подобрать хорошо расстояние между листом и пламенем, то копоть вся целиком будет собираться на листе, не попадая в воздух. Когда копоти наберется достаточно, лист переворачивают, кладут рядом с бумагой и дают остыть. Вместо копоти можно упо
треблять любую краску или смесь красок, тщательно растертую в фарфоровой ступке до состояния зубного порошка или пудры.
Нанесение краски не представляет никаких трудностей: щетинной, барсуковой или хорьковой кистью (плоской или круглой) набирают краску, постуки
ванием по бумаге распределяют равномерно по всей ее поверхности, а затем водят кистью вперед и назад, направо, налево. Сначала краска заваливает весь рисунок, так что его даже не видно. Но посте
пенно он начинает „проявляться , светлеть, пока не выяснится совершенно. Вырабатывая рисунок, надо одновременно следить за соотношением тонов, стараясь получить нужные эффекты. Осветление отдельных мест производится легкими косыми ударами круглой кисти.
По окончании этой обработки бумага высушивается. Теперь можно приступить к ретуши и окон
чательной отделке деталей. Высшие света полной чистоты получаются редко. Осветление их, а также полутонов и деталей производится мягкой резинкой, ваткой, накатанной на конец палочки, и скребцом или ланцетом. Закрепление порошка можно производить фиксативом для рисунков, но лучше обхо
диться без него, так как он уничтожает тонкий и изящный мат поверхности. За стеклом копия отлично сохраняется и так, а в альбоме ее надо прикрыть папиросной бумагой.
Вот и весь несложный процесс запыливания. Можно указать различные его варианты: напр., если взять старую бромосеребряную бумагу или негодный отпечаток на ней, удалить серебро фиксажем или Фармеровским ослабителем и после про
мывки и сушки очувствить ее в 5% растворе двухромокислого калия и снова высушить в темно
те, то можно производить копирование на ней под позитивом на дневном свете с фотометром (до вы
работки полутонов приблизительно). Затем промыть, вызвать рельеф и запылить. Неудобство такого приема искупается использованием негодной бумаги. Еще вариант: плотную бумагу любого цвета и структуры покрыть густыми мазками горячего 10% раствора желатина, по высыхании очувствить в тем
ноте 5% раствором двухромокислого калия, высушить в темноте. Дальнейшее - как в предыдущем случае. Неудобства этого способа компенсируются красивой цветной подложкой. В обоих случаях жел
тизна от хромовой соли уничтожается раствором кислого сернисто-кислого натрия:
Воды.................................................. 500 куб. см Сернисто-кислого натрия кристаллич . 30 гр
По растворении прибавить по каплям серной кислоты 8 куб. см. Выделяющийся газ вреден; прибавку кислоты необходимо производить на открытом воздухе, и именно по каплям, иначе происходит взрыв.
Рекорд быстроты в запыливании, между прочим, побит в нашей лаборатории: мы фотографировали портреты на открытом воздухе не на пластинку, а прямо на бумагу высокой чувствительности (разм. 24 X 30 см). Вид коптящей лампы, накрытой цин
ковым листом, и громадный монокль в картонной
оправе с козырьком - повергали наших клиентов (или, как мы их называем, „пациентов ) в недо
умение. Дальнейшие операции с отбеливанием, рельефом и нанесением краски в связи с созерца
нием собственного лица, „возникающего из копоти,
вызывали беспредельное изумление („до чего народ доходит! ) перед „чудесами техники .
Приступая к этому позитивному процессу, необходимо иметь в виду его характерные особенности в смысле передачи изображаемого. Подобно гумми и бромойлю, запыливание лишает снимок его фотографичности . Трудно поверить незнакомому с фотографией человеку, что изображение получено фотографическим путем. Кроме того, запыливание сглаживает детали, заставляя тем самым яснее выступать массы.
Надо заметить еще, что употребление грубых кистей (щетинных) дает зерно, так что мелкие де
тали делаются совершенно незаметными, а самое изображение более или менее схематизируется. Весьма рекомендуются для этого способа мягко работающие объективы и, в частности, монокль.
Техника этого способа, как мы видели, весьма проста, зато на первый план выступает уменье выявить художественную идею сюжета, дав в своей работе все необходимое и достаточное для полного ее выражения.
В. МАКАРОВ
И. ШОКАЛО (Благовещенск). Китаец-парикмахер и его клиенты
(Из нашего конкурса „За работой“)