Однако простого усвоения суммы знаний, выработанных человечеством, еще далеко не достаточно, чтобы создать новую социалистическую культуру, частью которой является советская архитектура. «Коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все получен
ные знания», говорит Ленин 5. Следовательно, задача заключается в том, чтобы уметь переработать осваи
ваемые знания, т. е., как говорит Ленин, «усвоить
так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен» 6, чтобы уметь «различить то, что являлось необходимым для капитализма и что является необходимым для коммунизма» 7.
Социалистическая пролетарская культура — это творческое закономерное развитие культурного наследства, освоенного и переработанного с точки зре
ния задач классовой борьбы пролетариата, т. е. задач социалистического строительства.
«Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее, можно строить про
летарскую культуру, — без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов зна
ний, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего об
щества, чиновничьего общества», говорит Ленин 8.
Из этого следует, что социалистическая советская архитектура является закономерным развитием архитектуры, созданной всем развитием человечества, и в свою очередь (в конечном счете) должна развиться в архитектуру бесклассового коммунистического общества. Поэтому советский архитектор должен освоить наследство прошлого не механически, а критически, т.е. переработать эхо наследство в соответствии с задачами социализма.
Достаточно указать хотя бы на такой пример, как наши приемы планировки городов. Уже один факт отсутствия типичных для капиталистических горо
дов рамок частной собственности на землю создает совершенно иные, чем в капиталистическом мире,
приемы планировки. Если к этому добавить такие вещи, как комплексное планирование всех отраслей народного хозяйства, строющегося по последнему слову науки, плановый отвод промышленных терри
торий и функциональную увязку их с жилыми райоонами, транспортом и сельскохозяйственной зоной, особую заботу о здоровье населения, и в частности зеленую защиту, плановое построение сети обобществленного обслуживания бытовых и культур
ных нужд населения, задачу создания в наших городах преимуществ сельской и городской жизни, заботу о художественном лице города и многие другие элементы, вытекающие из особенностей условий и задач нашего строительства, то станет совер
шенно ясным, что перед архитектором-планировщиком социалистических городов открываются совершенно исключительные новые возможности, которые в свою очередь неизбежно вызывают к жизни новые ко
лоссально обогащенные приемы и методы его работы как при строительстве новых, так и при реконструкции существующих соцгородов.
Вместе с тем эти особенности делают неизбежным и обязательным для архитектора теснейшую увязку его творческой работы с работой и опытом всех орга
нов советского государства. Нельзя построить сеть школьного обслуживания детей, не зная политики
и практики строительства и развития советской школы. Нельзя построить сеть общественного пита
ния, не зная места столовой в едином пищекомбинате. Нельзя построить сеть здравоохранения, не зная отношения пункта первой помощи к стационару в системе советского здравоохранения и т. д. и т. п. По-ленински освоить архитектурное наследство прошлого — это значит критически переработать это наследство, это значит удалить из него все то, что специфически служило в нем целям эксплоатации (что являлось необходимым для капитализма) и ввести в него то новое, что вытекает из задач и опыта социалистического строительства (что является необходимым для коммунизма). Этим качественно изменяется (обогащается) все дальнейшее движение, все дальнейшее развитие советской архи
тектуры, которая приобретает новые, неизмеримо более высокие цели, неизмеримо более широкую базу и новые, качественно отличные от условий
капитализма организационные формы и пути своего движения.
19 научная база советской архитектуры
Одним из важнейших факторов, определяющих развитие советской архитектуры, как архитектуры нового социалистического общества, является высокая
научно-техническая база. Новые, социалистические отношения создают все необходимые предпосылки для мощного развития производительных сил СССР. Но это развитие возможно только на основе широчайшего использования новейших научных дости
жений. Наше социалистическое хозяйство и нашу новую культуру мы должны создать и создаем «на современной, по последнему слову науки построен
ной, основе» (Ленин) 9. Из наших школ мы изгоняем всякие следы мистики, мракобесия, ставя на их место действительную науку. Новое оборудование наших заводов, фабрик, совхозов, колхозов —это действи
тельно последние завоевания современной науки и техники. Мощные электростанции, блюминги, дом
ны, комбайны, тракторы —- заменяют дедовские полуварварские приемы и орудия производства.
«Социализм невозможен без использования завоеваний техники и культуры, достигнутых крупнейшим капитализмом», говорит Ленин 10. Только безнадеж
ные эклектики, только оголтелые ретроцерспективисты могут думать, что советская архитектура, т.е. архитектура периода индустриализации и круп
нейших социальных сдвигов в своем развитии может ориентироваться на кустарную технику античного мира, средневековья или ренессанса *.
Советский архитектор, стоящий на позициях социалистического строительства, не может не ставить перед собой задачи широчайшего применения в строи
тельном деле СССР новейших достижений науки и техники.
Борьба за новые строительные материалы, за новейшие конструкции, за научные методы проектирования, за использование в строительном деле новейших достижений в области гигиены, света, тепла, цвета, акустики, механики, химии и т. д. и т. п. — должна стать обязательной для каждого советского архитек
тора. Точно так же советский архитектор должен научиться бороться за индустриальные методы про
изводства строительных элементов, за механизацию сборки зданий, и т. п., а также должен уметь учитывать и использовать опыт работы советских органов (т. е. опыт социалистического строительства)
* В качестве примера подобной проповеди ретроперспективизма можно указать на книгу инж. В. Н. Загорного по жилищному строительству, части зданий.