ФОТОРЕПОРТАЖ

Новый тип фотогазеты

С. Владимиров Фоторепортаж по своей технике, средствам
передачи (связи) и способам публикации значительно более сложен, нежели литературный репортаж. Всякому ясно, что блокнот и вечное перо журналиста более портативны, нежели фо
тоаппарат с набором объективов и негативного материала, без которых не может обойтись ни один фотокорреспондент.
«Рабочая точка» журналиста—точка, с которой все слышно и видно, может быть найдена со значительно большей легкостью, нежели точка фотосъемки. Процесс составления корреспонденции—короче и проще сложной негативной и позитивной обработки фотографических «записей». Набор и верстку текстовой корреспонденции нельзя и равнять со сложной техникой изготовления клише, с воспроизведением фотоил
люстраций. О сложности процесса последнего свидетельствует тот факт, что большое число вы
пускаемых в нашей стране газет еще не имеет возможности организовать его в своих типографиях— не публикует вследствие этого местный фоторепортаж.
Преодоление всех технических затруднений, сопровождающих фоторепортаж, организация одновременно с текстовым репортажем переда
чи и публикации фотографической корреспонденции составляют основу борьбы за оперативный, а следовательно, более действенный, поли
тически более актуальный боевой фоторепортаж.
В этом направлении у нас за последние годы многое достигнуто. Наша фотографическая промышленность систематически усиливает свои ста
рания снарядить наш фоторепортаж соответст
венно современным требованиям наибольшей оперативности в фотокорреспондентской работе. На помощь фотокорреспондентам нередко
приходит советская авиация, — она поистине является одним из основных и решающих помощников оперативного фоторепортажа1.
Бильдтелеграф все чаще используется для передачи в редакции фотоснимков одновременно с текстовым материалом.
Еще более сложно обстоит дело с обеспечением оперативного выпуска не отдельных фо
токорреспонденций для газет, а целой газеты, построенной на фотографическом материале и выпускаемой фотографическими средствами.
Такая газета, казалось бы, должна быть более поворотливой в отличие от изданий, выпускаемых полиграфическими средствами. В макси
мальной оперативности заключается основное оправдание обильного расходования на такую газету дефицитной фотографической бумаги и других ценных материалов, оправдание высокой себестоимости подписной платы.
1 См. «Записки фоторепортеров», Госкиноиздат, 1939 г., стр. 6, 7, 9, 48, 60, 86 и т. д.
На деле так не получалось: «Фотогазета», возникшая еще в системе Союзфото и выпускаемая в течение ряда лет (с 1983 г. ), оказа
лось в достаточной мере громоздким изданием, имевшим мало общего с оперативностью. По существу это была даже не газета, а витрина снимков, небольшая фотовыставка, выпускавшаяся от одного до трех раз в месяц и от
кликавшаяся на текущие политические события нисколько не оперативнее обычных журналов, выпускаемых полиграфическим путем.
За последнее время в Фотоклише ТАСС найден тип фотогазеты, гораздо более отвечающей современным задачам, — о ней уже сообщалось в № 6 «Советского фото», стр. 9, —«Газета хро
никального фоторепортажа». Эта «Фотогазетаначала выходить в марте 1940 г. десятью вы
пусками ежемесячно. Каждый номер этой «Фо
тогазеты» состоит из трех листов, фотомонтажных 18 X 24 см (от двух до шести снимков), при
чем листы не задерживаются в редакции до накопления полного комплекта, а рассылаются на места по мере их изготовления. Стоимость каждого листа — 2 руб. Тираж фотогазеты составляет пока 1000 экз., который предположено увеличить в ближайшее время в два-два с половиной раза.
Ограниченный объем газеты и упрощенная форма ее монтирования позволяют выпускать такую газету с подлинной оперативностью — на другой же день после события.
Найден таким образам новый тип фотогазеты, шагающей по темпам составления и выпуска в ногу со всеми другими газетами, газеты под
линно оперативной, на деле оправдывающей и свое название и расходование на ее выпуск фотографической бумаги.
Бесспорный успех этой газеты в части оперативности объясняется прежде всего ее правильным организационным построением: редакция
«Фотогазеты» создана на этот раз у первоисточника фотографической информации — в системе фото агентства. Это обеспечивает ей получение и отбор материала от фотокорреспондентов со всех концов Союза раньше всех других газет.
Эти организационные предпосылки позволяют обеспечить «Фотогазете» не только оперативность выхода, но и достаточно высокое качество материала.
Рассматривая комплект «Фотогазеты» Фотоклише за март — июнь 1940 г., мы прежде всего должны отметить, что при сравнительно неболь
шом объеме она сумела проиллюстрировать все важнейшие политические, хозяйственные и культурные события за истекший период.
Из таких крупнейших событий газета особо останавливается на разгроме белофиннов Крас
ной Армией (начало выхода «Фотогазеты», кстати отметим, совпадает с этим моментом), ярко показывает отклики на заключение мирно