Сообщение агентства Синьхуа
	ПЕКИН, 10 Февраля. (ТАСС).
Агентство Синьхуа передает, что
вчера утром зенитная артиллерия
китайской Народно-освободительной
армии сбила американский военный
самолет, вторгиийся в воздушное
пространство Китая в районе побе-
режья провинции Чжэисян.
	«Э февраля, — говорится в сооб-
щении, — два американских само.
лета типа «АД» вторглись в воз:
	душное пространство Китая и стали
кружиться с провокационной целью
над островом Цзигушань, провинция
Чжэцзян. Затем они пролетели над
островами Сунмыньышань, Лунван-
таншань, Пеканшань, Байяньнтань,
неоднократно пикировали и обстре-
ливали рыбацкие суда вблизи остро-
ва Сунмыньшань. Огнем зенитной

артиллерии —Народно-освободитель-
ной армии один из этих самолетов
был поврежден и рухнул в море к
юго-востоку от острова Байяньшань
в 10 часов 50 минут, а другой уле-
тел в восточном направлении.

Здесь указывают, что в целях за-
щиты национального. суверенитета и
безопасности китайская Народно-
освободительная армия будет ирини-
мать решительные меры в отноше-
нии американских самолетов, кото-
вые вторгаются в воздушное про-
странство Китая, вопреки неодно-
кратным предупреждениям с китай-
ской стороны,

Правительство СПИТА, как здесь
указывают, должно нести всю ответ-
ственность за последствия своих во-
оруженных провокаций».
	ных деиствиях США против Китай-
ской Народной Республики, Мы вы-
ступаем против предложения Новой
Зеландии, так как оно не имеет ни-
какого отношения к вопросу о на-
пряженности на Лальнем Востоке»,
	Против агрессивных действий США
на Лальнем Востоке
	ПРОТИВ ПОЛИТИНИ
АГРЕССИИ
	ИРОВАЯ общественность встревожена тем обстоятельством, что
	2УА американские империалисты продолжают свою политику, на-
правленную на дальнейшее обострение международной напряженно-
сти. Никакими лицемерными фразами ® стремлении США к миру»
невозможно. прикрыть агрессивную сущность внешней политики
правящих кругов Америки. Факты последнего времени показыва-
ют, что США перешли к актам открытого вмешательства BO BHYT-
	Республики, что является серьез-
	ренние дела Китайской Народной
	КАБУЛ, 10 февраля. (ТАСС).; Га-
зета «Ислах», осуждая провокацион-
ные действия американцев в районе
Тайваня, заявляет; «Мы требуем,
чтобы Совет Безопасности занялся
рассмотрением вопроса об агрессив-
		Сцена из спектакля Белорусского государственного театра оперы-и балета «ДЕВУШЕИЕА ИЗ ПОЛЕСЬЯ».
		Фото И. СОЛОВЕИЧИК.
Е ИИ Е ОКИНАВА
	Протесты в Западной Германии против
	парижских
	соглашений

По сообщению агентства АДН,
участники происходившего на днях
	во Франкфурте-на-Майне собрания
священников Гессена - Нассау пору-
чили специальной комиссии соста-
вить письмо депутатам боннсного
бундестага с призывом отклонить ра-
тификацию парижских соглашений.
Под этим письмом будут собраны
подписи всех священнослужителей
Гессена - Нассау, не одобряющих по-
литику вооружения Западной Гер-
мании.

Сообщается, что в Хофе начался
опрос населения относительно тре-
бования о проведении народного
референдума против ремилитариза-
ции и парижских соглашений. Та-
	гие опросы проводятся также в
Дортмунде и Ашаффенбурге.
	ным нарушением норм международного права и угрозой делу мира
‘на Дальнем Востоке и во всем мире.
	Цак известно, еще в 1950 году
	СПТА захватили китайские остро-
	НАКАНУНЕ ДЕКАДЫ БЕЛОРУССКОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
	НА ОПЕРНОЙ И БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ
		Сайков, С. Друкер, В. Глазов,
Т. Нараваева и другие. В театре вы-
росла болышая группа молодых ар-
тистов, с успехом выступающих в
ответственных ролях.

В Моснве мы покажем четыре
спектакля. Завтра на сцене Болышо-
го театра ‘пойдет опера Е. Тикоцкого
«Девушка из Полесья» — о терои-
ческой борьбе белорусского народа
против гитлеровских захватчиков,

Впервые на советской сцене Бело-
русский театр показал еперу выда-
ющегося польского композитора
С. Монюшко «Страшный двор», ко-
торая также включена в репеэтуар
декадных спектаклей. Музыкальный
материал для постановки этой опе-
ры был подарен театру в Варшаве в
дни 2-го Всемирного  нонгресса
сторонников мира.

Среди других спектаклей, показы-
ваемых в Москве, — балет-легенда
белорусского композитора В. Золо-
тарева «Пламенные сердца» и опера
П. И. Чайковского «Евгений Оне-
гин». Постановка этого спектакля
примечательна тем, что она осуще-
ствлена силами творческой молоде-
зэки театра.
	рениям Островсного, Горького, Шен-
спира, Мольера, ставил пьесы
Вс. Иванова, Корнейчука, Симонова,
Лавренева и т. д.

В этот приезд мы покажем мос-
квичам пять постановок своего ос-
новного репертуара. Гастроли откро-
ются спектаклем . «Константин Зас-
лонов», удостоенным Сталинской
премии, В  репертуаре — комедии бе-
лорусских драматургов Янки Нупалы
«Павлинка», Кондрата Нрапивы «По-
ют жаворонки», А, Макаенка «Изви-
ните, пожалуйста!». Москвичи увидят
также «Доходное место» А. Н, Ост-
ровского,

Театр приехал в Москву в полном
составе. В спектаклях примут уча-
стие народные артисты СССР Г, Гле-
бов, Б. Платонов, П. Молчанов, на-
родные артисты БССР Л. Ржецкая,
	ской и   В. Бладомирский, ВБ. Дедюшко,
Коллек-   Г. Григонис, О. Галина, В. Полло,
к тво-1И. ИТатилло и другие.

& УуоОШимо

`` нахо-   скольких спортсменок Финляндии,

Местные жители проявляют нк со-
ветской команде огромный интерес.
С утра в гостиницу звонят по теле-
фону и спрашивают, когда состоит-
ся очередная тренировка. В часы
тренировок. на каток устремляется
масса «болельщиков» на велосипе-
дах, финских саннах, автомобилях и
пешком.

Состязания на первенство мира по
скоростному бегу на коньках для
женщин состоятся в субботу и воск-
ресенье; В программе — большое
‚кенское ‘ многоборье —- забеги Ha
500. 1.000..3.000 и 5.000 метров.
		Лев НИКУЛИН
	Беседа с главным режиссером
Белорусского государственного
ордена Ленина Большого театра оперы
и балета, народной артисткой СССР
	Wt, АЛЕКСАНДРОВСКОЙ
>
	Подгорный», А. Туренкова «Цветок
счастья» и балет М. Нрошнера <Со-
ловей».

В послевоенные годы на сцене
театра были поставлены оперы бело-
русских композиторов Е. Тикоцкого
«Алеся» и Д. Лукаса «Кастусь Кали-
новский», а также балет В. Золота-
рева «Князь-озеро», постановка ко-
торого удостоена Сталинской mpe-
	мии,
Заслуженной популярностью у
советского. слушателя пользуется
	групна ведущих мастеров оперы и
балета, работающих в театре со дня
его основания. Это народные арти-
сты ВССР И. Болотин, М. Денисов,
Р. Млодек, А. Николаева, С. Дречин;
Болыших творческих успехов доби-
лись народные артисты БССР Н. Вор-
вулев, М. Зюванов, заслуженные ар-
	тисты республики Н. Сердобов,
	В ПРОШЛОМ году Белорусский
театр оперы и балета отмечал
евой 20-летний юбилей. Большой и
еложный путь прошел коллектив
нашего театра. Это был путь творче-
ских исканий, непрестанного совер-
шенствования мастерства, повыше-
ния музыкальной культуры, созда-
ния полноценного и разнообразного
репертуара. -

На сцене театра поставлены луч-
тие произведения оперного и ба-
летного искусства как классическо-
го, так и современного. Впервые на
белорусской сцене показаны оперы
«Пиковая дама», «Евгений Онегин»,
«Иван Сусанин», «Ннязь Игорь»,
«Аида», <Флория.Тосква», балеты
«Спящая красавица», «Лебединое
озеро», «Дон Кихот», «Эсмеральда».
н др. .

Значительная ‘работа проделана
коллективом по созданию. белорус-
ских оперы и балета. Еще в дни пер-
вой декады белорусского искусства
и литературы в Москве театр пока-
зал четыре произведения, принадле-
жащих перу белорусских комнозито-
ров, — оперы А. Богатырева «В пу-

max Полесья», Е. Тикоцкого «Михаеь
	ЕОБЫЧАЙНЫМ творческий

подъем царил среди нашего кол-
лектива в дни подготовки н декаде.
Участие в декаде мы рассматриваём
не только как большой праздник, но
и как ответственный экзамен, смотр
наших сил, наших творческих воз-
можностей.

Старая дружба связывает театр
нмени Янки Купалы с московским
зрителем. Мы неоднократно BBICTy-
пали перед москвичами. Первые га-
строли относятся еще к 1923 году,
когда театр приезжал в столицу на
Всесоюзную — сельскохозяйственную
выставку. Наждое выступление в
Москве доставляет нам огромную
творческую радость.

Белорусский драматический театр
является детищем Великого`Октября.
До революции белорусский народ не
имел своего театра. Первый белорус-
ский государственный театр был ор-
ганизован в 1920 году. Говоря об ис-
	На днях из Москвы в Финляндию
выехала групниа советских спортсме-
нок для участия в розыгрьиче пер-
венства мира по скоростному бегу
на коньках. В составе команды
СССР; чемпионка мира Л. Селихова,
чемпионка страны Т, Рылова, а так-
же Р. Жукова, В. Постникова,
Р, Меньшова и С. Кондакова.

Сегодня корреспондент «Вечерней
Москвы» связался по . телефону с
городом Куопио (Финляндия), где со-
стоятся соревнования. К аппарату
подошел тренер советской команды
заслуженный мастер спорта Е. С®-
	пов. Ом сообщил:
	БЕРЛИН, 10 февраля. (ТАСС).
Но сообщениям печати, 8 февраля
во  Франнфурте-на-Майне жители
города устроили демонстрацию в
знак протеста против милитарист-
сеного выступления Аденауэра на ми-
тинге ХДС в этом городе. Прибыв-
шая к месту демонстрации полиция
пустила в ход брандспойты и резни-
новые дубинки. Около 100 человек
было арестовано.

В Вуппертале состоялся митинг
молодых рабочих, участники KOTO-
рого единодушно высказались про-
тив вооружения Западной Герма-
нии. и решили организовать «по-
ход протеста» в Бонн в день, когда
в бундестаге будут обсуждаться во
втором чтении парижские соглашо-
НИЯ.
		ва Тайвань и Пэнхуледао, а 2 декабря 1954 года подписали со своси
марионеткой Чан Кай-ши так называемый «договор о взаимной бе-
зопасности». Целью договора являются закрепление американской
оккупации этих островов и превращение их в базу агрессии воен-
шины США против народного Китая. Совсем недавно американский
президент получил от конгресса право в любой момент начать аг-
рессивные военные действия против Китайской Народной Респуб-
		Весцеремонное и наглое вмешательство империалистов СИТА ве
	внутренние дела Нитая вызывает
	во всех странах земного шара. Народы требуют положить конец
американской оккупации Тайваня, прекратить «холодную войну»,
которую ведут империалисты США. Выражая мнение большинства
индийского народа, газета «Ассам Трибюн», например, пишет, что
Тайвань является неотъемлемой частью ННР. и приветствует реши-
мость китайского народа освободить свою территорию. «Любые
военные операинии в защиту томиндановнев на Тайване, — пишет
другая индийская газета «Хиндустан стандарт», — вряд ли могут
найти моральное оправдание в глазах большинства азиатских и ев-
	ропейских нанций...».
		Издание иностранной литературы в Китае
	Vill) ser,
	достижениях советской науки, о ра-
ционализации и изобретательстве.
По словам Цзинь  Цань-зжаня,
большими тиражами в этом году бу-
дут издаваться художественные про-
изведения, в том числе «Евгений
`Онегин» и «Повести Белкина» Пуп!-
кина, «Мертвые души», «Ревизор»,
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
и «Петербургские повести» Гоголя,
	«Война и мир» Толетого, ‹ «Героя
нашего времени» Лермонтова. са-
тиры Салтыкова-Шедрина, «Дет-
	ство», «В людях» и «Мои универси-
теты» Горького, поэмы «Владимир
Ильич Ленин» и «Хорошо», а также
избранные стихотворения Маяков-
ского.

Работники китайского театра по-
лучат в этом году перевод книги
Станиславского «Моя жизнь в искус-
		Агрессивная внешняя политика американских правящих пругов
встречает всё более решительное сопротивление среди простых лю-
дей Америки, желающих жить в мире с другими народами. «Мы, —
пишет, например, американский гражданин Джастин О Коннор из
Сент-Пола (штат Миннесота), — должны оставить китайский народ
	разрешать свои дела». На пуобли-
из неменкой газеты «Тэглихе
	в покое, предоставив ему самому
куемом сегодня снимне, взятом
Рундшау», видна группа ’америн
	Рундиау», видна группа американцев, которые пикетируют рези-
денцию президента СПТА — Белый Дом. На одном из плакатов над-
	нись: «Переговоры, а не война!»
	Забота о молодом
	БЕРЛИН, 10 февраля. (ТАСС). 3
февраля трудящиеся Германской
Демократической Республики тор-
жественно отметили День молоде-
жи и спортсменов.

В настоящее время в ГДР насчи-
тывается свьине 74 тысяч студен-
тов, из ноторых более 50 процентов
— дети рабочих и крестьян. В их
распоряжении — дома.отдыха, клу-
бы, дома нультуры, стадионы, спорт-
площадки и т. д. На нужды молоде-
жи в минувшем году было отпущено
из государственных средств более
2 млрд. марок, .

Молодежь активно yuacTByel B
мирном созидательном. труде. В на-
стоящее время в промышленности и
сельском хозяйстве‘ республики на-
считывается. более 5 тысяч моло-
дежных бригад. Сорок тысяч моло-
дых людей награждены медалью
«Активист выполнения пятилетнего
		Борьба в Финляндии
за запрешение
атомного оружия
	ХЕЛЬСИНКИ, 10 февраля. (ТАСС).
Как сообщает газета «Тюэкансан са-
номат», рабочие строительной фир-
мы «Тапиола» обсудили на своем
собрании” вопрос ‘об угрозе атомной
войны в связи с недавним решением
совета Северо-атлантического союза
	относительно применения атомного
оружия. Участники собрания напра-
вили письмо правительству с прось-
бой поддержать всеми имеющимися
в его распоряжении средствами тре-
бование мирового общественного
мнения о запрещении атомного ору-

ия.
	было место казней. При Иване Гроз-
ном, когда «многие древние роды
без остатку миновалися», родетвен-
ники казненных построили четыр-
надцать небольших церквей, церкви
эти назывались «на крови у голов,
что на рву». Это был своего рода
протест против беспощадного ист-
ребления Грозным его политических
врагов. Может показаться странным,
что в те времена и позже, при царе
Алексее Михайловиче, когда жесто-
ко подавлялась всякая попытка мя-
тежа, цари терпели такого рода про-
тест против расправы с непонорны-
ми. Более того, в церквах открыто
собирались противники царских вре-
менщиков и призывали к мятежу
против ненавистных родичей цари:
цы. Эти заговоры проиеходили в
церквах в Китай-городе и в самом
	Времле.
За кремлевскими стенами, почти
	‘примыкая к дворцу, теснились ири-
	ходские и домовые церкви, монастье
ри, монастырские подворья, хоромы
бояр, патриарший двор, дома духо-
венства и служилого люда. Узкие
улички назывались Спасская, Ни-
кольская, Троицкая, Чудовская и
Вознесенская, по названиям мона-
стырей, находившихся в Кремле,
Это был густонаселенный городок с
невообразимой путаницей улиц, пе-
реулочков, тупиков. Все это не раз
уничтожалось пожарами в 1626,
1633, 1634 и`1701 годах и позднее.
Над Спасскими и Троицкими ворота-
ми находились «сполошные» — на-
батные колокола, извещавшие народ
о месте пожара. «Буде загорится в
Кремле бить во все три набата в
оба края, поскору. Буде в белом го-
роде, в Спасский набат в оба края
потише и в набат, что на Троициом
мосту в оба края потише...». Если же
пожар случался в Земляном городе,
за стенами Белого города, то в набат
били еще тише, в этом случае непо-
средственная опасность Нремлю не
угрожала, ‘огонь быстро уничтожал
деревянные дома, другие уничтожа-
ли сами жители. Огонь, не имея пи-
щи, угасал.
	От множества обломков, от разва-
лин сгоревших домов почва в Крем-
	понолении в ГДР
	3 февраля Совет министров ГДЕ
утвердил «план содействия разви-
тию молодежи в’ 1955 году». План
	предусматривает меры по содейет-
вию дальнейшим производственным
успехам молодежи во всех отраслях
народного хозяйства республики и
проведение целого ряда культурных
мероприятий для молодежи.

Иное положение в Западной Гер-
мании, где около 1.625 тысяч юно-
тей и девушек не может получить
места учеников на предприятиях и
вынуждено перебиваться любой вре-
менной работой. 200 тысяч человек
вообще не имеют никакой работы.

На происходившем в прошлом го-
ду в Берлине общегерманском кон-
грессе молодежи делегаты из Запад-
ной Германии предложили  специ-
альную резолюцию. требующую пре-
доставить западногерманской моло-
дежи такие же широкие права, ка-
кими пользуется молодежь в ГДР.
	Против -
турецко-иракского
сговора
	БЕЙРУТ, 10 февраля. (ТАСС. Со-
гласно сообщениям из Багдада, на-
род Ирака решительно выступает
против. политики включения страны
в западные военные блоки. Несмот-
pA Ha жестокий террор, в Багдаде
распространяются листовки, в кото-
рых резко критикуются антинацио-
нальная политика Нури Саида и его
решения заключить военный пакт с
Турцией,

Как сообщает ливанская газета
«Аль-Байрак», 7 февраля в Багдаде
происходили демонстрации против
стовора ‘с ‘Турцией. В результате
столкновений с полицией убиты 3 де-
монстранта.
	ле поднялась на несколько аршин.
При постройке Болыного Кремлев-
ского дворца, когда рыли фунда-
мент, обнаружили одну под другой
три деревянные мостовые. Каждый
раз, когда в.Нремле очищали место
для новых построек, находили под-
валы прежних жилищ времен Бори-
са Годунова, Михаила Федоровича и
Алексея Михайловича.

В 1701 году по приказу Петра I
была произведена перепись зданий
в Кремле. Кроме дворцовых зданий,
здесь числилось’ 43 «обывательских»
двора, из которых 38 принадлежа-
ли`луховенству. В том же 1701 году
произошел болышой кремлевский
пожар. Выгорел весь царский двор,
то. есть множество каменных и дере-
вянных зданий, оружейная и мастер-
ская палаты, перкви, монастыри, все
государевы приказы со многими де-
лами. Пострадала царская казна, за-
горелись даже струги и плоты на
Москве-реке, После этого пожара
последовал приказ «‹крыть крыши
черепицей или дерном» и строиться
«линейно», то есть в одну линию ста-
вить фасады, а главное, запрещалось
строить деревянные дома. Кстати
сказать, на Руси предпочитали стро-
ить именно деревянные дома, пола-
гали; что жить в каменных вредно
для здоровья.

Спустя 13 лет после приказа стро:
ить только каменные дома Петр,
чтобы не отвленать силы от строи-
тельства Петербурга, вообще запре-
тил производить каменные работы
во всем’ государстве. Этот приказ
распространялся на Кремль и имел
тяжелые последствия для древних
зданий. Стены поросли мхом. на
башнях вырастали деревья, Кремль
представлял печальные, хотя и позэ-
тические картины запустения. Столи-
цу перенесли в Петербург, в Москве
для императрины и двора были вы-
строены новые дворцы на Яузе. Это
вполне устроило Анну Иоанновну и
Елизавету Петровну, только в nep-
вые годы их беспокоило кваканье
лягушен, но их постепенно выловили

неводами.
	(Продолжение следует)

НЕБИН, 10 Февраля. (ТАСС).
Как сообщил в беседе с корреспон-
дентом ТАСС заместитель началь-
ника Главного управления по де-
лам издательств Цзинь Цань-жань
в этом году будут переведены на ки-
тайский язык и изданы 2.600 про-
изведений иностранных авторов, в
том числе русских и советских.
Выйдут в свет отдельные тома Со-
чинений В. И. Ленина и И. В. Ста-
лина. В форме брошюр будут из-
даны произведения Ленина, относя-

щиеся к периоду создания Советско-
го государства, а также отдельные
произведения НК. Маркса и Ф. Эн-
	гельса. Б апреле—мае закончится
	перевод советского учебника поли-
тической экономии.
	Велик спрос на нниги о социалн-
стическом строительстве в СССР, о
	БОРОВИЦКАЯ БАШНЯ.
	Кремля в часы попали четыре, сна-
ряда. Двумя снарядами был повреж-
ден циферблат и перебита часовая
стрелка. Маятнин был утрачен, валы
согнуты и шестерни разбиты. В до-
революционное время куранты часов
исполняли «Коль славен». и «Преоб-
раженский мари».

В начале. 1919 тода В. И. Ленин
вызвал к себе комиссара Кремля и
архитектора, заведующего техничес-
кой частью. Было решено опублико-
вать в газетах предложение о под-
ряде по восстановлению часов.

Специалисты, осматривавитие ча-
сы, были поражены огромным меха-
низмом, они не привыкли иметь дело
с часами подобной величины. Нинто
из часовщиков не решался взять на
себя такую работу. Владимиру Иль-
ичу доложили, ‘что в кремлевских
мастерских работает слесарь Н. В,
Беренс, отец которого в свое время
состоял на службе у фирмы Бутеноп,
в 1851 году ремонтировавшей часы
Спасской башни. Владимир Ильич
знал Н. В. Беренса—слесарь работал
у него в кабинете, делал ключи для
ящиков стола. Бёрене, унаследовав-
ший профессию отца-часовщика,
пять дней делал расчеты. Самым
сложным оказалось сделать маятник,
определить его вес и размер. Нако-
нец. маятник выковали, налили свин-
	цом, выверили его вес, исправили
шестерни, натянули канаты, восста-
новили циферблат и стрелку. В этом
сложном деле Н. В. Беренсу помога-
ли 11 слесарей и кузнецов и его ма-

д
			is
						MATb CHhnEKTAKSAEY
	Беседа с глаеным режиссером
Белорусского драматического театра
имени Янни Купалы, народным
артистом БССР
Л. РАХЛЕНКО
		тории создания,. становления театра,
нельзя не сказать о его первом ху-
дожественном руководителе, старей-
шем актере и режиссере Е. А. Ми-
ровиче, вырастившем и воспитавшем
большую группу талантливых ‘акте-
ров и создавшем зрепкий творческий
ансамбль.

За 35 лет существования театр
поставил на своей сцене большое
количество пьес белорусских писате-
лей, а также лучшие произведения
русской и западной классической и
современной драматургии, Ноллек-
тив неоднократно обращался к тво-
	HRA HATTZTHE B БУФО
	— Советские спортсменки, нахо-
дясь в Куопио, провели несколько
тренировок. Натон, где состоятся со-
стязания, расположен в одном кило-
метре от нашей гостиницы, в чудес-
ном, живописном месте, Он окру-
жен озерами и лесом. К сожалению,
трибуны рассчитаны лишь на 1,800
мест.

Вместе с нами тренируется изве-
стная москвичам чемпионка Финлян-
дии Хуттунен. Вчера прибыли для
участия в состязаниях представи-
тельницы Чехословакии. Сегодня-
завтра ожидается приезд конькобеж-
пев Норвегии, Швеции и еще не-
	жение «метать в тюрьмы». Подоб-
ные каменные мешки были обнару-
жены и под проездной башней Тро-
ицких ворот.

Со стороны Красной площади
Кремль защищали тройная стена и
наполненный водой ров. Вода посту-
пала в ров через подземный канал из
реки Неглинной, из прудов (на мес-
те нынешнего Александровского са-
да были пруды).

Почти тридцать лет продолжалось
строительство укреплений Нремля.
В 1516 году вместо подъемного был
построен постоянный ‘каменный мост
у Троицких ворот. Там же воздвигли
предмостное укрепление — баню
Кутафью. Еще раньше постоянный
мост был построен у Фроловских —
Спаесвих ворот.
	Заботы о превращении Нремля в
неприступный замок имели серьез-
	ные основания — в 1571 году Mo-
сква пережила бедствие, напоми-
навитее нашествие Тохтамыша.
	Иностранец, пленный ливонец Элерт
Краузе, так описывал это горестное
событие:

«24 мая Девлет Гирей подступил
к Москве, но вместо нападения та-
тары зажгли загородье во многих
местах. Внезапно поднялся вихрь, и
огненное море широкой волной за-
лило город. Все небо окутали обла-
ка дыма, крутящегося с таким шу-
мом и треском, что казалось (как го-
ворил один . англичанин-очевидец),
будто само небо рутилось на зем-
лю».

Множество людей искало спасения
в Кремле, но даже там «церкви ка-
менные от жара  исседались», «В
продолжение трех часов Москва вы-
горела так, что не осталось даже
обгорелого пня, к которому можно
	  было привязать
	Времль устоял, враг не ` решился
штурмовать твердыню. :

Набег крымцев не был послед:
ним испытанием, городу и его кре-
пости — Нремлю предстояло наше-
ствие польской шляхты в 1610—
1612 годах и двести лет спустя на-
ттествие Наполеона и «дванадесяти»
языков. Но город и Кремль не по-
гибли, поистине это ‘был вечный го-
род, которому предстояло великое
		будуптее.
	РИ Василии ИТ Времль имел

вид мощного средневекового
замка, неприступной твердыни. Из-
за стен виднелись главы соборов,
колокольни и кровли великокняже-
ских и боярских хором. Это придава-
ло Нремлю живонисный облик. Но
башни и стены имели грозный вид,
в них были бойницы для разнооб-
разной артиллерии — от «затинной
пищали», стрелявшей пулями, до пу-
шек шести- восьмифунтового налиб-
ра, Некоторые башни имели пять
этажей. Спасская проездная башня
имела их десять и впереди выдви-
	нутую стрельницу для прикрытия
	ворот огнем. В проездных башнях
были сделаны тяжелые железные
епускавшиеся решетки, базнни име-
ли бойницы для нижнего «подош-
венного», среднего и верхнего боя.
С земли действовали огромные бом-
барды, одна из них, отлитая в 1488
Толу, весом в 2.400 пудов.
	Между зубцами стен стояли пере-
движные щиты из толстых досок,
носившие название «заборолы» и
ограждавшие защитников от выстре-
лов осаждавших. Стены были по-
нрыты кровлей в два ската и в ту
пору еще не были украшены шат-
ровыми вышками, Кремль имел иной
облик, чем в наше время. В «Опис-
ной книге» 1701 года сказано, что
кремлевские стены имели протяже-
ние в 1.086 сажен (теперь две вер-
<ты 40 сажен), высоту от пяти до
восьми сажен и толщину до двух
сажен. В толще стен находились
коридоры, тайники, темницы -- Ка-
менные мешки, устроенные так, что
узника опускали в темницу сверху
нерез люк, отсюда и повелось выра-
	См. начало в «Вечерней Москве»
_5, 7,.8 и 9 февраля.
	Вместо «Коль славен» и «Преобра-
женского марша» они исполняли те-
перь «Интернационал» и «Похорон-
ный марш».

7 октября 1919 года часы Спас-
ской башни пошли, Москва снова ус-
льшала их бой, который и теперь в
полночь ‘по радио слышит весь мир.

Слесарь Н. В. Беренс дожил до 83-
летнего возраста и скончался в 1943
году. В глубокой старости он с вол-
нением рассказывал о своей беседе
с Владимиром Ильичем Лениным и
отлично помнил. все подробности
восстановления часов Спасской бази-
ни.
Стены Кремля за четыре с поло-
виной века не раз частично разру-
шались, но их неизменно исправля-
ли. Большие реставрационные рабо-
ты были приурочены к 800-летию
Москвы. Реставрированы были бело-
каменные! цоноли стен вдоль Москвы-
реки и Нрасной площади, ремонти-
ровались башни, восстановлены при-
шедшие в ветхость детали из камня
и кирпича, крытая глазурью, старая
черепица заменена новой, сделанной
по образцам ХУП—ХТХ веков. Ha-
менная толща стены сохранилась от
времен Ивана 1Ш до наших дней,
с наружной и внутренней стороны
кирпичи, разумеется, менялись,

В древности почти каждая башня
или ворота имели свое назначение,
притом не всегда‘ военное. Мрачную:
славу имели  Нонстантино-Еленин-
ские ворота-—там находился «разбой-
ный приказ», пытошная. Между
	Спасскими и Никольскими воротами
	После того, как Кремль перестал
быть вовнной крепостью, он теряет
облик укрепленного замка. Христо-
фор Головей сооружает вышку со
шпилем на башне Спасских ворот,
нтатровые вышки воздвигаются и на
других башнях и воротах с въездны-
ми башнями. Кремль получает свой
живописный облик, сохранившийся
до нашего времени.

Первые часы на Спасской башне
были установлены в 1585 году. Их
заменили другие часы, сделанные Го-
ловеем; это были часы с «музыкой»
— боем. В 1702 году вместо этих
часов были сделаны голландскими
мастерами новые. Их заменили анг-
лийские часы, изготовленные в 1767
году и сохранившиеся до нашего
времени. В 1851 и 1878 годах эти ча-
сы подверглись реставрации. Нако-
нец, в 1919 году часы на Спасской
башне были реставрированы по ука-
занию В. И. Ленина.

С восстановлением механизма ча-
сов связано много устных рассказов,
в них есть’и домыслы и прямая вы-
думка. В номере журнала Огонек»
почти тридцатилетней давности на-
печатана история восстановления ча-
сов Спасской башни. В октябрьские
	лошадь...>. Однако   дни во время орудийного обстрела   лолетний сын. Исправили куранты.