Встречи с В. В. Маяковским

(Отрывки из воспоминаний)
А. Родченко
1923 год
аяковский написал «Про это». Первый раз
он читал поэму в квартире Бриков в Водопьяном переулке.
Был А. В. Луначарский, Николай Асеев и другие.
Читал Маяковский с необычайным подъемом. После чтения состоялось небольшое обсужде
ние поэмы. Анатолий Васильевич высказался о ней одобрительно.
Я еще тогда не снимал, но много работал над фотомонтажом.
Маяковский захотел, чтобы фотомонтажи к поэме «Про это» сделал я. И я разработал к поэме обложку и 11 фотомонтажей.
Тогда же я начал работать над фотомонтажными рекламными плакатами для общества «Добролет».
Вскоре Маяковский пред дожил мне делать рекламы для Гума. Тексты он писал на разных клочках бумаги.
Иногда по вечерам Маяковский и сам рисовал рекламные лубки, плакаты. Вот записка:
«Родченко,
Приходи ко мне сейчас же
с инструментами для черчения
Немедленно
В. Маяковский. (не смотри на записку на двери Бриков)».
Придешь, оказывается, ему нужно написать текст или вычертить что-нибудь. Он не любил чертить и вымерять, он любил все делать от ру
ки. Все сразу нарисует карандашом без помарок, после все обведет тушью и уже потом раскрашивает.
Видно было, что дается это ему легко и работать ему приятно.
Эго было для него отдыхом, и он делался ласковым и нежным.
Однажды он сдавал плакаты в Чаеуправление. Среди плакатов один «застрял», вызвав у кого-то сомнения: «Почему нет косы у китайца? ». На плакате китаец был нарисован в фас, с поднятыми руками, идущий, а и руках чай — цибики дугой, от одной руки к другой в воздухе, китаец смотрит на них вверх, как бы жонглируя.
Маяковский отвечает: «Коса есть, но она сзади, если повернуть его спиной, коса будет видна».
Другой спрашивает: «А почему цыбики держатся так в воздухе? Это не реально»... Маяковский: «Ну, известно, китайцы фокусники... ». Смех. Плакат принят.
К работе над советской рекламой он относился очень серьезно.
Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое количество отчетов, скучных книг, ко
торые он прочитывал, выписывая цифры, темы и пр.
Вечером, часов в семь, в восемь я приходил. Иногда он еще дописывал тексты к плакатам при мне. Текст был не один, он был с рисунком, ко
торый он мог и не делать, хотя каждый раз
говорил, что «вот это я нарисовал, но тебе, конечно, не нужно, это я так, для ясности».
После определения размеров и назначения работы я шел домой, садился за эскизы. Прихо
дили ребята — студенты из Вхутемаса и, распо
ложившись у меня в мастерской, принимались за исполнение.
Как-то вечером Маяковский играл с Мих. Левидовым в манджонг. Игра была очень оживленная Маяковскому везло.
Было уже поздно. Левидов проиграл все деньги, но, желая отыграться, поставил свою вечную ручку.
Маяковский выиграл и положил ручку в открытый боковой карман.
Игра вскоре прекратилась.
М. Левидов стал просить ручку, ссылаясь на то, что это орудие производства, а долг он зав
тра отдаст. Володя был весел и страшно гор
дился выигрышем. Ответил: нет, он отдаст ручку тоже завтра:
— Не ставь орудие производства в карты. А я ручку как трофей буду -носить.
В. В. Маяковский (1924 г. ) фото А. Родченко

м