Аэрофотосъемка

на службе социалистического строительства

А. Вейсман В 1855 г. парижский фотограф Надар выдвинул
идею фотосъемок с привязного аэростата. Первый удачный опыт в этой области он произ
вел в 1859 г. Изобретением заинтересовалось военное ведомство.
Развитие авиации привело к тому, что аэрофотосъемка стала производиться с самолета. Управляемость самолета (в отличие от сфериче
ского аэростата) давала возможность производить быструю съемку местности в любом направлении, не дожидаясь попутного ветра. Кроме того, самолет оказался более пригодным для производства фотосъемки в боевой обстановке. Делались также попытай использовать для аэросъемок управляемые аэростаты — дирижабли.
В условиях капитализма аэрофотосъемка обслуживает почти исключительно военное ведомство. В годы первой империалистической войны 1914 г. фотосъемка применялась довольно широко воюющими странами.
После мировой войны 1914 г. особенно больших успехов в области аэрофотосъемок добилась Германия, обладающая мощной фотохимической промышленностью. Во время недавних боев в Норвегии (март 1940 г. ) германские истребители сделали ряд точных аэрофотосъемок в различных районах страны. Фотоснимки оказались цен
нее самых подробных и точных карт. Благодаря им командование германской армии имело совершенно четкое представление о рельефе местности, по которой предстояло быстро продви
гаться десантным войскам в глубь Норвегии. При всех своих достижениях в области техники аэрофотосъемки капитализм не смог, однако, широ
ко внедрить ее в народное хозяйство, за очень редкими исключениями.
Известны, например, блестящие результаты аэрофотосъемок при изучении водных ресурсов Аляски, при поисках нефтяных месторождений в Британской части Новой Гвинеи и т. д. Однако нельзя назвать ни одной капиталистической страны, которая систематически обслуживала аэрофотосъемкой хотя бы одну сколько-нибудь крупную отрасль народного хозяйства. С этой задачей капиталистическая экономика не в состоянии справиться.
В России первая аэрофотосъемка была произведена военным ведомством в 1886 г. с воздушного шара. Наиболее инициативные работники
царской авиации придавали аэрофотосъемке большое значение. Руководитель Гатчинской лет
ной школы, энергичный С. А. Ульянин требует от своих питомцев умения производить фотосъемки с самолета и расшифровать чужие аэрофотосъемки. Удалось добиться создания высококачественной фотоаппаратуры для съемки с са
молетов. Для изучения ее в Россию приезжали даже французские офицеры.
Отдельные авиаотряды добиваются неплохих результатов в аэрофотосъемках. Так, начальник штаба II армии в своем приказе от 21 мая 1915 г., перечисляя достижения 2-го армейского авиаотряда, констатирует, что «в важном и весьма полезном деле работы летчиков—воздушной фото
графии—благодаря правильной его организации и выказанному летчиками к нему интересу достигнуты уже вполне положительные результаты. Последние снимки тыловых позиций неприятеля являются весьма ценными как по содер
жанию, так и по выполнению» («Красный архив№ 5 за 1939 г., стр. 125).
В приказе войскам 17-го армейского корпуса от 24 мая 1917 г. отмечается хорошая работа Западносибирского корпусного авиационного отря
да, которым наряду с другими операциями «во время разведок был сфотографирован фронт про
тивника на участке корпуса, его укрепленные линии, а также несколько групп батарей в его тылу» (там же, стр. 135).
Однако инициатива и старание лучших авиаторов не могли преодолеть ряда трудных препятствий, стоявших на их пути. Командование цар
ской авиацией (в лице «августейшего» князя Александра Михайловича) относилось к аэрофотосъемке откровенно пренебрежительно. Это
пренебрежение разделялось весьма многими. В результате дело доходило до того, что некото
рые авиационные отряды, выступая на фронт, оставляли, покидали фотоаппаратуру в тылу
Не было хорошего оборудования для расшифровки аэрофотоснимков. Начальник 1-го кор
пусного отряда Пруссис, отчитываясь перед командованием о деятельности отряда за август
1914 г., жалуется на то, что «обработка снимков при нашем обозе и табельной фотографической двуколке (образцы воздухоплавательных рот), со
вершенно не соответствующей потребностям авиационных отрядов (как и большинство пред
метов, отпускаемых нам по образцам, принятым в воздухоплавательных частях), крайне затруднена, и снимки никогда не могут поспеть к сроку» (там же, стр. 123).
Большинство работников генерального штаба не знало даже, что делать с аэрофотоснимками и накапливало эти снимки в канцелярских панках.
«Фотографирование совершенно отсутствует» — эта фраза встречается в заключении инспектора авиации армии Юго-Западного фронта полков
ника Степанова за сентябрь 1917 г. (речь идет о 1-м Туркестанском авиационном отряде). Она встречается и в других рапортах. Там же, где аэрофотосъемка произведена, она не дает ожидаемых результатов.
В годы гражданской войны аэрофотосъемка не была у нас развита. Это объясняется прежде всего слабостью советской авиации в этот период, отсутствием фотохимической промышленности в нашей стране и невозможностью (из-за блокады) импортировать необходимое оборудование.
Систематические работы по фотосъемке начинаются в СССР в 1924 г. Вся необходимая фото
аппаратура и фотоматериалы импортировались в этот период из-за границы.
Аэрофотосъемка стала расти особенно бурными темпами в годы сталинских пятилеток, когда