ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
	ИЮЛЯ 1956 г.
	ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 155 (9903)
ЦЕНА 20 КОП.
	Осуществляя решения ХХ съезда НПСС, советсний нарол под
руноводством Номмунистической партии добивается новых выдающихся
успехов во всех областях политичесной, хозяйственной и культурной
жизни страны. Советсние люди еше теснее сплотились вонруг Номмунис-
	тичесной партии и проявляют высоную творчесную антивность в борьбе
за выполнение задач, поставленных ХХ съездом.

а СА. г

UVHOCTH
		Газета Московского городского комитета
Коммунистической партии Советского Союза и Моссовета

О ПРЕОДОЛЕНИИ КУЛЬТА
		И ЕГО ПОСЛЕЛСТВИИ
	Обнародованные партией факты нарушений социалисти-
ческой законности и лругих ошибок. связанных © культом
личности И. В. Сталина. естественно. вызывают чувства
горечи и глубокого сожаления. Шо советские люди пони-
мают. 9т0 осуждение культа личности было чеобхолимо в
янтересах строительства коммунизма. активными участни-
ками которого они являются. Советский нарал витит. что
партия за последние годы настойчиво осуществляет прак-
	Rak me могло случиться. что в Ууеловиях советского со-
циалистического строя возник и получил распространение
культ личности Сталина со всеми его отрицательными по-
следствиями?

При рассмотрения этого вопроса нало иметь в виду. кав
объективные. конкретные исторические условия. в Которых
проходило строительство социализма в СССР. так ва неко-
торые субъективные факторы. связанные с личными каче-
ствами Сталина.

Октябрьская социалистическая революция вошла в исто-
рию как классический пример революционного преобразо-
вания капиталистического общества. совершенного под ру-
коволством рабочего класса. На поимере героической борь-
бы большевистской партии. первого в мире социалистиче-
ского государства — СССР компартии других стран. sce
прогрессивные и демократические силы Учатся опыту ре-
шения коренных сопиальных вопросов. вылвигаемых 09-
временным общественным развитием. На протяжении m03-
ти 40 лет строительства сопиалистического общества тру-
дящимися нашей страны накоплен огромный опыт. кото-
рый изучается и творчески. проименительно в свойм EOB-
	кретным условиям. осваивается трулящимися других 60-
пиалистических стран.
	Это был первый в истории опыт построения социалисти-
ческого общества. формировавшегося в процессе исканий,
проверки на практике многих истин. известных по этого
социалистам лишь в общих чертах. в теории. На протя-
жении более четверти века Советекая страна была
елинственной страной. ппоклалывавшей человечеству путь
	‘в социализму. Она была полобна осажленной крепости. на-
	ходившейся в капиталистическом окружении. Враги Co-
ветской страны на Запале и на Востоке после провалив-
шейся интервенции 14 государств в 1918—1920 cr.
продолжали готовить новые «крестовые походы» против
СССР. Враги в большом количестве засылали в СССР шпи-
онов й диверсантов. стараясь всеми мерами похорвать пер-
вое в мире’ социалистическое государство. Угроза новой им-
периалистической агрессии против СССР особенно усили-
лась после прихола к власти фашизма в Германии в 1933
голу. провозгласившего своей целью уничтожение KOMMY-
низма. уничтожение Советского Союза — первого в мире
государства трудящихся. Beew памятно образование Tab
называемого «антикоминтерновского пакта». «оси Bep-
лин — Рим — Токио». активно подлержанных силами всей
межлунаролной оеакпии. В обстановке назревавшей угрозы
новой войны. отказа запалных лержав от неоднократно
преллагавшихся Советским Союзом мер по обузланию Фа-
шизма и организации коллективной безопасности Советская
страна вынужлена была напрягать все силы лля укрепле-
ния обороны. min борьбы е происками враждебного капи-
талистического окружения. Партия ‘должна была воспиты-
вать весь народ в лухе постоянной блительности и мобили-
зационной готовности. перел лицом внешних врагов.

Происки международной реакции были тем более опас-
ны, что внутри страны лолгое время шла ожесточенная
классовая борьба. решался вопрос «кто oro?>. После
смерти Ленина в партии активизировались враждебные те-
чения — ‘троцкисты. правые оппортунисты. буржуазные
националисты. стоявшие на позициях отказа от ленинской
теорий 0 возможности победы сопиализма в олной стране.
что на gene вело бы к реставрации капитализха в СССР.
Партия развернула беспощадную борьбу против этих врагов
ленинизма.

Выполняя ленинские заветы. Коммунистическая партия
взяла курс на социалистическую индустриализацию стра-
ны. коллективизацию сельского хозяйства и. осуществление
культурной революции. На пути решения этих величайних
задач по строительству сопиалистического общества в 01-
ной. отлельно взятой стране советскому наролу и Коммуни-
стической партии пришлось преохолеть неимоверные трул-
ности и препятствия. Наша страна должна была в крат-
чайший исторический срок. без какой бы то ни было эко-
номической помощи извне. ликвилировать свою вековую
отсталость. перестроить все народное хозяйство на новых.
	социалистических началах.
Эта сложная международная и внутренняя обстановка
	требовала железной дисциплины,  неустанного повышения
бдительности. строжайшей централизации руководства, что
не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых
демократических форм. В ходе ожесточенной борьбы со всем
уиром империализма нашей стране приходилось идти на не-
воторые ограничения демократии. оправданные логикой
борьбы нашего нарола за социализм в условиях капитали-
стического окружения. Но эти ограничения уже тогла рас-
сматривались партией и народом как временные. подлежа-
щие устранению по мере укрепления Советского государства
и развития сил демократии и социализма во всем мире. На-
род сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каж-
дым днем все новые и новые успехи советского обществен-
ного строя.

Все эти трудности на пути строительства социализма бы-
ли преодолены советским наротом пол руководством Вомму-
нистической партии. ее Центрального Комитета. последова-
тедьно проводившего ленинскую генеральную линию.

Победа социализма в нашей стране, находившейся в усло-
виях враждебного окружения и постоянной угрозы нападе-
	ские и рабочие партии распознавали маневры врагов социа-
лизма, еще теснее сплачивали свои ряды, демонстрируя свое
нерушимое политическое единство, свою непоколебимую вер-
ность идеям марксизма-ленинизма.

Братские коммунистические и рабочие партий ` во-время
заспознали и этот маневр. врагов социализма и дают ему
хостойный отпор. Вместе с тех было бы неправильно закры-
вать глаза на то обстоятельство. это некоторые ваши друзья
за рубежом не разобрались до конца в вопросе о культе лич-
ности и его последствиях и допускают порою неправильные
толкования некоторых положений. связанных © культом
ЛИЧНОСТИ.

В критике культа личности партия исходит из принци-
пов марксизуа-ленинизма. Уже более трех лет наша партия
ведет. последовательную борьбу против культа  лично-
сти И. В. Сталина, настойчиво преололевает его вредные
последствия. Естественно, что этот вопрос занял важное ме-
сто в работе ХХ съезда КПСС и в его решениях. Съезд отме-
тил, что Центральный Комитет совершенно правильной
сроевременно выступил против культа личности. распростра-
нение которого умаляло роль партии и народных массе, пра-
нижало роль коллективного руководства в партии и нередко
приводило к серьезным упущениям в работе, к грубым нару-
шениям социалистической законности. Съезд поручил Цент-
ральному Вомитету последовательно осуществлять мероприя-
тия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-
ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во
всех областях партийной. государственной и идеологической
работы, строгое проведение норм партийной жизни и прин-
ципов коллективности партийного руководства, выработан-
ных великим Лениным.

В борьбе против культа личности партия руководствуется
язвестныхи положениями марксизма-ленинизма о роли нарол-
	‚ных масс, партии и отдельных личностей в истории. о недо-
	пустимости вульта личности политического руководителя,
ЕЗБ бы велики ни были его заслуги. Основотюложник науч-
ного коммунизма К. Маркс. подчеркивая свою неприязнь «ко
всякому культу личности». заявлял. что вступление его и
Ф. Энгельса в общество коммунистов «произошаю под тем
условием, что из устава будет выброшено все. что содей-
ствует суеверному преклонению перед авторитетами»
(К. Маркс и Ф. Энгелье, Соч.. том 26, издание 1-е, стр. 487
—488).

Создавая нашу Коммунистическую партию, В. И. Ленин
непримиримо боролся против антимарксистской концепций
«героя» и «толпы», решительно осуждал противопоставле-
ние героя-олиночки народным массам. «Ум десятков миллио-
	нов творцов, — говорил В. И. Ленин. — создает нечто He-
	измеримо более высокое, чем самое великое и гениальное
предвидение» ((оч., том 26. стр. 431).

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности И. В. Ота-
лина, ЦК ЕПСС исходил из того. что культ личности проти-
воречит природе социалистического строя и превращалея в
Тормоз на пути развития советской демократии и продвиже-
вия советского общества к коммунизму.

ХХ съезд партии по инициативе Центрального Комитета
счел необходимым смело и открыто сказать о тяжелых по-
следствиях культа личности, о серьезных ошибках, которые
были допущены в последний период жизни Сталина. и при-
звать всю партию общими усилиями покончить со всем тем,
что повлек за собой культ личности. При этом ЦА отдавал
себе отчет в том, что откровенное признание допущенных
ошибок будат связано с известными минусами и издержками,
которыми могут воспользоваться враги. Смелзя и беспощад-
ная самокритика в вопросе с культе личности явилась но-
вым ярким свидетельством силы и крепости нашей партии
и советского социалистического строя. Можно с уверенностью
сказать, что ни одна из правящих партий капиталистиче-
ских стран никогда не рискнула бы пойти на подобный
шаг. Наоборот, они постарались бы замолчать, скрыть от
народа такие неприятные факты. Но Коммунистическая пар-
тия Советского Союза, воспитанная цд революционных прин-
ципах марксизма-ленинизма, сказала всю правду, как бы
она ни была горька. Партия пошла на этот шаг исключи-
тельно по своей инициативе. руководствуяеь поинципиаль-
ными соображениями. Она исходила из того, что если вы-
ступление против культа Сталина и вызовет некоторые вре-
менные трулности, то в перспективе. с точки зрения корез-
ных интересов и конечных целей рабочего класса, это даст
огромный положительный результат. Тем самым создаются
прочные гарантии того, чтобы никогда впредь в вашей пар-
гий и в страве не могли возникнуть явления, подобные
культу личности, чтобы впредь руководство партией и стра-
ной осуществлялось коллективно. на основе проведения
марксистеко-ленинской политики, в условиях разверяутой
внутрипартийной демократии, при активном творческом уча-
стии миллионов трудящихся. при всемерном развитии совет-

ской демократии.

Решительно выступив против культа личности и его по-
следствий. открыто подвергнув критике ошибки. порожден-
ные им. партия еще раз продемонстрирокала свою верность
бессмертным принципам марксизма-ленинизма, свою предан-
ность интересам народа. свою заботу о том. чтобы были 6©9-
зланы наилучшие условия для развития партийной и совет-
ской демократии в интересах успешного строительства ком-
мунизма в нашей стране.

ЦЕ ЕПСС констатирует. что обсуждение в партийных ор-
ганизациях и на общих собраниях трудящихся вопроса о
культе личности и его последствиях прошло при большюй ак-
тивности членов партии и беслартийных и что линия ЦК
КПСС нашла в партии и нароле полное одобрение и под-
	деръБу.
	тические меры. направленные ва устранение последствий
БУЛЬТа ЛИЧНОСТИ Во всех областях партийвого.  государ-
	ственного. хозяйственного и культурного строительства.
В результате этой оаботы партия. внутренние силы B0TO-
+

рой теперь ничто не сковывает. еше более еблизилась ©
.
напролом я нахотится сейчас в состоянии небывалой TBOD-
	ческой SBETHBHOCTH.
	Центральный Комитет КПСС с удовлетворением отмечает,
что решения историчесзого ХХ съезда Коммунистической пар-
тии Советского Союза встретили полное одобрение и горячую
поддержду всей нашей партии. всего советского народа, брат-
ских коммунистическит ий рабочих партий. трудящихся вели-
кого содружества социалистических страв. миллионов людей
в капиталистических 8 колониальных странах. Это и понят-
но, так каБ ХХ съез партии. знаменующий собой вовый
этап в творческом развитии марксизма-ленинизма, дал глубо-
кий анализ современвого международного и внутреннего по-
ложения, вооружил Ючмунистическую партию. весь совет-
ский народ величественным планом дальнейшей борьбы за
построение коммуниза, открыл новые перспективы ANA объ-
эдинэчных действий всех партий рабочего класса за предот-
вращение угрозы ноюй войны. за интересы трудящихся.

Осуществляя решения ХХ съезда ЕПСС. советский народ
под руководством Вмиунистической партий добивается но-
вых выдающихся усехов во всех областях политической. хо-
зяйственной и кульурной жизни страны. Советские люди
еше теснее сплотилеь вокруг Коммунистической партии й
проявляют высокую творческую активность в борьбе за вы-
полнение задач. подавленных ХХ съезлом.

Истекший после (ъезда период показал вместе с тем вели-
кую жизненную сил его решений для международного ком-
мунистического в 03бочего движения. хля борьбы всех про-
грессявных сил за укрепление мира во всем мире. Вылвину-
тые съездом важны: принципиальные теоретические положе-
ния о мирнем сосуществовании государств е различным со-
циальным строем, 0 возможности прехотвращения войн в сов-
ременную эпоху, о разнообразии форм перехода стран к социз-
лизму оказывают благотворное влияние на международную об-
становку, содействуют разрялке напряженности. укреплению
елинства действий всех сил. борющихся за мир и демократию,
хольнейшему упрочечию позиций мировой системы социа-
лизма.

Если среди советских людей, среди трудящихся стран на-
ролной демократии и всего мира исторические решения ХХ
съезда ВИСС вызвали большое воодушевление, новый прилив
творческой инициативы и революционной энергии, то в
стане врагов рабочего класса они породили тревогу и 03л0б-
ление. Реакционные круги США и некоторых других капита-
листических держав явно обеспокоены великой программой
борьбы за упрочение мира. намеченной ХХ съездом КПСС. Их
бесповойство возрастает по мере того. как эта программа аЕ-
тивно и послеловательно проводится в жизнь. ^

Почему враги коммунизма и социализма сосредоточивают
огонь на недостатках, о которых было сказано Центральным
Комитетом нашей партии на ХХ съезде КПСС? Они это дела-
ют для того. чтобы отвлечь внимание рабочего класса и его
партий от главных вопросов. которые были выдвинуты на
ХХ съезде партии и которые расчищают путь для новых ус-
пехов дела мира. социализма. единства рабочего класса.

Решения ХХ съезда партии, внутренняя и внешняя поли-
тика Советского правительства вызвали смятение в империа-
листических кругах СМА а других государств.

Смелая и последовательная внешняя политика CCCP no
обеспечению мира и сотрудничества между государствами, не-
зависямо от их общественного строя, находит поддержку в
широчайших народных массах всех стран мира, расширяет
фронт миролюбивых государств и вызывает глубокий кризис
политики «холодной войны». политики сколачивания воев-
ных блоков и гонки вооружений. Не случайно, что наиболь-
ший шум вокруг борьбы с культом личности в СССР подняли
империалистические круги в США. Им было выгодно нали-
чие отрицательных явлений. связанных с культом личности,
для того, чтобы. пользуясь этими фактами. бороться против
социализма. Теперь, когда ‘наша партия смело преодолевает
последствия культа личности. империалисты видят в этом
фзкторг. ускопяющий 1вижение нашей страны вперед, R ROM-
мунизму и ослабляющий позиции капитализма.

Стремясь ослабить великую притягательную силу решений
ХХ съезда ЕПСС. их влияние на широчайшие народные мас-
сы. идеологи капитализма прибегают ко всякого рода улов-
кам в ухищрениям. чтобы отвлечь внимание трудящихся от
передовых и вдохновляющих идей, выдвигаемых перед чело-
вечеством социалистическим миром.

В последнее время в буржуазной печати развернута широ-
Бзя клеветническая антисоветская ‚кампания. поводом для
которой реакционные круги пытаются использовать некото-
рые факты. связанные с обужденным Коммунистической пар-
`тией Советского Союза культом личности И. В. Сталина. Op-
ганизаторы этой кампании прилагают все усилия Е тому,
чтобы «замутить воду». скрыть тот факт, что речь идет о
`пройленном этапе в жизни Советской страны: они хотят за-
молчать и извратить и то. что Коммунистическая партия
Советского Союза в Советское правительство за годы, истек-
шие после смерти Сталина. с исключительной  настойчи-
востью и решительностью ликвилируют последствия культа
личности. успешно осуществляют новые задачи в интересах
упрочения мира, пострения коммунизма. в интересах Mupo-
Бих народных масс.

Развертывая клеветническую кампанию. идеологи буржуз-
зии вновь и безуспешно пытаются бросить тень на великие
идей марксизма-ленинизма, подорвать доверие трудящихся к
первой в мире стране социализма — СССР, внести замеша-
тельство в рялы международного коммунистичеекого и рабо-
чего движения. г

Опыт истории учит. что враги международного пролетар-
ского единства в прошлом не раз пытались использовать вы-
годные. по их мнению, моменты для подрыва интернацио-
нального единства коммунистических и рабочих партий, для
раскола международного рабочего движения, для ослабления
сил социалистического лагеря. Но всякий раз коммунистиче-
	ния извне, была всемирно-историческим подвигом, который
совершил советский варол. В течевие первых пятилетов эко-
номически отсталая страва в результате напряженных, ге-
роических усилий нарола и партии совершила гигантский
скачок в своем эковомическом и культурном развитии. Ha
основе успехов социалистического строительства был полнят
жизненный уровень трудящихся. навсегяза ликвидирована
безработица. В стране произошла глубочайшая культурная
революция. В короткий срок советский нарол вырастил мно-
гочисленные калры технической интеллигенции. ставшей
на уровень мирового технического прогресса и вылвинувшей
советскую науку и технику на одно из передовых мест в
мире. Влохновителем и организатором этих побел была вели-
кая партия коммунистов. Трудящиеся всего мира на приме-
ре СССР наглялно убедились в том. что рабочие и крестья-
не. взяв власть в свои руки. могут без капиталистов и поме-
щиков успешно строить и развивать свое социалистическое
государство. выражающее и зашищающее интересы широких
наролных масс. Все это сыграло огромную  влохновляющую
роль пля роста влияния коммунистических и рабочих пар-
тий во всех странах мира.

Находясь длительный периол нз посту генерального сек-
	ретаря ЦВ партии. И. В. Сталин вместе е- хругими руководя-
	щими деятелями активно боролся за претворение в жизнь
ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму,
как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу пар-
тии против троцкистов. правых оппортунистов. буржуазных
напионалистов. против происков капиталистическего окру-
жения. В этой политической и илейной борьбе Сталин при-
обрел большой авторитет и популярность. Олнако с его име=
нем стали неправильно связывать все наши великие побе-
хы. Успехи. достигнутые Коммунистической партией и С0-.
ветской страной. восхваления по алресу Сталина вскружили
ему голову. В этой обстановке стал постепенно складываться
БулЬТ личности Сталина.

Развитию культа личности способствовали в огромной сте-
пени. некоторые инливилуальные качества И. В. Сталина. на
отрицательный характер которых указывал еще В. И. Ленин.
В конпе 1922 года Ленин обратился с письмом 5 очередному
съезду партии. в котором говорилось:

«Тов. Сталин. сделавшись генсеком. сосредоточил в своих
руках необъятную власть. в я не уверен. сумеет ли он все-
гла достаточно осторожно пользоваться этой властью». В ло-
бавлении в этому письму. написанном в начале января
1923 года, В. И. Ленин снова возвращается 5 вопросу о не-
которых нетерпимых для руководителя личных качествах
Сталина. «Сталин слишком груб. — писал Ленин. — и этот
недостаток. вполне терпимый в среле и в общениях между
нами, коммунистами. становится нетерпамых в полжности
генсека. Поэтому я преллагаю товарищам облумать способ
перемещения Сталина с этого места и назначить на это ме-
сто другого человека. который во всех пругих отношениях
отличается‘ от тов. Сталина только одним перевесом. именно.
более терпим. более лойялен. более вежлив и более внимате-
лен к товарищам. меньше каприаности и т. л.>».

На ХШ съезде партии. проходившем вскоре после смерти
В. И. Ленина. его письма были ловелены ло сведения лелега-
ций. В результате обсужления этих хокументов было при-
знано целесообразным оставять Сталина на посту генсека с
тем. однако. чтобы ов учел критику со стороны В. И. Ленина
й сделал из нее все необходимые выволы.

Оставшись на посту генерального секретаря ПА. Сталин
первый период после смерти Владимира Ильича считалея ©
его критическими замечаниями. Олнако в  хальнейшем
Сталин. непомерно переоценив свои заслуги. уверовал в с0б-
ственную непогрентимость Некоторые ограничения внутри-
партийной и советской демократия. неизбежные в условиях
ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой. 8
позхнее в условиях войны против немецк-фашистеких за-
хватчиков. Сталин начал возводить в норму внутрипартий-
ной и госуларственной жизни. грубо попирая ленинские
принципы руководства. Пленумы ЦЕ и стезлы партии про-
водились нерегулярно. а потом совсем ве созывались в тече-
ние многих лет. Сталин Фактически оказался вне критики.

Большой врел делу сопиалистического строительства. раз-
витию демократии внутри партий в государства нанесла
оптибочная формула Сталина о том. что булто бы по мере
продвижения Copercsoro Cosa к сопиализму  классовая
борьба булет все более и более обострятьея. Эта Формула,
верная только для определенных этапов перехолного перио-
да. когда решался вопрое «кто кого?». когла шла упорная
классовая борьба за построение основ социализма. была вы-
двинута нз первый плав в 1937 году. в момент. когла» со-
циализм уже побелил в нашей стране. когла эксплуататор-
ские классы и их экономическая база были ликвидированы.
На практике эта ошибочная теоретическая формула послу-
жила обоснованием грубейших нарушений социалистической
законности и массовых репрессий.

Именно в тех условиях созлалось, в частности, особое по-
ложение лля органов государственной безопасности. которым
оказывалось огромное доверие. так как они имели перед
народом и страной несомненные заслуги в деле защиты за-
воеваний революции. В течение тлительного времени орга-)
	(Окончание на 2-й стр.)