Образ великого поэта

(По материалам музея-библиотеки В. В. Маяковского)
В. Кан
браз В. В. Маяковского дорог и близок современникам; жизнь и Маяковский неразделимы, годы бессильны стереть черты поэта... Наоборот, они со временем выступают все отчетливее, весомее, зримее. Но вместе с этим хочется удержать в памяти и физические черты великого человека: его улыбку, жест, походку. Хо
чется представить обстановку, окружающую его в детстве, хочется увидать города, площади, па
роходы, по которым шагал Маяковский. Многое может рассказать о жизни поэта фото, но, к со
жалению, еще никто не занялся планомерным со
биранием фотоматериалов о Маяковском. То, что есть в музее Маяковского и фототеке ТАСС,
представляет только часть драгоценного фонда. И если не заняться его организацией теперь же, то много характерных снимков, разбросанных по журналам и частным архивам, могут бесследно исчезнуть.
Детские годы В. В. Маяковского представлены несколькими групповыми, семейными портретами. От них нескоро оторвешься. Семья Маяковских, очевидно, любила сниматься на открытом воздухе. Своеобразный домик с балконом и откры
той лестницей на фоне горного пейзажа дает возможность перенестись в тот внешний мир, который окружал поэта в ранние годы. Здесь нет ничего плоского, однообразного, приглаженного. В самой природе как бы выражен гордый, про
тестующий дух народа— Недаром Кавказ для русских поэтов был источником вольнолюбивых дум и настроений. Родина Маяковского, безусловно, ждет еще вдумчивого и острого фоторепортерского глаза.
Очень скупо рассказывает фото о годах ученичества Маяковского. Снимок неизвестного ав
тора 1909 г. рисует экстравагантную фигуру в плаще и вызывающе немодной шляпе. Но мы знаем и другого Маяковского, сидевшего в Бу
тырской тюрьме. Об этом Маяковском говорит полицейская трирема, приложенная «к делу». Не
датированный снимок Игнатенко, изображающий Маяковского во весь рост, очевидно, также относится к периоду учения в школе живописи, зодчества и ваяния. Надо полагать, что это не единственные снимки Маяковского-юноши. Не хочется мириться с мыслью, что Маяковского запечатлела только полицейская клапкамера да сом
нительные приятели, видевшие в нем скандалиста на Парнасе.
Известный снимок Ефимова 1915 г. приложенный к четырехтомному собранию сочинений поэта, не совсем ушел от трактовки Маяковского
в плане футуристическом. В этом Маяковском еще мало той колючей, веселой силы, которая будоражила и накаляла массы в послеоктябрьский период.
Новый облик поэта запечатлен в портрете Гусева. Маяковский, коротко остриженный, с рас
стегнутым воротом рубашки, с выразительным наклоном головы, (уже весь в революции— Это
период работы в Роста, когда поэт и художник слились в понятии гражданин, когда Маяковский писал о своей работе так:
«Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации».
Многоговорящий снимок поэта относится к 1929 г. Это, кажется, первая фотография Мая
ковского в большой массовой аудитории. Снимок историчен в самом высоком смысле. На нем изо
бражено выступление поэта перед красноармей
цами в Октябрьских лагерях. Сосредоточенные молодые лица, протянутый через весь зал транс
парант: «Без книги нет знаний. Без знания нет коммунизма» — все это прекрасно передает начало великого движения за овладение культу
рой. Маяковский на трибуне, подавшись всем корпусом вперед, как бы олицетворяет эту вели
кую жажду масс. Армия революции пользовалась особой любовью поэта. Он был частым гостем у
бойцов. На другом снимке, датированном 1928 г., мы видим Маяковского, окруженного тесным кольцом молодых красноармейцев. Стол завален газетами и журналами. Маяковский в легком, летнем пиджаке отвечает на вопросы. Замечательно схвачена особая, интимная атмосфера, которая возникала, когда поэт говорил с массами.
Маяковский объездил весь Советский Союз, везде находя восторженную и чуткую аудиторию. «Продолжаю прерванную традицию трубадуров
и менестрелей, — писал он. — Езжу по городам и читаю». Несомненно, что во время выступлений в различных местах Союза его снимали. Не
обходимо раскопать эти фото и негативы, сре
ди которых наверное окажется много любопытного. Путешествия Маяковского за границу вряд ли могут быть представлены в фото с особенной полнотой. Однако ясно, что они не исчерпываются несколькими снимками. И тут тоже надо приложить старание, чтобы не растерять тс последнее, что осталось...
Из фото Маяковского в последний период жизни выделяются два снимка работы Штеренберга. Маяковский на фане рисунков Роста и среди молодежи в клубе Федерации советских
писателей. Снимки были сделаны на выставке поэта «20 лет работы». Автору удалось запечат
леть облик высокой моральной силы, спокойствия и твердости, еще раз подтверждающей, что
поэт до последних дней шел в ногу со страной, крепко был связан с народом, любим и чтим им, как никакой другой советский поэт.
Интересны фото т. Масловой «Маяковский читает «Баню» и фото т. Гора «Маяковский отвечает на вопросы».
Особняком стоят работы А. Родченко, много лет сотрудничавшего с Маяковским и давшего ряд выразительных психологических фотопортретов поэта, хорошо известных широкой публике.

О