УСТАНОВКА
ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
	ПРИМЕНЕНИЕ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
	Интересная работа по применению
радиоактивных веществ в текстиль-
нй промышленности осуществлена
Институтом химической физики Ака-
senna наук СССР. Руководитель од-
gol из лабораторий института про-
geccop М. Б. Нейман и инженер
$. Д. Петров. создали оригинальную

становку для регулирования работы
лопкотрепальных машин.

Как известно, неровность пряжи
ляется одной из главных причин
брака ‘хлопчатобумажных тканей,
Цтобы устранить неровность, нужно
ченять скорость барабана хлопкотре-
пальной машины, то увеличивая ее,
то замедляя, в зависимости от тол-
щины слоя хлопка, который в данное
зремя проходит через машину. До сих
пор He было достаточно эффективных
‹пособов такого регулирования. Ho-
зая установка впервые дает эту воз-
мОЖНоСТЬ.

Под непрерывно движущимся сло-
ви хлопка. устанавливается металли-
ческая пластинка, покрытая радио-
активным веществом. Это вещество
злучает электроны, поток которых
проходит через слой хлопка. Если
этот слой толще, он задерживает
часть электронов, и поток их стано-
знтся слабее. Затем электроны по-
падают в специальную камеру, вклю-
чнную в электросеть и наполненную
воздухом. Электроны вызывают
яонизацию воздуха, делая его элект-
ропроводным. Электроток, проходя-
ций через камеру, тс слабеет, то уси-
тивается в зависимости от толщины
gionkosoro cof, CG помощью спенци-
альных автоматических устройств ток
ргулирует и. скорость барабана
опкотрепальной машины. Благода-
м этому регулированию пряжа ста-
ковится более ровной — брак хлоп-
атобумажных тканей уменьшается.
	рповая аппаратура уже испытана в
лаборатории Института химической
физики. На днях она установлена в
оном из цехов Глуховского хлопча-
бумажного комбината. Ученые и
работники предприятия проведут “ее
	ЯСПЫТ у
анря в производстве
‚д HHBIX сло

Эта работ
а являетс.
я одни
м
H3
	MSOTHX примеров применения в на-
шей стране атомной энергии в мир-
	ВЫХ ЦЕЛЯА.
	ТЕАГРАЛЬНАЯ
	ХРОНИКА
			БРАТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
	ПАРОДОВ
	В Совете республики Франции
	>
да Мишеля Дебре в части, касающей-
	ся. вопроса об отношениях с восточ-
ными странами.
	Член комиссии Лео Амон («левый
независимый») обратил внимание на
тот факт, что западногерманский пар-
ламент выскажется по парижским со-
глашениям не ранее 25 февраля. Он
подчеркнул, что для французского
парламента нежелательно определять
свою позицию в этом вопросе до тех
пор, пока не станет известно, как от-
несется к парижским — соглашениям
боннский бундестаг.
	Не принимая окончательного реше-
ния по докладам Мишеля Дебре и
Пэнтона, а также по вопросу о про-
ведении дебатов в Совете республики,
комиссия иностранных дел выразила
пожелание еще раз заслушать главу
правительства Мендес-Франса.
	В свою очередь комиссия промыш-
ленного производства Совета респуб-
лики заслушала сегодня доклад Куде
дю Форесто (примыкает к МРП) о
франко-германских соглашениях от-
носительно Саара. Докладчик o6pa-
тил внимание членов комиссии на
«неточность и неясность» указанных
соглашений и подчеркнул, что эта
неясность останется до тех пор, пока
не будет достигнуто соглашение о
«франко-саарском экономическом со-
трудничестве».
	Комиссия заслушала также доклад
Арманго («независимый республика-
нец») о парижских соглашениях. Как
указывает агентство Франс Пресс,
Арманго выдвинул «серьезные оговор-
ки», особенно в отношении преслову-
	того ‹агентства вооружений».
	ПАРИЖ, 4 февраля. (ТАСС). Воп-
рос о ратификации парижских согла-
шений обсуждался вчера в комиссиях
иностранных дел и промышленного
производства Совета республики.

Как сообщает агентство Франс
Пресс, докладчик комиссии иностран-
ных дел Мишель Дебре, который в
принципе стоит за вооружение За-
падной Германии, выдвинул ряд «ус-
ловий» ратификации парижских со-
глашений. В этих условиях или ого-
ворках речь идет в основном о
Caape, o mpeporaTHBax Tak называе-
мого «агентства по производству во-
оружений» и о возможностях созыва
совещания четырех держав. Дебре
высказал пожелание, чтобы  запад-
ная дипломатия проявила «большую
	активность» при изыскании средств
ослабления международной напря-
женности, упомянул о «неясности»
	толкований, которые даются франко-
германским соглашениям относитель-
но Саара, и выразил опасение, что в
результате «недоразумений» между
западными странами Атлантический
пакт может «прийти в негодность».
	Дебре, как и выступавший ранее
докладчик этой комиссии по соглаше-
ниям о Сааре Пэнтон; предложил,
чтобы комиссия заслушала дополни-
тельное сообшение Мендес-Франса по
парижским соглашениям.
	После заявлений Лаффарга («Объ-
единение левых республиканцев») н
Пьера Коммэна (социалист), высту-
пивших против всякой задержки с
ратификацией парижских соглашений,
слово было предоставлено Mapuycy
Мутэ (социалист), который высказал-
ся за более широкое развитие дбкла-
	К седьмой годовщине Советско-румынского договора
	земли, которые объединяли 318 ть
сяч семей трудящихся крестьян;
Осенью 1954 года в Румынии было
поднято свыше 120 тысяч гектаров
целинной земли. ‘°

Благо народа — основной закон
для Румынской рабочей партии и
народного правительства. На основе
успехов, достигнутых в промышленно-
сти н сельском хозяйстве, неуклонно
повышается материальный и культур-
ный уровень жизни румынских тру-
дящихся. В стране полностью ликви?
дирована безработица, введено бес-
платное медицинское обслуживание,
оплачиваемые отпуска и материальное
обеспечение в старости или в случае
потери трудоспособности. С каждым
годом увеличивается выпуск товаров
народного потребления, растет тор-
говля. В 1954 году фонд заработной
платы рабочих и служащих увели-
чился по сравнению с 1953 годом на
10,5 процента, а денежные доходы
членов коллективных сельских хо-
зяйств возросли на 27 процентов.

В народной Румынии происходит
подлинная культурная революция.
Успешно ликвидируется’ неграмот-
ность, растет сеть высших и средних
учебных заведений, школ, технику
мов, театров, кино, клубов и т. д. В
настоящее время в стране насчитыы
вается более 20 научно-исследователь=
ских институтов. За короткий срок в
Румынии изданы десятки миллионов:
экземпляров книг по самым различ=
ным отраслям знания. За последние
десять лет было переведено около 2
тысяч названий произведений рус?
	ской классической и советской лите-

ратуры общим тиражом свыше 25
миллионов экземпляров.
	Находясь в великом лагере мира,
	РУМЫНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
НА СНИМКЕ: готовые грузовики «СР-101», из-
готовленные на заводе «Стягул Рошу».
		Борьба в Западной Германии против
	парижских
	соглашений
	демократии и социализма, Румын-
ская Народная Республика настойчи-
во и последовательно проводит Ми?
ролюбивую внешнюю политику, по-
литику установления добрососедских.
и нормальных торговых отношений с
другими странами. В 1953 и 1954 гг.
Румыния заключила торговые дого-
воры более чем с 40 капиталистиче-
скими государствами. Совместно с
другими странами демократического
‘лагеря румынский народ, занятый
мирным, созидательным трудом, ак-
тивно участвует в благородной борь-
бе за ослабление международной на-
пряженности, за мир во всем мире.
«Сознание того, что Румынская На-
родная Республика—составная часть
великого лагеря социализма, возглав-
ляемого Советским Союзом, — гово-
рит председатель Совета Министров
Румынской Народной Республики
Г. Георгиу-Деж, — является для ру-
мынского народа источником силы в
мирном творческом труде».
	НЕРУШИМАЯ дружба румынского

и советского народов навечно
скреплена Договором о дружбе, со-
трудничестве и взаимной помощи,
подписанном в Москве 4 февраля
1948 года. Сегодня в седьмой раз
эта знаменательная дата торжествен-
но отмечается миролюбивыми наро-
дами.

Основанный на полном равнопра-
вии и взаимном уважении обеих сто-
рон, этот договор является убеди-
тельным свидетельством миролюбивой
внешней политики Советского Союза
и Румынской Народной Республики,
важным вкладом в дело укрепления
мира и безопасности народов.

Освобожденный героической Совет-
ской Армией от немецко-фашистских
захватчиков, румынский народ вот
уже десять с лишним лет строит свое
новое, социалистическое государство.
Плодотворное сотрудничество наро-
дов в невиданно короткие сроки при-
несло значительные результаты во
всех областях политической, экономи-
ческой и культурной жизни возрож-
денной Румынии. .

Кому не известна отсталость ста-
рой, безграмотной Румынии. Слабые
промышленность и сельское хозяйст-
во, нищета народных масс — вот ха-
рактерные черты порабощенной ино-
странцами Румынии, в которой 90
процентов нефти и большая часть
других природных богатств страны
находились в руках международного
.капитала.

Братская дружба и всесторонняя
бескорыстная помощь Советского Со-
юза позволили румынскому народу,
руководимому Румынской . рабочей
партией, в кратчайшие сроки ликви-
дировать свою отсталость и превра-
тить Румынию в передо-
вую, промышленно раз-
витую страну.

Даже буржуазные эко-
номисты, пытающиеся
обычно замолчать успехи
стран народной демокра-
тии, вынуждены были в
«Обзоре мирового эконо-
мического положения»,
составленном секретариа-
том ООН, указать, что
промышленная  продук-
ция в Румынской Народ-
ной Республике выросла
в 1953 году на 8! процент
по сравнению с 1950 го-
дом, в то время как рост
промышленности за этот
же период в Англии со-
ставляет только 6 про-
центов, во Франции — 14
процентов и в Швеции —
3 процента. р

За годы планового ве-
дения народного хозяй-
ства в Румынии быстры-
ми темпами развивается
тяжелая индустрия и OCO-

бенно машиностроение.
За сравнительно корот-
кий срок (1948 —

НАКАНУНЕ ДЕКАДЫ БЕЛОРУССКОГО
————-* ЧЕ-НЕКАДЫ БЕЛОРУССКОГО >
ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
	У НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА
БЕЛОРУССИИ
	В ДНИ декады в залах Академии художеств СССР откроется боль-
шая выставка изобразительного искусства Белоруссии. На вы-

ставке будут демонстрироваться лучшие произведения белорусских

художников, скульпторов, графиков, декораторов, плакатистов. соз-
	данные за последние десять лет.
	Среди выставляемых скульптурных произведений болыное место
занимают работы народного художника БССР 3. Азгура. Посетители
	выставки смогут увидеть более пятнадцати скульптурных портретов,
выполненных этим выдающимся мастером.
	Нам довелось побывать в мастерской Азгура. Она ` производит
впечатление, необычной скульптурной галлереи. Последние годы
скульптор работает над большой серией портретов лучших сынов и
дочерей белорусского народа — прославленных воянов Советской
Армии, славных белорусских партизан, героев  социалистиче-
ских полей, деятелей науки, литературы, искусства республики. Их
портреты мы и видим в мастерской. Вот Герой Социалистического
Труда, мастер высоких урожаев белорусская колхозница Юркевич.
Рядом — портрет стошестилетнего партизана деда Талаша. Туг же
скульнтуры Героя Советского Союза капитана Гастелло, народных
поэтов Якуба Коласа и Янки Купалы, отважного партизана «Батьки
	Миная» и др.
	Скульптор много и плодотворно работает также над созданием
образов великих полководцев прошлых времен, выдающихся  деяте-
лей Коммунистической партии и Советского правительства, образов
непримиримых борцов за мир. В мастерской Азгура можно увидеть
портреты князя Пожарского и Багратиона, скульптуры Ленина,
Сталина, Дзержинского, Фрунзе, Мао Цзэ-дуна, Долорес Ибарру-
	Мы попросили 3. И. Азгура рассказать о его работах последних
	двух лет и о творческих планах.
	Против подготовки атомной войны
	Эта новая опасность, подчеркивает-
ся в статье, побудила Бюро Всемир-
ного Совета Мира немедленно начать
кампанию против подготовки атомной
войны, которая будет проводиться в
форме <бора подписей под простыми
требованиями и. решениями, отвечаю-
щими здравому смыслу людей:
уничтожение запасов атомного ору-
жия во всех странах и немедленное
прекращение его производства.
	1950 году под Стокгольмским
воззванием были собраны 500 миллио-
нов подписей. С Tex nop возросла
опасность атомной войны. Но также
верно и то, что постоянно растет со-
противление народов угрозе атомной
войны. Это охватившее весь мир со-
противление вышло далеко за рамки
тех широких кругов, которые в свое
время подписали Стокгольмское воз-
звание. Ввиду этого начавшаяся те-
перь кампания должна вылиться в
неизмеримо более широкое движение
протеста, чем пять лет назад.

Всемирная встреча представителей
миролюбивых сил, которая намечена
на 22 мая в Хельсинки, должна ока-
заться в состоянии выразить непрек-
лонную волю народов, решительно
выступающих против подготовки и
развязывания атомной войны.
	ВЕНА, 4 февраля. (ТАСС). Широ-
кая кампания во всем мире против
подготовки атомной войны является
ответом на огромную опасность, ко-
торая таится в недавних решениях
совета Северо-атлантического союза,
говорится в передовой статье инфор-
мационного бюллетеня секретариата
Всемирного Совета Мира. Представи-
тели правительств, участвовавшие в
сессии совета НАТО, приняли реше-
ние построить всю военную систему
НАТО на применении атомного ору-
жия. Это решение представляет собой
прямой вызов общественному MHe-
нию.
	Бюллетень в передовой статье под-
черкивает, что речь идет об офици-
	  альных действиях правительств, а не
	только о заявлениях и угрозах OT-
дельных политиков или военных ру-
ководителей. Эти действия развязы-
	Barr руки авантюристам, стремя-
щимся к агрессии. Все предпринятые
и задуманные до настоящего време-
ни военные мероприятия приобретают
после решения совета НАТО угрожа-
ющий характер. Опасность, вытекаю-
щая из перевооружения Германии,
значительно возрастает в связи с при-
нятием военного плана, по которому
в распоряжение бывших гитлеровских
генералов дается оружие массового
уничтожения.
	— Прошедшие годы, — говорит 3. Азгур, — были годами на-
	пряженного творческого труда. Я продолжал работать над образом
простого советского человека. Мною создан ряд скульптурных порт-

ретов лучших людей моей родной Белоруссии и исторических скульп-
тур, среди которых образы народного героя Белоруссии ХУП века
Стахора Митковича, великого русского композитора Мусоргского, ки-
тайского писателя Лу Синя, великого украинского кобзаря Тараса

vy
	Шевченко и т. д.
	8 по 27 февраля в Минске будут
тоходить гастроли Московского те-
ma сатиры. В столице Белорусской
(СР коллектив будет выступать впер-
вые, Минскому зрителю театр пока-
кет десять постановок, среди них —
Фаня», «Свадьба с приданым», «По-
медняя сенсация», «Рыцари мыль-
вых пузырей» и т. д. Театр выезжает
в олном составе, Спектакли состоят-
(i Ha сценах театра оперы и’балета
1 Окружного дома офицеров.
Московский театр оперетты отме-
12ет 6 февраля. шестидесятилетие co
	дя рождения и сорокалетие сцениче-
		цой деятельности заслуженной арти-
ики РСФСР Т. Бах. В Театре опе-

кпы Т. Бах работает co nua ero
хвования, создав ряд интересных
	образов,
	Йз УТРЕННИХ
~ fASET =
	. Министра финансов

СССР депутата А. Г. Зверева на
и‹едании Верховного Совета СССР
‹0 Государственном бюджете СССР
на 1955 год» печатают сегодня «Прав-
14» и «Известия».
	` ОГРОМНЫМ воодушевлением

встретил советский народ по-
сановление Пленума ЦК КПСС «Об
узеличении производства продуктов
	ЖИВОТНОВОДСТВА, — пишет «Правда».
	На заводах и фабриках Москвы, Ле-
ынграда, Киева, Минска, Свердлов-
(Ka и других городов, в колхозах,
ИТС и совхозах всех районов стра-
ны рабочие и колхозники, механиза-
ры берут на себя обязательства по
бытрейшему  претворению в жизнь
решений Пленума.
	Новый, 1955 год я начал с работы над портретами народных ар-
тисток Белоруссии Млодэк и Ржецкой. В планах — создание ста-
туи Кастуся Калиновского, портретов Баумана, великого индийского
писателя Рабиндраната Тагора. Как видите, замыслы довольно раз-
нообразные, остается только воплотить их в жизнь...
	Более тридцати лет своей жизни отдал 3. Азгур искусству, внеся
большой вклад в дело развития советской скульптуры. Лучшие его
работы будут представлены на открывающейся выставке — смотре
достижений изобразительного искусства братской республики,
	РА г. МИНСК.
	1955 гг.) валовая продук- готовлен!
ция румынской промыш-
ленности выросла в три с половиной
раза. Впервые за всю свою историю
Румыния стала производить тракторы,
автомашины, станки, вагоны, транс-
портные суда и другое современное
техническое оборудование.
Опубликованное на днях сообщение
Центрального статистического упра-
вления при Совете Министров Ру-
мынской Народной Республики сви-
детельствует о том, что в минувшем
году — четвертом году пятилетки—
румынские трудящиеся успешно вы-
полнили задания ‘государственного
плана 1954 года. Социалистическая
промышленность выпустила продук-
ции на 100,2 процента. Прошлый год
был годом начала претворения В
жизнь важных мер, принятых парти-
ей и правительством в целях увели-
чения сельскохозяйственного произ-
водства. К 1955 году в Румынии уже
насчитывалось около пяти тысяч кол-
лективных сельских хозяйств и това-
риществ по совместной обработке
	Индонезийская общественность требует. справедливого
решения вопроса о Тайване
	ДЖАКАРТА, 4 февраля. (ТАСС).
Председатель парламентской комис-
сии по иностранным делам Муис,
касаясь напряженного положения в
Тайваньском проливе, заявил, что
беспокойство КНР в отношении Тай-
ваня столь же законно, как и «бес-
покойство Индонезии в отношении
Западного Ириана, который все еше
	оккупирован иностранной держа-
ВОЙ». t
	_- В печати опубликовано также за-
явление одного из лидеров нацио-
нальной партии Мангунсаркоро, ко-
торый подчеркнул, что для решения
тайваньского вопроса «в первую
очередь необходимо, чтобы КНР за-
няла свое законное место в ООН и
чтобы из ООН был удален гомин-
дановецх.
	НА СНИМКЕ: Народный художник БССР 3. АЗГУР (справа)

за работой над скульптурным портретом старейшего драматурга
КОНДРАТА КРАПИВЬ!.
	ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ СЕРВАНТЕСУ
	читателю хорошо знакомы его реали-
	стические He
«Река ‚ Тахо»,
	произведения — роман
» сборник рассказов
	С интересом знакомятся читатели
Всесоюзной государственной библио-
теки иностранной литературы с от-
крытой здесь выставкой о’ творчестве
великого испанского писателя Сер-
вантеса. Сегодня в библиотеке
устраивается большой вечер, посвя-
шенный 350-летию со дня выхода в
свет первого издания романа Серван-
теса «Дон Кихот».
	После доклада «Сервантес и совре-
менность»», который сделает В. Узин,
будут прочитаны отрывки из произве-
дений Сервантеса. Испанские студен-
ты московских вузов — участники
	художественной самодеятельности —
	исполнят испанские народные песни
и танцы. Председательствовать на ве-
	чере будет известный испанский пи-
сатель Сесар Арконада, Советскому
	«Испания непобедима» ит. дц.
		на месте, где стояла Снегурочка, оста-
вались лишь волны белого тюля, они
напоминали струящийся холодный
ручеек, в который словно обратилась
снежная героиня весенней сказки...
	Бытовая, опрощенная трактовка
сказывается и на ряде других обра-
зов. Мороз и Весна по своему игри-

вому поведению в прологе оперы
скорее напоминают старца Варлаама и

шинкарку (в «Борисе Годунове»), не-
жели мифических. персонажей, оли-
цетворяющих «вечные, периодически
выступающие силы природы», как их
характеризует Римский-Корсаков.
	Полумифический образ царя Бе-
рендея также приобрел несколько
жанрово-бытовой характер, чему
способствует подчеркнутая в этом ду-
хе декламация речитативов. Недоста-
ет эпической величавости и Лелю,
олицетворяющему, по замечанию ком-
позитора, «вечное искусство музыки»,

народной песни.
	Как показывает спектакль, главная
задача постановки состояла в выяв-
лении «человеческой темы» Снегуроч-
ки, ее пафоса жизнеутверждения,
любви и красоты. Но странно — не-
смотря на лышную парадность офор-
мления, сценическую динамику, на
убыстренные в ряде случаев темпы,
в спектакле заметно не хватает вну-
тренней экспрессии, лиризма, того
«сердечного тепла», которым так про-
никнута гениальная музыка оперы.
Объясняется это тем, что постанов-
шики, особенно дирижер, не обра-
тили необходимого внимания на глав-
ную сторону спектакля — его вокаль-
	ное звучание.
	БЕРЛИН, 4 февраля. (ТАСС). В
движении протеста против ратифи-
кации парижских военных соглаше-
ний и за скорейшее мирное разреше-
ние германского вопроса участвуют
самые широкие слои населения 3a-
падной Германии.

1 февраля в Бремене состоялся ми-
тинг, на котором Б тысяч жителей
	ке
	осудили парижские соглашения и по-
требовали проведения переговоров ©
восстановлении единства . Германии.
Выступившие на митинге председа-
тель Бременской профсоюзной opra-
низации Рихард Больян и депутат
бундестага от социал-демократиче-
ской партии Венцель призвали боннз
ское правительство и бундестаг сле-
довать политике переговоров. в инте:
ресах воссоединения страны.
	Комитет безработных в Баден-Вюр-
темберге` на`своем собрании принял
резолюцию протеста против париж-
ских соглашений и выдвинул прог
рамму борьбы за объединение Гер-
мании. В этой программе комитет
требует не‘ ратифицировать париж-
ские соглашения, немедленно начать
переговоры о воссоединении  Герма-
нии и вывести из нее все оккупанцион-
ные войска. В программе приветстз
вуются советские предложения по
германскому вопросу.
	Трудящиеся Западной Германии
повсеместно выдвигают требование
провести референдум с тем, чтобы
дать населению возможность выра-
зить свое несогласие с политикой ре
милитаризации, проводимой  бонн-
ским правительством.
	За нормализацию

отношений с СССР и. КНЗ
	ПЕКИН, 4 февраля. (ТАСС).
Агентство Синьхуа, ссылаясь Ha со-
общения токийской ° печати, пере-
дает, что Японский национальный
совет за урегулирование дипломати-
ческих отношений с СССР и КНР,
учрежденный по инициативе ряда
видных общественных и политичес-
ких деятелей Японии, решил развер-
нуть с 20 февраля широкую кампа-
нию за восстановление дипломатиче“
ских отношений с Китаем и Совет:
ским Союзом.
	Совет решил также потребовать
от японского правительства сту-
пить в непосредственные перегово-
ры с правятельством СССР  относи-
тельно нормализации отношений на
основе недавнего советского пред-
ложения.
	Сообщается - также, что во многих
префектурах Японии, таких, как
Нагоя, Фукуока, Гумма, Ямагата;
Аици, а также на острове Хоккайдо,
состоялись митинги, участники кото-
рых потребовали восстановления
Японией дипломатических отноше
	ний с СССР и КНЬ,
	В спектакле 26 января немного
было исполнителей, не погрешив-
ших в том или ином случае против
чистой интонации. Далеко не всегда
вокальное исполнение «Снегурочки»
привлекает и в звуковом отношении.

очти на крике «проговаривает»
свою арию Мороз (А. Гелева), тускло
звучит знаменитая каватина Берендея
в исполнении В. Власова и П. Чеки-
на, хотя последний поет более про-
фессионально. Красоту партии Сне-
гурочки нарушают открытые плоские
звуки, появившиеся в среднем. реги-
стре голоса М. Звездиной. Крайне
неровно поет партию Мизгиря моло-
дой певец, стажер театра, IO. Гал:
кин, явно рано: еще введенный в
спектакль. Значительно рельефнее
проводит вокально и сценически эту
роль М. Киселев; но в последних актах
хотелось бы большей красоты и теп-
лоты вокальных красок. Этого нужно
потребовать и от исполнения талант-
ливых певиц В. Борисенко — Весны
и Л. Авлеевой — Леля.
	Наиболее цельным и живым в спек-
такле, пожалуй, является вокальный
и сценический образ Купавы, создан-
ный Г. Вишневской. Красиво и теп-
ло звучит в этой партии голос Н. Со-
коловой, однако недостаточно еще
освоившейся с ролью.
	В целом на вокальвном звучании опе-
ры лежит явная печать недоработан-
ности. Не случайно зрители так ма-
ло аплодируют певцам — спектаклю
сильно недостает красивого, виртуоз-
ного пения, тонкости вокальной ин-
терпретации, цельности вокального
ансамбля. А ведь без этого все,
даже самые лучшие, намерения по-
становщиков теряют свой смысл...
	<В пении заключается и драматизм,
и сценичность, и все, что требуется от
оперы». Эти слова Римского-Корсако-
ва всегда должны руководить дири-
жером и режиссером в работе над
оперным спектаклем.
	Е. Грошева.

НА СНИМКЕ: сцена из 4-го дей-
ствия оперы Римсного-Корсакова
	«Снегурочна».
Фото А. БАТАНОВА (ТАСС).
	„СНЕГУРОЧКА“
	В Большом тватре СССР,
«<
		 ™ 31a опера не будит воспоми-
Заний юности, полных радости пер-
30то узнавания завораживающей кра-
ты искусства? Кому не дороКи не-
повторимые образы национальной по-
Знн — нежная, трогательная Сне-
Прочка, вечно юный mene любви
Лель, сказочный царь Берендей, стра-
‘ная Купава? В «весенней сказке»
“Стровского и Римского-Корсакова
“тейливый поэтический вымысел, бо-
‘атство народной фантазии встрети-
ПКЬ с глубоким реализмом чувств.
По моему убеждению, — говорил
Композитор, — даже и самое фанта-
ическое в искусстве удается лишь
Тода, кода оно корнями имеет нор-
Нальные земные ощущения».
	_ Дочь Мороза и Весны, чудесная
Снегурочка тибнет, прославляя лю-
Gos, — основу всего живого на зем-
1%. Победа животворных сил приро-
dk, торжество человека — эта
преобладающая идея творчества Рим-
‘кого-Корсакова выражена в «Снегу-
Рочке» с покоряющей силой оптимиз-
\а к предельным совершенством ху-
Хожественной формы.

<..Я прислушивалея к голосам на-
Тодного творчества и природы и брал
Вапетое и подсказанное ими в осно-
Ву своего творчества», — писал Рим-
кий-Корсаков, вспоминая о работе
Вад «Снегурочкой», вылившейся из-
под его пера в два месяца и 12 дней!
ействительно, вся опера, от первого
№0 последнего такта, отмечена гени-
аЛьНым поэтическим проникновением
Хомпозитора в дух русской народной
музыки, русской природы с ее удиви-
тельно нежной, тонкой и вместе с тем

атой палитрой красок, глубоким,
Волнующим лиризмом.

Партитура «Снегурочки» — созда-
ие Высокого влохновения и мудрого
	скательного художника — ноэта sBy-
ков. Не только ариозно-мелодические
формы оперы, но и каждый ее речи-
	татив, каждая фраза оркестра про-, сутствует в спектакле. В таком гар-  чти ничем не проявляя своего внут-
HHKHYTH выразительной красотои рус- MOHHUHOM, стройном по замыслу и греннего перерождения пюд влиянием
		реннего перерождения под влиянием
магической силы любви. Артистиче-

ский опыт и талант И. Масленнико-
вой позволили ей создать более бо-
гатый и тонкий рисунок роли, ярче
показать в финале развитие чувств
своей героини. И все же Снегурочка
остается не сказочно-фантастическим
существом, а бытовым, земным. Это
подчеркивает и ее костюм, весьма
прозаический и теряющийся на фоне
яркой таммы красок берендеева цар-
ства. Простоволосая, в бледноголу-
бом, словно полинявшем, сарафане,
в широкой, на выпуск, белой кофте, в
желтой под лапти обуви Снегурочка
в первом акте оперы, как и в даль-
‘нейшем, внешне уже ничем не напо-
минает о своем чудесном происхож-
дении.

Небрежно по отношению к музыке
и грубовато поставлена эффектная и
трогательная сцена таяния Снегуроч-
ки. Когда между речитативом и
арией Снегурочки звучит в оркестре
тема Ярилы-солнца, все  присут-
ствующие на сцене поворачиваются
спинами к зрителям и устремляют свои
взоры на восходящее светило. И
только уже во’ время арии хор на-
чинает энергично передвигаться по
сцене, и это мешает восприятию му-
зыки. Конец же своей арии Снегуроч-
ка поет вся закрытая тяжелым пла-
шом Мизгиря — видны только ее
беспомощно поднятые вверх руки...
Жаль, что эту неуклюжую мизансце-
ну режиссер предпочел прежнему ре-
шению. Раньше Снегурочка опуска-
лась в люк под прикрытием своей
	длинной венчальной Фаты, и когда
	моничном, слроивом во эзазыюлу А
выполнению произведении, как эта
опера Римского-Корсакова, любой
«нажим» в ту или иную сторону не-
медленно отзовется на ее художест-
венной конненции, нарушит  цель-
ность замысла. Так и произошло в
новом спектакле. Желание предельно
очеловечить сказочные образы «Сне-
гурочки» привело к тому, что полу-
мифическая эпичность ее содержания
уступила место бытовой пфавде, а
поэзия русской сказочности оказалась
подмененной пышной роскошью по-
становки, внешней динамикой.
	Перемещение акцентов в спектакле
наглядно демонстрируют образы Ку-
павы и Снегурочки. Цепь красивых,
выразительных мизансцен, придуман-
ных режиссером для Купавы и ее
окружения, энергичный рисунок ее
сценического образа в сочетании с
живым темпераментом молодой та-
лантливой певицы Г. Вишневской не-
ожиданно выдвигают Купаву на пер-
вый план. Героиней спектакля стано-
вится Купава, воплощающая чувст-
венную стихию любовной страсти.
Образ же Снегурочки воспринимается
лишь как бледный антипод широкой
и страстной купавиной натуры. Кро-
ме того, поэтичность сказочной ге-
роини Римского-Корсакова тускнеет
под`грузом бытовой детализации сце-
нического образа. М. Звездина под-
черкивает преимущественно одну сто-
рону образа Снегурки — ее инфан-
	тильность, наивность, простоту. la-
кой же наивной простушкой остается
ее героиня и в последнем акте, по-
	чувств. Вся «Снегурочка» представ-
ляет собой восторженный, светлый
	гимн расцветающей жизни, солнцу и
любви: в этом — залог ее неувяда-
	емого эстетического воздействия, ее
	особой популярности у советских слу-
шателей;

Предыдущая постановка «Снегу-
рочки» в декорациях К. Коровина
продержалась на сцене Большого те-
	атра около сорока лет. вполне есте-

ственно, что театр ныне решил обно-
вить этот один из основных спектак-
	лей своего репертуара. Дирижер К.
Кондрашин, режиссер Б. Покровский,
художник В. Рындин поставили сво-
	ей задачей отчетливо выявить жиЗ-
гестрержлаюнгее, гуманистическое
		неутверждающее, тумазно?в <
содержание оперы, человечность
	сказочных образов, реальность их пе-
гоживаний. Для этого были раскрыты
	некоторые купюры (в частности, вос-
и п оь ‘пасть . важная. в общей
	Me Se

концепции оперы сцена Леля, Ky-
павы и Снегурочки в финале третьего
акта), пересмотрена трактовка от-
пельных образов, созданы ряд новых
	мизансцен, яркое по радужности кра-
ал латирное оформление. Хорош
	НЫЙ заснежен-

сказочно нарядна
ка, эффектно на-
-эповедного леса.
	сок декоративное оформление.
призр ачно-таинственный за
	ный лес в прологе, вез me
слободка Берендеевка, эффект!
писаны декорации заповедного
	Ве

свежи по краскам костюмы беренде-
ев, особенно ярко пламенеющий хитон
	Купавы...
	eNO

Однако дух народной поэтической

< 2 ев
	hee

рантазии, которой овеяны образы
«Снегурочки», далеко не всегда при-