ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

Фотография

в павильоне Карело-Финсной ССР

Л. Кристи
«... Выйдет тысяча колосьев, Сотни веток разрастутся,
Где вспахал я и посеял. Где я много потрудился.
Чтоб поляны украшались.
Чтоб леса здесь красовались. Чтобы взморье богатело
И весь край был полон хлебом. »
(Калевала, Руна II)
Когда, прочитав эти строки, высеченные на фасаде павильона, входишь в его зал, не
вольно ожидаешь увидеть картины, которые вдохновенно рассказали бы о том, как мечта, воплощенная в древнем сказании, стала чудес
ной явью. И вот мы подходим к стендам.
Здесь фотографии не изуродованы ножницами лихих монтажеров, не покрыты цифрами и буквами, как это часто бывает в других павильонах. Они не спорят с живописью и скульптурой, ибо здесь, пожалуй, как ни в одном павильоне, фотография играет видную роль в экспозиции.
Казалось бы, что все благоприятствует тому, чтобы посетители могли воочию, через художественные фотодокументы увидеть:
«.. Как нынче-то, да в новое времячко, Да у нашего советского правительства Наше золото зеленое, Карельское,
Служит службу верную строительству. А в горах идет работа скорая,
Скорая работушка, да спешная.
По-стахановски народ наш соревнуется, А стахановцам машины повинуются! »
(Из письма колхозников-сказителей товарищу Сталину. Строки высечены на фасаде павильона. )
Но с первых же шагов посетителя ждет глубокое разочарование. Экспозиция начинается с фотоматериалов, посвященных разгрому финской белогвардейщины (по преимуществу фотографии В. Темина).
В центре стенда помещен экран наплывного аппарата, на котором демонстрируется фотофильм. Задумано это очень хорошо, но фотогра
фии настолько маловыразительны и так случаен их подбор, что никакого представления о героической эпопее они не создают.
Неужели нельзя было найти два-три десятка ярких фотографий, —ведь на фронте было немало фоторепортеров и кинооператоров!
Показанные в строго продуманной последовательности и быть может снабженные, там где это нужно, поясняющими титрами, они бы оставляли глубокое впечатление в сознании зрителя.
Во всем павильоне нет ни одного запоминающегося фотопейзажа, хотя руководители павильона, располагали работами такого замеча
тельного мастера северного пейзажа, как A. Скурихин. На наш вопрос, почему в павиль
она не показаны пейзажи, главный методист г. Кеккони ответила, что организаторы павильо
на не могли использовать «призрачные пейзажи» (так и сказала!) А. Скурихина, так как в
них нет ничего, кроме красивой природы. Но ведь даже детям известно, что богатство Ка
релии— в ее природе, в «зеленом золоте лесов», в граните, мраморе, реках и озерах! Мы уже не говорим о том, что красивый пейзаж (а в Карелии он необычайно живописен) воспитывает любовь к стране подчас в такой же степени, как и фотографии гигантских лесопильных заво
дов. Кстати сказать, последние в павильоне тоже показаны слабо.
Почему бы, например, не сделать фотофильм о том, куда идет древесина: бумага для газет и книг, ценные технические и медицинские продукты, строительные материалы и т. Д. и т. п. Такой фильм можно сделать сравнительно лег
ко и он очень бы помог посетителям павильо
на по достоинству оценить огромные богатства Карело-Финской республики.
Говорят, что организаторов павильона нельзя обвинять в нерадивости, так как у ник было очень мало времени. Конечно, это в известной степени «смягчающее обстоятельство». Но разве все, о чем мы писали выше, так трудно осуществить? Ведь почти все фотоматериалы мож
но было бы найти в архивах московских фото
мастеров, в «Фотоклише ТАСС», наконец, в Кинохронике.
Главное, чего, видимо, не было, —это четкого представления о том, что нужно показать посетителям Выставки. Чем иным можно объяс
нить тот факт, что в павильоне нет фотогра
фии о таком замечательном сооружении, как Беломоро-Балтийский канал имени Сталина?
Разве в Москве нет на эту тему фотографий? Сейчас руководство павильона обновлено и ему предстоит большая работа по подготовке к выставке 1941 года.
Фотомастерам следует помочь руководителям павильона показать многочисленным посетите
лям Выставки богатства и красоту молодой Карело-Финской республики.
Нужно серьезно продумать формы подачи материала, выбрать наиболее выразительные объекты.
Работа эта имеет огромное политическое значение и принесет настоящую творческую радость тем, кто с интересом и любовью возьмется за ее осуществление.