СОВЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ЗА 20 ЛЕТ

Славное двадцатилетие

оветская кинематография празднует в этом поду свое двадцатилетие. Вместе с кинематографией росла и развивалась советская фотогра
фия. Оба эти искусства исторически и творчески тесно связаны между собой. Их яркое, полнокров
ное развитие началось с того времени, когда В. И. Ленин подписал декрет о сосредоточении всего хозяйства кинематографии и фотографии в единой государственной организации.
Советская фотография как необходимая и выдающаяся отрасль культуры, как мощное средство агитации и пропаганды зародилась в первые же дни Великой Октябрьской социали
стической революции. Превосходно (сделанные и исторически безмерно ценные снимки октябрь
ских боев в Ленинграде и Москве, портреты вождей Октябрьской революции — Ленина и Сталина и их ближайших соратников—Молотова, Свердлова, Ворошилова, Калинина, Л. М. Кагановича, Дзержинского, Кирова, Куйбышева, датированные 1917—1919 гг., являются первыми замечательными документами советской фотографии.
С первых дней установления советской власти, в первые же месяцы организации нового типа государства, в котором была уничтожена эксплоатация человека человеком, упразднена частная
собственность на орудия производства, советское правительство и партия большевиков уделяют большое и все возрастающее внимание фотогра
фии. В 1918 г. при кинокомитетах в Петрограде и Москве создаются фотоотделы и фотосъемоч
ные базы, развертывающие съемку выдающихся событий на фронтах и в тылу гражданской войны, ведущие агитационно-пропагандистскую работу средствами фотографии.
Наиболее значительной датой в истории советской фотографии является 27 августа 1919 г. — в этот день В. И. Ленин подписал правительст
венное постановление о национализации фотокинопромышленности. Согласно этому декрету фо
тография и кинематография были переданы в
ведение Народного комиссариата просвещения.
Раздробленные фотографические предприятия и кадры впервые объединились в системе одного государственного учреждения, под его идейным и хозяйственным руководством. Вот почему 27 августа 1919 г. принято считать датой рождения
советской фотографии, датой организации ее на новых, социалистических началах. Двадцатилетие этой даты и отмечает ныне советская кинемато
графия и советская фотография вместе со всей страной, вместе со всем народом.
К своему двадцатилетию советская фотография приходит с огромными победами и достижениями, из которых на самое первое место надо выдвинуть наличие в нашей стране мощной и раз
вивающейся из года в год отечественной фотопромышленности. Фотопромышленность — это
основная и решающая база фотографии. Ее не было в дореволюционной России.

С

Попытки отдельных энтузиастов и просто энергичных людей наладить в России производство фотобумаги и фотоаппаратуры неизменно
наталкивались на неповоротливость, косность и прямое противодействие со стороны дворянскопомещичьей клики, предпочитавшей держать страну в полуколониальной зависимости от иностранных капиталистов. Напрасно такие крупнейшие ученые с мировым именем, как Д. И. Менде
леев, К. А. Тимирязев обращали внимание на ис
ключительное значение фотографии для науки и искусства, тщетно писал и подавал правительству В. И. Срезневский записки («О мерах поднятия и поощрения фотографического производст
ва в России» (1882 г. ). Коронованные бараны и их продажные сатрапы оставались глухи к такого рода обращениям и запискам. Практиче
скую реализацию своих предложений 80-летний В. И. Срезневский увидел и (притом в масшта
бах, значительно превосходящих его проекты и пожелания, лишь после того, как была свергнута власть помещиков и буржуазии, лишь тогда, когда была завоевана и укрепилась власть трудящихся.
Достаточно отметить: до революции импорт фотоматериалов и фотопринадлежностей не спускался ниже 90%, фотоаппаратура и фотобума
га полностью импортировались. После же Ок
тябрьской революции и национализации фотопромышленности в первое же десятилетие после декрета от 07 августа 1919 г. производство пла
стинок было увеличено в СССР в три раза по сравнению с дореволюционным, доведено к концу 1929 г. до 2 млн. дюжин; в это же время было начато производство фотобумаги и фотоаппаратуры. В июле 1930 г, к XVI съезду ВКП(б) была выпущена первая партия первенцов советского фотоаппаратостроения — «Фотокоров».
В последнем десятилетии наши фабрики фотопластинок увеличили производительность в 20 с лишним раз по сравнению с производительно
стью фотопластинок в дореволюционный период; производство бумаги возросло в СССР в 30 с лишним раз по сравнению с 1929 г. З а десять лет завод ГОМЗ освоил производство более десяти типов фотоаппаратов и поднял годовой выпуск с 16 000 до 20 000 фотокамер. За пять по
следних лет другой наш замечательный завод фотоаппаратов — завод им. Дзержинского в Харькове — повысил свою годовую производитель
ность с 5000 до 30000 камер ФЭД. Количественный рост неизменно сопровождается расширением ассортимента, улучшением качества продукции.
Мы приводим эти цифры роста нашей молодой фотопромышленности не для того, чтобы работ
ники нашей фотопромышленности успокаивались на достигнутом. В условиях социалистического хозяйства, в системе социалистической промыш
ленности их возможности неограничены. Спрос же на продукцию фотопромышленности, качест