жением ее па правой

‚ Перед коллективом Письмо
станкозавода имени Сер- . стороне, приходится
о о Орлжоникидае — по- в редакцию оформлять заказ чуть

ставлена ответственная у ли не 3a полгода вне.
задача: в ближайшее ред. Такой порядок or.
время резко увеличить выпуск   рицательно сказывается на работе

зар иа
	В основном мы получаем. элевтро,
двигатели с баз Главенаба Министер.
ства электротехнической промышлен.
	И — ff РТ

станков. В условиях мелкосерийно-
го и индивидуального производст-
ва, при весьма разнообразной номен-
клатуре репкить эту задачу нелегко.
	PW YO ТТ: ner,
Работники предприятия неустанно
изыскивают резервы повышения
производительности труда. Это помо-

ности, производства Ярославского и
Харьковского  электромеханических

заводов, Мосновсвого завода. имени
аа М пела дл HOKOTODBIX nov.
	Владимира Ильича и невоторых дру.
гих предприятий. Они поступают без
упаковки и при транспортировке
нередко повреждаются. Зимой мото.
ры, как правило; приходят к нам 06

леденевшими. Вместо того, — чтобы
сразу использовать их по назначе.
	нию, приходится затрачивать мното
времени на проверку и Устранение
дефектов.

Все это нарушает нормальную ра.
боту производства, вызывает непро.
изводительные затраты ‹ рабочем
времени, денежных средств и мате.
риалов, приводит к увеличению себе.
стоимости станков.
	Электроаппаратура поступает На
	HAUL завод также низкого качества,
	даже с. конструктивными пороками,
Вот несколько примеров.
	гает` выполнять и перевыполнят>
планы.
	Но серьезным недостатком являе!-
ся то. что предприятия Министерства
	глектротехнической промышленностн
	СССР не обеспечивают нас электро-

me I

двигателями и электроаппаратурой,
	которые бы соответствовали техниче-
сцим условиям на металлорежущие
станки. Вопрос о снабжении завода
	современной. электротехничеснон про-
дукцией до, сего времени не.получил
положительного разрешения.
	Поставляемые нам электродвигатс-
опиной серии «Ay» имеют ряд
	AH @CHHOH cepHH «A> HMCIUE Pie
серьезных недостатков. В чугунных
корпусах много швов, заусениц, при-
гаров и других литейных поронов.
Окраску корпусов моторов поставцци-
ки пооизводят очень плохо, они при-
	НАШ
	ТАРТИИНАЯ ЖИЗНЬ
	БУДНИ ПАРТГРУППЫ
	ERAPTHPAX многих жителей
	+7 столицы можно увидеть нашу
продукцию — динамики «Моснвич»
я «Ласточка». Хотя коллектив цеха
	сборки динамиков невелик, тем
менее он каждый день выдает по
450—500  громкоговорителей. По-
требность в этих изделиях растет,
увеличивается и производственная
программа.

Но собрать каждый лишний деся-
ток динамиков нелегко. Все упи-
рается в наши, прямо снажем, небо-
гатые производственные площади.
Понятно поэтому, что вопрос о том,
нак обеснечить увеличение произво-
дительности труда, заставил серьез-
но задуматься нашу партийную
группу.

Партгруппа создана по решению
партийного бюро завода год назад.
Тогда нас было ‘шесть коммунистов.
А сейчас уже десять человек. Да и
нан: резерв — комсомольцы — TO-
же за.это время вырос. Номмуниеты
и номсомольцы — большая сила в
цехе. Вот и решили мы поставить
дело так, чтобы каждый коммунист
и комсомолец, увлекая своим приме-
ром остальных рабочих, посмотрел
бы внимательно, за счет чего можно
на участке, на каждом рабочем ме-
сте увеличить производительность
труда.

Обсудили мы это на собрании
партгруппы. Надо сказать, что пар-
тийная группа у нас собирается опе-
ративно, нак только возникает в этом
необходимость. Да и где, как не в
партгруппе, можно быстро, на месте
решить тот или иной вопрос. Для
этого не нужно особой подготовки,
длительных еборов. Все члены груп-
пы работают рядом.

Поначалу нам казалось: ну что
тут можно сделать? Динамики соби-
раем не первый месяц, все уже из-.
	вестно, и ничего нового придумать
нельзя. Но инициатива помогла ре-.
пить Эту задачу. По предложению
	коммунистов с так называемой «ли-
вейки» на сборке цех перешел на
«локтевой конвейер». Что это дало?

Раньше каждый рабочий выпол-
нял свою операцию на общем длин-
ном столе — верстаке. Закончив
операцию, рабочий передавал корпус
громкоговорителя по столу дальше.
При такой системе «линейка» зани-
мала много места. Когда же пере-
строили рабочие места по принципу
«локтевого конвейера», то есть еде-
лали каждому столин-верстак и рас-=
ставили их в шахматном порядке по
обеим сторонам общего стола, рабо-
чая площадь заметно уплотнилась и
сборщики приблизились друг к дру-
гу. И хотя собираемый динамик пе-
редавался не на подвижной ленте, а
руками, тем не менее его движение
ускорилось и путь до нонца сборки
стал короче.

Такое нововведение позволило уве-
личить производительность на <бор-
ке. Бригадир коммунист М. Ермилин;
сборщики Н. Стародубцев, Н. Вину-
лина, С. Жигачев, Ю. Гусев и Н. Ва-
нюшин стали работать более чет-
ко и споро.

Мы увидели, как важно вызвать
творческую активность рабочих, и
продолжили свои усилия в этом на-
правлении. О рационализации гово-
рили на собрании рабочих цеха, на
производственных совещаниях. Наши
агитаторы И. Голяков, И. Лосицын
беседовали  с рабочими, разъясняли
им, что каждый должен и может вне-
сти свою долю в общее дело. К про-
явлению творческой ‹ инициативы
призывала коллектив и стенгазета.

Люди откликнулись на призыв.
Вскоре начали поступать предложе-
ния от коммунистов, комсомольцев
	и беспартийных. Слесарь комсомолец
ee
	«БЛОЕНОТ
ATHTATOPA» N 19
	Вышел из печати девятнадцатый
номер «Блокнота агитатора». -

В разделе «Материалы для докла-
дов и бесед» напечатаны статьи; се-
кретаря Московского городского ко-
митета ВЛНСМ Г. Мясникова «Ста-
дион в Лужниках — ударная моло-
дежная стройка», кандидата биоло-
гических наук Н. Марковой «Повы-
шайте надои молока и его качество»,
адмирала С. Захарова «На страже
морских рубежей нашей Родины»
(ко Дню Военно-Морского Флота) и
доктора технических наук профессо-
ра Г. Николаева «Славный праздник
Высшего технического училища
имени Баумана» (к 125-летию учи-
лища).

Под рубрикой «Используй в бесе-
де» публикуется хроника важнейших
событий © июня по декабрь 1905 го-
да (к 50-летию первой русской рево-
люции), а также цифры и факты, по-
священные предстоящему Всесоюз-
ному дню физкультурника.
	А. Старухин, например, придумал
приспособление, позволяющее улуч-
шить наклейку юмелка на наличник
динамика. Сборщин-монтажник Н.
Стародубцев предложил вместо че-
тырех шурупов крепить головну ди-
намика к наличнику только тремя.
Качество от этого нисколько не стра-
дает, но достигается экономия вре-
мени и шурупов. .

Так по мелочам, по крупицам со-
бираются дельные советы, предло-
жения. Коммунисты заботятся о том,
цтобы внесенные предложения как
можно быстрее внедрялись в произ-
водство. Так, на следующий же день
после обсуждения‘ предложения ком-
сомольца Старухива было’ поручено
изготовить приспособление для на-
клейки шелка. Так же внимательно
контролировали коммунисты внедре-
ние и других предложений. И это
внимание партгруппы к вопросам. по-
вышения производительности труда,
`келание найти новые резервы пере-
дались постепенно всему коллективу

цеха.

Постоянное участие всех коммуни-
стов в этой работе, привлечение мно-
гих рабочих позволяют рептать и дру-
гие задачи. Так было организовано
бумажное литье. Издавна диффузоры
и центрирующую нтайбу цех получал
с другого завода. И надо отметить,
что нередко смежники подводили на-
ше предприятие, присылая детали с
перебоями, да и не всегда хорошего
качества. И вот’в апреле на собра-
нии партийной. группы зашел раз-
говор ю том, что нельзя дальше
находиться в зависимости OT дру-
гих предприятий. Коммунисты резон-
но спрашивали: неужели бумажное
литье — такое сложное дело, что его
нельзя организовать в цехе? Освоить
его поручили старшему мастеру
В. Гречишкину. Администрация 3a-
вода поддержала партгруппу. А в
мае уже появились первые «Ласточ-
ки> с диффузорами собственного из-
готовления.
	Когда видим, что нормальной,
производительной работе мешают
причины, которые мы не можем
	устранить сами, ищем другие пути,
Случается, что из-за нерасторопности
отдела снабжения останавливается
конвейер. В таком случае виновни-
кам не сдобровать: в «молнии», вы-
пущенной партгруппой, будут неза-
медлительно указаны их фамилий.
	Кажется, небольшая наша парт-
группа, а о будничной жизни этого
маленького коллектива коммунистов
можно рассказывать долго и много.
И о чем бы сейчас ни думали наши

коммунисты, на первом плане — за-
бота о дальнейшем улучшении рабо-
ты цеха.

Не случайно поэтому, что частень-
ко после работы можно увидеть в
цехе и мастеров С.  Шмерлинга,
В. Гречишкина, и рабочих. А, Ста-
рухина, Н.. Стародубцева, °С. ?Кига-
чева, и начальника цеха А. Полян-
ского, и его заместителя Л. Зезину,
и других членов нашего коллектива.
Все они думают, пробуют, проверяют
на практике свои предположения,
ищут новые возможности увеличе-
ния производительности труда, сни-
жения себестоимости продукции. И
они знают, что каждое их предложе-
ние, совет не останутся на бумаге.
Партгруппа поддержит новое, пере-
довое, поможет претворить ero B
жизнь. 3
	М. Абрамова,
партгруппорг цеха сборки
динамиков радиозавода,
	УЧЕБНЫЕ
ЗАВЕДЕНИЯ
ЗАВОДА
	На автозаводе имени Сталина со-
здана большая сеть учебных заве-
дений. Молодые рабочие могут
здесь учиться без отрыва от произ-
водства с тем, чтобы получить и ат-
тостат зрелости и диплом инженера.
	При заводе работают три школы
рабочей молодежи, два техникума,
два филиала института, много нур-
сов и технических школ. Для ииже.
нерно-технических работников име-
ютея курсы аспирантов.
	Число обучающихся в школах,
техникумах и институтах завода не-
прерывно возрастает. Если в 1950
году в заводских учебных заведени-
ях, исключая курсовую сеть, обуча-
лось около 1.800 человек, то в ис-
текшем учебном ›году число уча-
щихся более чем удвоилось.
	По телефону
K 7-20-00
	ПРИЕМ ЗАКАЗОВ
НА ОБРАТНЫЕ
 НЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ БИЛЕТЬ!
	Мы уже привыкли пользоваться
этим номером при заказе железнодо-
рожных билетов © Курского вокзала.
Ню неожиданностью было услышиать
по телефону любезное предложение
обратного билета из Сочи в Москву.

‘По инициативе начальника пасса-
жирекой службы Московеко-Нурско-
Донбасской железной дороги тов.
Ханкина работники Курского вокза-
ла явились зачинателями полезного
дела. Курский вокзал, по разреше-
нию Министерства путей сообщения,
имеет возможность выдавать пасса-
жиру, едущему в Сочи, по его жела-
нию билет и посадочный талон на
обратный проезд на требуемое число.

С 1 июля на Нурском вокзале
можно заказывать обратные билеты
из Кисловодска, Симферополя.

Обычно пассажир, приобретая би-
лет, скажем, в Свердловске до Нисло-
водска, должен  прокомпостировать
его в кассе Курского вокзала. Из-за
этого очень часто транзитному пасх-
сажиру не удавалось даже взгля-
нуть на столицу...
	Работники Нурсного вокзала решщи-
ли избавить пассажиров от не-
удобств, связанных с компостирова-
нием билетов. Из Москвы высылают-
ся на крупные железнодорожные
станции, как, например, в Горький,
Пермь, Нижний Тагил. Свердловск,
посадочные талоны на поезда, отхо-
дящие с Курского вокзала, на месяц
вперед. На месте отправления пас-
сажир теперь имеет возможность
выбрать день выезда из Москвы.
Вместе с билетом, например Сверд-
ловск — Сочи, ему вручают два по-
садочных талона; один — на поезд
Свердловск — Москва и другой —
на желаемое число — Москва — Со-
чи. :
	В этом летнем сезоне число стан-
ций, куда Курский вокзал высылает
посадочные талоны, значительно рас-
ширилось: прибавились Рига, Челя-
‘бинск. Ижевск, Ташкент, Котлас, На-
зань, Иваново и Евпатория. Шееть-
сот посадочных талонов, рассылае-
мых ежедневно в перечисленные
железнодорожные станции, позволя-
ют значительно разгрузить кассовый
зал вокзала. .
	меняют. краски низво пе! .
вплоть До битумного лака, Согласно Магнитные пускатели ТИПОВ
техническим условиям на иоготов.   4412», «П422» и «П522», предна.
ление и приемку металлорежущих значенные для электродвигателей

сли м pnp ЭП БОРА и ВыЫтаА
	мощностью в 29 киловатт и выше,
неудобны в эксплуатации, плохо от.
регулированы. Реле типов «ЭТ521Ь,
«97522» и «ЭТ523» очень недолго.
вечны в эксплуатации. Министер.
ство электротехнической промышлен.
ности отказывается поставлять заво.
ду универсальные переключатели
типа «УП» по нашим схемам. 060й.
тись же без них при условии выпуска
большого количества автоматических
специальных станков мы никак не
	мозкем.
	станков, внешний вид электродвига-
телей должен быть совершенно безу-
пречным. А ГОСТ’ами эти требова-
	ния не обусловлены. DBIAGHMI, At”
изъяны, допускаемые электромаши-
ностроителями в их продукции, УЗа-
конены существующими  стандарга-

MH.
	Такое несоответствие наблюдается
- латль поолплях случаев Tak, ве-
	и в ряде других случаев. ian, ee
параллельность валов к плоскостям
лап электродвигателей фактически
достигает 1 миллиметра. Существую-
щими стандартами этот допуск не
обусловлен вовсе, а по нормам он не
должен превышать 0,08 мм. Подоб-

ных примеров много.
		МОСКВА СЕГОДНЯ, Ново-Басманная улица,
	НА ТОРГОВЫЕ ТЕМЫ
	СПУСТЯ ПОЛГОДА
	1 ЯНВАРЯ «Вечерняя Москва»

опубликовала письмо директора
магазина «Гастроном» № 40 тов.
Карповой. «В доме № 12/1 на улице
Дзержинского, — писала она, —
1 ноября должен был открыться
один из самых болыших в столице
продовольственных магазинов  —
«Гастроном» № 40. Однако срок от-
крытия был сорван. В магазине до
сих пор работают строители».

С тех пор прошло полгода. За это
время миновали еще два срока сдачи
магазина в эксплуатацию — 1 мая
и 15 июня. Но строители работают
там по сей день, хотя уже с марта
этот магазин включили в план то-
варооборота как действующее пред-
приятие. ‘.
	Вот далеко не полный перечень то-
го, что еще предстоит сделать: изоля-
ционные работы, сооружение транс-
форматорных ‘подстанций, окраска
антресолей и всех подсобных поме-
щений, установка наружных дверей
и тамбуров, ремонт фасада и многое
другое.
	В чем же дело? Почему один за
другим срываются сроки открытия
	нового крупного предприятия тор-
говли?
	Генеральный подрядчик — трест
«Высотстрой» (управляющий тов.
Рыбаков) плохо. обеспечил стройку
	рабочей силой. Правда, в марте и
апреле число рабочих увеличивалось
	и в конце концов достигло в’сред-
	нем 400 ` человек. Но как толь-
ко срок окончания строительства

отодвинули; руководство треста ус-
поноилось. Число рабочих стало
уменьшаться, В мае и июне еже-
	Каширское шоссе. Остановка у 26-
го километра. Здесь неподалеку зем-
ляничная плантация совхоза имени
Ленина — свыше 30 гектаров са-
довой земляники, а в ближайшие
годы будет 50 гектаров, не считая
полей, занятых другими растениями
земляничного севооборота.

Земляника растет здесь, точно в
лесу, — ее участки окружены _.за-
щитными лесными полосами,

— Эти полосы, — подчеркивает
заведующая плантацией агроном
Е. Г. Кузнецова, == создают для зем-
ляники наиболее ‘благоприятные ус-
ловия.

И действительно, средняя урожай-
ность. земляники здесь наивыс-
шая в стране—по 68 центнеров с гек-
тара, а на некоторых участках еще
больше, Так; за последние три го-
да было получено по сорту «Краса-
вица Загорья» 152 центнера с гек-
тара, «Поздняя из Загорья» — по
142. центнера. В этом году 0со-
бенно велика урожайность по сор-
там «Нрасавица Загорья», «Обиль-
ная» и «Розовая».
	Недаром этот совхоз является не-
изменным участником ВСХВ, В сов-
	систему. На Сталинской водопровод-
ной станции дрейссену заметили,
пока она еще не успела «завладеть
территорией», и поэтому здесь не
	оыло сюрпризов, подобных появле-.
	нию колонии дреийссены в магиет-
ральной трубе Куйбышевского заво-
да

О быстроте размножения дрейссе-
ны можно судить по тому, что вес-
ной в районах ее распространения в
каждом литре воды обнаруживают
до 350 личинок! Личинки эти очень
малы — от 0,007 до 0,015 милли-
метра. Поэтому в личиночном ‘со-
стоянии дрейссену извлекать из во-
ды какими-либо механическими при-
способлениями невозможно, и 6о-
роться с нею надо главным образом
химическими веществами.

Борьба с дрейссеной на Сталин-
ской станции сразу повелась по все-
му фронту. Застрельщиками ее бы-
ли научные работники во главе с
заведующей гидробиологической ла-
бораторией 3. С. Фейгиной.

Прежде всего потребовалось изу-
чить все повадки нового врага, уз-
нать, что он любит, чего не любит,
чего вовсе не переносит. В природ-
ных условиях подобные исследова-
ния невозможны, и на станции
дрейссену поселили в специальных
аквариумах. Там для дрейссены соз-
давались точно такие же условия,
какие она встречает на подводных
сооружениях станции. Вода в аква-
риумах лаборатории была не только
проточной, но и в соответствующей
степени хлорированной.

Хлор — великолепное средство
для обеззараживания воды. Долго-
летняя практика твердо установила,
в каких пропорциях это вещество
абсолютно безвредно для здоровья
человека. К сожалению, опыты в ак-
вариумах показали, что и дрейссе-
на к этим дозам хлора — относится
	безразлично: дышит, питается, ра-
	дневно было занято только 230—240
человек. Чрезвычайно слабо, приме-
няется механизация.

Затягивая дело, строители задер-
живают и монтажников. А ведь в ма-
газине надо установить большое ко-
личество холодильных устройств,
подъемных и транспортных механиз-
MOR.
	Фото И АНУЛЕНКЮО.
	Применяемые нами  вонтавторы
типов «КТ-32», «КТ-33»> и «КТ-34»

имеют плиты несоразмерно больших
размеров. Мы, станкостроители, вы.
нуждены обрезать такие плиты с
пвух, а нередко и с трех сторон, Все
это тормозит рост: выпуска станков,
	Мы не раз обращались в Техниче.
ское управление Министерства стан.
костроительной и инструментальной
промышленности СССР с просьбой
поставлять для ‘завода электродвига.
тели и другую аппаратуру в полном
	соответствии с современными требо.
ом алля ин пленствуюптияими  техниче.
		ваниями и действующими  техниче.
скими условиями на металлорежу.
шие станки. О серьезных дефектах в
	электрооборудовании неоднократно
сообщали и технической инспекция

Министерства электротехнической
промышленности. Положение остает.
ся прежним.
	В настоящее время, когда завод
решает сложные и ответственные за.
дачи по выпуску высококачествен.

ных станков для оснащения многих
отраслей промышленности, такое по.

ложение совершённо нетерпимо.
	И. Михайлов,
начальник отдела технического
контроля станкозавода - имени
	Серго Орджоникидзе.
	Но снраведливо ли винить во всем
только трест «Высотстрой»? Her.
Виноваты и субподрядчики. Еще
21 января главный инженер треста
«Отделстрой» тов. Моисеенко в

Электродвигатели типов «АО»,
«АЛ», «АОП» поставляются заводу
без клеммных щитков, с удлиненны-
ми концами. Чтобы соблюсти уста-
новленные обцими техническими ус-
	своем письме в редакцию сообщил,
что работы будут ускорены. Но, как
видно, слова у него расходятся с де-
лом. Даже 2 июля на втором этаже
магазина можно было увидеть толь-
ко одного парнетчика, который, He
торопясь, вручную циклевал паркет
в одной из комнат.

Медленно монтирует оборудование
и строительно-монтажное управление
№ 1 (начальник тов. Помберг) треста
«Мосторгстрой». Вот уже двадцать
дней, как сняли леса в мясном и рыб-
ном отделах, однако за облицовку
мраморных прилавков строители до
	сих пор не принимаются.
	ловиями требования на металлорежму-
щие станки, нам приходится обре-
зать концы, скручивать их в кольцо
и напаивать наконечники.
	Фланцы в электродвигателях типа
«АО», закрывающие подшипники в
задних щитах, не приспособлены для
крепления на них реле скорости.
Болты крепления часто имеют раз-
личную длину нарезки, не соответ-
ствующую глубине нарезки в корпу-
сах. Мы вынуждены производить за-
мену таких деталей, на что уходит
много сил и средств.
	Очень затрудняют работу станно-
строителей и такие, на первый
взгляд, мелочи, как порядок оформ-
ления документов. Поступающие к
нам электродвигатели обычно имеют
клеммную коробку на левой стороне.
Чтобы получить моторы с располо-
	В Челябинск приехал на гастроли
театр имени Моссовета. На вокзале
состоялась торжественная встреча
коллектива московского театра. На-
чальник Управления культуры Челя-
бинского горисполкома А. Песков
сердечно поздравил участников по-
ездки с благополучным прибытием и
пожелал им успехов в работе. Народ-
ный артист СССР Ю. Завадский по-
благодарил от имени коллектива за
теплую, дружескую встречу.

В Челябинске театр даст 70 спек-
таклей, его гастроли будут прохо-
дить в новом великолепном здании
театра оперы и в старинном здании
театра драмы. Коллектив покажет

13 постановок. Среди них — один из
старейших спектаклей — «Шторм»
и последняя премьера — «Первая

’ весна».
	Гастроли москвичеи вызывают ог-
ромный интерес. Рабочие, инженер-
но-технический состав и служащие
Челябинского тракторного завода
коллективно приобрели билеты на
четыре спектакля. Общественные ор-
ганизации Ленинского района прозо-
дят коллективные посещения спек-
таклей «Шторм», «Первая весна» и

«Наша дочь». Горняки Коркина при-
	едут в Челябинск посмотреть спек-
такль «Хитроумная влюбленная».
	Во время гастролей состоятся
	встречи артистов с коллективами Че-
	Поистине странное благодушие и
долготерпение проявляет Главное
управление торговли Мосгориспол-
кома. (Только в последние дни здесь
начали принимать кое-какие меры,
чтобы форсировать работы.

Наждый новый магазин помогает
улучшать торговое обслуживание
москвичей. Необходимо, чтобы такое
большое предприятие торговли, как
магазин № 40 «Гастроном», было от-
крыто в кратчайший срок.
	Ульянов.
	ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА
	В ЧЕЛЯБИНСКЕ
	лябинского тракторного завода, 3%
	водов имени Орджоникидзе, метал.
лургического, трубопрокатного Е
других предприятий Южного Урала,

1 июля были даны первые спек.
такли — «Пторм» и «Красавец.
мужчина». На открытии гастролей
присутствовало большое количеств
зрителей, горячо принимавших Cre
такли московского театра.
	РУССКОЙ
КУХНИ
	H А СТОЛЕ, покрытом sence
снежной скатертью, pac:
ставлены многочисленные ку-
	щшанья.

Кого же ждет этот стол ©
обильной и вкусной. пищей?

На днях кулинарный совет
Мосресторантреста устроил в
ресторане гостиницы «Совет
сная» просмотр. руссних блюд,
приготовленных под руновод
ством одного из старейших мо-

сковсних поваров — мастера-ку-
линара Н. Т. Козырева.

На просмотр этой  своеоб-
разной выставки пригласили
шеф-поваров других ресторанов
столицы. С большим интересом
знакомились они с образцами
кушаний,
	закрытых запеченным тестом. В
одном—суточные щи, в другом-
гречневая каша. Неподалеку в
мисках: колхозная уха, грибная
похлебка, <сборная мясная OK
рошна, фруктовый суп. А как.

Вот два глиняных  тестом, В

НА ЗЕМЛЯНИЧНОИ ПЛАНТАЦИИ
	хозе культивируются девять сортов,
но, помимо этого, имеется участок,
на котором производят испытания в
производственных условиях новых
сортов земляники и сеянцев. В этом
	году на испытании находятся 20 сор-
тов и сеянцев.

Небывалый урожай ожидается ‘в
этом году. В первый сбор 2 июля —
на полмесяца позже обычного  —
собрали около 300 килограммов,
	4 июля-—-уже 1300 килограммов, а
сегодня ожидается не меньше 2

тонн. Через несколько дней нач-
	нется массовый сбор — по 10—15
тонн в день.
	Весело и оживленно на землянич-
ной плантации. Работницы совхоза
с одной корзиной в руках, а с дру-
гой запасной за спиной проворно
собирают красную, сочную ягоду.
	Работников плантации смущает
	лишь одно — будут ли во-время по-
даны автомашины. 2 и 3 июля ма-
птины из Москвы не пришли, и яго-
	ды пришлось направить в Ленин-
ский район области.
	Сменный мастер второго механического цеха завода шлифовальных
	Кубанцева — лучшие рационализа-
	станнов П. Лебедев и разметчица 3.
	торы предприятия. С начала года И. Лебедев внес четыре рационали-
заторсних предложения, 3, Кубанцева внесла четырнадцать предложе-
		ний, из которых семь внедрены в Производство. НА СНИМКЕ:
	Фото В... КУНОВА (TACC).
	В МИРЕ НАУКИ
И ТЕХНИКИ
	ный мастер П. ЛЕБЕДЕВ и разметчица 3. КУБАНЦЕВА.
		пришли к выводу, что нет лучшего
средства, чем состав, которым по-
крываются дниша морских судов и
	Тогда дозы хлора, добавляемого к
воде, стали постепенно увеличивать.
И вот произошло весьма любопыт-
ное явление — при больших дозах
хлора дрейссена выживала лучше,
чем при сравнительно малых. Если
в воду добавить хлор в пропорции
примерно 50—300 миллиграммов на
каждый литр воды, дрейссена мгно-
венно захлопывает створки своего
ракушечного домика и сидит там,
словно в газоубежище. А весь
принцип хлорирования питьевой во-
ды основан на том, что хлор посте-
пенно выделяется из жидкости, в
которой сохраняется лишь очень
небольшая, так называемая оста-
точная доза хлора. Изредка иссле-
дуя состояние воды, чуть приоткры-
вая раковину, дрейссена дожида-
лась, чтобы вода стала пригодной
для жизни.

Малые дозы хлора действовали на
моллюск сильнее. Насытившись
хлором, дрейссена погибала.

Значительно проще бороться с
личинкой дрейссены, когда она
еще не имеет раковины. Опыт Ста-
линской станции показал, что ма-
лые дозы хлора убивают личинок
во время предварительной обработ-
ки питьевой воды.

Интересны опыты лаборатории по
защите разных поверхностей от осе-
дания на них дрейссены. Стенки
проточных аквариумов покрывались
самыми разнообразными составами
— лаками, красками ит. д. К добав-
	лению ДДТ — знаменитого средства
для борьбы с вредными живыми‘ ор-
ганизмами — дрейссена отнеслась
	безразлично. Зато краска «слоновая
кость» оказалась для моллюсков не-
преодолимой преградой: поверхность
аквариумов оставалась совершенно
чистой. Но эта краска требует тща-
тельного изучения — для защиты
сооружений с питьевой водой она не
применяется.
	р В конечном итоге исследоважели
	ПОДВОДНЫЙ ВРАГ
	на уже образовывала настоящие
пробки в магистральных трубах не-
которых водопроводов Германии. Це-
лые тонны этих моллюсков с огром-
ным трудом извлекались из труб.
Дрейссена — двустворчатая ра-
кушка, похожая на черноморскую
	мидию; ее максимальная длина 35—
	40 MM. Прикрепившись своими клей-
кими нитями к дереву, металлу или.
камню,. дрейссена проявляет при-
знаки жизни только еле заметным
приоткрыванием створок раковины,
всасывая через это узкое отверстие
воду и извлекая из нее питательные
вещества. С этой точки зрения
дрейссена выполняет полезную ра-
боту, являясь своего ‘рода фильтром.
Черноморские мидии быстро очища-
ют мутную воду морских аквариу-
мов и других водоемов; их нередко
используют в качестве своего рода
«санитаров» на биологических стан-
ЦИЯХ.
. Но фильтрующее свойство дрейс-
сены — совершенно ничтожное до-
стоинство, если принять во внима-
ние ‘огромный вред, причиняемый
моллюсками. Уже одно то, что, поги-
бая. дрейссена загрязняет воду,
делает проблему борьбы с моллю-
сками очень важной. У Куйбышева
для снабжения водой одного завода
служила труба солидного диаметра
— 800 миллиметров, Постепенно во-
ды поступало все меньше и мень-
ше. Когда стали доискиваться при-
чины, оказалось, что труба на од-
ну треть заросла дрейссеной. у.
Ученые пользуются особым тер-
минсм для обозначения животных,
не обычных для той или другой об-
ласти: «новые вселенцы». К сожа-
лению, когда эти новые вселенцы
	распространяются помимо воли че-
ловека, они чаще всего бесполезны,
	НА СТАЛИНСКОЙ водопроводной
станции многее поражает посе-
тителя... «Первый подъем», где по-
токи воды, подаваемой насосами че-
рез вертикально стоящие трубы,
вздымаются над поверхностью бас-
сейна шляпками гигантских грибов.
Огромное помещение с «укрощен-
ной водой», уже струящейся едва
заметно и проходящей последние
ступени очистки, прежде чем отпра-
виться в сеть. Хирургическая чисто-
та залов, высоких, просторных, в
торжественной тишине которых как
будто слышна поступь новейшей,
самой совершенной техники...

Но, пожалуй, как-то особенно за-
поминаются два микроскопа, стоя-
щих рядом у окна в гидробнологиче.
	ской лаборатории. Они, как часо-
вые, зорко и неотступно всматри-
ваются в таинственную глубину
	воды. Да, в глубину, хотя на пред.
метных стеклах микроскопов всего
только ничтожные капли. В этих
каплях — целые миры, обнаружи-
ваемые уже при увеличении в 100—
	120 раз. И чрезвычайно важно
знать, что делается-там, какие жи-
вые существа стремятся ‘ прорвать,
	ся сквозь все заслоны станции.

— Температура воды одиннадцать
градусов, а их почему-то еще нет, —
говорит сотрудник лаборатории, от-
рываясь от микроскопа.

«Их» — это значит крошечных
личинок моллюска дрейссены, без-
вредного для человека, но очень
опасного для подводных сооруже-
ний.

Почти сто лет назад дрейссену
зпервые еткрыл в реках Германии
один немецкий ученый. Жительница
моря, кочуя на днищах кораблей,
добралась до Рейна, Эльбы... А спу-
стя несколько десятилетий дрейссе-
	морские портовые сооружения.
Болыше года работники _ Сталин-
ской станции вели наблюдения за

двумя отделениями фильтра и не-
которыми другими сооружениями,
окрашенными этим составом. Тут

живые существа совершенно не се-
лились. В то же время краска от-
лично предохранила сооружения и
от коррозии.

Дрейссена вредна не только пото-
му, что она забивает трубы и меха-
низмы подводных сооружений. Жи-
вя огромными колониями, моллюск
часто погибает в массовых Количе-
ствах, и сероводород, выделяющий-
ся при гниении, сильно способствует

коррозии бетона в каналах, шлюзах
ит. д.

Опыт Сталинской водопроводной
станции в борьбе с дрейссеной, не-
сомненно, удачен. Недаром сюда из
разных мест страны стали обращать-
ся за консультацией. Работники ги-
дробиологической лаборатории соз-
дали у себя целый музей, посвя-
щенный дрейссене: тут и детали
подводных сооружений. густо по-
крытые колониями дрейссены, и
трубы, почти без просвета заросшие
этим моллюском, и наиболее инте-
ресные представители дрейссены.

Не удовлетворяясь известными
способами борьбы, работники стан-
ции пробуют электрические методы
воздействия на опасного «вселень
ца». В последнее время обнаруже-
но, что вообще все обитатели воды
очень чувствительны к действию
электрического тока. Возможно, что
электричество (например, электри-
зация заграждающих решеток) ока-
жется мощным средством для отпу-
THBAHHA дрейссены от водопровод-
ных и других сооружений.

Инженер А, Морозов, _.

аппетитно выглядит гигантская
севрюга, художественно укра“
шенная всевозможными овоща“
ми! Тут же можно увидеть раз-
личные рыбные селянки на
сковороде, заливного и жа
реного поросенка с кашей, ку.
лебяки, растегаи, пироги, нур:
ник, блины и многое другое,
Николай Тихонович Козырев
рассказал об опыте своей рабо
ты, о достоинствах русской
кухни. О необходимости более
широного введения в меню
блюд русской кухни во всех
ресторанах столицы  говорилн
работники Министерства тор
говли СССР, Управления обще
ственного питания. Присут
ствовавшим были розданы ре:
цепты приготовления русских
блюд. *

НА СНИМКЕ;

просмотр

блюд русской кухни.
АКУЛЕНКО,

Фото И,

mm wm ow А, Чу a sree

= ONO ew =

ыы

чаще ро и -2. 5 © зы ве м

=
	а то и вредны. Развитие мирового
транспорта, его стремительная бы-
строта делают теперь проблему но-
вых вселенцев особенно серьезной,
Мохноногий краб, коренной обита-
тель дальневосточных морей, доб-
равшись каким-то образом до бере-
гов Западной Европы, превратился
в настоящее бедствие. Он уничтожа-
eT улов в сетях, портит рыболов-
ные снасти, своими глубокими и
широкими норами разрушает бере-
га. Его пытаются уничтожить, но,
найдя в реках обильную пишу,
краб захватывает все новые терри-
тории.

Дрейссене тоже понадобилось не-
которое время, чтобы освоиться ©
новыми условиями жизни. Приепо-
собившись к ним и, повидимому,
обретя прилив свежих сил в прес-
ной воде, этот моллюск двинулся на
север, на юг, на запад и на восток
— почти по всем рекам Союза.

Каким же образом ракушка-путе-
шественница попала к нам, под Мо-
скву? Обследования корабельных
днищ показали, что дрейссена, по-
добно морским моллюскам, очень
охотно селится на подводных частях
судов. Эти суда совершают сравни-
тельно дальние рейсы, прежде чем
попасть в канал имени Москвы. Вот
почему на сооружениях Сталинской
водопроводной станции появилось
живое существо, раньше не обитав-
шее там. Дрейссена настолько густо

‘покрывает днища некоторых речных

судов, что ‚корабли теряют до 50
процентов скорости, напрасно pac.
ходуя очень большие количества го-
рючего.

Изучение водоемов показало, что
дрейссена встретила благоприятные
условия в канале имени Москвы и
	‚пытается заселить всю его водную   стет...