ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Тональная перспектива в натурной съемке

Ю. Воробьев
ри съемке какого-либо пейзажа фоторепор
тер или фотолюбитель стремится прежде всего передать в снимке впечатление пространствен
ности, впечатление глубины воздуха или объема предмета. Вполне естественно, что это им не сра
зу удается. Многие терпят неудачу именно из-за незнания тех особенностей в фотографической технике и в условиях освещения, которые обеспечивают художественное качество снимка.
Что же создает впечатление глубины и пространства в снимке? Тональная (или воздушная) перспектива: снимок, в котором мы ощущаем тональную перспективу, характеризуется постепен
ным просветлением тонов от первого плана к дальнему и обобщением рисунка предметов, уходящих в даль. Детали объектов, а также их контуры становятся менее четкими по мере удаления этих объектов от аппарата.
На фото № 1 мы имеем ясно выраженную тональную перспективу: дерево на первом плане— темное по тону; и чем дальше предметы нахо
дятся от точки съемки, тем светлее становятся их тона. Дом вдали наиболее светел, поэтому и детали его мы плохо различаем. Рисунок дета
лей дома стал более обобщенным и контуры его менее определенными. Контрасты на дальних планах стали также менее значительны и объекты стали плоскостными. Ощущающаяся на фото
графии пространственность получилась благодаря тональной перспективе: градации тонов от переднего плана — темного к дальнему плану — светлому.
Тональная перспектива при натурной съемке создается главным образом за счет так называемой дымки—слоя воздуха, рассеивающего сол
нечный свет, находящийся между снимаемыми предметами и объективом аппарата.
Решающую роль в выявлении тональной перспективы играют различные условия солнечного освещения. Далеко не безразлична в этом отно
шении съемка в условиях направленного света и рассеянного, или, например, съемка при прямом (лобовом) направлении света, боковом и заднем (контржур). Съемка при наличии направленного
света усложняет фотографу работу над созданием тональной перспективы в снимке и требует от
фотографа больше опыта, экспериментов, проб. В условиях направленного света фотограф соз
дает тональную перспективу, используя объекты, различные по цвету, применяя сообразно с этим соответствующие пластинки и светофильтры
Так например, если фотограф снимает темную хвою на фоне светлой зелени в условиях нап
равленного света, то он должен применять такие пластинки, пленки и светофильтры, при помощи которых цвет хвои передался бы меньшей плотностью на негативе, а цвет зелени — значитель
но большей. Таким образам синий предмет будет тонально отделен от фона и следовательно казаться зрителю ближе. В подобном случае наи
более эффективным будет употребление изопанхроматических пластинок с применением желтых или зеленых светофильтров.
При преобладании рассеянного света условия для создания тональной перспективы, естественно, становятся более благоприятными. Здесь должны быть использованы цветовые соотношения объектов. Это достигается применением фильтров.
Различие направления солнечного света влечет за собой различный эффект тональной перспективы. Это, пожалуй, один из самых главных мо
ментов, с которым в первую очередь должен считаться фотограф. Наилучший эффект, когда тональная перспектива становится наиболее ощу
тимой, получается при съемке против света (контржур). Следует отметить, что при съемке против света дымка даже на близком расстоянии
камеры от объекта оказывает большое влияние на тональную перспективу.
При прямом свете, т. е. когда солнце находится сзади аппарата и светит «в затылок», условия съемки становятся самыми неблагоприятными. Прямой лобовой свет плохо выявляет тональную перспективу, и съемка в таких условиях в большинстве случаев не приносит высококачественных результатов.
При боковом свете фотограф создает тональную перспективу, выбирая подходящие объекты
Фото № 1 Фото № 2 Фото № 3

П