Максим ЛУЖАНИН.
	Канадские парламентарии одобряют предложение
Верховного Совета СССР об обмене парламентскими
делегациями
	будет способствовать уменьшению
международной напряженности.

Выступая 10 февраля в сенате,
депутат от консервативной ‘партии
Хорнер заявил, что Канада должна
рассмотреть предложение,  содер-
жащееся в Декларации Верховного
Совета СССР.

Эксперт этой же партии по внеш-
неполитическим. вопросам .Дифен-
бейкер заявилов палате общин, что
предложение Верховного Совета
CCCP об обмене парламентскимя
делегациями «следует принять».
	НЬЮ-ИОРН, Т2 Февраля. (ТАСС).
Как явствует из сообщения коррес-
пондента агентства Юнайтед Пресс
из Оттавы, Декларация Верховного
Совета СССР, содержащая призыв
к развитию связей между парла-
ментами всех стран мира, встрети-
ла поддержку в канадском парла-
менте.

Депутаты от консервативной пар-
тии Канады в палате‘ общин и в
сенате, сообщает корреспондент,
считают, что обмен парламентскими
делегациями с Советским Союзом

ДЕСЯТАЯ ГОДОВЩИНА
‚ОСВОБОЖДЕНИЯ БУДАПЕШТА
		ое» исполняется десять лет со
дня освобождения Советской `Ар-
мией столицы Венгрии — Будапешта.
В течение полутора месяцев войска
2-го и 3-го Унраинских фронтов вели
сжесточенные бои с нрупной вражес-
кой группировзной, онруженной в силь-
но ункрепленном городе. 18 января
1945 года была полностью очищена
восточная часть столицы Пешт, а 13
февраля — ее западная часть Буда.
Развивая наступление, советские вои-
ны 4 апреля 1945 года полностью
освободили Венгрию от гитлеровских
захватчиков. «...Советсний Союз и Со-
	БУДАНЕТЧТГ, 1945 ГОД...
	ветсная Армия, — говорит тов. Мати-
ас Ракоши, — сбили фашистские кан-
далы с рук венгерского народа...».

С освобождением Венгрии началась
новая страница в ее истории. Впер-
вые венгерские трудящиеся получили
возможность взять власть в свои ру-
ки и вступить на социалистический
путь строительства новой, счастливой
жизни. За годы, минувшие со дня ос-
вобождения Венгрим, ее трудолюби-
вый народ, уверенно идущий вперед
под руководством Венгерской партии
трудящихся, добился больших успе-
хов во всех областях политичесной,
экономической и нультурной жизни.
Венгерский народ успешно превра-
щает свою родину в индустриальную,
с хорошо развитым сельским хозяйст-
вом страну.

Большие успехи тружеников новой
Венгрии в строительстве социализма
стали возможными благодаря брат-
ской и бескорыстной помощи верного
друга венгерского народа — Советсно-
го Союза. Дружба венгерского и со-
ветского народов навечно скреплена
Договорсм о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи, подписанным в
Моснве 18 февраля 1948 года, кото-
рый является надежной опорой для
неуклонно расширяющихся энксноми-
	ческих и нультурных отношений мен
ду двумя странами.

Помощь Советского Союза постоян-
но ощущают жители Будапешта. При
поддержке советских друзей в столице
Венгрии полностью восстановлены про-
мышленность, коммунальное хозайст-
во и нультурные учреждения. В при*
городе столицы Чепеле с помощьюа
СССР выстроен крупнейший в стране
автомобильный завод.

Будапешт не только восстановлен,
он значительно вырос и похорошел.
За годы народной власти его жители
получили более 22 тысяч квартир. В
городе воздвигнуты целые кварталы
новых жилых зданий. Окраины буда-
пешта получили воду, электричество,
газ. Неуклонно растет сеть нультур-
ных и бытовых учреждений, Открыто
много новых институтов, школ, тех-
нинумов, Восстановлены старые и от-
крыты четыре новых театра и десят-
ки нлубов. Сейчас в городе — 1.368
стадионов и спортивных площадок, в
том числе Народный стадион на 90
тысяч зрителей. Бюджет Будапешт-
ского городского Совета предусматри-
вает дальнейшее благоустройство CTO-
лицы Венгерской Народной Респуб-
лики.

..Есть в Будапеште гора Геллерт, на
которой высится статуя Свободы —
замечательный памятник победы, возд-
вигнутый венгерским народом в честь
советских воинов-освободителей. Ha
этом величественном монументе, яв-
ляющемся символом вечной советсно-
венгерской друнбы, написано: «Осво-
бодителям советским героям — от
благодарного венгерского народа».
	1955 ГОД
	БУДАПЕШТ,
	2 wep Hopor
	И, глянувши с кручи в кипящие воды,
От страха зажмурят глаза васильки.
	А в даль отодвинется фройт грозовой —
		И снова, наладив надежные снасти,
	Цод парусом
	лодки одна за другой
	Выходят на пробу рыбацкого счастья.
Снокойно встречает их Нароч тогда,
	Так тихо оно
	под

тучами вздыхает,
		at

Md Ad
	Кто видел Байдары, бывал на Эльбрусе,
Рукою касался алтайских снегов. —
		Пути показать вам всегда я готов.
		дорожкою лунной,
	Как ночь по волнам шла
	Как розы в Сухуми зимою пвели
	Но здесь мое сердце стучало сильней!

Затем вот и кличу друзей и соседей: °
Мы встретимся в Минске, на Нароч поедем, —
Тот край полонит вас красою своей.
	Даваите окинем наш вольный простор —
Синеющий Неман, каналы в Полесье,
Заглянем в глаза полочанских озер,

Над нашнею теплой послушаем песни.
	Пускай здесь природа не вздыбила гор,
Пусть высохло старое море, но если
Полнеба расколет пылающий клин,
	Лиловые тучи надвинутся яро,
	Как море, тогда от угрюмых глубин
До звезд расколышется озеро Нароч.
	Над бором закружится стая ветров,
	Качнутся могучие звонницы-сосны,
	И чибис серебряный, как альбатрос,
Промчится над пеною вестником грозным.
	В. И КАЧАЛОВА
	Пытаясь взлететь, запгумят ветрякн,
	Хлеба побегут от лихой непогоды,
	Что можно подумать — и в горсти вода,
Пожалуй, навряд ли спокойчей бывает,
	Прозрачное — камни счнтай за кормой,
Лазурное — свод в нем купается, ‘светел,
Богатое — рыба блестит чешуей,
Могучее — слава от прадедов — к детям.
	Когда, нашу землю, как свиньи, изрыв,

Враги принесли нам неволю и горе,

Здесь мстителей славных взметнулись костры,
Шагнуло свинцом партизанское мора. .
	А ныне тут мир и счастливый улов.
	Да будет так
	тоскливо:
всюду!.. Нет, сердцу
	К англо-американским противоречиям
на Ближнем Востоке
	ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). По-
литика США на Ближнем Востоке,
направленная на вытеснение Анг
лии из этого района, считавшегося
традиционным районом «английско-
го влияния», вызывает раздражение
в английских политических кругах.
Все чаще английская печать высту-
пает с разоблачениями американ-
ских происков в странах Ближнего
Востока. ‘Так, еженедельник «Нью
	стейтсмен энд нейшн», комментируя
	последние события на Ближнем вВо-
стоке, связанные с турецко-ирак-
ским сговором относительно заклю-
чения военного союза, изобличает
государственный департамент США
как инициатора и организатора этой
сделки. Касаясь серьезных разно-
гласий между странами — членами
Лиги арабских стран в связи с фак-
тическим отходом Ирака от лиги,
еженедельник вынужден признать,
что это является новым наступлени-
em СНТА на английские интересы.
«Становится ясным, — пишет еже-
недельник, — что государственный
департамент одержал вторую побе-
ду на Среднем Востоке — победу
над Англией. После того, «как аме-
	риканцы «урегулировали» к собст-
венному’ удовлетворению иранскую
проблему, они откололи Ирак от
Лиги арабских стран и связали его
со своей новой группой военных
сателлитов».

Еженедельник признает, что соз-
даваемый Соединенными Штатами
так называемый «северный оборони-
тельный ярус», т. е. военная груп-
пировка, в состав которой СИТА хо-
тят втянуть Турцию, Иран, Ирак и
Пакистан, имеет целью образовать
«нольцо военно-воздушных баз»
против Советского Союза.

Теперь уже совершенно ясно, за-
являет «Нью стейтсмен энд нейшн»,
что «вакуум, образующийся после
ухода англичан из Судана и Сузэца,
будет заполнен не арабской полити-
кой, поошряемой и поддерживаемой
Лондоном, как. на это надеялись ан-
гличане, а открытым утверждением
американской моши».

«В 1945. году, — пишет в заклю-
чение еженедельник, — Англия от-
теснила Францию на второй план.
Теперь же мы сидим рядом с Фран-
цией, а Соединенные Штаты держат
руль в. своих руках».
	На желтые лица далеких ловцов
Осыпался прах водородного взрыва.
	Но сгинет навеки тот дьявольский чад!
	Пылает наш горн, наши нивы — без края.
	Стоят рыбаки
	нарочанских оригад,
	Перевел с белорусского
П. Семынин.
	На концертах
симфоничесной
музыки
	К УП! ПЛЕНУМУ
ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ НОМПОЗИТОРОВ
	Деятельно ведется подготовка к
УПТ пленуму правления Союза со-
ветских композиторов, посвященно-
му симфоническому творчеству. Раз-
работаны‘ программы концертов, в
которых будут исполнены многие но-
вые произведения.
	Видное место в программах зани-
мают сочинения московских музы-
кантов. Исполняются 10-я симфония
и «Праздничная увертюра» Д. ИТос-
таковича, симфония-легенда памяти
Зои Космодемьянской С. Раззорено-
ва, «Четыре импровизации на албан-
ские темы» Л. Книппера, фрагменты
из музыки к балету А. Хачатуряна
«Спартак».
	В различных музыкальных жан-
рах работали за последнее время мо-
лодые композиторы. На пленуме про-
звучат 1-я симфония К. Хачатуряна,
концерты для фортепиано с оркест-
ром Г. Галынина, Р. Щедрина и
А. Эшпая, «Рапсодия» (на испанские
темы) Е. Светланова, симфониэтта
	Б. Чайковского, симфония и скри-
	`пичный концерт молодых азербайл-
	жанцев Р. Гаджиева и А. Рзаева,
оратория 24-летнего эстонского ком-
позитора Э..Тамберга, ‘посвященная
памяти В. Кингисениа, и много дру-

гих.
	ВПонцерты пленума состоятся B
Большом зале консерватории, Колон-
ном зале Дома союзов, Концертном
зале имени Чайковского, Централь-
ном Доме Советской Армии. Часть
произведений будет прослушана в
записи.
	В исполнении принимают участие
Государственный симфонический ор-
кестр СССР, Болыной симфоничес-
кий оркестр Всесоюзного радио и
симфонический оркестр Московской
филармонии. Дирижерами выступят
Е. Мравинский, А. Гаук, Н. Иванов,
С. Самосуд, Л. Вигнер (Латвия), Ни-
язи (Азербайджан). Программой од-
ного из концертов будет дирижиро-
вать молодой композитор и дирижер
Е. Светланов.
	В Центральном доме композито-
ров организуется ` предварительное
прослунтивание в записи многих но-
вых симфонических произведений
советских композиторов. В концерт-
ных залах столицы проходят ‘откры-
тые концерты советской симфоничес-
кой музыки.
		Родимое море свое охраняя!
	Нарушение ‘американскими самолетами воздушных
	границ КНР
	ПЕКИН, 12 февраля. (ТАСС).
Агентство Синьхуа передает:

Утром 11 февраля четыре амери-
канских самолета «Е-86» вторглись
в воздушное пространство Китая
у побережья провинции Ляонин
(Северо-Восточный Китай). Они бы-
ли отогнаны самолетами китайской
Народно-освободительной армии.

Здесь отмечают, что’ СИТА усили-
	БРЮССЕЛЬ, 12 февраля. (ТАСС).
В Антверпене больше месяца про-
должается забастовка двух тысяч ра-
бочих алмазогранильных мастерских,
требующих повышения заработной
платы.

10 февраля рабочие всех алмазо-
гранильных предприятий Антверпе-
на провели 24-часовую забастовку в
знак солидарности со своими ба-
стующими товарищами. Участники
забастовки устроили шествие по ули-
цам города. Затем состоялся митинг,
на котором выступил представитель
		Спасская и Яабатная башни со стороны
	вают военные провокации против
китайского народа, что является во-
пиющим нарушением суверенитета
Китая. Если американцы будут и
дальше осуществлять подобные
провокации, вопреки неоднократ-
ным предупрежкдениям с китайской
стороны, они будут нести всю от-
ветственность за возможные по-
следствия.
	профсоюза Сгутерс. Под аплодисмен-
ты присутствовавших он заявил, что
требования бастующих справедливы,
и призвал укреплять единство трудя-
щихся.

Касаясь забастовки антверпен-
ских рабочих, газета «Драпо руж»
пишет, что в этой борьбе проявляет-
ся решимость бельгийских трудя-
	щихся добиться повьшения своего
жизненного уровня, который за по-
следнее время значительно сни-.
зился.

ВИД
		«СОН должна осудить действия интервента»
	ЗАЯВЛЕНЫЕ

ЧЫЛИЙИСКОГО
	БУЭНОС-АИРЕС, 12 февраля.
(ТАСС). Чилийский комитет защи
ты мира опубликовал заявление,
осуждающее вментательство СИТА
во внутренние дела Китайской На-
родной Республики.

В заявлении говорится, что напря-
женное положение на Дальнем Во-
стоке «вызвано исключительно вме-
	КОМИТЕТА ЗАЩИТЬ! МИРА
	Забастовочное движение в Бельгии.
	нтательством США в нарушение
Устава ООН».
Стремление некоторых — прави
	тельств увековечить в Азии коло-
ниализм, подчеркивается в заявле-
нии, «мешает народам Азии Жить
так, как они хотят. ООН должна...
осудить действия интервента».
	ВИНЕЛИКИИ АКТЕР
	ОГДА в 1900 году на сцене Московского Художественного те-
атра была поставлена «Снегурочка», вся Москва заговорила о
молодом актере, выступившем в роли царя Берендея. Это была
первая роль, созданная Василием Ивановичем Качаловым в Моск-
ве. «Великолепен царь Берендей — Качалов, молодой парень, об-
лалающий редкостным голосом по красоте и гибкости». — писал
	после премьеры Горький Чехову.
	УС
nove
		ОМЗ

BOB
	Moe:
ны
if

5 военной комиссии по перемирию в Корее
	TIXBHBAH, 12 февраля. (ТАСС).
Как сообщает корреспондент _КЦен-
трального телеграфного агентства
Кореи (ЦТАК) из. Кэсона, 10 фев-
раля на заседании военной комис-
сии по перемирию обсуждался во-
прос о судьбе двух бельгийских сол-
дат из состава «войск ООН», кото-
рые 25 августа прошлого года. пере-
шли на территорию — корейсно-ки-
	тайской стороны.
	На заседании корейско-китайскимн,
	представитель. генерал Ли Сан Чо
заявил, что один из этих солдат —
	Козеф МЛ. Влаэс выразил желание
вернуться к американнам и что но-
рейская сторона готова передать его
американской стороне. Другой же
	Предстоящий конгресс^
против ремилитаризации
Западной Германии
БЕРЛИН. 12 февраля. (ТАСС). Как
	сообщает агентство AH, B а Штут-
гарте состоялось заседание прези-
диума Западногерманского совета
	борцов за мир, на котором было ре-
птено провести в Западной Герма-
нии конгресс против ремилитариза-
ции и подготовки атомной войны.
Президиум одобрил решения, приня-
тые на заседании Бюро Всемирного
Совета Мира _в Вене.
	сти. Художники-реставраторы сняли
четыре слоя красок и после тща-
тельной работы открыли и восстано-
вили живопись древнего художника
Феодосия, сына Дионисия, — стено-
пись, сделанную в 1508 году.

При Иване Грозном было пред-
принято «поновление» собора, вер-
нее перестройка его. Вместе с тем
Иван ТУ предпринял некоторые ме-
ры к изменению самого характера
иконописи. Художники «царской ма-
стерской палаты» по указанию Гроз-
ного избирали аллегорические сюже-
ты, порой даже отходя от традиций
иконописи, предписывавших узко ре-
лигиозные темы. Сохранившиеся от
времен Ивана ТУ фрески прослав-
ляли самодержавную власть царя,
поучали покорности и смирению,
порицая таким образом притязания
властолюбивых бояр и князей. Фре-
ска, изображающая падение Иерихо-
на, прославляет покорение Казани
Грозным. В соборе изображены не
только лики святых. В нарушение
традиций иконописной живописи
здесь изображены философы антич-
ной древности — Аристотель, Птоло-
мей; Фукидид, Зенон, Плутарх.

Третий замечательный собор Нрем-
ля— Архангельский — построен рус-
скими мастерами, которыми руково-
дил зодчий Алевиз Новый. Собор
почти не перестраивался и в основ-
ном сохранил свой первоначальный
облик. Построенный в 1505—
1509 гг., он привлекает внимание
рельефными полукружьями внутри
декоративных закомор — кокошни-
ков.

Архангельский собор построен на
месте еще более древнего храма и
служил издавна усыпальницей вели-
ких князей московских и  uapel.
Здесь находятся гробницы Ивана Ка-
литы. Димитрия Донского, Василия
ПТ, Ивана ИГ Ивана ТУ Грозного,
царей Михаила Федоровича. и Алек-
сея Михайловича. В Архангельском
соборе похоронен и Михаил Скопин-
Шуйский, мужественный военачаль-
ник, возглавлявший войска, высту-
пившие против польских захватчи-
нов в 1611 году. `

На стенах собора изображены
«парсуны» — портреты погребенных
здесь великих ннязей и царей —
Ивана ПГ Василия ПТ Ивана IV,

солдат — Роже. Ф. Ост заявил о
евоем твердом решении не возвра-
ваться на сторону американцев.
Генерал Ли Сан Чо предложил про-
сить нейтральную комиссию по на-
блюдению за перемирием напра-
вить о -инспекционную группу в
Кэсон, чтобы убедиться в том, что
Ост действительно не хочет возвра-
шаться.

.. Как сообщает ЦТАК, бельгийский
‘солдат Hnasc, пожелавший  вер-
`нуться на сторону «войск ООН»,
10 февраля был передан американ-
цам в Паньмыньчжоне. Клаэс вы-
разил благодарность персоналу ко-
рейско-китайской стороны. за забот-
ливое отношение к нему во время
его пребывания в Северной Корее.
	Отовсюду
	*% В СВЯЗИ с неделей витайсной
культуры, проводимой обществом
«Финляндия—Китай», в Хельсинки от:
крылаеь выставка прикладного искус-
ства и художественных изделий Ки-
тайской Народной Республики. За
неделю выставку посетило свыше 20
тысяч человек. Большим успехом
пользуется также фестиваль китай-
ских кинофильмов.
	*% КАК СООБЩАЕТ газета *Xet ma
дерландь, за январь 1955 года число
безработных мужчин в Голландии уве.
личилось на 10 тысяч.
	Феодора, Михаила и Алексея Михаи-
ловича. Там же портрет Скопина-
Шуйского. Из этих портретов, писан-
ных на стене, считают’ схожими с
натурой портреты царей Федора Ива-
новича, Михаила Федоровича, Алек-
сея Михайловича и Скопина-Шуйско-
го. Эти портреты представляют заме-
чательные памятники русского ис-
кусства ХУП века. когда.от иконо-
писи художники стали переходить к
реалистической портретной живопн-
си: Древнерусские одежды, обувь,
вооружение, броня написаны в реа-
листической манере.

Стенопись собора не раз обнов-
лялась. в ХУП веке обветшавшие
фрески сбили и по старым образцам
были написаны новые. Работа про-
должалась с 1652.года по 1657 год
и не была закончена. В 1660 году
эту работу возобновили и закончили
в 1666 году. Затем подобные работы
предпринимались при Екатерине И и
дважды в ХХ веке.

В настоящее время идут тщатель-
ные реставрационные работы в собо-
ре, открыта прекрасная живопись
ХУП века. Из иконописных произве-
дений собора наибольшую ценность
имеет икона архангела Михаила, по
преданию написанная Андреем Руб-
левым для жены Димитрия Донско-
ro.
Реставрационные работы в Архан-
гельском соборе близятся к завер-
шению, художники-реставраторы при-
лагают все усилия к тому. чтобы вос-
становить первоначальную древнюю
живопись, скрытую под пятикратным
«поновлением». копотью и пылью.
Уже восстановлена первоначальная
роспись на стенах и столбах. под-
держивающих своды. Эта работа тре-
бует терпения, любви к своему де-
лу, энергии, но она дает огромное
удовлетворение художнику-реставра-
тору, когда открывается со всей яр-
костью красок, своеобразием творе-
ние русских художников, созданное
более трех столетий назад. Естест-
венно. что вместе с реставрацией
росписи ремонтируется кладка стен,
укрепляется штукатурка, устраивает-
ся особой конструкпии отопление;
старинные люстры, паникадила .обо-
рудуются электрическими лампами;
	(Продолжение следует)
	С удивительным единодушием приняла московская публика
нового актера. Качалов верил в свое призвание. Еще будучи сем-”
надцатилетним гимназистом, Василий Иванович обратился к зна-
менитому тогда трагику Орленеву с просьбой прослушать его чте-
ние. «По мере того, как он читал, — вспоминал Орленев, — он
все болыше захватывал меня; во время некоторых его интонаций
у меня слезы подступали к горлу».

«Орленев решил мою судьбу, — говорил Качалов. — Он пер-
вый сказал, что я должен быть актером. И я уже знал, что буду
	им, что мой путь — в театр».
	Много радости дал москвичам Назчалов, выетупая в пьесах’ Че-
хова. Все его образы, созданные ‘артистом в разные годы, были
отмечены глубоким проникновением в замысел драматурга, уме-
	нием передать чеховскую мечту.
	Выдающимся событием в жизни русского театра явилось ис-
полнение Качаловым роли барона в «На дне» Горького. Трудно
было поверить, что артист, воплотивший поэтический образ царя
Берендея и благородного Тузенбаха, сможет сыграть роль опус-
тившегося барона-босяка. И каково же было удивление публики,
да и самого драматурга. когда на сцене возник потрясший всех
живой правдой образ человека, увидевшего всю никчемность сво-
его существования и презиравшего самого себя. ~

О том. как был велик диапазон дарования В. И. Качалова, гово-
рит далеко не полный перечень сыгранных им ролей; Юлий Цезарь,
Чацкий. Пимен, Иван Карамазов, Гамлет, Бранд, Дон Жуан, пар-
тизан Вершинин, «от автора» в толстовском «Воскресении».

На протяжении почти полувека В. И. Качалов сыграл в МХАТ
54 роли. Последняя его работа — Захар Бардин во «Врагах» Горь-
кого. В этой роли он и выступил в последнем своем спектакле 27
	октября 19Ат года.
	Сегодня, в день 80-летия со дня рождения В. И. Качалова, со-
стоится собрание коллектива МХАТ, посвященное памяти великого
актера, как назвал его К. С. Станиславский.
		НА СНИМКЕ: В. И. КАЧАЛОВ.
	И
	Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
Снимок публикуется впервые.

a a a   caw

КРЕМЛЬ сохранил лучшее из то-
го, что здесь было создано тру-
дами русских «каменосечцев», фряж-
ских (итальянских) «муролейх —
архитекторов Аристотеля Фиоравен-
ти, Антонио Солярио, Марко Руфо,
Алевиза Нового и других. Итальян-
ские зодчие принесли с собой тех-
нику строительства, забытую во вре-
мена татарского ига. Дух Ренессан-
са, принесенный ими в Москву, по-
будил к созданию монументальных
сооружений, но без стремления сле-
	по подражать Западу. Когда Русь
освободилась от ‘татарского ига и
выпрямилась во весь богатырский
	рост, перед глазами у русских ва
меносечцев были прекрасные об-
разцы древнего зодчества XI a ХИН
веков — соборы Киева, Чернигова,
Пскова, Новгорода, Владимира, Рос-
това Великого и северных городов.
Иноземные зодчие прониклись духом
этого русского национального зодче-
ства, и все, что строилось с их по-
мощью в Москве, отражало нацио-
нальные формы русской архитекту-
	ры.
А. М. Горький сказал о церковной
	русской архитектуре:
	единены два знаменательных собы-
тия — присоединение Новгорода при
Иване Ш и открытие Успенского со-
бора в Нремле.
	«Бысть же та церковь чюдна вель-
ми величеством и высотою и свет-
лостью и пространбтвом: такова же
прежде того не бывало на Руси, оп-
ричь Владимирские церкви».
	Своеобразие архитектуры собора
— в его строгом, стройном облике,
гладких стенах. Все линии велича-
вы, строги. Можно вообразить, какое
впечатление производила эта грома-
да в ту пору, когда собор возвьшнал-
ся над деревянной Москвой.
	В 1451 году собор был расписан
«изуграфами» — иконописцами, в
росписи принимал участие знамени:
тый Дионисий. В точности неизвест-
HO, сохранились ли фрески Дио-
нисия. Собор расписывали в 1514 и
1642 годах. В работе принимали уча-
стие сто живописцев. Эта роспись
частично сохранилась. Ее ‘неодно-
кратно подновляли в ХУШ и ХХ
столетиях.
	В соборе хранится редчаишая. ре-
ликвия, так называемый «Мономахов
престол» — трон Ивана Грозного —
образец тончайшей резьбы по дере-
ву. Здесь же находится люстра, от-
литая в память Отечественной вой-
ны 1812 года из серебра, отбитого
казаками Платова в’обозе наволео-
новской армии.

В Успенском соборе, главном со-
боре Кремля, приносили присягу на
верность великому князю Москов-
скому удельные князья, венчались
на царство цари, короновались импе-
раторы. Для этой церемонии специ-
ально сооружался помоет в центре
собора. Присутствовать при этой це-
ремонии считалось великой честью,
ее удостаивались «высочайшие осо-
бы> и сановники высших степеней.
В связи с этим небезинтересно при-
	дарства Ивана ПП, столице единой
Руси. «Ныне стольный, преславный
город Москва, вторый Киев»; — пи-
сал летописец, вспоминая Киевскую
Русь, — «третие великий Рим, про-
возсияша в последние лета сия яко
	великое солнце в велицей нашей
	земли русской».
Образцом главного собора в

Кремле — Успенского — был ука-
зан собор во Владимире. Два каме-
носечца — Иван Кривцов я Мышкин
отправились во Владимир осмотреть
собор, снять с него меру «в широту,
долготу и высоту». При этом буду-
щий Успенский собор должен был
превзойти по размерам собор во
Владимире. Дело с постройкой сна-
чала не ладилось. Василий Ермолин,
восстановивший собор в Юрьеве-
Польском, отстранился от постройки,
видимо, поспорив с другим строите-
лем-_Иваном Головой. Выведенные
из белого камня стены ‘обрушились
от «трусах — землетрясения, бывше-
го в Москве. Катастрофа, как пола-
гают, произошла еще и потому, что
был утрачен секрет раствора извест-
ки, который был известен псковским
строителям. В ХПИ и ХШИ столетиях

этот раствор не уступал по крепости
	бетону-
Тогца к постройке приступил «а
	хитектон» Фиоравенти, названный за
свое умение Аристетелем. Впервые в
дело был употреблен кирпич —
«плита — кирпич тверже камня».
Печи для обжигания кирпича нахо-
дились близ Спасо-Андрониева мо-
настыря. Своды собора были выло-
жены из кирпича. Собор построен
всего в четыре года (1475—1479).
Это показывает, на какой высоте бы-
ло в то время строительное русское
искусство (соборы в Милане, в Нель-
не строились десятилетиями). О том,
какое значение придавали постройке
Успенского собора, можно судить по
записи в Летописном своде, где объ-
	Кремлевского cama, XVIII
	при Оружейной палате как знамен-
щик. С образцов, созданных Ушано-
вым, вышивали знамена и хоругви,
резали в «мастерской палате» гра-
вюры.

Об Андрее Рублеве, чьи произве-
дения находятся в соборе, сказано
его современником: «Андрей живо-
писец изрядный, всех превосходив-
ший в мудрости зельне...». Создан-
ная Рублевым Троипа — одно из
величайших творений мировой жи-
вописи. Рублев был монахом Спасо-
Андрониевского монастыря, как по-
лагают. умер в 1430 году и заслужил
всемирную славу своими творения-
ми, писанными еще до рождения
Рафаэля.
	Великие русские художники того
времени работали в тягостных усло-
виях. От иконописцев требовали, что-
бы черты «лика» были «высокозна-
менательные», малейшее  отступле-
ние от канонов религиозной живопи-
си считалось кошунством. Да и рас-
смотреть по-настоящему работу ху-
дожника было невозможно: она бы-
ла закрыта золотыми и серебряны-
ми ризами, оставались открытыми
только лицо и руки. Одно время за-
прещено было писать «парсуны» —
портреты, это считалось грехом.
	Благовещенский собор тонул в по-
лумраке, переходы, приделы едва ос-
вещались отсветом свечей. Сейчас
при свете электричества можно по-
любоваться поразительным искусст-
вом величайших художников древно-
	вести один анекдотичесний факт, ри-
сующий отношение придворных кру-
гов к печати — «шестой державе».
23 мая 1883 года в парижской га-
зете «Тан» было напечатано:
«На коронацию. Александра ПТ в
	Успенском соборе решено допустить
	трех представителей печати — двух
русских и одного иностранца. Чтобы
журналисты не обращали _на себя
внимания присутствующих на цере-
монии, они должны будут надеть
одежду соборных певчих».
	В 1950 году после тщательных ре-
ставрационных работ Успенский со-
бор открыли для обозрения. В собо-
ре устроили отопление, электричес-
кое освещение. Теперь при ярком
свете можно разглядеть древнюю
живопись собора. На двух из четы-
рех круглых колонн, несущих сво-
ды, произведена реставрация древ-
ней живописи. С них снята роспись
	Х]Х века и открыты остатки живопи-
	си.хХуУП века.
	«..древние церкви убедительно
говорят нам о талантливости нашего
народа. выраженной в церковном
зодчестве»,

При Иване ИТ строились не только
стены и башни Кремля, но соборы,
восхищающие наших современнинов,
каждого ценителя архитектурного ис-
	‘кусства. к какой бы нации он ни
	принадлежал.

Каменные церкви строились в
Кремле со времен Ивана Калиты,
но это были неприглядные, неболь-
	птие по размерам церкви. Они не со-
ответствовали величию и мощи госу-
	См. начало в «Вечерней Москве»
5, 7, 8, Зи 10 февраля.
	B 1947 году закончились рестав-
рационные работы в Благовещенс-
ком соборе. Построенный в 1484—
1489 гг. московскими и псковскими
мастерами, девятиглавый собор за:
мечателен собранием произведений
величайнтих иконописцев — Андрея
Рублева, Феофана Грека, Прохора
с Городца. А

Над входом в галлерею привлека-
ет внимание образ Спаса, написан-
ный великим русским художником
Симоном Ушаковым. Он’ числился