Постановление Центрального
	О ПРЕОДОЛЕНИИ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ
		ТУ.
		и ЕГО ПОСЛЕДСТВИИ
	водства? В сложившихся условиях этого нельзя было сде-
лать. Безусловно, факты говорят о том, что Сталин повинен
во многих беззакониях, которые совершались особенно в по-
следний период его жизни. Однако нельзя вместе с тем за-
	бывать, что советские люди знали Сталина, как человека, _
	который выступает всегда в защиту СОСР от происков вра-
гов, борется за дело социализма. Он применял порою в этой
борьбе недостойные методы, нарушал ленинские принципы
и нормы партийной жизни. В этом состбяла трагедия Стали-
на. Но все это вместе с тем затрудняло и борьбу против со-
вершавшихся тогда беззаконий, ибо успехи строительства
социализма, укрепления СССР в обстановке культа личности
приписывались Сталину.
	Всякое выступление против него в этих условиях было бы
	не понято народом, и дело злесь вовсе не в недостатке личного
мужества. Ясно, что каждый, кто бы выступил в этой обста-
новке против Сталина, не получил бы поддержки в народе.
Более того, подобное выступление было бы расценено в тех
условиях, как выступление против дела строительства co-
циализма, как крайне опасный в обстановке капиталисти-
ческого окружения подрыв единства партии и всего государ-
ства. К тому же успехи, которые одерживали трудящиеся
Советского Сотоза под руководством своей Коммунистической
партии, вселяли законнуто гордость в сердце каждого совет-
ского человека и создавали такую атмосферу, когда отдель-
ные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успе-
хов менее значительными, а отрицательные последетвия
этих ошибок быстро возмещались колоссально нарастающи-
ми жизненными силами партии и советского общества.
	Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что мно-
гие факты и неправильные действия Сталина, в особенности
в области нарушения советской законности, стали известны
лишь в последнее время, уже после смерти Сталина, главных
образом в связи с разоблачением банды Берия и установле-
нием контроля партии над органами гоббезопасности.

Таковы главные условия и причины, приведшие к возник-
новению и распространению культа личности И. В. Слалина.
Разумеется, все сказанное объясняет, но отнюдь не оправды-
вает культ личности И. В. Сталина и его последствия, так
резко и справедливо осужденные нашей партией.
	большинства народа, интересы трудящихся. Вся внутрен-
няя и внешняя политика Советского государства говорит
о том, что наш строй — подлинно демократический, под-
линно народный строй. Высшей целью и повседневной за-
ботой Советского государства является всемерное повы-
шение жизненного уровня населения, обеспечение мирно-
го существования для своего народа.

Свидетельством дальнейшего развития советской демокра-
тии являются проводимые партией и правительством меры
по расширению прав и компетенции союзных республик.
строгому соблюдению законности, перестройке системы пла-
нирования в целях развязывания местной инициативы, ак-
	тивизации деятельности местных Советов, развитию критики’
	H CaMORDAHTHERH,
	вечества великого коммунистического общества, за прочный
мир во всем мире».

«Заслугой руководителей Коммунистической партии Co-
ветского Союза, — говоритея в заявлении Политбюро Фран-
цузской компартии, — явилось 10, что они предприняли ис-
правление ошибок и недостатков, связанных с культом лич-
ности, что свидетельствует о силе и единстве великой пар-
тии Ленина, о доверии, которым она пользуется в советском
народе, а также о ее авторитете в международном рабочем
движении». Генеральный секретарь Национального Комитета
Компартии США товарищ Юджин Деннис, отмечая огромное
значение ХХ съезда ЕПСС, в известной статье заявляет:
«ХХ съезд укрепил всеобщий мир и социальный прогресс.
Он ознаменовал новую стадию в развитии социализма и в
борьбе за мирное сосуществование, которая началась во. вре-
	“мена Ленина, была продолжена в последующие годы и ста-
	новится все более и более действенной и успешной».
Вместе с тем следует отметить, что при обсуждении вопро-

са о культе личности не всегда дается правильное толкова-

ние причин, породивших культ личности, и последствий это-
	го культа для нашего общественного строя. Так, например,
в обстоятельном и интересном интервью журналу «Ноуви ар-
гоменти» товарища Тольятти, наряду ео многими весьма
важными и правильными выводами, содержатся и непра-
вильные положения. В частности, нельзя согласиться с по-
становкой товарищем Тольятти вопроса о том, не пришло ли
советское общество «в некоторым формам перерождения»?
	Единодушно одобряя решения ХХ съезда ЕПСС, осуж-
дающие культ личности, коммунисты, все советские люди
видят в них свидетельство возросшей силы нашей партии,
ее ленинской принципиальности, ее единства и сплочен-
ности. «Партия революционного пролетариата, — указы-
	вал Б. И. Ленин, — достаточно сильна, чтобы открыто
критиковать самое себя, чтобы назвать без обиняков ошиб-
ку и слабость ошибкой и слабостью» (Соч., том 21. стр.
150). Руководствуясь этим ленинским принципом, наша
партия и впредь будет смело вскрывать. открыто Еритико-
	вать и решительно устранять ошибки и. промахи в своей.
	работе.

ЦЕ ЕПСС считает. что проведенная до настоящего време-
ни партией работа по преодолению культа личности и его
последствий уже дала положительные результаты.

Исходя из решений ХХ съезда партии, Центральный Во-
митет ЕПСС призывает все партийные организации:

последовательно соблюдать во всей нашей работе важ-
нейшие положения учения марксизма-ленинизиа о народе
как творце истории. создателе всех материальных и духов-
ных богатств человечества, о решающей роли марксистской
партии в революционной борьбе за преобразование обще-
ства, за победу коммунизма:

настойчиво продолжать проводимую в последние годы
Центральным Комитетом партии работу по строжайшему
соблюдению во всех партийных организациях. сверху дони-
зу. ленинских принципов партийного руководства. прежде
всего высшего принципа .=— коллективности руководства,
по соблюдению норм партийной жизни. закрепленных Уста-
	вом нашей партии. по развертыванию! критики и самокри-
тики:
	HOIHOCTDH) восстановить принципы советекого сопиали-.
	стического демократизма, выраженные в Конституции Co-
	ветского Союза, ло конца исправить нарушения революци-
онной социалистической законности:
	мобилизовать наши кадры. всех коммунистов и шШиро-
чайшие массы трудящихся на борьбу за практическое осу-
	ществление задач шестого пятилетнего плана, всемерно
развивая для этого творческую инициативу И энергию
масс — истинных творцов истории.

ХХ съезд КИСС указал. что важнейшей чертой нашей
	эпохи является превращение социализма в мировую систе-
му. Самая. трудная ‘полоса в развитии и утверждении 60-
циализма осталась позади. Наша социалистическая страна
перестала быть одиноким островом в океане капиталисти-
ческих государств. Ныне под знаменем социализма строит
новую жизнь более трети всего человечества. Илеи социа-
лизма овладевают умами многих и многих миллионов лю-
дей в капиталистических странах. Отромно воздействие
идей социализма на народы Азии. ‘Африки и Латинской
Америки, выступающие против всех вилов колониализма.

Решения. ХХ съезла ВПСС воспринимаются всеми CTOPOH-
никами мира и социализма, всеми демократическими и про-
грессивными кругами как вдохновляющая программа борь-
бы за упрочение мира во всем мпре. за интересы рабочего
класса, за торжество дела социализма.

В современных условиях перед коммунистическими пар-
тиями и всем международным рабочим движением откры-
ваются широкие воодушевляющие перспективы — добить-
ся вместе со всеми миролюбивыми силами ‘предотвращения
новой мировой войны, обуздать монополии и обеспечить
длительный мир и безопасность народов, прекратить гонку
вооружений и снять с трудящихся порождаемое ею тяжкое
бремя налогов, отстоятв демократические права и свободы,
обеспечивающие трудящимея борьбу за свою лучшую
жизнь и светлое будущее. Именно в этом кровно заинтере-
сованы миллионы простых людей во всех странах мира.
Успешному решению этих проблем в огромной степени спо-
собствуют миролюбивая политика. все новые и новые ус-
пехи Советского Союза. Китайской Народной Республики
и всех других стран, идущих по пути социализма.

В новых исторических условиях прекратили свою дея-
тельность такие международные организации рабочего
класса, как Коминтерн и Коминформ. Но отсюла вовсе не
следует, что потеряли значение интернациональная соли-
дарность и необходимость контактов революционных брат-
ских партий, стоящих на позициях марксизма-ленинизма.
В настоящее время. когда неизмеримо выросли силы социа-
лизма и влияние идей социализма во всем мире. когда вы-
является своеобразие путей к социализму в различных
странах, — марксистские партии рабочего класеа должны,
естественно, сохранять и укреплять свое идейное единство
й интернациональную братскую солидарность в борьбе про-
тив угрозы новой войны. в борьбе против антинародных
сил монополистического капитала. стремящихся подавить
все революционные и прогрессивные движения. КВоммуни-
	30 июня 1956 года.
	Для постановки такого вопроса нет никаких оснований. Она
тем более непонятна, что в другом месте своего интервью
товарищ Тольятти совершенно правильно говорит: «Необхо-
димо сделать вывод, что существо социалистического строя
не было утрачено, так как не было потеряно ви одно из
предыдущих завоеваний и прежде всего поддержка строя
массами рабочих, крестьян, интеллигенции, образующих со-
ветское общество. Сама эта поддержка доказывает, что, не-
	` смотря ни на что. это обтщщеетво сохранило свой основной
	демократический характер».

Действительно, без поддержки широчайшими народными
массами Советской власти, политики Вомиунистической пар-
тии наша страна не смогла бы в невиданное короткий срок
создать могучую социалистическую индустрию, осуществить
коллективизацию сельского хозяйства, она не смогла бы
одержать победу во второй мировой войне, от исхода которой
зависели судьбы всего человечества. В результате полного
разгрома гитлеризма, итальянского фашизма и японского
милитаризма получили Широкое развитие силы коммунисти-
ческого движения, выросли и стали массовыми компартии
Италии, Франции и других капиталистических стран, был
установлен строй народной демократии в ряде стран Европы
и Азии, .возникла и укрепилась мировая система социализ-
ма, достигло небывалых успехов национально-освободитель-
ное движение, приведшее к распаху колониальной системы

империализма.
	стические партии сплачивает великая цель освобождения
рабочего класса от гнета капитала, их связывает  воеди-
но верность научной идеологии марксизма-ленинизма, духу
пролетарского интернационализма, беззаветная преданность
интересам ‚народных масс.

В своей деятельности в современных условиях все комму-
нистические партии исходят из национальных особенностей
и условий каждой страны, выражая с наибольшей полнотой
национальные интересы свойх народов. Вместе с тем, созна-
вая, что борьба за интересы рабочего класса, за мир и на-
циональную независимость своих стран является  одновре-
менно делом всего международного пролетариата, они спла-
чиваются и укрепляют связи и сотрудничество между собой.
Илейное сплочение и братская солидарность маркоистеких
партий рабочего класса различных ‘стран тем более необхо-
димы, что капиталистические монополии создают свои меж-
дународные агрессивные объединения и блоки; подобные
НАТО, СЕАТО, Багдадекому пакту. направленные против ми-
	ролюбивых народов, против национальне-освободительного
движения, против рабочего класса и жизненных интересов
трудящихся.

В то время как Советский Союз многое сделал и делает
для разрялки международной напряженности, — и это те-
перь признается всеми, — в то же время американский мо-
нополистический капитал продолжает ассигновывать круп-.
ные суммы для усиления подрывной деятельности в социа-
листических странах. В разгар «холодной войны», как из-
вестно, американский конгресс официально (помимо тех
средств. которые отпускаются неофициально) ассигновал
100 миллионов долларов на цели подрывной деятельности в
странах народной демократии и в Созетеком Союзе. Теперь,
когда Советский Союз и другие социалистические страны
делают все возможное для ослабления международной напря-
женности, сторонники «холодной войны» стараются активи-
зировать действия осужденной народами всего мира «холод-
HOH войны». 06 этом говорит решение американского сената
о дополнительном ассигновании 25 миллиэнов долларов на
подрывную деятельность, которая циничн” именуется «по-
ошрением свободы» за «железным зававееом».

Мы должны трезво оценить этот факт и сделать из нето
соответствующие выводы. Ясно. например. что антинарод-
ные выступления в Познани оплачены из этого источника.
Однако у провокаторов и ливерсантов, оплаченных из заоке-
анских денежных фондов. хватило духу телько на несколько
часов. Трудящиеся Познани дали отпор вражеским вылазкам
и провокациям. Провалились планы темных рыцарей «пла-
ща и кинжала», провалилась их гнуеная провокация про-
тив народной власти в Польше. Так будут проваливаться и
впредь подрывные действия в странах народной демократии,
хотя подобные действия и щедро оплачиваются из сумм. ас-
сигнуемых американскими монополиями. Можно сказать, что
это впустую затраченные деньги.

Все это свидетельствует о том, что нельзя допускать бес-
печность в отношении новых: происков империалистической
агентуры, стремящейся проникнуть в социалистические
страны, чтобы вредить и подрывать достижения трудяптихся.

Силы империалистической реакции стараются сбить тру-
дящихся с правильного пути борьбы за свои интересы. 9т-
равить их душу ядом неверия в успех дела мира и социз-
лизма. Вопреки всем проискам идеологов капиталистических
монополий рабочий классе во главе с испытанных коммуни-
стическим авангардом пойдет своей дорогой, которая приве-
ла 5 историческим завоеваниям социализма и приведет к
новым победам дела мира, демократии и социализма. Можно
быть уверенным, что коммунистические и рабочие партии
всех стран еще выше поднимут славное марксистовое знамя
пролетарского интернациовализма.

Советекие люди законно гордятся тем, что наша Родина
первой проложила путь к социализму. Теперь, когда соци-
ализм стал мировой системой, когда между социалистически-
ми странами установлены братское сотрудничество и взаим-
ная помощь, создались новые благоприятные условия для
расцвета социалистической демократии. для дальнейшего
упрочения материально-производетвенной базы коммунизма,
неуклонного подъема жизненного уровня трудящихся. для
всестороннего развития личности нового Человека — строи-
теля коммунистического общества. Пусть буржуазные идео-
логи сочиняют басни о «кризисе» комчунизма. о «замеша-
тельстве» в рядах коммунистических партий. Нам не при-
выкать слышать подобные заклинания врагов. Их предска-
зания всегда лопались, как мыльные пузыри. Эти незадач-
ливые прорицатели появлялись и исчезали. з коммунисти-
ческое движение, бессмертные и животворные идеи маркеиз-
ма-ленинизма побеждали и побеждают. Так будет и впредь.
Никакие злобные. клеветнические выпаты наших врагов не
	`отут остановить несдолимый хол исторического развития
человечества к коммунизих.

(Окончание. Начало на 1-й стр.
	ны государственной безопасности оправдывали это доверие,
и их 060бое положение не вызывало какой-либо опасности.
Дело изменилось после того, когда контроль над ними со
стороны партии и правительства был постепенно подменен
личным контролем Сталина, з обычное отправление норм
правосудия нередко подменялось его единоличными реше-
ниями. Положение еще больше осложнилось, когда во главе
органов государственной безопасности оказалась преступная
банда агента международного империализма Берия. Были до-
пущены серьезные нарушения ‘советской законности и мас-
совые репрессии. В результате происков врагов были окле-
ветаны и невинно пострадали многие честные коммунисты
и беспартийные советские люди.

ХХ съезд партии и вся политика Центрального Комитета
после смерти Сталина ярко свидетельствуют о том, что внут-
ри Центрального Комитета партии имелось сложившееся
	ленинское ядро руководителей, которые правильно понимали
	назревшие ‘потребности в области как внутренней, так и
внешней политики. Нельзя сказать, что не было противо-
действия тем отрицательным явлениям, которые были свя-
заны с культом личности и тормозили движение социализ-
ма вперед. Более того, были определенные периоды, напри-
мер, в годы войны, когда единоличные действия Сталина
резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отри-
Цательные последствия беззаконий, произвола и т. д.

Известно, что именно в период войны члены ПК, а также
выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки
определенные участки деятельности в тылу и на фронте, са-
мостоятельно принимали решения и своей организаторской,
политической, хозяйственной и военной работой, вместе с
местными партийными и советскими организациями обеспе-
чивали победу советского народа в войне. После победы от-
рицательные последствия культа личности вновь стали ска-
зываться с большой силой.

Ленинское ядро Центрального Комитета сразу же после
смерти Сталина стало на путь решительной борьбы с куль-
том личности и его тяжелыми последствиями.

Может возникнуть вопрос: почему же эти люди He BEICTY-
пили открыто против Сталина и не отстранили его от руко-
	Бесспорно, культ личности нанес серьезный ущерб делу
Коммунистической партии, советскому обществу. Но было
бы грубой ошибкой из факта наличия в прошлом культа
личности делать выводы о каких-то изменениях в общест-
венном строе в СССР или искать источник этого культа
в природе советского общественного строя. Й то и другое
является абсолютно неправильным, так как это не соот-
ветствует действительности. противоречит фактам.

Несмотря на все зле, которое причинил культ личности
Сталина партии и народу, он не мог изменить и не изме-
нил природы нашего общественного строя. Никакой культ
личности не мог изменить природу социалистического  го-
суларства. имеющего в своей основе общественную соб-
ственность на средства производства, союз рабочего класса
с крестьянством и дружбу народов, хотя этот культ и нанес
серьезный ущерб развитию социалистического демократиз-
ма. подъему творческой инициативы миллионов.
	Думать, что отдельная личность, даже такая крупная,
как Сталин. могла изменить наш  общественно-политиче-
ский строй, значит впасть в глубокое противоречие с фак-
тами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм. Это
значило бы приписывать отдельной личности такие непо-
мерные. сверхъестественные силы, как способность изме-
нить строй общества, да еще такой общественный строй.

в котором решающей силой являются многомиллионные
массы трудящихся.
	hak известно, природа общественно-политического строя
определяется тем, каков способ производства, кому в обще-
стве принадлежат средства производства, в руках какого
класса находится политическая власть. Весь мир знает,
что в нашей стране в результате Октябрьской революции
и победы социализма утвердился социалистический способ
производства, что вот уже почти сорок лет власть нахо-
дится в руках рабочего класса и крестьянства. Благодаря
этому из года в год укрепляется советский общественный
строй, растут его производительные силы. Этого факта не
могут не признать даже наши недоброжелатели.

Последствиями культа личности, как известно. были не-
которые серьезные ошибки в руководстве различными от-
раслями деятельности партии и Советского государства
как во внутренней жизни Советской страны, так и в ee
внешней политике. Можно, в частности. указать на серь-
езные ошибки, допущенные Сталиным в руководетве сель-
CRAM хозяйством. в организации ‘подготовки страны к от-
пору фашистским захватчикам, на грубый произвол, при-
ведший к конфликту в отношениях с Югославией в пос-
левоенный период. Эти ошибки нанесли ущерб развитию
отдельных еторон жизни Советского государства, тормози-
ли. особенно в последние годы жизни И. В. Сталина. раз-
витие советского общества. но, само собой разумеется, не
увели его в сторону от правильного пути развития к ком-
МУНИЗМУ.
	Наши враги утверждают, будто культ личности Сталина
порожден не определенными историческими условиями, ко-
торые ушли уже в прошлое, а самой советской системой,
ее. с их точки зрения, недемократичностью и т. д. Подоб-
ные клеветнические утверждения опровергаются всей uc-
торией развития Советского государства. Советы, как но-
вая демократическая форма государственной власти, воз-
никли в результате революционного творчества широчай-
ших народных. масс, поднявшихся на борьбу за свободу.
Они были и остаются органами подлинного народовластия.
Именно советский строй создал возможность для выявления
громадной творческой энергии народа. Он привел в дви-
жение неисчерпаемые силы. заложенные в народных мас-
сах. вовлек миллионы людей в сознательное управление
государством. в активное творческое участие в строитель-
стве социализма. За короткий исторический период вре-
мени Советское государство вышло победителем из самых
тяжелых испытаний, прошло проверку в огне второй ми-
ровой войны.

Когда в нашей стране были ликвилированы последние
эксплуататорсвие классы, Korda социализм стал‘ господ-
ствующей системой во всем народном хозяйстве. а между-
народное положение нашей страны в корне изменилось,
рамки советской демократии неизмеримо ` расширились и
продолжают расширяться. В отличие от всякой буржуаз-
ной демократии советская демократия не только провоз-
глашает, но и материально обеспечивает всем без исклю-
чения членам общества право на труд. образование и от-
дых. на участие в государственных делах. свободу слова.
печати, свободу совести, а также реальную возможность
свободного развития личных способностей и все другие
	демократические права и свободы. Суть демократии не в.
	формальных признаках, & B том. служит ли, отражает ли
на деле политическая власть волю и Боренные интересы
					Несмотря на культ личности и вопреки ему, могучая ини-
циатива народных Macc, руководимых Коммунистической
партией, рожденная нашим строем, творила свое великое
историческое ‚дело, преодолевая все препятствия на пути
строительства социализма. И в этом находит свое высшее
выражение демократизм советского социалистического строя.
Выдающиеся победы социализма в нашей стране не пришли
самотеком. Они были достигнуты благодаря громадной орга-
низаторской и воспитательной работе партии и ве местных
организаций, благодаря тому, что партия всегда воспиты-
вала свои кадры и всех коммунистов в духе верности марк-
сизму-ленинизму, в духе преданности делу коммунизма. (о-
ветское общество сильно сознательностью масс. Его истори-
ческие судьбы определялись и определяются созидательным
трудом нашего героического рабочего класса. славного кол-
хозного крестьянства, народной интеллигенции.
	Чиквидируя последствия культа личности, восстанавливая
большевистекие нормы партийной ЖИЗНИ, развертывая co-
циалистический демократизм, наша партия добилась даль-
нейшего укрепления связей с широкими массами, еще тес-
нее сплотила их под великим ленинским знаменем.
	Тот факт, что сама партия смело и открыто поставила во-
прос о ликвидации культа личности, о недопустимых ошиб-
ках, которые были сделаны Сталиным, является убедитель-
ным доказательством того, что партия твердо стоит на стра-
же ленинизма, дела социализма и коммунизма, соблюдения
социалистической законности и интересов народов. обеспе-
чения прав советских граждан. Это является лучшим дока-
зательством силы и жизненности советского сопиалистиче-
	ского строя. Это вместе с тем говорит о решимости до конца
преодолеть последствия культа личности и не допускать
впредь повторения ошибок подобного характера.
Осуждение нашей партией культа личности И. В. Сталина
и его последствий вызвало одобрение и широкие отклики во
всех братских коммунистических и рабочих партиях. Отме-
чая огромное значение ХХ съезда КПСС для всего междуна-
	родного коммунистического и рабочего движения, КОММУНИ- -
	сты зарубежных стран рассматривают борьбу против культа
личности и его последствий как борьбу за чистоту принци-
пов марксизма-ленинизма, за творческий подход к решению
современных проблем международного рабочего движения, за
утверждение и дальнейшее развитие принципов пролетарско-
го интернационализма.

В заявлениях ряда братских коммунистических партий
высказываются одобрение и поддержка проводимых нашей
партией мер против культа личности и его последствий. Op-
ган ЦК Компартии Китая газета «Женьминьжибао». излагая
выводы из обсуждения гешений ХХ съезда КПСС на засе-
дании Политбюро WR Компартии’ Китая. в редакционной
статье «0б историческом опыте диктатуры пролетариата»
писала: «Коммунистическая партия Советского Союза. сле-
дуя заветам Ленига, серьезно относится к допущенным Ста-
линым в руководстве социалистическим строитёльством не-
которым серьезным ошибкам и к вызванным ими последст-
виям. Ввиду серьезности этих последствий перед Коммуни-
стической партией Советского Союза встала необходимость
одновременно с признанием великих заслуг Сталина со всей
остротой вскрыть сущность ошибок, допущенных Сталиным.
и призывать всю партию к тому, чтобы остерегаться повто-
рения этого, к решительному искоренению нездоровых по-
следствий, порожденных этими оцибками. Мы. коммуниеты
Китая, глубоко верим, что после острой критики, развернуз-
шейся на ХХ съезде КПСС. все те активные факторы. кото-
рые сильно сдерживались в прошлом из-за некоторых по-
литических ошибок, обязательно придут повсюду в движе-
ние, что Коммунистическая ‘партия Советского Союза и со-
ветский народ будут еще более. чем раньше. едины и спло-
чены в борьбе за построение невиданного в истории чело-
		Советского Союза.