же созданы первые конструкции советских цветных камер, испытания которых показали их практическую пригодность. Одна камера сконструирована московским фотолюбителем т. Степановым, вторая — ленинградскими фотолюбителями тт. Ивановым и Кузьминым.
К сожалению, до сих пор ни одна научно-исследовательская организация, в том числе и НИКФИ, не пытаются даже определить преимущества этих двух конструкций, с тем чтобы можно было поставить вопрос о серийном про
изводстве лучшей. Между тем московский завод «Геодезия» уже приступил к изготовлению опыт
ных образцов камеры конструкции т. Степанова. К 1 Мая завод намерен выпустить первые 30 аппаратов для цветной съемки.
Завод им. ОГПУ и комбинат им. Дзержинского, освоившие производство советской фотоаппаратуры, имеют полную возможность участво
вать в большой, важной работе по созданию отечественной цветной камеры. По непонятным причинам эти предприятия продолжают оставаться в стороне.
Создание материальной базы для советской цветной фотографии — одна из важнейших задач.
И НИКФИ, и Главфотопром, и ПТМ находятся в одной системе — в Комитете по делам ки
нематографии. Все эти организации должны быть кровно заинтересованы в развитии фотографии завтрашнего дня — в цветной фотографии, уже достигшей больших успехов за рубежом.
Во взаимоотношениях этих организаций должна быть внесена полная ясность. Средства, от
пускаемые им на освоение цветной фотографии, должны расходоваться целесообразно и эконом
но. Недавно состоявшееся совещание по цветной фотографии, организованное редакцией «Советского фото», показало, что силы и средства подчас тратятся впустую.
Как выяснилось на этом совещании, НИКФИ все еще продолжает «дорабатывать», «изучать», «проверять» те процессы, которые давным давно освоены, уточнены и опубликованы в мировой фотографической прессе. По существу НИКФИ в вопросах цветной фотографии топчется на од
ном месте. Не этими «доработками» должен в первую очередь заняться НИКФИ. Надо острие своей работы натравить на практическую по
мощь промышленности, которая должна освоить выпуск всего ассортимента высококачественных материалов для цветной фотографии.
Лишь попутно с этим НИКФИ может продолжать научные изыскания по усовершенствованию уже известных фотографических процессов по
лучении цветного изображения или заниматься поисками новых путей в этой области. Иначе получается диспропорция: НИКФИ оказывается совершенно оторванным от производственных
баз, каковыми являются предприятия Главфото прома и ПТМ. Нам представляется, что НИКФИ должен явиться связующим звеном между Главфотопромом, предприятия которого производят материалы для цветной фотографии, т. е. меж
ду производителем промышленной продукции и между ПТМ—заказчиком, предъявляющим спрос на нее, а также массой фотоработников и фотолюбителей.
Эти три организации должны разработать единый производственно-творческий и научно-исследовательский план, подкрепленный соответствую
щими ассигнованиями заинтересованных организаций. Средства есть, нужно только организованно использовать их. Вокруг реализации упомя
нутого плана объединятся и лучшие творческие и научные кадры. Тогда НИКФИ будет знать, что требует по цветной фотографии промышлен
ность, последняя в свою очередь будет знать, в чем нуждается организованный заказчик, как ПТМ, или массы потребителей в лице фоторепортеров, фотолюбителей, работников приклад
ной фотографии и т. д. Должны быть при этом учтены и заявки торгующих организаций, обычно хорошо осведомленных о потребностях рынка.
Кто же организационно должен объединить всю работу по освоению и внедрению цветной фотографии? Нам кажется целесообразным со
средоточить это дело в Главфотопроме при тесном сотрудничестве НИКФИ и ПТМ. Крайне важно объединить руководство работой по цветной фо
тографии. Тогда легче будет навести порядок и в области аппаратостроения для цветной съемки. Нет сомнения, что и завод им. ОГПУ, и фотозавод комбината им. Дзержинского заинтересуются тогда и существующими моделями — загра
ничными и советскими, привлекут свои конструкторские силы и создадут в кратчайший срок усовершенствованную советскую цветную фотокамеру.
Нужно также предоставить возможность фоторепортерам и фотолюбителям освоить все, пока еще сложные, процессы получения цветного позитива. Доступ в лабораторию, курсы, литера
тура, консультация — вот мероприятия, которые должны вывести технику карбро, «вироцвети др. из состояния «производственного секрета», каким они сейчас почему-то считаются. Сделать доступными фотографам, энтузиастам цветной
фотографии, все процессы позитивной печати — задача производственно-творческих мастерских Госкиноиздата.
Пора положить конец кустарничеству, неорганизованности, бесхозяйственности в области освоения цветной фотографии.
Пора, наконец, вывести цветную фотографию из состояния застоя на путь быстрого ее ро
ста и широкого распространения среди фоторепортеров и фотолюбителей.