ЛЮДИ ФОТОРЕПОРТАЖА Красная Армия в работах П. Оцупа

В. Кан
еловеческая память обла
дает одним досадным свойством: она сохраняет основ
ное, безжалостно отсеивая детали. А они-то часто и говорят очень много сердцу.
Когда смотришь снимки Крас
ной Армии 1918—1928 годов,
то это чувствуешь особенно ясно.
От фото П. Оцупа, которые экспонировались в за
лах Центрального Дома Крас
ной Армии им. М. В. Фрунзе, идут волнующие токи. Мы видим революцию, чувствуем
биение народной жизни, под серыми шинелями трепетные
человеческие сердца, горевшие священным огнем ненависти к врагам Советской республики. Собранные вместе работы П. Оцупа дают незабы
ваемое ощущение пафоса, которым жила страна в первое октябрьское пятилетие.
Неутомимый фоторепортер побывал почти на всех фронтах.
Вот снимок «Демонстрация революционных частей Петроградского гарнизона». По Невскому проспекту движутся шеренги солдат. Погоны, кокарды. А над морем голов колышется плакат:
«Долой 10 министров-капиталистов».
«Вся власть советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
«Требуем Николая II перевести в Петропавловскую крепость».
Это июль 1917 года. Народ безоружен. Но от уже знает, где правда и готов ее отстаивать. Еще несколько шагов и на другом стенде перед нами грузовой автомобиль в щетине штыков. Штатские пальто, кепки. Это питерские рабочие, взявшие оружие в руки, чтобы не выпу
скать его до полной победы революция. Это
чувствуется в лицах, в позах, это носится как бы в самом воздухе осеннего Петрограда.
Маленький город Валки, где-то в Западной Белоруссии. 1918 г. Запись в Красную Армию. Вкривь и вкось написанный плакат. Видно — опешили. К нему тянется вереница рабочих. За столом группа людей. Спокойные, решительные лица. В центре — человек в солдатской фуражке. Это Нахимсон, замечательный большевик-организатор, павший в дни белогвардейского восстания в Ярославле.
Первые дни Октября. Смольный. Красногвардейские отряды. «Аврора», убранная флагами по
сле штурма Зимнего. Мудрая голова гения, склоненная над «Правдой». Бескрайняя донская степь, по которой разворачивается Красная конница. Где-то в степном мареве притаился Ростов—последний оплот белых. Снимок называет
ся— «В атаку». Славная 6-я кав. дивизия под командой тов. Тимошенко готовится нанести со

ч

П. Оцуп
крушительный удар врагу. Стрем. ительность буденновской атаки прекрасно передана на фото.
Первой конной армии, этому славному детищу революции, посвящен ряд снимков.
Интересны жанровые снимки: «За решением тактической задачи», «Красноармейцы в ожидании посадки на поезд», «Красноармейцы на станции Белгород, 1919 г.». Близкие, родные лица! Вот они склонились над картой, вот обсту
пили деревенскую женщину, принесшую что-то съедобное в ведерке: огурцы или вареную кукурузу. Все здесь трогательно, бесхитростно, глубоко правдиво.
Идем по выставке дальше. Знакомые очертания кремлевских стен. Красная площадь. Мы знаем парады, отдающиеся эхом по всему миру, заставляющие нервничать военных атташе ино
странных государств — грозные, несокрушимые лавины стали, могучее шествие тяжелых орудий, сделанных руками советских рабочих. Но разве можно забыть первые парады на Красной площади! Зима 1919 г. Парад Всеобуча. Московские
пролетарии в полушубках, шинелях, кожаных куртках. Быть может им нехватает военной выправки, но сколько решимости и твердости в этих рабочих батальонах. Кажется, что они впечатывают в булыжник страницы истории.
И еще один парад... Шпиль кремлевской башни, с двуглавым орлом. В небе пять самолетов! Первый воздушный парад над Красной площадью. Первые крылья Страны Советов! Они дороги, как воспоминание о детстве.
Много волнующего сумел передать в своих снимках П. Оцуп. Все, что рождалось в недрах народа, все, что озарено гением Ленина и гением Сталина, приковывало к себе внимание этого чуткого мастера. Поэтому его работы так дороги советскому зрителю. Задержимся перед сним
ком: «Рабочие вручают знамя курсантам школы
им. ВЦИК. Красная площадь 1928 г.» Что здесь происходит? Мы видим человека в меховой шапке, вбивавшего гвоздь в древко знамени. Следу
ющий тянется за ним... Почетную обязанность прибить знамя к древку захотела выполнить вся делегация, и вот каждый рабочий бережно и торжественно вбивает этот символический гвоздик...
Хочется сказать спасибо фотографу, который не соблазнился каким-либо эффектным моментом церемонии, а запечатлел именно этот внешне не бьющий в глаза, но глубоко трогательный штрих. Теме шефства посвящено еще несколько снимков. И везде мы чувствуем ту же атмосферу дружбы армии и народа.
Все интересно и значительно на этой выставке. Первые ленпалатки, первые танки, Первые
санатории для бойцов, первые лагеря! Завидная участь досталась этому человеку — снимать все одним из первых!
В труднейшей обстановке, при довольно примитивном освещении т. Оцуп дал ряд технически образцовых снимков. Особо следует отметить прекрасную серию портретов вождей пар