возглавляемая Ми-
	тюхиным, — лучшая в цехе.
Сила производственных совещаний,
проводимых в Литейном цехе, — в
	действенности их решений. Любое
предложение или критическое заме-
чание; высказанное рабочими,. здесь
учитывается, по нему принимаются
срочные меры. Это ‘поднимает авто-
ритет совещаний, развязывает в кол-
лективе инициативу, ведет к главно-
му — повышению производительно-
сти труда, улучшению качества про-
дукции, укреплению трудовой дис-
	ЦиплинЬь,

Б Волк.
	КогдА профорг Бурмистров во-
шел в конторку литейного цеха,

Снетков был уже там. Молодой фор-
мовщик что-то горячо доказывал ма-
стеру ОТК Антонову.

— Дая об этом и слушать не хо-
чу, — то и дело перебивал его ма-
	стер, — за эти вещи наказывать
нужно.

— Именно наказывать, — вставил
Бурмистров. :
	Он уже слышал о том, что произо-
шло сегодня со Снетковым, и до глу-
бины души был возмущен  поведе-
нием этого рабочего.
	Завод получил срочный заказ, и от
работы литейщиков зависело его вы-
полнение. День был очень напряжен-
ным, и рабочие легко вздохнули,
когда отлили последнюю, но очень
замысловатую деталь. Однако никто
не уходил — ждали результатов про-
верки продукции отделом техническо-
го контроля. Итоги оказались неуте-
шительными; сорок процентов гото-
вых изделий было забраковано. На-
чали искать виновника, допустивше-
го брак. Его нашли быстро — это
был Снетков.
	И вот молодой формовщик старает-
ся убедить опытного мастера.
	— Не представляю себе, как мож-
но работать без брака, — твердит
он. — Небольшой, но он обязательно
будет.

Когда Снетков ушел, Бурмистров

поделился с Антоновым своими мыс-
лями: .
	— У нас, к сожалению, брак не
только у формовщиков. Есть они у
плавильшиков и у разливщиков. Да-
вайте поговорим об этом на произ-
водственном совещании в цехе. Пусть
сами рабочие выскажутся, может
быть, что-то им мешает. Поговорим и
о Снеткове.
	Бурмистров известил рабочих 0
предстоящем совещании. Точно в
назначенный час в конторке собра-
лись почти все.
	Совещание открыл начальник цеха
тов. Петров. Он подробно рассказал
о недобросовестнссти, проявленной
формовщиком Снетковым. Здесь же,
в конторке, была устроена выставка
изготовленных им и забракованных
деталей.
	Резко критикуя своего товарища,
литейщики вместе с тем высказали
и ряд справедливых требований. Де-
ло в том, что литейному цеху на мо-
сковском заводе «Красный факел» до
последнего времени мало уделяли
внимания. Его производство многие
годы не совершенствовалось. Почти
все изделия отливались «в землю»,
по старинке, что не могло не отра-
зиться ‚на качестве продукции. На
совещании было высказано пожела-
ние, чтобы администрация завода
ускорила переход на литье в кокиль,
т. е. металлические формы. Вскоре
новый метод был внедрен в произ-
BOICTEO.
	Совещание научило многому не
только Снеткова- и других; но и по-
казало высокую хозяйскую — заботу
рабочих.о.развитии, родного, завода,

Производственные совешания проч-
но вошли в практику литейного цеха.
Они помогают общественным органи-
зациям и администрации широко
привлекать рабочих к управлению
производством, способствуют росту
их творческой активности.
	Не так давно в цех пришло не-
сколько молодых рабочих. О спе-
циальности литейщика, которой юно-
ши и девушки решили посвятить
свою жизнь, они ясного представле-
ния не имели. Молодежь нужно было
обучить вначале хотя бы основам
литейного дела. На очередном про-
изводственном совещании, когда об-
суждался этот вопрос, старый пла-
вильщик Яков Иванович Долонов
предложил прикрепить молодежь к
	опытным мастерам.
		ДЛЯ МАССОВОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
	В МАСТЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОГО
АРХИТЕКТУРНО-
КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО
	ТИПОВЫЕ СЕКЦИИ
столичных ‘Ломов
	На выставке новой строительной
техники в Сокольниках москвичи
увидели в этом году опытные образ-.
цы квартирных секций многоэтажно-
го дома. Мх разработали в мастер-
ских Специального архитектурно-кон-
структорского бюро Архитектурно-
планировочного управдения Mocrop- .
исполкома, Секции отличаются более
удобной планировкой. В квартирах
предусмотрены встроенные шкафы, в
кухнях — мойки, навесные шкафы,
мусоропровод. ,

По этим опытным образцам разра-
батывается сейчас серия прсектов с
разнообразным (по количеству ком-
нат и жилой площади) набором квар-
тир. Новые секции намного эконо-
мичнее опытных — на каждую ты-
сячу квадратных метров жилья они
дадут от двух до четырех дополни-
тельных квартир. Значительным до-
стоинством их является также то,
что благодаря взаимозаменяемости
конструкций они с сдинаковым усме-
хом могут быть применены ‘в зда-
ниях индустриального типа — кар-

касно-панельных, крупноблочных, а
также в обычных кирпичных.
Проекты типовых секций недавно
	переданы на рассмотрение в Архи-
тектурно-планиревочное управление.
В первой половине 1955 года будут
выпущены их рабочие чертежи для
массового применения на стройках
СТОЛИЦЫ.
	В настоящее время на основе но-
	вых секций разрабатываются типо-
вые проекты целых многоэтажных
зданий.

Недавно — Архитектурно-строитель-
	ный совет одобрил проектные зада-
ния пятнадцати типовых восьмиэтаж-
ных кирпичных жилых домов. В пер-
вой половине 1955 года будут выпу-
щены первые комплекты рабочих чер-
тежей ломов этого типа.
	ЗДАНИЯ ИЗ КРУПНЫХ
БЛОКОВ
		воем.
								Коллектив завода ламп днев-
ного света треста местной про-
мышленности Первомайского рай-
	она столицы, соревнуясь -а д6е-
срочное завершение пятой пяти-
летки, выполнил досрочно го-
довой план по выпусну валовой
продукции. Многие рабочие пред-
приятия систематически перевы-
полняют сменные задания. НА
СНИМКЕ: в стеклодувном вану-
умном цехе. Бригадир смены
Р. МОРОЗ, выполняющая сменные
нормы в среднем на 135 процен-
тов, у поста вакуумной обработки
ламп дневного света.
	Фото А. ПОЗДНЕВА (ТАСС).
	2.450 ТЫСЯЧ
ПАССАЖИРОВ
МЕТРО
	ЧТО ПОКАЗАЛО
ОБСЛЕДОВАНИЕ
	Управлении метрополитена под-
водятся предварительные итоги об-
следования пассажирспотоков, прово-
дившегося 27 октября.
	Подсчет талонов и билетов, собран-
ных счетчиками, показал, что число
пассажиров, перевозимых за день
столичным метрополитеном, увеличи-
лось по сравнению с 1946 годом бо-
лее чем на 40 процентов. Больше все-
го нассажиров зарегистрировано на
кольцевой линии, которая имеет шесть
пересадочных узлов.
	Общее число пассажиров, переве-
зенных 927 октября, достигает 2.450
тысяч человек. Талонами и билетами
были заполнены шестьдесят мешков.
Для их подсчета и рассортировки
потребовалось затратить более десяти
тысяч человеко-часов.
	Подсчет талонов и билетов произ-
водился по часам входа и выхода
пассажиров из метро, по станциям
отправления и высадки, по пересадоч-
ным пунктам и т. п. В тех случаях,
когда пассажир не сдавал счетчику
талона или билета, в сумку опуска-
лись заготовленные заранее «фишки»
— пустые талоны с обозначением
станции.
	Особенно напряженно работает
метрополитен в часы «пик» — от 7
до 10 и от 17 до 20 часов. За эти
шесть часов он перевозит 45,6 процен-
та общего числа пассажиров. НАаи-
болыная нагрузка приходится на пе-
риоды от 8 до 9 и от 18 до 19 часов.
	Окончательные итоги обследования
будут подведены в ближайшее время:
Они позволят установить загрузку в
любой час не только каждой линии
или станции метрополитена, но и
каждого перегона между двумя лю-
быми станциями. Это даст возмож-
ность Управлению метрополитена
полнее использовать подвижной со-
став, улучшить графики движения
поездов, успешнее координировать
работу метро с другими видами тран-
	спорта.
	Большой популярностью у пионерских воматех, руноводителей тех-
нических кружнов и нлассных руноводителей’ ‘лаиол столицы пользует-
	Московском Ггородсном доме пионе-
rom своей работы, получают or
	СЯ «день практических работ» в
	ров. Здесь они обмениваются Опытом
	Вы: а и.

сультации, учатся делать различные модели, наглядные пособия, иг-
ры, поделки из дерева, папье-маше и других материалов. НА СНИМКЕ:
заведующий географическим набинетом. Дома пионеров В. КУЗЬМИН
	Фото В. КУНОВА (ТАСС),
	консультирует пионерских вожатых.
	гости Москвы.
	РАСОСНАЗЫЬВАИЮТ
	Литература монгольского народа
ДЛАМДИНСУРЭИА,
	вот основная и главная задача, сто-
ящая перед писателями Монголии.

Народно-революционная партия,
правительство создают все условия
для успешной творческой работы на-
ших писателей. Возможнюсти. для
творчества в стране, обретшей свобо-
ду, безграничны. В Монголии из-
даются литературно-хуложественный
журнал Союза писателей, иллюстри-
рованный журнал, сатирический жур*
нал, различные газеты. В них со
трудничают писатели самых различ-
ных поколений.

Говоря о влиянии советской лите:
ратуры на монгольскую, нельзя №
отметить ту болыную популярность я
любовь, которую питает к произведе-
ниям русских писателей наши народ.
Большими тиражами издаются в
Монголии книги русских авторов.
Достоянием нашего народа стали ге
ниальные творения Пушкина и Лер-
монтова, Горького и Маяковского.
На родном языке читают монголы
«Разгром» Фадеева, «Непокоренные
Горбатова, «Повесть о — настоящем
человеке» Полевого, «Чингис-хаю
Яна, «Ясный берег» Пановой, «Гурты
на дорогах» Авдеева и многие, мно-
гие другие произведения современ:
ной советской литературы.

Монгольские ° писатели гордятся
тем, что < образцами их творчества
смог познакомиться советский чита:
тель. В СССР был предпринят вы’
пуск ряда произведений наших веду»
щих писателей, а также большого
сборника «Под солнцем свободной
Монголии», состоящего из множества
произведений монгольских поэтов
и прозаиков. Одной из основных тем
этого сборника является тема друж:
бы с советским народом. Она являет-
ся также ведущей темой всей мон
гольской литературы.

С нетерпением ждем мы начала
работы второго Всесоюзного съезда
советских писателей. Мы уверены,
что он принесет большую пользу
монгольской литературе и поможет
преодолеть ряд имеющихся еще су
шественных недостатков.
	‘pica километров отделяют

нашу родину от столицы велико-
го Советского Союза. Но мы еже-
часно чувствуем братскую близость
Москвы. О чем бы ни шла речь у нас
—` о вопросах хозяйственного строи-
тельства, развития сельского  хозяй-
ства или вопросах, связанных с раз-
витием культуры, — мы неизменно
обращаемся к той сокровишнице
опыта, который накоплен советскими
людьми, победно строящими KOMMY-
нистическое общество.
	Монгольский народ занят большим
созидательным трудом. Нами многое
уже сделано, но еще болыше предсто-
ит сделать. Мы завершаем третий
решающий‘ год нашей второй пяти-
летки. ХПИ съезд Монгольской на-
родно-революционной партии поста-
вил перед всем народом ответствен-
ные задачи в деле построения CO-
циализма в стране. Из решений съез-
да сделали вывод для себя и мон-
гольские литераторы.

Мы видим свою основную задачу в
	том, чтобы как можно шире, полнее
и ярче отразить в своих произведе-
	ниях жизнь народа, преобразования
в области сельского хозяйства, пер-
вые шаги в промышленности, пока-
зать зарождение новых очагов куль-
туры, показать нового человека, сво-
бодного от предрассудков и суеве-
рий.

За последнее время в монгольской
литературе появились жанры,  кото-
рые ранее у нас никогда не сущест-
вовали. Нашими писателями созданы
романы, а также множество расска-
зов, фельетонов. В этом году наши
писатели закончили работу над сце-
нариями трех полнометражных худо-
жественных фильмов.
	Современная монгольская литера-
тура — одна из самых молодых де-
мократических литератур. Она вы-
росла и развивается под благотвор-
ным влиянием советской литературы.
Овладение методом  социалистиче-
ского реализма, непрестанное coBep-
	`шенствование своего мастерства
	председатель Союза монгольских писателей.
		секретарь правления Союза монгольских писателей.
	Особое внимание коллектив Спе-
циального архитектурно-конструктор-
ского бюро уделяет пробктированию
сборных зданий — крупнопанельных
и крупноблочных. Осенью в Богород-
ском и на Варшавском шоссе всту-
пили в строй первые две школы, со-
бранные из крупных шлаковых бло-
ков, на Поклонной горе закончена
сборка стен третьего школьного зда-
ния. В 1955 году в Москве будет со-
сружено 15 крупноблочных школ.
Участки для них уже отведены.

Заканчивается проектирование
крупноблочной школы нового типа.
Улучшена планировка здания: физ-
культурный зал расположен на UA-
том этаже, предусмотрены дополни-
тельные ‘помещения для уголка жи-
вой природы и школьных мастерских,
увеличены площади библиотеки, бу-
фета. Первую такую школу скоро
начнут строить на Скаковой улице.

Крупноблочные конструкции най-
лут широкое применение во всех ви-
дах культурно-бытового  строитель-
ства. Сейчас, например, создаются
проекты первых крупноблочных боль-
ниц — на 200 и на 400 коек.

Проектным организациям Москов-
ского Совета предложено выпустить
серию типевых проектов 5—8-этаж-
ных жилых домов со стенами из
крупных блоков. Выпуск рабочих чер-
тежей домов этой конструкции нач-
нется в первом полугодии. Для -мас-
сового строительства изготовляются
рабочие чертежи сборных BOCbMH-
этажных жилых домов из крупных
блоксв и с несушими стеновыми па-
нелями.

2-е общестроительное  территори-
альное управление Главмоестроя в
1955 году возведет в опытно-показа-
тельном порядке на Васильевской
улице первый семиэтажный жилой
дом из крупных блоков.
	ЗАКРЫТИЕ ХУ[ ЖЕНСКОГО ШАХМАТНОГО
ЧЕМПИОНАТА СССР
	КРАСНОДАР, 14 декабря. (По те-
лефону. Наш спец. корр.). ХУ! жен-
ский шахматный чемпионат СССР
закончился. Вчера утром доигрыва-
лись последние: две партии. Руденко
выиграла у Бигловой, а Затуловская
— у Чудовой.

Таким образом окончательное рас-
пределение мест в турнире таково:
	Первое место и звание чемпионки
СССР завоевала ленинградская пер-
воразрядница Лариса Вольперт, на-
бравшая 14 очков. Победительница
выиграла десять партий, восемь пар-
тий свела вничью и потерпела лишь
одно поражение.
	Второе место заняла перворазряд-
ница Ю. Гурфинкель (Ростов-на-До-
ну) — 131% очков.
	На третьем месте заслуженный ма-
стер спорта О. Рубцова (Москва)—
12 очков.

Четвертое, пятое и шестое места
вместе с чемпионкой мира Е. Быко-
	вой (Москва) и бывшей чемпионкой
СССР К. Зворыкиной (Минск) раз-
	делила самая молодая участница
турнира 19-летняя бакинская перво-
разрядница Т. Затуловская — у них
по 111 очков.

Далее идут: перворазрядницы
М. Лауберт (Рига) и С. Роотаре
(Таллин) — по 11 очков, В. Тихо-
мирова (Московская область) —
104% очков, мастер О. Игнатьева
(Москва) и экс-чемпионка мира
Л. Руденко (Ленинград). — по 10
счков, перворазряднины — Э, Гольд-
берг (Киев), Э. Какабадзе (Тбили-
си), Е. Малинова (Киев), Т. Странд-
стрем (Москва) и В. Чудова (Моск-
Ba) — по 8 очков, Е. Биглова (Ле-
нинград) и О. Кацкова (Москва)—
по. 7 очков, Б. Вайсберг (Киев) —
51) очков и выбывшая из турнира
по болезни мастер Н. ‚Войцик (Мо-
cKBa) — 414 очка.
	Вчера вечером в клубе строителей
состоялось _ официальное закрытие
турнира. После оглашения итогов
чемпионата было объявлено, что чем-
	пионке СССР Л. Вольперт присвое-
но звание мастера.

HA СТОЛЕ, поближе к окну, примо-
стился деревянный ящичек. Из
земли, которой наполнен он до краев,
торчат невысокие, с виду сухие, шер-
шавые прутики. Но стоит подойти и
всмотреться, и вы увидите, что эти
растения оживают, просыпаются от
зимнего сна. Налилась соками одна
из почек и брызнула пучком ярко-
зеленой, мягкой, как шелк, хвои.

Это молоденькие сеянцы ‘листвен-
ницы — породы, которой в последние
годы так много занимаются в Брон-
ницком лесничестве.

Но прежде, чем начать рассказ ©
лиственнице, побродим в Бронницких
лесах. Идти придется не особенно да-
леко — за шоссе видны березы, сос-
ны, дубы. Туда, в 47-й квартал, дер-
жит путь лесничий Павел Иванович
Дементьев.

Познакомимся с ним. Жизнь и ра-
бота трех поколений рода Дементь-
евых связаны с русским лесом. Сам
Павел Иванович тридцать шесть лет
сажает и растит деревья. Здесь, под
Бронницами, в живописном уголке
зеленой зоны столицы. на берегах
	ЛИСТВЕННИЦА
HOA MOCKBOS
	Москвы-реки, знакомы ему каждая
просека, каждая поляна. А площадь
Бронницкого лесничества немалая —
почти пять тысяч гектаров. Дементь-
ев знает свое хозяйство не как спо-
койный созерцатель, а как человек
неутомимый, вечно ищущий нового,
	— ...Ну вот мы и дошли, — гово-
рит Павел Иванович, направляясь на
широкую просеку.

Под защитой белоколонных берез
очень тихо. Ветер, так буйно гулявший
в поле, сразу исчез. Лишь слегка по-
качиваются вершины высоких де-
ревьев.
	По обеим сторонам просеки тянутся
такие привычные взору москвича пей-
зажи — березняк, невысокие осинки
да приземистые, опушенные декабрь-
ским снежком елочки.

Но вот $ кордона объездчика Пав-
	лова картина резко меняется. Те-
перь вдоль дороги стоят сибирские
лиственницы. Привольно раскинув
	свои ветви, деревья словно выстрони-
лись для смотра на огромном снеж-
ном плацу. И, как командир, стара-
ясь скрыть довольную улыбку хозяи-

на, обходит Лементьев эти ряды.
	Дальше лиственница встречается
уже часто.

— Здесь были зараженные гнилью
осинники. Тут росла ольха, — говорит
	Дементьев, кивая на молодой хвой-
ный лес.
	Оказалось, что осмотреть все по-
садки лиственницы за один день про-
сто невозможно — для этого NpH-
	шлось бы обойти территорию более
чем в 460 гектаров.
	Чем же так полюбилась здесь ли-
ственница? Павел Иванович достает
срезы, сделанные со стволов ели, сос-
ны и лиственницы. Каждому дереву
было по восемнадцати лет. Но как от-
личаются друг от друга эти круглые
кольца! Можно подумать, что лист-
венница по крайней мере в два-три
раза старше своих хвойных собра-
тов, — настолько толше ее ствол.
	Бронницком лесхозе почти два
десятилетия ведется кропотливое изу-
чение хвойных пород, и чем больше
делается обобщений, тем яснее стано-
вится превосходство лиственницы.

— Посмотрите, как быстро растут
эти деревья, — говорят в лесхозе о
	лиственницах. — [Годовой прирост
	УЧЕНЫЕ, — СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯИСТВУ
	Конференция, продолжавшаяся @
6 no 1] декабря, подвела итоги #а-
учной работы этого крупнейшего ву-
за страны за 1954 год. Коллектив
академии поддерживает тесную связь
с практиками сельского хозяйства.
Обобщению их передового опыта бы:
ли посвящены многие доклады уче
ных.
	на конференции выступили и н°
ваторы социалистического сельского
хозяйства. О новых методах обра:
ботки почвы и посева, способетвую-
щих получению высоких и устойчивых
‚урожаев сельскохозяйственных куль
тур, рассказал директор Шадринской
опытной станции, лауреат Стали
ской премии_Т. Мальцев.

Серьезное внимание было уделено на
конференции тесретическим вопросам.

rr
	По следам наших
	выступлений
	«Галик ищет
покупателя...»
	Так назывался фельетон, опубл
кованный в газете «Вечерняя Mock
ва» 9 августа этого года. В нем кри
тиковалея существующий порядок
продажи населению легковых 4810
мобилей, который приводил К С}
чаям спекуляции. .

Министерство торговли CCCP pe-
щило ввести с   января 1955 года н0-
вый порядок продажи легковых авто
мобилей «Победа» и «Москвич»,

Специализированные магазины М#
нистерства торговли СССР и ряд №2:
газинов ОРС’ов будут принимать 0
населения предварительные заказы ©
сроком исполнения в течение года.
Делая заказ, покупатель оплачивает
полную стоимость автомобиля, полу“
чает квитанцию и «заказ-обязатель»
ство». Автомашины будут продавать
ся магазинами в порядке строгой 10°
следовательности принятых заказов.

Оформляя заказ, покупатель 107%
жен предъявить справку районной
автоинспекции об отсутствии y Hero
собственного автомобиля. Повторная
продажа автомашины «Победа» будет
производиться не менее чем через
5 лет после предылущей  покупё№
«Москвича» — через 3 года, что до*
жно быть удостоверено справкой Го»
	сударственнои автоинспекция,
	В этом году Министерство выеше-
го образования организовало не-
сколько комплексных экспедиций, В
их состав вошли ученые и студенты
Московской сельскохозяйственной ака-
демии имени К. А. Тимирязева и Ин-
ститута инженеров землеустройства.
В Казахстане они выявили
около 1,5 миллиона гектаров новых
пахотопригодных земель. О резуль-
татах работы экспедиций рассказал
на научной конференции академии
имени К. А. Тимирязева профессор
	С. Ярков.
		иных превышает полтора метра. Раз-
ве могут тягаться с ними наши сосны
я ели?

Полюбоваться бронницкими лист-
венницами можно и не выезжая из
Москвы. На Ленинских горах, у вы-
сотного здания университета, посели-
лись шестьсот отборных деревьев.

Два года назад в адрес лесничества
начали прибывать посылки с семена-
ми из многих мест страны. Здесь ре-
шили вырастить все известные виды
и формы лиственницы и посмотреть,
какие из них будут в ‚наших усло-
виях лучшими по приросту древеси-
ны и формам ствола, какие окажутся
устойчивее против вредителей. Народ-
нохозяйственное значение этой впер-
вые начатой работы очень велико.

В питомнике произвели географиче-
ские, как их здесь называют, посевы
лиственницы. На этикетках, укреплен-
ных у делянок, — надписи: Тувин-
ская автономная область, Горно-Ал-
тайская, Красноярский край, Иркут-
ская область, Тюменская, Новоси-
бирская. Это места, где растет сибир-
ская лиственница. „

Семена европейской лиственницы
получили из Станиславской области,
даурской — из Якутии, лиственницы
Сукачева — из Удмуртии, Башкирии
и Архангельской области, лиственни-
цы Чекановского — из Бурят-Монго-
лии, а японской — с Южного Саха-
лина.

Любопытную картину представлял
питомник осенью. Здесь на сравни-
тельно небольшом участке можно бы-
ло видеть все цвета лиственницы —
зеленый любых оттенков, бледно- или
яркожелтый, серый (у растений, по-
терявших хвою).

Первыми сбросили хвою сибирская
и даурская лиственницы. У японской
		хвоя начала бледнеть поздней осенью,
а европейская лиственница зеленела
до самых заморозков.

Работа, которую здесь ведут на-
стойчиво и кропотливо, с подлинно
научной методичностью, скоро пока-
жет, какие лиственницы лучше разво-
дить в Подмосковье, да и вообще в
среднерусской полосе.

В Бронницком лесхозе вам покажут
оригинальный бурав, сконструирован-
ный работником хозяйства И. Редьки-
ным. С помощью этого инструмента
здесь быстро сажают молодой лес.
Воткнув бурав в землю и повернув
по часовой стрелке, работница выни-
мает его вместе с землей. В образо-
вавшуюся ямку опускается саженец.

Меняя облик лесов, вытесняя мало-
интересные породы более ценными и
долговечными, здесь пришли к очень
важному для озеленителей городов
выводу. Существовало мнение, что лн-
ственницу можно сажать лишь очень
ранней весной, а более поздние по-
садки приводят к гибели растений.
Так здесь и делали до 1950 года. Но
однажды с посадками запоздали, ве-
точки деревьев уже покрылись хвоей,
а растения нужно было переносить
на новое место. Решили рискнуть.

Вопреки ожиданиям деревья пре-
красно перенесли пересадку. Тогда в
виде опыта стали сажать лиственни-
цы в течение всей весны, лета и осе-
ни. Ежедневно высаживали по 40—50
растений, занимая ими для удобства
наблюдения отдельные ряды. Осенью
обследовали все деревья, и что же
оказалось? Лиственницы, посаженные
в мае, июне и даже в июле, велико-
лепно прижились.

Кто же помогает Дементьеву ра-
стить и охранять леса? Это — опыт-
	ные лесники Иван Данилов, Сергей
	1апкин, Александр Кульков, Евгений
Павлов. Каждый из них следит за
большим массивом площадью в 500-—

600 гектаров. Зимой на лыжах, летом
пешком идут лесники дозором, сле-
дят, чтобы не было самовольных вы-
рубок, чтобы не остался непогашен-

ный костер.

Многие москвичи после воскресных
поездок оценили прелесть Бронницких
лесов. Вместе с лиственницей появи-
лись здесь маслята необычной для
Подмосковья окраски — с яркожел-
тыми нарядными шляпками. Во мно-
жестве покрывают они поляны, удив-
ляя и радуя грибников.
	Бронницкое лесничество было од:
ним из тех немногих в Подмосковье,
дела которых широко показывались
на Всесоюзной сельскохозяйственной
выставке. Там, в павильоне лесного
хозяйства, Дементьев выступал с до-
кладами, делясь своим опытом.
	Сейчас, в эти декабрьские дни, у
коллектива лесничества много забот.
Сушатся и сортируются семена лист.
венницы, собранные с деревьев, по-
саженных здесь когда-то чуть замет-
ными сеянцами. Скоро начнется зим-
ний посев семян.

За семенами лиственницы сюда
приезжают из других лесничеств. По-
садки этой ценной культуры расши-
ряются, и бронницкие лесоводы ра-
ды помочь своим  товаришам не
только советом, но и семенами, вы-
ращенными на подмосковной земле.
	О. Емельянов.
	НА СНИМКЕ: лесничий П, ДЕ-
МЕНТЬЕВ на участке лиственниц.
	Фото Р. ФЕДОРОВА.