Иностранные фото-репортеры за работой. Атака фотографами Бриана и др. делегатов
Лиги Наций в Женеве

ЗАПЫЛИВАНИЕ ВМЕСТО БРОМОЙЛЯ

З

А ПОСЛЕДНЕЕ время бромойль решительно взял перевес над всеми другими позитивными процессами художественной фотографии, в осо
бенности за-границей. И понятно почему: давая широкий простор проявлению индивидуальности художника, как и гуммиарабиковый, придавая копии значительность и изящество, как и озобром, он проще их по технике, а главное - бромойль быстр, что вполне отвечает веку радио и аэропланов, веку спешности и быстроты.
Но, получив лавры победителя, он не стал популярен, не проник в массы, не занял своего места в лабораториях фотографов. Спрашивается, что же заставляет наших братьев-фотографов до сих пор пробавляться бромистой бумагой и целлоидинкой?
Главная причина, конечно, - консерватизм. Както страшно и непривычно заменить добрый старый проявитель кистью и краской, как-то странно от
казаться от рабского копирования действительности и начать смотреть на нее не объективом новейшей конструкции, а простыми глазами человека и ху
дожника. Ведь, для того, чтобы из простого техникарабочего, „присутствующего при фото-процессах в своей лаборатории, стать свободным творцом, начать говорить своим языком, да еще во всеуслы
шание, - для этого надо, кроме всего прочего, еще и мужество.
Другая причина, такая же важная, но легко и приятно устранимая, это - отсутствие художествен
ного развития. Будем говорить откровенно: у нас процветает шаблон и дешевые эффекты. Некото
рые сюжеты буквально „заезжены : улыбающиеся женские головки, лунные эффекты, березки, тихие вечера, пасмурные дни - куда все эго девать? По
дойдут ли они для картинной галлереи? Или, быть может, им место на открытке и крышке коробки шоколада, допустим, даже изящной?
Вместе с кистью и краской приходится взять в руки и историю искусств, и монографии о худож
никах и их работах, и побывать в музеях и галлереях, чтобы новыми глазами присмотреться к картинам, рисункам и статуям.
Изучать композицию картин, проникать в замыслы художника, следить, какими простыми (всегда простыми!) путями достигается полнота выражения идеи, переводить это мысленно на язык светописи, почуять новые возможности в своих руках, попро
бовать и, убедившись, что возможно, - загореться желанием так же просто и изящно выразить свою эстетику - вот что может побудить нас забыть свой консерватизм, дать новую оценку нашим шаблонам, испробовать свои силы в новых областях фотографии и бесповоротно стать их горячим приверженцем.