широкое развитие получила отечественная точно-механическая и фотохимическая промышленность. В 1929 г. был организован научно-исследовательский институт аэрофотосъемки.
В настоящее время аэрофотосъемка применяется на самых разнообразных участках социали
стического строительства. Съемка той или иной территории с воздуха является для нас в настоя
щее время основным методом государственной топографической съемки. Наземный метод изуче
ния поверхности является очень трудоемким, а качество получаемых результатов страдает боль
шими недостатками. Вместо точного снимка тут делается условный знак, отражающий ту или иную особенность рельефа. Аэрофотосъемка же дает безукоризненный по своей точности снимок. Именно таким путем мы получаем «заготовки» для составлении выпускаемых нами геогра
фических карт. Все крупные съемочные работы, как правило, выполняются у нас при помощи авиации.
В течение ближайшего десятилетия аэрофотосъемкой будет охвачено до 95% территории СССР. Это даст ценнейшие материалы для составления новых карт, для выпуска Большого советского атласа мира. В 1940 г. расширяются работы по аэрофотосъемке в районах Арктики и на Алтае. В северных районах страны, а также на Алтае в настоящем году будет снята с воздуха огромная площадь — до 200 тысяч км2. Ус
ловия работы в этих районах очень сложны. На Алтае аэрофотосъемка в ряде мест производится с высоты 5—5, 5 км.
В этом году будет произведена аэрофотосъемка ряда районов Якутии, что ускорит выявление и изучение природных богатств республики.
При помощи аэрофотосъемки быстро и тщательно изучается рельеф, местонахождение и другие особенности строительных площадок. Аэрофотосъемка была успешно применена при строительстве Днепрогэса, канала Москва—Волга, Куйбышевского гидроузла и других важней
ших строек. Аэросъемка дает ценные материалы для учета наших растительных ресурсов, для учета и изучения лесных фондов. При помощи
аэросъемки можно определить площадь болот и их конфигурацию, площадь гарей или лесосек. Аэросъемка дает четкое представление о размерах площади, занятой той или иной лесной породой. При помощи аэросъемки можно опреде
лить также возраст леса и ряд других черт, характеризующих данный лесной массив. Опыт показал, что аэросъемка на лесных разработках обходится в 5—6 раз дешевле наземных и дает исчерпывающие и точные результаты. Аэросъемка болот в ряде случаев дала возможность выявить торфяные массивы.
В районах степей при помощи аэросъемки исследуется растительный покров, что важно для развития социалистического животноводства. Выявление растительного покрова дает четкое пред
ставление и о составе почвы в том или ином районе.
Аэрофотосъемки сельскохозяйственных земель используются совхозами и колхозами для землеустройства, а также для введения наиболее раци
ональных севооборотов. В 1940 г. будет снято путем аэрофотосъемки до 240 тысяч кмг земель.
Аэрофотосъемка имеет также большое значе
ние для освоения пустынь и полупустынь. При помощи аэросъемки можно очень быстро выя
вить наличие в том или ином районе дикорастущего саксаула, наличие кормовой растительности, направление караванных путей.
Велико значение аэрофотосъемки для изучения водных ресурсов нашего Союза. При помощи аэрофотосъемки учитывается количество рек, болот, озер и их расположение. В некоторых рай
онах нашего Союза (Карело-Финская ССР и др. ) имеются десятки тысяч озер. В таких районах учет водных ресурсов, учет площади, покрытой водой, и взаиморасположение водных бассейнов особенно важен для составления плана мелиорации, плана судоходства (некоторые озера соеди
нены между собою протоками). При помощи аэрофотосъемки можно получить сведения о том, какие именно участки реки являются наиболее пригодными для постройки плотин и гидротех
нических сооружений. Аэрофотосъемка дельты реки Лены (на площади в 40 тыс. км2) дала возможность составить точную карту этой части для налаживания судоходства. В 1940 г. бу
дут сняты с воздуха районы, прилегающие к нижнему течению Енисея.
Аэрофотосъемка применяется также в археологии. При помощи аэросъемки определяются контуры древних городов и селений, контуры ста
рых линий водоснабжений, направление древних каналов. Аэросъемка имеет также большое значение и в деле выявления наших рудных бо
гатств. Следует учесть, что наличие той или иной руды накладывает свой отпечаток на рас
цветку поверхности почвы (так, например, бурые пятна обычно свидетельствуют о выходе серни
стых руд, выход угля обозначается черным или серым цветом). В районах, лишенных растительности или бедных ею (некоторые районы Средней Азии, некоторые участки тундры), аэрофото
съемка может быть применена и применяется с большим эффектом для выявления полезных ископаемых.
Приведенный нами перечень дает лишь приблизительное представление о роли аэрофотосъемки в нашем народном хозяйстве. Неоцени
мые услуги оказывает аэрофотосъемка на фронте, в боевой обстановке, снабжая командование точными сведениями о передвижении неприятельских войск, о рельефе местности, крепостных сооружениях и т. д.
Объем аэрофотосъемочных работ непрерывно
растет.