Женщины-фоторепортеры

ю. г.
тряд советских фоторепортеров-женщин не велик. Нашему читателю известны гео газе
там и журналам имена Елизаветы Микулиной, Ольги Игнатович, Елизаветы Игнатович... Они работают на фоторепортаже десяток лет. Эта немногочисленная группа—если обратиться к ее творческой биографии—училась мастерству непосредственно у старшего поколения советских фоторепортеров.
Наиболее содержательны и остры с точки зрения фоторепортажа работы Ольги Игнатович. Это объясняется тем, что она в своей практике повседневно, органически связана с периодической печатью. Она вросла в редакционный коллектив, она близко соприкасается с самой жизнью
Тема материнства, тема о советской детворе постоянно привлекает внимание наших фоторепортеров-женщин. Сделала ряд отличных работ на эти темы и Ольга Игнатович. Это—«Молодая мать-казашка»—снимок, пронизанный солнечным светом, большой теплотой. Это — «Юные вышивальщицы», «В пушкинском уголке» детской биб
лиотеки и другие, —-работы, запоминающиеся по своей ясной трактовке и лишенные какой бы то ни было композиционной нарочитости.
Ученица Б. Игнатовича, О. Игнатович хорошо изучила приемы использования переднего плана. Однако она не злоупотребляет этим приемом. Последние работы, сделанные ею, сохраняют ту же непосредственность восприятия художником окружающей действительности.
О. Игнатович часто берется за очень трудную съемку на спортивные темы, к которым чувст
вует явное влечение, и ей неизменно сопутствуют здесь большие удачи. Ее «Джигитовка», «Футбол», «Регби» следует отнести к лучшим рабо
там на эти темы. А над спортивной тематикой наши фоторепортеры все еще работают очень мало, без большого воодушевления.
Снимки О. Игнатович неоднократно экспонировались на выставках у нас и за рубежом. Подвижной, трудолюбивый, наблюдательный фото
репортер, она продолжает совершенствовать свое мастерство. Работа, в периодической печати по
стоянно сталкивает О. Игнатович, фоторепортерагазетчика, с новым богатейшим тематическим материалом и, несомненно, будет способствовать ее дальнейшим успехам. Ее творчеству нехватает большего тематического разнообразия и, в особенности, большей смелости при обобщении ма
териала. Преодоление этих недостатков поможет О. Игнатович стать законченным мастером советского фотоискусства.
Елизавета Микулина начинала работать в
«Огоньке». Это во многом определило ее развитие как автора преимущественно бытовых, жанровых снимков. Больше всего Ел. Микулиной удавались снимки на темы, посвященные нашей де
творе. Именно эта область съемок ближе всего ее творческим устремлениям. «Первая книга», «У парашютной вышки», Оптимист и пессимист - общеизвестные работы.
Из последних работ Микулиной следует отметить «Мать» — молодую колхозницу, кормящую грудью своего малыша. Сюжет разработан про
сто, безыскусственно и в то же время свежо. В этой работе автору удалось избегнуть натуралистической трактовки темы.
Так же просто и выразительно разработан сюжет— «Я — большая». Снимок изображает девочку-малышку, стремительно вскинувшую вверх руки. В глазах девочки светится неподдельный во
сторг. Безусловно удачны «Частушки», — в этом снимке передано искреннее вдохновение школь
ниц, коллективно исполняющих песенку. Полон лиризма, света, свежести этюд «Утро».
Однако творчеству Ел. Микулиной нехватает большей глубины. В ее работах еще много созерцательности, излишнего спокойствия. Наша современность, пульс кипучей жизни находит в работах Ел. Микулиной все еще недостаточное от
ражение. А от фоторепортера с десятилетним
стажем можно требовать большего творческого беспокойства в поисках тем, формы, проникновенного раскрытия сюжета.
Зрелым художником становится Елизавета Игнатович, участница всех наиболее значительных выставок фотоискусства.
Одна из талантливых учениц Б. Игнатович Е. Игнатович переняла от своего учителя не только большое формальное мастерство, но и опыт фоторепортажного подхода к разработке сюжета съемок. Ее увлекает стремительность и многокрасочность нашей жизни, в которой она умеет глазами художника отбирать явления нового. Ее творчеству одинаково чужды и скован
ность поз в инсценировке и мнимый блеск формалистической схоластики.
Больше всего Ел. Игнатович тяготеет к съемкам, требующим длительного творческого раз
мышления. Ее влечет к созданию монументальных работ, к созданию образов. И Ел. Игнато
вич, действительно, удается создавать образы. Сюжетной насыщенностью, художественной цель
ностью отличаются ее работы — «В колхозной десятилетке», «Работница Татьяна Сурина», «Звеньевая Галина Погребняк».

О