Нет,—нет. Но должна быть.
Начало.— Начинающий щелкает. У него
нет никакого представления о композиции и поэтому он щелкает все, что только ему попадает под руку, Без разбора, несознательно, бессистемно и отнюдь не организованно. Девять десятых его негативов гибнут при проявлении. Это — первобытный хаос, начальная стадия.
Любитель — этот уже „умеет проявлять, но снимает все еще по вдохновению — что понравится.
И на этой ступени любитель обычно замерзает. Он, правда, иногда недоумевает, почему в природе выглядело хорошо, а на отпечатке получилось хотя и похоже, но совсем неинтересно, но дальше его рассуждения не идут. Дальше есть только одно: фотография есть машина, автомат, где никакое вме
шательство невозможно - что снял, то и получил.
И фотография противопоставляется живописи, свободе действий в искусстве.
Спецы - они все знают, все умеют, но от случая к случаю; даже они редко задумываются о возможности некоторого научного подхода, научной разработки вопросов композиции, возведенной в степень искусства.
Когда - фото-продукция перестает быть только ремеслом, „числом поболе , и, выходя за какие-то рамки, вдруг, одним скачком в качество, оказывается на уровне признанного художественного про
изведения? Разве не интересно, не полезно, не необходимо установить если не законы, то хотя бы законообразности существа этого перехода?
Что это? Может быть, дело в резкости, четкости? Но и расплывчатые, „импрессионистские листы, вроде сработанных моноклем, зачастую весьма убе
дительны. Может быть, ретушь, поверхность бумаги, окраска, хорошая наводка на фокус, наклейка на фон, бромойль и т. д., словом, техника дела?
Да, конечно так. Но только ли? Нет, не только.
Зачем? - А. масса „начинающих , более или менее овладевших примитивной техникой дела и
знающих не только о недодержанных и передержанных негативах, но уже и о средствах спасения их, как самым проявлением, так и дальнейшей обра
боткой, остро ощущает недостаток - не рецептов, но руководств по общим вопросам фото.
В настоящий момент, когда фото-аппарат получает такое огромное распространение через самодеятельные кружки и рабочие клубы, что справед
ливо приравнивается к карманным часам, когда научная мысль по рельсам НОТ пробирается в са
мые потайные места человеческой деятельности, оставить фотографирование даже без попытки научной постановки - нельзя, было бы нерационально.
Сигнал. - Пусть первый опыт будет после переработан, дополнен, даже опровергнут, но пора поднять семафор.
Случай. - Если фото есть искусство, то случаю в нем не место.
А всякая квалификация тем самым предполагает нелепость какой-либо случайности.
Главное - это полное, свободное и преднамеренное владение техникой фото.
При научной постановке вопроса не может .быть случайно удачной композиции, случайно правильно
взятой выдержки. Прежде всего, надо уметь снимать. И только тогда можно приниматься за так называемую „художественную фотографию .
Но разве случайно хорошие снимки, именно в силу их непреднамеренности, не могут быть признанными подлинно-художественными листами? Конечно, могут, но они входят в круг научного
интереса не до, а после. К ним, как к продукту той же анархии фото-производства, принципы теории фотографирования будут приложимы уже к готовым, тогда как организованное производство худо
жественных листов потребует самого кропотливого, самого чернового, но верного предварительного расчета.
Три кита. - Переходя теперь к самому процессу выработки, можно наметить три основных момента ее;
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ФОТО ЛЮБИТЕЛЬСТВА и ФОТО-РЕПОРТАЖА
Подписная цена на 6 мес. - с 1 июля до конца 1926 г. - 2 руэ.
Рукописи и фото не возвращаются. Напечатанный материал оплачивается: фото 3 - 5 р., ориг. статья - 100 р. лист (40 т. за.) Редакция и Контора: Москва 9, Тверской бульвар 26. Тел. 4-28-45
„SOWIET PHOTO Moskau 9, Twerskoj bulwar 26 USSR
№ 5
АВГУСТ1926

ЕСТЬ ЛИ у нас НАУКА о ФОТО-СЪЕМКЕ?