ВСЕСОЮЗНАЯ ХУД ОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
		Бориса Пророков

Падение правительства
__ Мендес- Франса
	Раб

оты
	У ХУДОЖНИКА Бориса Пророко-
ва почерк броский, четкий, выра-
зительный, он заметен еще издалека.
Когда знакомишься с его работами,
всегда кажется, что им тесно в вы-
ставочных залах, — они просятся на
розлух, под открытое небо. Многие
его рисунки давно уже вышли на
улицы и площали городов мира, за-
няв свое место не только на выста-
вочных стендах, а и на стенах домов.
Так было с его знаменитыми теперь
плакатами «Танки Трумэна на дно!»
или «Американская статуя Своболы».
	Язык художника не требует пере-
вода Рисунки Бориса Пророкова,
всегда зовущие к действию, содержа-
тельные и в то же время ‘поэтичные,
звонкие, как стихи, стали острым \

сильным оружием в руках сотен ты-
сяч борцов за мир.

Работы этого художника, представ-
ленные на Всесоюзной —внстарке
	ленные на осесоюзной выставке
1955 года, служат все той xe
ставшей генеральной в творчестве
	Пророкова теме. Перед нами плакат
«Силы.войны должны отступить». На
большом листе изображена женщина,
схватившая дула направленных на
нее винтовок. У нее сильные руки.
Взор ее тверд. Она отведет оружие,
угрожающее не ей одной — миллио-
нам. Автор плаката сумел добиться
художественното обобщения большой
СИЛЫ.

Внимание зрителей привлекает
цикл иллюстраций Пророкова на те-
му известного стихотворения В. Мая-
ховского «Сифилис». Не впервые об-
рашается художник к творчеству ве-
ликого поэта. Ему близки высокая
публицистичность Маяковского, его
восприятие мира, строй образов поз-
та. Вот рисунок «Пролог». Все засло-
нено здесь массивной фигурой совре-
менного плантатора. На голове у не-
го — пробковый шлем, в руках —
зонтик, защищающий от солнца. Зубы
обнажены в ледяной улыбке, ау
пояса — кольт. Самодовольство и си-
ла чувствуются в этом «пассажире
первого класса». От него не жди по-
mano. Ho художник  неуловимой
игрой теней, едва заметным штрихом
убеждает вас, что колосс этот под-
гвил, что он обречен на гибель.

А вот еще одна работа из той же
	_ серии — «Жена Тома». Чернокожая
		женщина с косой «густой, как нефть»,
облокотилась на каменный борт набе-
	B TEATPAX
СТОЛИНЫ
	Театр имени Моссовета принял к
постановке новую пьесу Г. Николае-
вой и С. Радзинского, написанную
ими по мотивам книги Николаевой
«Повесть о директоре МТС и главном
агрономе». Спектакль ставят Ю. ЗА-
вадский и Е. Страдомская, художник
—А. Васильев. Музыку пишет компо-
зитор Ю. Бирюков.

В первом полугодии 1955 года кол-
лектив покажет пьесу французского
писателя Жана Поля Сартра «Благо-
нравная блудница», впервые ставя-
щуюся на советской сцене. Перевод и
литературная редакция С. Юткевича.
Постановка поручена режиссеру
И. Анисимовой-Вульф, оформление —
5. Волкову. Центральную роль будет
яграть народная артистка СССР Лю-
бовь Орлова.

В плане первого полугодия также
постановка современной пьесы моло-
дых драматургов Я. Сегеля и Л. Ку-
лиджанова «Наша дочь». — о совет-
ской семье и проблемах воспитания
подрастающего поколения.

В театре продолжаются репетиции
комедии Шекспира «Виндзорские на-
смешницы» в переводе М. Морозова
и С. Маршака.
	ПЕРВЫЕ НОМЕРА
КИНОЖУРНАЛОВ
	В московских кинотеатрах сегодня
начали демонстрироваться первые за
этот год номера журналов «Новости
науки и техники», «Новости сельско-
го хозяйства», «Советский спорт» и
«Пионерия».

Кроме того, на экраны вышел спе-
циальный выпуск журнала «Новости
сельского хозяйства» «За прочную
кормовую базу» — сб опыте передо-
вых колхозов и совхозов Московской
области.
	ЦЕНТРЕ новой Москвы с. ее ши-
рокими ‘улицами. просторными
	площадями, полноводной Москвой-ре-
кой возвышается Кремль — драго-
ценный памятник древнерусского зод-
чества, свидетель многих славных со-
бытий истории нашей Родины, рези-
денция правительства Союза Совет-
ских Социалистических Республик.
	Не одно столетие ‹ привлекает
Кремль внимание народов,—любовью
народа и глубоким уважением окру-
жен этот драгоценный памятник и
прославлен в творениях великих рус-
ских поэтов и писателей. «Он алтарь
России, на нем должны совершаться
и уже совершились многие жертвы
достойные отечества». — писал 0
	Кремле Михаил Юрьевич Лермонтов.
	Кремль возбуждал высокие, пат-
риотические чувства в Белинском, а
единомышленник и друг Белинского
— Станкевич выразил свои думы о
Кремле в проникнозенных стихах:
	Склоны чело. России верный
	Col,
Бессмертный Кремль стоит

перед тобою,
Он в бурях возмужал — и, рока
властелин,
Собрав века над древнею
главою,

Возвысился могуч, неколебим,
	Как гений славы над Москвою...
В наше воемя Кремль имеет особое
	‘Значение для советских людей. Здесь
	жили и работали основатель партии
и Советского государства Левин и
продолжатель его дела Сталин, здесь
в наши дни работают ‘руководители
партии и Советского правительства.
Сюда устремлены взоры передового
человечества, здесь ‘воплошаются в
жизнь его надежды и чаянья.
	Из выходящей в ближайшее время
книги очерков Л. Нинулина © Кремле.
	ПАРИЖ, 5 февраля. (ТАСС). По
сообщению агентства Франс Пресс, в
ночь на 5 февраля Национальное
собрание Франции 319 голосами
свергло правительство Мендес-Фран-
са, отказав ему в доверии. За дове-
рие голосовали. 273 депутата.
	Как уже сообщалось, правительст-
во Мендес-Франха поставило вопрос

о доверии в связи с обсуждением в
Национальном собрании правитель-
	ственной политики в Северной Афри-
ка.
	‚Индийская печать
о Советско-индийском соглашении
	*

ДЕЛИ, 5 февраля. (ТАСС). Индий-
ская печать широко комментирует Со-
ветско-индийское соглашение о строи-

тельстве в Индии металлургического
завода.
	«Советско-индийское соглашение о
	строительстве мегаллургического за-
вода, — пишет газета «Таймс оф Ин-
диа», — является важнейшим событи-
	ем в деле выполнения плана нацио-
нальной реконструкции».
	«Соглашение, — подчеркивает газе-
та, — ‘знаменательно также тем, что
почти половина конструкций для
строительства завода будет изготов-
лена в Индии» а предусмотренное
соглашением широкое привлечение к
строительству завода индийских спе-
циалистов и обучение индийского пер-
сонала «позволит Индии в дальней-
шем обходиться без иностранных кон-
сультантов». Газета указывает также
	на выгодность для Индии произво-
дить расчеты в национальной индий-
ской валюте,
	ЖАКАРТА, 95 февраля. (ТАСС).
Индонезийская газета «Педоман», ка-
саясь Советско-индийского’ соглаше-
ния, с удовлетворением отмечает, что
Советский Союз, оказывая  техниче-
скую помощь слаборазвитым странам,
главный упор делает на развитие тя-
желой промышленности этих стран.
	Газета отмечает болыное влияние,
	которое окажет заключенное в Дели
соглашение на азиатские народы. Соз-
дание металлургической промышлен-
‘ности, пишет газета, не только будет
	способствовать повышению жизненно-
го уровня населения, но и покончит с
укоренившимся взглядом, что некото-
рые страны «могут быть лишь постав:
щиками сырья для западных стран».
	Английсний народ — против
перевооружения Западной Германии
	ИРОНИЕ массы трудящихся Англии все антивнее выступают против
губной политини перевооружения Западной Германии. Это особенно ярко
проявилось 25 января, когда после перерыва. возобновил свою работу анг
	лиискиЯя парламент.
	призвал всех сторонников мира
	Английский комитет защиты мира
	превратить 25 январа в день всенародного протеста против восстановления
агрессивного вермахта, Этот призыв нашел поддержку у сотен профсоюз-
ных и общественных организаций, на предприятиях м т. д. Для поездки в
Лондон сторонники мира избрали несколько тысяч делегатов со всех кон
	ung Ачглы

БОИНЬ! ДОЛЖНЫ! ОТСТУЛЫТЬ,.
	Плакат В ПРОРОКОВА.
	в этой галлерее чуждых типов по пра-
ву занимает свое место «человек без
определенных занятий» в модном
пиджаке и с «западной прической» —
наследник отцовской славы из рисун-
ка «Папина победа».
	Болышнинство представленных‘ ра-
бот сделано тушью. Не часто прибе-
гаег Пророков к цветному каракда-
нгу или акварели, зато с какой силой
говорит краское, зеленое, золотое
среди белого и черного — главных
цветов художника. Вот едва замет-
ная кровинка в уголке глаза «Чику-
шки», а вот, подобный змее, зеленый
шнур телефона в рисунке «Сцлетня».
Некий бюрократ и зазкайка облек са-
мого себя в золоченую раму и неза-
метно держит ее ворозатыми руками
(«Главк — это я»).

Художник и в рисунках на внутрен-
ние темы обнаруживает зоркий глаз
публициста, умеет находить нужную
деталь.

Отрадно, что Б. Пророков отдает
свои силы разрешению самых острых
	вопросов современности. Как ив
прежние годы, — он на передовой
линии огня.

Евг. Мар.
	режной, подперев голову рукой. Она
вся полна ожидания и тоски. Праелет
ли Том из-за океана? Рядом — точно
найденная художником деталь: порто-
вая цепь; лежащая на камне. Она
ощущается здесь как символ рабства.
	И еще один аккорд из той же тра-
гической сюиты. На рисунке, который
называется «Нищета», негритянский
мальчик с протянутой за милостыней
ладонью. Пустынный океан равно-
душно плещется у его босых ног. Воз-
ле берега — единственное прибитое
ветром суденышко. Не жалость и со-
	страдание, а гнев и боль, рождающие
	силу, вызывает в нас это детское горе.
	Впервые за многие годы Пророков
выставил серию рисунков на внутрен-
ние темы. Они написаны по мотивам
фельетонов Семена Нариньяни. Ими
иллюстрирован сборник «Фельетоны
разных лет» этого автора, только что
выпущенный в издании «Правды».

Появление этого цикла рядом с
прежними работами Пророкова на
международные темы вполне законо-
мерно. Художник расширяет фронт
борьбы. Он не только разоблачает, но
и высмеивает зловешую фигуру дебо-
шира «Чикушки». Рядом с хулиганом
	К вечеру 25 янзаря делегаты стали в длинную очередь у здания парла
мента. Полиция небольшими группами пропускала делегатов в парламент.
Вскоре толпа разрослась до огромных размеров. Собравшиеся хором скане
	«Не давамте оружия
	поотив нацистской армии»,
	усыленные наряды
	дировалн лозунги: «Мы поот
нацистам», «Долой нацистов!».
Былы вызреёны усиланныы
	конной и пешены полнции, ноторая
	пыталась оттеснить толпу. Под напором лошадей многие падали, в результа“
те чего было ранено около 100 человек. На другой день, 26 января, было
объявлено об аресте 11 демонстрантов.

Несмотря на усилия полиции, многие делегаты встретились с депутата“
ми парламента и вручили им свом послания.
	Событня 25 янзаря показывают,
	что общественность Англии не примы-
	Политический деятель Пакистана приветствует
созыв конференции стран Азии и Африки
	КАРАЧИ, 5 февраля. (ТАСХ.). Как
сообщает газета «Пакистан  обсер-
вер», видный политический деятель
Восточного Пакистана председатель
Народной мусульманской лиги Во-
сточного Пакистана Мауляна Бхаса-
ни опубликовал заявление, в котором
приветствует предстоящую  конфе-
ренцию стран Азии и Африки.

В заявлении, в частности, говорит-
ся, что решение созвать в апреле
1955 года в Индонезии конференцию
представителей стран Азии и Африки
является «осуществлением давней
мечты народов этих континентов,
стремящтихся лучше узнать друг дру-
га, развить более тесные социальные.
	`За всенародный опрос
	БЕРЛИН, 5 февраля. (ТАСС). Во
Франкфурте-на-Майне состоялась кон-
ференция делегатов организации
профсоюза работников коммунальных
учреждений и транспорта, участники
которой от имени 24 тыс. своих чле-
нов приняли резолюцию против па-
рижских соглашений. Резолюция тре-
бует проведения народного опроса от-
носительно политики вооружения и
предлагает правлению профсоюза раз-
вернуть широкую работу по разъяс-
нению трудящимся антинациональной
сушности этой политики.
	Строительные рабочие западнобер-
линского района Вильмерсдорф (анг-
лийский сектор) приняли на своем
собрании решение о всемерной под-
держке-запалногерманских и запад-
	культурные и экономические связи 2
обсудить проблемы, касающиеся их
суверенитета, а также проблемы ра-
сизма и колониализма».
	«Азия еще не полностью освободи-
лась от империалистической эксплуа-
тации, — сказал Бхасани. — Еще ху-
же положение в Африке. Подавляю-
щее большинство населения Африки
не имеет даже основных человеческих
прав и является жертвой расовой
дискриминации. Я надеюсь, что
предстоящая конференция стран
Азии и Африки внесет существенный
вклад в дело укрепления связей меж-
ду странами, борющимися против
империалистической эксплуатации».
	относительно политики
	ноберлинских профсоюзов, выступив-
ших с требованием нроведения народ-
ного опроса среди населения.
	В американском секторе Западного
Берлина состоялась демонстрация
безработных. Демонстранты обрати-
лись с призывом ко всем западнобер-
линским безработным провести месяч-
ник борьбы против парижских согла-
шений.

По сообщениям печати, собрания,
митинги и другие выступления про-
тив парижских соглашений и ремили-
таризации состоялись также в Мин-
дене и Хюккесвагене (Северный Рейн

— Вестфалия), в Хайльбронне (Ба-
	ден-Вюртемберг), в Гамбурге и в
ряле других городов Западной Tep-
		вооружения Западной Германии
	рилась с мыслью с перевсоружении Западной Германии и что в английском
		нароре нарастает решимость добиться пересмотра планов
	германского милитаоиэзма.
	НА СНИМКАХ: слева — делегаты у здания парламента с лозунгами: «Не
давать сружия Германии!ь, «Мир!:; справа — расправа полицейских с демон
		страчтатыи,
	(Из газеты «ТЭГЛИХЕ РУНДИТАУ»).
хх
	Обращение председателя
Голландского совета мира
	на эту опасность и многие начинают
понимать, что путем переговоров ме-
жду Востоком и Западом можно
прийти к разоружению, к запрешению
атомной и водородной бомбы и обме-
ну духовными и культурными ценно-
CTAMH. к
	«В качестве служителя евангелия,
— пишет Гуго ван Дален, — в каче-
стве председателя Голландского сове-
та мира, в качестве социально мыс»
лящего человека я утверждаю: един-
ственное, что можно сейчас сделать,
— это собраться всем, кто ставит че-
ловечность выше насилия, для мопЕ
ного протеста против нынешнего кур-
Ca, проводимого под руководствам
безответственных и бесчеловечных
умов, ведущих дело к новой войне».
	В заключение Гуго ван Даден при
зывает объединиться в массовом на-
родном протесте в день национальной
демонстрации — 13 февраля.
	Отовсюду
	х КАК ПЕРЕДАЕЛ агентство Синь:
хуа, японская газета «Акахата», BbM
ступая. в поддержку обращения Бюро
Всемирного Совета Мира а запрешще-
нии атомного оружия, пишет, что
японский народ никогда не примирит-
ся с перспективой третьей атомной
бомбардировки. Запрещение атомной
войны и термоядерного оружия, под-
черкивает газета, является категори-
ческим требованием японского народа
так же как и всех народов мира.
	*Ж СТРОИТЕЛИ гиганта польской ме
таллургин — комбината имени В. И;
Ленина в Новой Гуте — одержали но-
вую производственную победу: мар-*
теновская печь № 1 дала первую
сталь. Новый мартен по своей произ-
водственной мощности превосходит
любой из действующих: сейчас в стра-
не мартенов. Управление мартеном
полностью автоматизировано, .
	*® ПО СООБЩЕНИЮ римского радио,
над Сицилией и некоторыми райснами
Калабрии {Италия) пронесся сильный
ураган. В Палермо и в других городах
Сицилии имели место обвалы домов.
В Мессинском проливе в результате
урагана прекращено движение паро-
мов. Сильный туман затрудняет TBH
жение судов между Неаполем и Ред-
	ваемая «аппаратная» Совета Народз
ных Комиссаров. До конца 1918 года
она занимала во всю длину Коридор,
соединяющий квартиру Ленина с его
кабинетом. Телеграфные аппараты
оставляли свободным только узкий
проход. Здесь, в коридоре, часто ви-
дели Ленина, особенно в те решаю-
щие часы, когда он связывался по
прямому проводу с Харьковом, с Ца-
рицыном, прохаживаясь у аппарата
Бодо, диктуя распоряжения прави“
тельства.

Однако даже в дни суровых испыы
таний Владимир Ильич уделял время
заботам о порядке и чистоте в Крем-
ле и особенно заботился о <охране-
нии памятников старины.
	До феволюции Кремлем ведало
дворцовое ведомство, а соборами —
синод. Памятники старины не обере-
гались, старинная роспись стен и
сводов. кое-где сохранивигаяся и’ уце-
левитая от «поновлений», закоптилась
от восковых свечей, которые тысяча“
ми жгли в соборах. В Кремле можно
было видеть арки древнего здания
патриаршего дома, заложенные кир-
пичами. Кроме того, как уже сказано
выше, Кремль пострадал от орудий=
вого и ружейного огня.
	17 мая 1918 года в предписании ко
менданту Кремля В. И. Ленин пред*
лагает «в срочном порядке» произве=
сти реставрацию кремлевской башни,
выходящей к Историческому музею.
Речь шла о. въездной башне Николь-
ских ворот. Владимир Ильич предло-
Жил архитектору представить смету
и наблюдать за выполнением работ по
реставрации. Это распоряжение
Ленина положило начало реставра-
ционным работам в Кремле, которые.
продолжаются.и по сей день и послу-
жили украшению этого ценнейшего
древнего памятника, почитаемого на»
родом.

Санитарное состояние Кремля тоже
заботило Ленина. 18 февраля 1919 го-
да Владимир Ильич подписал «Сани
тарные правила для жителей Kpems
ля», как было сказано в этих правиз
лах, «в целях предотвращения раз-
вития заразных заболеваний, в интея
ресах общего благополучия». т
	(Продолжение следует)
НА СНИМКЕ: НРЕМЛЬ,
	Фото И. АКУЛЕННКО. -
	ГААГА, 5 февраля. (ТАСС). Гол-
ландский совет мира решил провести
13 февраля в Амстердаме националь-
ную демонстрацию под лозунгом «За
мир и безопасность, против атомной
войны!».

В этой связи орган Голландского
совета мира — газета «Фреде» опуб-
ликовала обращение председателя
Голландского совета мира священника
Гуго ван Далена, который, в частно-
сти, отмечает, что в голландской бур-
жуазной печати развернулась пропа-
гандистская камнания, преследующая
цель ввести в заблуждение общест-
венное мнение с помощью утвержде-
ний, будто новая западногерманская
армия в случае ратификации париж-
ских соглашений не будет иметь ни-
чего общего с бывшей гитлеровской
армией. «Это вопиющая ложь! — го-
ворится в обращении. — Тех, кто так
говорит, я обвиняю в попытке ввести
в заблуждение наш народ и уже те-
перь задаю им вопрос: кто будет ви-
новен в новом массовом уничтожении,
в дьявольских жестокостях, если нео-
фашистскому духу вновь будет дана
возможность беспрепятственно раз-
вернуться? »,. --- я *

Гуго ван Дален с удовлетворением
отмечает, что в настоящее время. у
многих начинают открываться глаза
	Первенство Европы по ноньнам
	Жеребьевка участников
	СПОРТИВНЫИ ДНЕВНИК
	Сакуненко (СССР) — Саломаа (Фин-
	ляндия), Гончаренко (СССР) —
Уйманен (Финляндия), Ивашкин
(СССР) — Шелин (Швеция), Ан-
дерсен (Норвегия) — Стрем (Шве-
	ция) ит. д.

Бег на 5.000 метров открывает так-
же советский конькобежец Сакуненко
в паре с Коларжем (Чехословакия).
Вслед за ними вступят в состязание
Шилков и Ос.

Напряженная борьба ожидается в
парах Эрикссон—Саломаа, Брекман—
Оффенбергер (Австрия), Гончаренко—
Мансбарт (Австрия), Андерсен —
Келлер (Западная Германия), Кис-
лов — Вим де Грааф (Голландия),
Гришин — Сейерстен. Ивашкин идет
один.

На состязания в Фалун съехалось
много гостей из других стран. К со-
жалению, сегодня ночью стояла теп-
лая погода. Термометр показывал
2 градуса выше нуля.

Первые старты на 500 метров будут
даны сегодня в 16 ч. 15 м. по местно-
му времени.

Шведская печать проявляет боль-

шое внимание к советским спортсме-
нам.
	руссин, а тавае городов москвы и
Ленинграда. Среди участников — меж-
дународные мастера Холмов. Нежмет-
динов, Новотельнов и Каспарян.

* HA СТАДИОНЕ Юных пионеров
в Мосвве закончились соревнования
на первенство общества «Наука» по
фигурному натанию на коньнах. Зва-
ние чемпионки общества завоевала
студентка Мосновского Высшего тех.
нического училища имени Баумана
Марина Гранаткина. Среди мужчин
победу одержал учащийся 10-го клас-
са московской средней школы Олег
Симонтовский. my
			низона. Прапорщик Берзин позерил
этой провокации и согласился на ра-
зоружение солдат: он не зная, что со-
общение Рябцева — ложь. Кремль
был отрезан от мира. Белогвардейцы,
не встретив сопротивления, вошли в
Кремль, солдаты сдали оружие. Про-
изошло чудовищное преступление —
белогвардейцы внезапно открыли
огонь по безоружным солдатам. Мно-
гие были убиты и ранены. Совершив
это гнусное преступление, белогвар-
дейцы чувствовали себя хозяевами
положения в Кремле. С кремлевских
стен они обстреливали ружейным и
пулеметным огнем восставший народ.
Надо было во что бы то ни стало ов-
ладеть Кремлем. Это произошло 3 но-
ября 1917 года после обстрела Крем-
ля артиллерийским огнем. Революци-
снные войска ворвались в Кремль че-
	рез Никольские ворота.
«Взятием Кремля была завершена
	победа в Москве», — сказано в «Ис-
торин гражданской войны в СССР».

Древний исторический памятник
стал вдвойне дорог нашему народу:
здесь пролилась кровь борцов за побе-
ду Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. Началась новая
эра истории Кремля.

Вначале центром, где сосредоточи-
лась созидательная работа советской
власти, был Московский Совет. по-
мещавитийся в бывшем генерал-гу-
бернаторском доме на Тверской ули-
це. Кремль оставался в стороне от со-
бытий, но вскоре в судьбе его про-
изошли важные перемены.

В марте 1918 года, последнего года
первой мировой войны, революцион-
ному Петрограду угрожали герман-
ские армии. Нельзя было подвергать
опасности центральную власть моло-
дого Советского государства. В таких
условиях Совет Народных Комисса-
ров принял решение о перенесении
столицы Советской Республики в Мо-
CKBY.

«Заканчивается Петроградский пе-
	ФАЛУН( Швеция). 5 февраля. (По
телефону). Вчера вечером на катке
«Коперваллен» состоялось  торже-
ственное открытие соревнований на
первенство Европы по скоростному
бегу на коньках.

Прозвучали фанфары, и на ледяной
дорожке выстроились 39 сильнейших
скороходов одиннадцати стран —
представители Советского Союза, Ав-
стрии, Англии, Голландии, Западной
Германии, Норвегии, Франции, Фин-
	ляндии, Чехословакии, Швеции и
Швейцарии.
После приветствий конькобежцы
	продефилировали по дорожке, а за-
тем сделали круг во главе < чемпи-
оном мира`и Европы Борисом Шил-
ковым (СССР). В заключение был
сожжен большой фейерверк.

Позже судейская коллегия` провела
жеребьевку.

В первой паре на 500 метров высту-
пят Гришин (СССР) — Хелл (Анг-
	лия}. За ними выйдут на дорожку
Шилков и Сейерстен (Норвегия),

Брекман (Голландия) — Гильом
(Франция), Эрикссон (Швеция) —
Даубек (Чехословакия), Кислов

(СССР) — Яулис (Чехословакия),
	® НА СТАДИОНЕ имени С. М. Киро-
ва в Ленинграде вчера состоялась
очередная встреча на первенство
СССР по хокнею с шайбой. Челябинс-
кие хоккеисты «Авангарда» выступали
против динамовцев Новосибирсна. Иг-
ра закончилась с результатом 4:0 в
пользу челябинских спортсменов.

ж РОЗЫГРЬНИ всесоюзного команд-
ного первенства «Спартака> по шах-
матам начался в Риге. В турнире уча-
ствуют команды Латвии, Российской
Федерации, Азербайджана, Грузии, Эс-
тонии, Украины, Туркмении, Армении,
Литвы. Узбекистана, Молдавии, Бело-
	Начинается земля,
Как известно. от Кремля... =
	писал Владимир Маяковский.
	Эти строки поэта говорят нам о
значении Кремля не только для со-
ветских народов, но для всего трудя-
щегося человечества.

Нелегка задача рассказать о Крем-
ле — древнем историческом памятни-
ке, о Кремле эпохи становления и
укрепления советской власти, о том,
какое великое значение сн имеет в
наши дни. Тем более трудна эта за-
дача потому, что о Кремле надо рас-
сказать в кратком очерке, между тем
история Кремля — это в значитель-
ной степени история нашей Родины
и ее столицы — Москвы. Революция
вдохнула жизнь в этот древний па-
мятник, в дни Октябрьской револю-
ции, в огне уличных битв за Москву
Кремль пережил свое второе рожде-
ние.

Октябрь 1917 года. В Москву при-
шли первые вести о вооруженном вос-
станин в Петрограде.

Враги революции понимали, что
Кремль——не только важный стратеги-
ческий пункт, они тотчас оценили зна-
чение захвата Кремля, впечатление,
	которое овладение Кремлем произве-
дет на народ, и старались захватить
	‚ и удержать эту твердыню в дни вро-.
	вопролитных октябрьских битв на
улицах Москвы.

Еще ночью 26 октября цепь юнке-
ров сомкнулась. вокруг кремлевских
стен. В Кремле находился батальон
56-го полка во главе с прапорщиком
Берзиным. Солдаты и их Командир
были на стороне революции и FOTOBH-
лись к защите Кремля. В эти решак,-
шие часы в Кремль позвонил по те-
лефону командующий  контрреволю-
ционными силами полковник Рябцев,
потребовал к аппарату прапорщика
Берзина, заявил ему, что город в Ру-
ках белых, члены военно-революцион-
ного комитета арестованы, и потребо-
	вал сдачи Кремля и разоружения гар-
	ед
x Toe
ON

риод нашей центральной власти, что-
то скажет нам Московский?»,

Эти слова В. И. Ленина паиводит
В. Д. Бонч-Бруевич в своих воспоми-
наниях. о переезде Советского прави-
тельства в Москву.

«Двенадцатого марта мы поехали
< Владимиром Ильичем осматривать
помещение для Совнаркома...».

«—Мы в Кремле...», — сказал Вла-
димиру Ильичу его спутник.

«—Да, мы в Кремле — кратко
ответил Владимир Ильич, видимо, не-
сколько волнуясь.

— Здесь должна совершенно укре-
питься Рабоче-крестьянская власть, —
добавил он».

В эти слова Владимир Ильич вло-
жил огромной важности ©мысл.

Да, именно здесь, в Кремле, сердце
древней русской столицы, должна бы-
ла укрепиться власть трудящихся.
Утвердившись и совершенно окреп-
нув, эта власть построила первое в
мире сопиалистическое государство.
		роткое время превратить эти запу-
щенные, поврежденные здания в, ме-
сто, достойное стать резиденцией Со-
ветского правительства.

Для резиденции правительства бы-
ло избрано ‚ так называемое здание
судебных установлений. Здесь должны
были находиться Совет Народных Ко-
миссаров и Всероссийский Централь-
ный Исполнительный Комитет Сове-
тов. отсюда должны исходить важ-
нейшие решения партии и советской
власти.

Это величественное здание имеет
интересное историческое прошлое. Тво-
рение знаменитого русского зодчего
Матвея Федоровича Казажова, оно
строилось при Екатерине второй с
1776 года по 1787 год. Первоначально
здание предназначалось для собраний
дворянства Московской губернии, по-
тому на куполе установили скульпту-
ру, изображающую герб Москвы —
Георгия Победоносца. Когда же сюда
перевели из Петербурга два департа-
мента сената, герб Москвы был за-
менен эмблемой юстиции, на куполе
установили столб, увенчанный коро-
HOH, латинская надпись на столбе
«Гех» значила — закон. Площадь
получила название Сенатской.

Купол здания завершал ротонду и
по величине считался чудом архитек-
турного искусства. Существует преда-
ние, будто генерал Измайлов — на-
чальник «кремлевской экспедиции» —
опасался падения купола, и для того,
чтобы доказать крепость сооружения,
архитектор Казаков. когда сняли ле-
са, должен был взойти на вершину
свода и таким образом доказать его
прочность. Е

В дореволюционные годы здесь на-
ходились московская судебная пала-
та, межевой архив и другие учрежде-
HHA.

Разумеется, это здание не было
	приспособлено для того, чтобы в нем
разместилось правительство Советско-
го государства. Кроме того, необходи-
мо было сделать ремонт. В стенах
зияли пробоины от снарядов, в окнах
не было стекол. Мусор, горы пепла
сожженных бумаг — вот что увидели
здесь Владимир Ильич и его спут-
НИКИ. ^

Надо сказать, что служащие Крем-
ля недружелюбно встретили прибыв-
ших из Петрограда работников. Было
время саботажа, открытого неповино-
вения распоряжениям революционной
власти, и потому возник вопрос об
удалении старых служащих дворно-
вого ведомства. Однако по распоря-
жению Ленина прежние служащие
были оставлены в Кремле, вскоре они
почувствовали твердую руку новой
власти и привели в порядок здание
правительства.

В угловых комнатах третьего эта-
жа, ближе к Никольским воротам,
поместились канцелярия Совета На-
родных Комиссаров и кабинет
Ленина. В том же здании находилась
квартира Владимира Ильича. В. те
времена, весной 1918 года, это зда-
ние походило на Смольный первых
месяцев советской власти. Коридоры,
комнаты заполняли делегаты воло-
стей и деревень, доступ делегаций
крестьян и ‘рабочих к Ленину был
свободный, глава Советского прави-
тельства хотел глубже узнать чаянья
и нужды народа — рабочие из фаб-
рично-заводских районов, ходоки из
деревень были для Ленина живой,
непосредственной связью с огромной
страной, которую всколыхнули война
и революция.

Но, кроме этой живой связи с фрон-
том и тылом, нужна была прочкая те-
леграфная связь столицы с города-
ми и с‹елениями советской страны.
Для этого была устроена так назы-
	Итак, был март 1918 года. Пятый
месяц пошел с того дня, как отгре-
мели последние выстрелы кровопро-
литных октябрьских битв в Москве.
Кремль был, как уже сказано, по-

следним очагом сопротивления бело-
твардейцев и юнкеров, древние стены
служили им временной защитой. Мо-
сквичи старшего поколения помнят
внешний вид Кремля после октябрь-
ских уличных боев. Всюду еше были
видны следы артиллерийского и ру-
жейного огня. . Никольские ворота
повреждены, малый дворец частично
разрушен, даже циферблат часов
Сласской башни был пробит снаря-
	дами, и часы ‚остановились. Кремль
представлял картину запустения.
Нужна была... творческая энергия
	Ленина и его соратников, чтобы в ко-