ВЫСТАВКИ

Большая тема

(О выставки работ А. Рахмиловича)
С. Морозов Ленинпрад — волнующая тема. Возможности
фотографии неисчерпаемы в показе этого прославленного города.
Вспоминается немало снимков, в которых запечатлены архитектурные ансамбли Ленинграда, его площади, проспекты, каналы, Нева. Но чаще всего фотографы подчиняют свой аппарат чисто технической задаче: отразить архитектурные памятники Ленинграда. Фотограф-художник отсту
пает перед величием зодчества и ограничивается стремлением в точности воспроизвести в снимках архитектурные образы.
Другой, не реже встречающийся подход к съемке Ленинграда можно назвать декоративным: увлечение фрагментами, обыгрывание первого плана, съемка против света и т. п. За подобными эффектами, внешне выигрышными, пропадает однако образ города.
А. Рахмиловичу нужно было снять обширную серию для монографии. Легче всего было бы сделать именно техническую серию: архитектур
ные ценности Ленинграда настолько велики, что добросовестный фотограф может с успехом справиться со съемкой, не утруждая себя какимилибо творческими поисками.
А. Рахмилович стремился создать серию фотографических художественных образов, в которых архитектура служила бы в большей сте
пени материалом фотографу, но не подчиняла бы всецело себе его волю.
Это трудно. И если все-таки впечатление от показанной в Московском доме актера выставки
именно таково, что это не собрание точных фотографических слепков с архитектурных образов, а прежде всего выставка художественных фоторабот А. Рахмиловича, то можно говорить об успехе автора.
Серия удалась фотографу. Чувствуется последовательность, направленность автора. Заметно, что многие снимки не раз переделывались. Вид
ны поиски не только точек съемки, но и поиски часа, а то и минуты съемки. Фотограф изучал свет.
Право, многие наши мастера так редко во время работы над сериями выполняют эту обязательную норму фотографа-светописца: искать, пробовать, отвергать, снова искать нужное осве
щение. Выполняя заказ, фабрикуют снимки поштучно. При любой погоде.
Культура труда выгодно выделяет работы А. Рахмиловича.
«Арка Главного штаба». Сколько снимков ее видел каждый из читателей. Но в снимке Рахмиловича фрагмент здания дан при таком убеди
тельном освещении, что светотени дали нам ощущение и пространства, и объема, и — что так важно — воздуха. Это снимок, несущий в себе фотографический образ, а не только архитектурный.
«Мойка». Строгие линии зданий. Спокойная вода. Свет и тени. Гармония.
Многопланный снимок «Площадь жертв Революции». Удачно обобщены пятна зелени и тем
ные отражения в воде канала. Нет назойливых мелочей.
В общем удачно вводил А. Рахмилович в некоторые снимки фигуры пешеходов, машины. Это
несколько оживило серию, но героем остался город. Уличная жизнь — лишь детали.
Серия получилась в известной степени академической. Упрекнуть за это автора нельзя. Снимки делались для монографии.
Разделив радость автора, удачно оправившегося с задачей, мы не можем, однако, не отметить одного противоречия. А. Рахмилович выступил как художник. Он полюбил город и хотел в этой
серии донести до зрителя свое отношение к Ленинграду. Ему очень хочется сказать: это — мой Ленинград, я так вижу его. В таком плане задача осталась нерешенной.
Фотограф показал нам Ленинград, образ получился цельный. Ленинград показан, но фотограф мало подсказал нам своего. Мы не видим, какие чувства волновали автора.
В снимках Рахмиловича властвует линия, подчиняя себе тон. А. Рахмилович не -варьирует то
нальную шкалу—нехватает кадров светлых в тоне. В большинстве снимков использована одинаковая тональная шкала. Слабо пользуется фотограф силой тональных акцентов, резко отличаю
щихся от окружения контрастирующих пятен, становящихся зрительным центром снимков.
А все эти и многие другие средства тональной композиции как раз и помогают внесению в снимок своего авторского отношения к сюжету.
Затем: много покоя, мало движения. Не уличного движения, конечно, а движения в природе. В снимках не чувствуется ветер. Хочется нарушить гладь воды в некоторых снимках.
Однообразна картина неба. А ведь облака часто оказываются ключом к пониманию пейзажа.
Чудесным исключением в серии является «Памятник Крузенштерну». Гряды перистых облаков придали обаяние пейзажу. Зритель ощущает движение, пейзаж живет. Один из лучших, если не самый лучший снимок серии.
Вовсе не нужно во всех снимках стремиться к передаче движения. В картине покоя тоже мо
жет быть заключена сила выразительности. И ряд снимков Рахмиловича — наглядная тому иллюстрация. Но в некоторые пейзажи надо было внести больше динамики.
А. Рахмилович проделал большую работу. Если монография о Ленинграде будет издана культурно, — это будет удача советской фотографии.
Но тему автору оставлять нельзя. Именно теперь ему как художнику надо взяться за серию
о Ленинграде, в которой показать уже до конца свое отношение к теме, показать более смело и открыто.