В поисках своего стиля

(С выставки работ С. Струнникова)
Б. Теодоров Тридцать тысяч негативов, точно учтенных,
разложенных в строгом порядке. Тридцать тысяч негативов, снятых в самых различных уголках нашей страны, — в ледяных просторах Арктики, в цветущих садах Армении, в горах Дагестана, в знойном Таджикистане. Разнообразнейший фотоматериал, рассказывающий о жизни на
шей страны, о героических делах, о красотах природы наших союзных республик, о новострой
ках, о завоевании далекой Арктики, — таков итог десятилетней работы фоторепортера Сергея Струнникова. Выставка в Центральном доме журналиста явилась его творческим отчетом.
С. Струнников формировался как фоторепортер под сильным влиянием кинематографии. От фотографии он пришел к кино, из кино — вернул
ся на фоторепортаж, с которым и связал свою творческую судьбу.
Десять лет работы — в наших условиях — срок немалый. Что же показала выставка, каковы итоги десятилетней работы фоторепортера, что
творчески ценного создано им, в чем слабость его творчества, куда должно быть оно направлено в дальнейшем?
С. Струнников — журналист с накопленным опытом работы. Его репортаж создавался в са
мых разнообразных, подчас весьма трудных условиях—в экспедициях, в горах, в Арктике и т. д.
Он хорошо владеет техникой съемки, знает многие секреты освещения, приемы композиции.
Но эти тщательно отпечатанные, любовно отделанные и со вкусом оформленные работы, представленные на выставке, по своему художественному уровню неравноценны.
На обсуждении творчества С. Струнникова правильно отмечалось, что наряду с работами, сви
детельствующими об умении автора видеть нашу жизнь и талантливо ее отображать, представ
лены работы случайные, не согретые вдохновением.
Есть фотографы, которые уверенно владеют техникой, обладают определенным художественным вкусом, но которые не нашли еще характер
ного для себя стиля работы, своего творческого метода. Это относится и к С. Струнникову.
У него есть несколько безусловно удачных, содержательных, композиционно законченных работ, в которых сюжет разработан строгими изо
бразительными средствами ясно и выразительно. В числе этих работ — серия по Арктике, в которой чувствуется дыхание величественного и сурового Севера.
«В Средней Азии» — волнующий снимок, рассматривая который ощущаешь пронизывающий ветер, поднимающий тучи песка, захлестывающий все на своем пути, или сделанный совершенно в ином стиле простой репортерский снимок «В испанской школе». Нужно обладать острым зре
нием журналиста, чтобы уловить такой естественный, полный динамики момент.
Обращает на себя внимание портрет Надежды Константиновны Крупской, работа «Комсомолкаи некоторые другие.
Запоминаются пейзажи С. Струнникова — «В Болшеве», «В Армении», «Путь в горах», «На море» и т. д. Посвятив много лет своей работы репортерским газетным снимкам, он вместе с тем с большой любовью создает свои пейзажи.
Однако ряд работ («Колесный цех», «Перед выборами в колхозе», «Персиянка», «Любимец», «В рабочем общежитии», «Санаторий в Симеизеи некоторые другие) ни по выбору момента съем
ки, ни по композиции не заслуживает того, что
бы быть экспонированным на выставке. Работы не только разностильны, они просто подчас фотографически неинтересны или даже порочны. Разве явно не натуралистичен портрет персиянки, лицо которой изборождено грубыми морщинами?
Подучилась маска — холодная и бездушная. А «Туристы в горах»? Что хотел показать этой ра
ботой автор, как не свое владение техническим приемом и только?
В творчестве С. Струнникова, как отмечалось при обсуждении выставки, борются две струи: рядом с реалистическими работами проглядывают элементы формализма, погоня за приемом, за внешним эффектом.
Настоящему искусству чужды и протокольная бесстрастность, и формалистическая надуманность. А к чему приводит пользование заведомо нарочитыми приемами, показывают работы, в которых искусственное подсвечивание снизу и сзади заставляет не верить в то, что здесь изобра
жено. На первый план сразу же выступает при
ем, за которым исчезает настоящее человеческое чувство.
Естественность и простота—необходимые качества всякого произведения искусства. Вот почему предпочтение следует отдать таким работам, как «Комсомолка», работе, сделанной очень сдержанно, очень искренно, с большим вкусом.
В работах этого характера, — простых, содержательных, не лишенных лиризма, —С. Струнникову удается преодолеть штамп, власть прие
ма и выражать свои мысли понятным и подчас художественным языком.
За десять лет работы С. Струнников накопил большой творческий опыт. Он трудолюбив. У него есть знание, навыки, приобретенные за го
ды учебы в кинотехникуме и на газетно-журнальной работе.
Всякая отчетная выставка — а организацию их надо горячо приветствовать! — не только экзамен перед общественностью, но и перед самим автором. Она подводит черту после опреде
ленного этапа творчества, позволяет оглянуться на пройденный путь, сделать необходимые выво
ды. С. Струнникову, фоторепортеру способному и наблюдательному, следует энергично вытрав
лять старые недостатки и развивать именно те положительные стороны, которые в его творчестве есть. Нужно найти свой стиль, свой метод
уметь отражать свое мироощущение, свое отношение к явлениям жизни, чтобы вырасти в полноценного художника.